|
Никандров В. В. Экспериментальная психология. Учебное пособие.Категория: Библиотека » Психология | Просмотров: 84318
Автор: Никандров В. В.
Название: Экспериментальная психология. Учебное пособие. Формат: HTML, DOC Язык: Русский Скачать по прямой ссылке 22.3. Специальные методы исследования трудовых операций и деятельности
Профсссиография – это «отрасль знаний, предметом которой является мир профессий» [144, с. 15].Профессиография – «часть профессиологии, цель которой – описание (составление профес-сиограмм) и классификация существующих профессий по различным (технологическим, экономическим, педагогическим, медицинским и психологическим) критериям. Особое внимание профессиография уделяет медицинским и психологическим противопоказаниям к работе поданной профессии, фиксируемым в профессиограмме и психограмме» [285, с. 109]. В контексте экспериментальной психологии профессиогра-фию следует рассматривать как метод исследования различных видов профессиональной деятельности в целях: 1) систематизации профессий и специальностей; 2) разработки системы требований (психологических, медицинских, производственно-технических) к профессиям и исполнителям. Эти системы требований облекаются в форму профессиональной характеристики (профессио-граммы). Профессиограмма может быть комплексной или парциальной. В первом случае она содержит все существенные характеристики работы, во втором – только частично характеризует ее с точки зрения одной научной дисциплины. Если профессиограмма дает всестороннее описание работы, на основании которого каждая научная дисциплина, имеющая отношение к данному виду деятельности, может черпать из нее информацию, то такую профес-сиограмму называют универсальной. Профессиограмма называется специальной, если направлена на конкретные цели, составлена для узкопрактического использования. Понятно, что психологически главным содержанием профес-сиографии является сопоставление структуры данной профессии с индивидуальными структурами личности. Отсюда для психологии важнейшим элементом профессиограммы является психограмма, т. е. документ, в котором формулируются требования профессии к личности работника, т. е. перечень необходимых психологических способностей к этой профессии и перечень психологических противопоказаний к ней. Если качества, необходимые работнику, выражены количественно, то строят так называемый квалификационный профиль (аналогом такого профиля служит профиль личности, получаемый при использовании ГОЛ). Когда классификация и сравнение профессий проводятся с целью профориентации и взаимного приспособления человека и профессии, то говорят о сравнительной профессиографии [287, с. 252; 368, с. 551]. Анализ профдеятельности представляет собой целенаправленный и организованный процесс, в котором выделяют три этапа: 1) сбор информации о деятельности; 2) обработка и обобщение информации – составление профессиограммы; 3) исследование профессиограммы для решения практических или теоретических задач (классификация профессий, выбор критериев успешности деятельности, подбор тестов для оценки и прогнозирования и т. д.). Информация о профессиональной деятельности может быть получена из разных источников. Главные из них: 1) литература и документация, регламентирующая деятельность (инструкции, наставления, руководства и т. д.); 2) наблюдение за работой специалистов (как постороннее, так и включенное наблюдение); 3) беседы и опрос специалистов и руководителей; 4) объективная регистрация деятельности (фотография, киносъемка, аудиозаписи, хронометраж и др.); 5) самонаблюдение психолога, выполняющего работу по соответствующей профессии и должности. Обобщение данных профессиографии в виде профессиограмм может осуществляться в разных формах. Самая простая – описательная характеристика профессиональной деятельности. В ней отражаются общие особенности данной деятельности, основные действия и их операции, их последовательность и взаимообусловленность, необходимые спецподготовка, знания и навыки, режим труда и отдыха, характерные психофизиологические состояния (монотония, утомление, напряженность, тревога, энтузиазм и т. д.), объем и характер информации, физические нагрузки, санитарно-гигиенические условия, технологические особенности и техническое оборудование. Главные недостатки описательной характеристики: субъективизм описаний; трудность выделения данных для составления профессиональных требований и выбора методик оценки и прогнозирования успешности профдеятельности. Предпочтительнее количественная характеристика деятельности, которая дополняет описательную форму. Количественный анализ деятельности может вестись по двум направлениям: 1) в соответствии с технологией производства; 2) в соответствии с общей характеристикой совершаемых действий и операций (восприятие информации, принятие решений, общение, типичные движения и т. д.). Второй подход выигрышней, так как позволяет выявить сходные действия и операции в различных профессиях. Примером успешной реализации второго направления анализа деятельности является широко распространенный за рубежом опросник PAQ (Position Analysis Questionnaire). По нему оцениваются 182 элемента деятельности, сгруппированные по следующим категориям: 1) вид предъявляемой информации (например, печатный текст); 2) процесс ее обработки (кодирование); 3) общение с коллегами (речевая коммуникация); 4) условия труда (уровень шума); 5) прочие характеристики деятельности (например, ответственность за других). Выраженность элементов в конкретной профессии оценивается экспертами по оценочным шкалам. Популярен среди исследователей и практиков и такой метод получения профессиограмм, как метод критических инцидентов [442]. Сущность его в представлении специалистами в данной профессии реальных примеров высокой и низкой эффективности деятельности, зависящих только от качеств работника, а не от обстоятельств. Эти примеры и называются критическими инцидентами. Для простых видов деятельности набирают 50-100 случаев, для сложных несколько сотен (до 4000). По результатам метода инцидентов формируются критерии успешности деятельности, составляются оценочные шкалы и контрольные задания (тесты), вырабатываются рекомендации по обучению, совершенствованию оборудования и технологий. Таким образом, профессиограммы могут принимать вид: 1) описаний; 2) перечня элементов; 3) набора заданий; 4) списка профессиональных требований. ЛИТЕРАТУРА 1. Абульханова-Слаеская К. А. Методологический аспект проблемы субъективного // Методологические и теоретические проблемы психологии / Отв. ред. Е. В. Шорохова. М., 1969. С. 317-347. 2. Аванесов В. С. Тесты в социологическом исследовании. М., 1982. 3. Адлер Ю. П. Предпланирование эксперимента. М., 1978. 4. Амахвердов В. М. Сознание как парадокс. СПб., 1999. 5. Амосов Н. М. Искусственный разум. М., 1969. 6. Амосов Н. М. Моделирование мышления и психики. Киев, 1965. 7. Амосов Н. М., Голованъ Э. Т., Заславский С. Я., Иванов-Myравский К. А., Старинен В. С. Об одном подходе к моделированию психических функций // Кибернетика и техника вычислений. Киев, 1964. С. 6–21. 8. Амосов Н. М., Голованъ Э. Т., Заславский С. Я., Старинен В. С. О возможномподходе к моделированию психической сферы человека // Вопросы психологии, 1965, № 2. 9. Ананьев Б. Г. О методах современной психологии // Психологические методы: в комплексном лонгитюдном исследований студентов. Л., 1976. 10. Ананьев Б. Г. О проблемах современного человекознания. М., 1977. 11. Ананьев Б. Г. Человек как предмет позуйния. Л., 1968. 12. Анастази А. Психологическое тестирование. Т. 1–2. М., 1982. 13. Андреева Г. М. Социальная психология. М., 1988. 14. Анохин П. К. Очерки по физиологии функциональных систем. М., 1975. 15. Анохин П. К. Узловые вопросы теории функциональной системы. М., 1980. 16. Аркадьев А. Г., Браверман Э. М. Обучение машин распознаванию образов. М.,1964. 17. Архангельский С. Н. Очерки по психологии труда. М., 1958. 18. Асатурян В. И. Теория планирования эксперимента. М., 1983. 19. Атватер И. Я вас слушаю... М., 1988. 20. Балин В. Д. Психическое отражение: Элементы теоретической психологии.СПб., 2001. 21. Балин В. Д. Теория и методология психологического исследования. Л., 1989. 22. Балин В. Д. Уточнение формулировки психофизиологической проблемы // Ананьевские чтения-98 / Тезисы научно-практической конференции. СПб., 1998. С. 25-26. Связаться с администратором Похожие публикации: Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|