Старшенбаум Г.В. Психотерапия в группе.

Категория: Библиотека » Психотерапия и консультирование | Просмотров: 37330

Автор:   
Название:   
Формат:   HTML, DOC
Язык:   Русский

Скачать по прямой ссылке

В 1949 г. Эндрю Солтер (Salter, 1949) в своей книге «Условно-рефлекторная терапия» заложил основы поведенческой терапии в соответствии с теорией условных рефлексов И.П. Павлова, в которой взаимодействие человека с окружающим миром происходит по принципу: «стимул – реакция». В 1950-х гг. Беррес Фредерик Скиннер, работая с пациентами психиатрических больниц, разработал теорию оперантного обусловливания, согласно которой поведение контролируется его результатами и последствиями желательных подкреплений. Основной путь воздействия на поведение, исходя из этой формулы – влияние на его результаты. Оперантные методы стали широко использоваться для формирования нового стереотипа поведения, закрепления уже имеющегося стереотипа и ослабления нежелательного шаблона. Роман Б.Ф. «Уолден-два» привлек внимание американского общества к связи психологических и социологических проблем и способствовал бурному развитию поведенческого подхода в групповой работе.
В 1958 г. была издана книга Джозефа Вольпе (1998) «Психотерапия реципрокным торможением» с описанием базовой бихевиоральной техники – систематической десенсибилизации. В конце 50-х гг. Арнольд Лазарус (2001) и Ганс Айзенк независимо друг от друга ввели в практику понятие поведенческой терапии, которая породила различные формы тренинга умений. В 80-х гг. поведенческая терапия испытала муки обновления в «когнитивной революции», идеологами которой явились Альберт Эллис (1999, 2002) и Аарон Бек (1998, 1999, 2002. 2003).
В настоящее время десятки тысяч американцев проходят групповую психотерапию, более 5 миллионов принимают участие в группах личностного роста или изменений, членов групп самопомощи и расширения сознания насчитывается вдвое больше.

 У психологии длинное прошлое, но короткая история (Герман Эббинхгаус).

Теоретические модели
Групповая терапия, как и индивидуальная, базируется на трех основных теоретических подходах. Психоаналитический подход рассматривает человека как управляемого своими инстинктами. Причина заболевания видится в подавлении Суперэго сексуальных и враждебных инфантильных влечений. Цель терапии состоит в превращении бессознательного в сознательное, преодолении детской амнезии, раскрытии вытесненных воспоминаний. Данный подход является теоретической основой группового психоанализа, трансактного анализа, психодрамы.
Согласно клиентоцентрированному подходу человек от рождения является хорошим, неиспорченным и обладает интрапсихическим самоактуализирующимся Я. Психические расстройства объясняются чрезмерным старанием соответствовать внешним требованиям и обязательствам, неспособностью ассимилировать опыт в Я-концепцию. Цель терапии – дать человеку возможность сознательно и глубоко прочувствовать свое истинное, хорошее Я. На этом подходе основана идеология групп встреч, гештальт-групп и экзистенциальных групп.
По теории социального научения человек при рождении не имеет сущности, его поведение и симптомы определяются воздействием средовых факторов и дефицитом научения. Целью терапии является приведение намеченного поведения в соответствии с заданными критериями: при дефиците следует обучить, при эксцессе – отучить. Данная теория легла в основу когнитивно-поведенческой терапии.
Римантас Кочюнас (2000) приводит характеристики наиболее распространенных моделей терапевтических групп различной теоретической ориентации.

Теорети-
ческая
ориен-
тация Цели группы Роли и
функции терапевта Распределение ответственности между терапевтом и участниками Используемые техники

Психо-
аналити-ческие группы Создаются условия, позволяющие участникам заново пережить ранний опыт жизни в первичной семье. Раскрываются чувства, связанные с прошлыми
событиями и
переносимые в
настоящее поведение. Посредничает взаимодействию участников группы, помогает создавать атмосферу приятия и толерантности. Остается анонимным, чтобы участники могли проецировать на него свои чувства. Обращает внимание участников на их сопротивление и
реакции переноса,
интерпретирует смысл такого поведения. Помогает участникам вернуться к
«незаконченным ситуациям прошлого» и закончить их.
Определяет нормы и правила группы.
Терапевт: устраняется от
прямого руководства группой и позволяет ей самой определять ход работы;
интерпретирует поведение участников группы. Участники: представляют проблемы для
обсуждения; постепенно принимают на себя ответственность за ход работы;
спонтанно общаясь, интерпретируя поведение друг
друга; постепенно
становятся вспомогательными «психотерапевтами» друг для друга. Интерпрета-ция, свободные ассоциации, анализ сопротивления и переноса.

Группы трансакт-ного анализа Помогают участникам избавиться от
«сценариев» и
«игр» в своих
отношениях; заново оценить свои
прежние решения и принять новые, обоснованные более сознательным знанием. Выполняют дидактическую роль: учат участников
узнавать «игры», в которые они играют, стремясь избежать
близости, состояния Эго, в котором они
бывают во время
конкретного межличностного взаимодействия, а
также негативные
стороны прежних решений. Разделение ответственности по контракту; в нем перечисляется, что участник хочет
изменить и что
обсудить в группе. Анализ «сценариев», моделирование семьи, структурный анализ.

Группы психо-драмы Освобождаются подавляемые чувства, предоставляется помощь участникам в
нахождении новых, более эффективных способов поведения, новых возможностей решения конфликтов; побуждается переживание доминирующих сторон самости участников. Действует как
помощник и
режиссер, направляя ролевую игру,
помогает создавать
психодраму и
обсуждать ее
последствия. Терапевт: применяет методы интенсификации чувств, воссоздания ситуация прошлого, конфликтов; гарантирует, что
протагонист психодрамы не
будет оставлен в
«подвешенном состоянии» и что
участники смогут
поделиться своим опытом. Участники: дают материал психодрамы в роли протагонистов, режиссируют свои психодрамы. Самопредстав-ление и
представление другого, беседа в роли другого и
самого себя, монолог; обмен ролями; дополнения Эго; «зеркало», проекции будущего, техники «сдваивания», «репетиция жизни».

Гештальт – группы Дают возможность участникам обратить внимание на течение своего непосредственного опыта, побуждают опознать и
принять ранее игнорируемые аспекты самости. Побуждают интенсификацию опытов участников
и чувствительность к реакциям тела;
помогают участникам идентифицировать и закончить «незаконченные ситуации прошлого», имеющие влияние на настоящее
поведение. Терапевт: отвечает за осознание и
использование своих опытов «здесь и теперь» в
контексте группы; придает структуру группе, применяя
техники интенсификации чувств. Участники: обязаны быть активными и интерпретировать свое поведение. Конфронта-ция, «пустой стул», игра
диалогов, фантазирова-ние, анализ
сновидений, техники регулируемого воображения и многие
другие, предназначен-ные для
осознания реакций чувств и тела.
Группы, ориенти-рованные на личность Создают безопасную атмосферу, в
которой участники могут изучать свои чувства, помогают
участникам стать
более открытыми
новому опыту и



Связаться с администратором



Похожие публикации:

  • Практическое упражнение: «Порисуем».
  • Клаус Фопель. Групповая сплоченность
  • «Пойми меня»
  • Упражнение для оценки своих коммуникативных навыков: «Разговор начистоту»
  • Иванова Наталья Станиславовна. ПРОЕКТ Краткосрочный в старшей группе «Использование мнемотехнических таблиц в развитии речи детей старшей группы с ОНР по теме «Осень»
  • Фопель К. Этапы развития группы
  • Райзман Е.М. Матрица, гендер и зависть: мужчина в психоаналитической группе
  • Кори Дж. Этические вопросы использования групповых техник
  • Козлова Е.И. Литовцева Р.Д.. Краткосрочный проект по безопасности в подготовительной группе «Всегда будь осторожен!»
  • Лазуткина Е.П., Сербина Н.Н., Казанцева О. Н.,. Сценарий семейного праздника «День рождения группы» для детей 2 младшей группе и их родителей
  • Организация групповой работы занятий "Детское общество"
  • Упражнение на умение кратко формулировать жалобу, быстро улавливать суть проблемы и делать выводы: «Вертушка жалобщиков»
  • Леонид Кроль. Лидер и группа: три фазы лидерства
  • Фурманов И. А., Фурманова Н. В. - Основы групповой психотерапии
  • Ю. Н. Емельянов. О сущности лидерства. Лидер и группа. Из цикла "Психология лидерства"
  • Группа; Group; Gruppe
  • Вечканова Татьяна Васильевна. Проект «Учим правила дорожного движения» в старшей группе
  • Земцова Анна Александровна. Проект «Мой Подольск» для детей подготовительной группы
  • Пугина Надежда Викторовна. «Адаптация ребенка в детском саду»
  • Кочюнас Р. ПСИХОТЕРАПЕВТИЧЕСКИЕ ГРУППЫ: ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА
  • Абраменкова И.В. Зинина И. С.. Проектная деятельность в младшей группе «Правильное дыхание – путь к здоровью!»
  • Солнцева Наталья Викторовна. Проект «Этот загадочный космос» для подготовительной группы
  • Тренинг развития навыков целеполагания у подростков. Часть 2
  • Аверкина Елена Владимировна Антоненко Елена Александровна. Проект к 9 Мая в подготовительной группе «75 лет Великой Победы» для подготовительной группы.
  • Dusay J.M. Ответ на игры в терапии
  • Разиля Гайсина. Оформление группы детского сада
  • Упражнение, направленное на осознание ценности любой идеи любого человека: «Да, и ещё…»
  • П. Штольц. Фокус-группа в маркетинге
  • Реботунова Анна Александровна. Конспект по речевому развитию с использованием театрализованной деятельности по сказке «Колобок» в младшей группе
  • Михайлова Виктория Сергеевна. Особенности организации интерактивных форм взаимодействия с семьёй
  • Картавенкова Ольга Юрьевна. Интеллектуальная игра «Умники и умницы»
  • Гребнева Вера Юрьевна. Развитие творческого мышления в начальной школе
  • Гребнева Вера Юрьевна. Психологический тренинг по предупреждению конфликтов. ЗАНЯТИЕ 1
  • Социометрия: изучение межличностных имежгрупповых отношений. Социометрическиеиндексы ( Дж. Морено)
  • Учебная программа «Удивительный мир общения»
  • Филимонова Л.И Чушанкова Е.Н.. Проект в младшей группе «Лук – наш зелёный друг!»
  • Игра «Социометрия».
  • Психодрама на двоих - Автор неизвестен
  • Чемко Галина Николаевна. Квест «Поиски радуги»
  • Алекинова Ольга Владимировна. Родительское собрание - семинар - практикум на тему: Как слушать ребенка для родителей подготовительной к школе группы
  • Мутных Екатерина. Проект по патриотическому воспитанию в старшей группе «Прогулка в лес».
  • Васильева Оксана Сергеевна. Театр в нашей группе
  • Летова Ирина. Современный транзактный анализ.
  • Полищук С.Д. Работа с клиентом в нарративном подходе: описание случая
  • Установление контакта на первых сессиях в терапии пар
  • Фёдорова Ю.О. Бузанова С.В.. Экологический проект «Первоцветы Кавказа»
  • Ибадулаева Луиза Майиловна. Краткосрочный проект «Волшебница вода» для старшей группы ДОУ
  • Гунина Надежда Александровна. Правила дорожного движения
  • Осипюк Татьяна Александровна. План работы с родителями в первой младшей группе детского сада
  • Рубцова А.А. Особенности применения методов арт-терапии на этапе установления терапевтического контакта



  • Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:      
    Код для вставки в форум (BBCode):      
    Прямая ссылка на эту публикацию:      


     (голосов: 0)

    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь