Клюева Н.В.. под ред Педагогическая психология. Учеб. для студ. высш учеб заведений.

Категория: Библиотека » Педагогическая психология | Просмотров: 66622

Автор:   
Название:   
Формат:   HTML, DOC
Язык:   Русский

Скачать по прямой ссылке

Одна из важнейших задач школы - развитие мышления учащихся. Как известно, мышление начинается с постановки проблемы, задачи, вопроса. Для активизации мышления могут быть использованы: проблемное изложение материала, разрешение проблемных ситуаций, обучение решению различных задач, анализ ситуаций, поиск ответов на различные вопросы, риторический вопрос при объяснении материала.
Необходимо обеспечить также принятие учениками задачи (цели, данной в определенных условиях), сформировать внутреннее побуждение к достижению этой цели, задачи - мотив. Здесь может быть использовано множество различных приемов: 1) способ подачи цели как эмоционально привлекательной, интересной; 2) привлечение учащихся к самостоятельной формулировке цели (вопроса, задачи). Например, в конце изложения темы предлагается сформулировать вопросы по теме; 3) выбор учебных задач из числа предложенных; 4) использование стимулов как внешних подкреплений мышления (похвала, отметка), сюда же можно отнести использование различных форм межгруппового взаимодействия учащихся на уроке (например, соревнование); 5) варьировать степень трудности учебных задач (слишком трудные мыслительные задачи должны использоваться при условии сформированности мотивации).
Другое условие развития мышления школьников - формирование способов решения задач: приемов умственных действий, алгоритмов, алгоритмических предписаний для решения определенного класса задач, логических умений. Каждый класс задач имеет свою специфику. Обучение решению задач опирается на понимание учителем этой специфики, осознавание умственных действий, которые лежат в основе мыслительного процесса (экстериоризации) и формирование соответствующих умственных действий у учащихся (интериоризации). В отечественной психологической литературе накоплен немалый опыт экспериментального изучения процессов решения учебных задач, разработаны рекомендации по обучению, показаны результаты их внедрения в практику учебной работы. Используя их, школьные психологи существенно облегчили бы работу по развитию и формированию мышления учащихся, возрастные особенности которых составляют основу формирования познавательного процесса.
У младших школьников преобладает образное мышление. Младший школьник может также мыслить логически, но отсутствие наглядных представлений объекта затрудняет оперирование понятиями, поэтому важно обеспечить взаимодействие конкретного и абстрактного мышления в процессе обучения.
У подростков способность к абстрактному мышлению возрастает, изменяется соотношение между конкретно-образным и абстрактным мышлением в пользу последнего. При этом конкретно-образные (наглядные) компоненты мышления не регрессируют, а сохраняются и развиваются, продолжая играть существенную роль в общей структуре мышления. Формирование абстрактных понятий происходит более успешно тогда, когда оно опирается на методически правильно подобранные наглядные образы. Развивается способность к конкретизации, иллюстрированию, раскрытию содержания понятий в конкретных образах и представлениях.
Под влиянием школьного обучения развивается аналитико-синтетическая деятельность, учащиеся стремятся выделить главное в материале, овладевают умением обосновывать, доказывать определенные положения, делать обобщения.
У подростков уже проявляется способность к самостоятельности суждений, критичности, к творческому мышлению. Наиболее полно эти особенности развиваются в старших классах, в юношеском возрасте.
Мышление в старшем возрасте обладает большей организованностью и последовательностью, логичностью; для него характерны глубина и основательность. Возникает интерес к причинному объяснению явлений. Старшеклассники способны осуществлять опережающее мышление, планирование. Процесс мышления включает выдвижение и самостоятельную проверку гипотез. Все это позволяет говорить о способности к научному мышлению. В юношеском возрасте отчетливо обозначаются индивидуальные различия мышления, которые проявляются в предпочтениях определенных учебных предметов, результатах решения различных типов задач, в особенностях когнитивных стилей.

Вопросы и задания

1. Какие приемы может использовать учитель для создания благоприятной эмоциональной атмосферы урока?
2. Какие функции должна выполнять педагогическая оценка? Сформулируйте психологические требования к эффективности школьной отметки.
3. Какие способы формирования положительной мотивации учения может использовать учитель на уроке с учетом возрастных особенностей учащихся?
4. Назовите приемы управления вниманием учащихся на уроке с учетом их возраста.
5. Какие условия развития памяти необходимо создать на уроке?
6. Как организовать развитие мышления учащихся на уроке?
7. Проанализируйте причины поведения учеников в описанных ситуациях. Предложите альтернативные варианты поведения учителя.
Ситуация. На урок в 9-й класс пришла молодая учительница, временно заменяющая своего коллегу. Держалась подчеркнуто строго, пытаясь, видимо, тем самым скрыть свое волнение и неуверенность.
«Здравствуйте, ребята. Меня зовут Ирина Ивановна, я проведу у вас несколько уроков вместо Ольги Тихоновны».
Минуты две класс с интересом наблюдал за новой учительницей, потом стали раздаваться реплики явно не по теме урока. Кто-то пытался шутить, кто-то вел себя смелее и развязнее, чем обычно. На замечания учительницы никто не реагировал, призывы вести себя тихо не действовали. Далее начались угрозы написать замечания в дневник, поставить двойки и т.д. Когда Ирина Ивановна в очередной раз повысила голос, едва не сорвавшись на крик, один из учеников сказал: «Ирочка, не волнуйся!».
Это был последний удар по самолюбию учительницы. Не владея больше собой, сдерживая слезы, она выбежала из класса, не закончив урок.
8. Приведите примеры интересных ситуаций с уроков (из литературных источников, из кинофильмов, материалов собственных наблюдений). Проанализируйте их.
9. Проанализируйте поведение ребят и поведение двух учителей в одной и той же ситуации. Подумайте, что обеспечило успех учителя в данной ситуации.
Ситуация. На перемене в 7-й класс забрел котенок. Ребята начали играть с котенком. Кто-то предложил устроить кошачий концерт на предстоящем уроке русского языка. Предложение было одобрено, так как на уроках русского языка всегда было скучно.
Из обычной веревочки сделали упряжку, котенка посадили в шкаф, а конец веревки пропустили под дверцей шкафа. В подходящий момент урока сидящий рядом со шкафом Сергей дернул за веревочку, раздалось громкое мяуканье. Учительница вздрогнула и подняла голову: «Кто это хулиганит? Какое безобразие!». Ребята засмеялись. Через некоторое время кошачий концерт повторился. «Прекратить сейчас же!»- крикнула учительница. Лицо ее побледнело, глаза покраснели. Ее уже никто не слушал. В классе стоял хохот. Учительница замолчала, растерянно оглядывая ребят, затем схватила журнал и выбежала из класса.
На перемене ребята устроили совещание. «Сейчас какой урок? История. Он какой-то чудак этот Петр Иванович, рассказывает интересно. Ну, ладно. Попробуем устроить маленький концерт».
Войдя в класс, учитель сделал ребятам замечание, что они плохо обошлись с учительницей: «Вы очень обидели женщину, рыцари», -и приступил к объяснению урока. В это время Сергей начал свои манипуляции и котенок заорал. Спокойно продолжая рассказ, учитель направился прямо к шкафу. Он сделал это так неожиданно, что Сергей не успел отбросить веревочку, и она выдала его с головой. Раскрыв дверцу шкафа, учитель рассмеялся весело и непринужденно. Он поднял котенка, снял с него веревочную упряжку и посадил к себе за пазуху. Так с котенком на руках он и продолжал вести урок, поглаживая время от времени его головку. Ребята смотрели то на учителя, то на котенка, и во взглядах их были недоумение и восторг. Урок прошел успешно.

План семинара

«Психологическое обеспечение планирования и анализа урока»

1. Психологическая характеристика целей урока.
2. Принципы обучения в школе будущего.
3. Анализ учебной деятельности учащихся на уроке.

План семинара

«Психологическое обеспечение индивидуального подхода к ребенку в организации учебной деятельности »

1. Понятие индивидуальности и индивидуального подхода к ребенку в обучении.
2. Проблема обучаемости. Обучение детей с пониженной обучаемостью.
3. Работа с одаренными детьми на уроках.

План семинара

«Развитие мышления школьников в обучении»

1. Пути обучения мышлению.
2. Проблемные ситуации в системе развития мышления.
3. Психологическое обеспечение обучения решению задач на уроках (на материале решения определенного класса задач: математических, физических, лингвистических).

Основная литература

1. Гончаров B.C. Типы мышления и учебная деятельность. Свердловск, 1988.
2. Ерастов Н.П. Культура умственного труда (Беседы о рациональной организации познавательной деятельности). Ярославль, 1973.
3. Козлова И.Н. Психологические аспекты анализа урока. Вологда, 1990.
4. Познавательные процессы и способности в обучении / Под ред. В.Д. Шадрикова. М., 1990.
5. Черемошкина Л.В. Развитие памяти детей: Популярное пособие для родителей и педагогов. Ярославль, 1995.
6. Черемошкина Л.В. Развитие внимания детей: Популярное пособие для родителей и педагогов. Ярославль, 1997.
7. Якунин В.А. Обучение как процесс управления. Психологические аспекты. Л, 1988.

Дополнительная литература
8. Амонашеили Ш.А. Воспитательная и образовательная функция оценки учения школьников. М., 1984.
9. Клаус Г. Введение в дифференциальную психологию учения. М., 1987.
10. Маркова А.К., Матис Т.А., Орлов А.Б. Формирование мотивации учения. М., 1990.
11. Якиманская И.С. Развивающее обучение. М., 1979.

Психологические аспекты компьютеризации образования



Связаться с администратором



Похожие публикации:

  • Бондаренко Алевтина Анатольевна. Развитие творческого мышления школьников при обучении составлению задач по математике
  • Белошистая А.В. Тренажёр по математике для 1 класса. Обучение решению задач
  • Ярослав Коптев. Решение задач на разностное сравнение
  • Развитие познавательных способностей учащихся. 2-3 КЛАССЫ
  • Моро М.И., Волкова С.И. Для тех, кто любит математику. 1 класс
  • Моро М.И., Волкова С.И. Для тех, кто любит математику. 2 класс
  • Глазков Ю.А., Егупова М.В. Тренажёр по геометрии. 9 класс. К учебнику Л.С. Атанасяна "Геометрия. 7-9 классы"
  • Программа формирования регулятивных универсальных учебных действий в начальной школе
  • Александрова О.М., Добротина И.Н. и др. Работа с текстом на уроке русского языка. 5-11 класс
  • Василевский А.Б. Обучение решению задач по математике
  • Левитас Г.Г. Нестандартные задачи по математике во 2 классе
  • Левитас Г.Г. Нестандартные задачи по математике в 4 классе
  • Левитас Г.Г. Нестандартные задачи по математике в 1 классе
  • Левитас Г.Г. Нестандартные задачи по математике в 3 классе
  • Белошистая А.В., Козлова Е.Г. Тренажер по математике для 3 класса. Решение задач
  • Белошистая А.В., Козлова Е.Г. Тренажер по математике для 3 класса. Решение задач
  • Белошистая А.В., Козлова Е.Г. Тренажер по математике для 4 класса. Решение задач
  • Белошистая А.В., Козлова Е.Г. Тренажер по математике для 2 класса. Решение задач
  • Редактор. Развитие мышления у детей в возрасте от 3 до 10 лет
  • Деревягина Елена  Александровна. Семинар 'Обучение детей решению арифметических задач'
  • Гришук Ирина Васильевна. «Роль использования нетрадиционных техник и приемов работы в развитии художественного творчества у дошкольников»
  • Лутцева Е.А., Зуева Т.П. Технология. 4 класс. Рабочая тетрадь
  • Лутцева Е.А., Зуева Т.П. Технология. 3 класс. Рабочая тетрадь
  • Полицинский Е.В. и др. Задачи и задания по физике. Методы решения задач и организация деятельности по их решению
  • Атанасян Л.С. и др. Геометрия. 8 класс. Рабочая тетрадь
  • Атанасян Л.С. и др. Геометрия. 7 класс. Рабочая тетрадь - Атанасян Л.С. и др.
  • Под ред. Шестакова С.А. Решение всех экзаменационных задач по алгебре и началам анализа за 11 класс: Курсы "А", "В", "С", "Д" к "Сборнику задач по алгебре . Под ред. Шестакова С.А.
  • Богомолова О.Б. Логические задачи
  • Петерсон Л.Г. и др. Математика. 6 класс. Методические рекомендации к учебнику
  • Шестакова И.В. Математика. 6 класс. Практикум. Готовимся к ГИА
  • Виноградова О.А., Вольфсон Г.И. Математика. 5 класс. 30 вариантов итоговых работ для подготовки к ВПР
  • Петерсон Л.Г. и др. Математика. 5 класс. Методические рекомендации к учебнику
  • Лебединцева Е.А., Беленкова Е.Ю. Алгебра. 7 класс. Задания для обучения и развития учащихся
  • Лебединцева Е.А., Беленкова Е.Ю. Математика. 5 класс. Задания для обучения и развития учащихся
  • Беленкова Е.Ю., Лебединцева Е.А. Математика. 6 класс. Задания для обучения и развития учащихся
  • Ананьева Елена Владимировна. Картотека игр и игровых упражнений для развития мышления у детей дошкольного возраста с ЗПР
  • Маркова Оксана Васильевна. Мастер — класс «Использование наглядного моделирования в обучении дошкольников 6-7 лет решению арифметических задач»
  • Калмыкова Татьяна Юрьевна. Методы диагностики мышления детей 3-5 лет
  • Лебединцева Е.А., Беленкова Е.Ю. Алгебра. 8 класс. Задания для обучения и развития учащихся
  • Беленкова Е.Ю., Лебединцева Е.А. Математика. 6 класс. Задания для обучения и развития учащихся 2 тетради
  • Лутцева Е.А., Зуева Т.П. Технология. 2 класс. Рабочая тетрадь
  • Лебединцева Е.А., Беленкова Е.Ю. Алгебра. 9 класс. Задания для обучения и развития учащихся
  • Елена Конева. Воспитательно-образовательные возможности игровой деятельности в дошкольном возрасте
  • Каменецкий С.Е., Орехов В.П. Методика решения задач по физике в средней школе
  • Главный Редактор. Психологическое здоровье учеников и личностные особенности учителя
  • Шулежко Е.М., Шулежко А.Т. Физика. 6 класс. В 2 частях
  • Формирование отношения к здоровью как к ценности. Факторы, влияющие на здоровьесбережение на уроке
  • Даутова Венера Хамбаловна. Дидактические упражнения как средство развития логического мышления дошкольников
  • Белошистая А.В. Методика обучения математике в начальной школе. Курс лекций
  • Чуракова Р.Г. Математика. Поурочное планирование по уч. Чекина А.Л. 2 класс. 2 часть



  • Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:      
    Код для вставки в форум (BBCode):      
    Прямая ссылка на эту публикацию:      


     (голосов: 0)

    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь