Никандров В. В. Экспериментальная психология. Учебное пособие.

Категория: Библиотека » Психология | Просмотров: 84318

Автор:   
Название:   
Формат:   HTML, DOC
Язык:   Русский

Скачать по прямой ссылке

22.3. Специальные методы исследования трудовых операций и деятельности
Профсссиография – это «отрасль знаний, предметом которой является мир профессий» [144, с. 15].Профессиография – «часть профессиологии, цель которой – описание (составление профес-сиограмм) и классификация существующих профессий по различным (технологическим, экономическим, педагогическим, медицинским и психологическим) критериям. Особое внимание профессиография уделяет медицинским и психологическим противопоказаниям к работе поданной профессии, фиксируемым в профессиограмме и психограмме» [285, с. 109].
В контексте экспериментальной психологии профессиогра-фию следует рассматривать как метод исследования различных видов профессиональной деятельности в целях: 1) систематизации профессий и специальностей; 2) разработки системы требований (психологических, медицинских, производственно-технических) к профессиям и исполнителям. Эти системы требований облекаются в форму профессиональной характеристики (профессио-граммы).
Профессиограмма может быть комплексной или парциальной. В первом случае она содержит все существенные характеристики работы, во втором – только частично характеризует ее с точки зрения одной научной дисциплины. Если профессиограмма дает всестороннее описание работы, на основании которого каждая научная дисциплина, имеющая отношение к данному виду деятельности, может черпать из нее информацию, то такую профес-сиограмму называют универсальной. Профессиограмма называется специальной, если направлена на конкретные цели, составлена для узкопрактического использования.
Понятно, что психологически главным содержанием профес-сиографии является сопоставление структуры данной профессии с индивидуальными структурами личности. Отсюда для психологии важнейшим элементом профессиограммы является психограмма, т. е. документ, в котором формулируются требования профессии к личности работника, т. е. перечень необходимых психологических способностей к этой профессии и перечень психологических противопоказаний к ней.
Если качества, необходимые работнику, выражены количественно, то строят так называемый квалификационный профиль (аналогом такого профиля служит профиль личности, получаемый при использовании ГОЛ).
Когда классификация и сравнение профессий проводятся с целью профориентации и взаимного приспособления человека и профессии, то говорят о сравнительной профессиографии [287, с. 252; 368, с. 551].
Анализ профдеятельности представляет собой целенаправленный и организованный процесс, в котором выделяют три этапа: 1) сбор информации о деятельности; 2) обработка и обобщение информации – составление профессиограммы; 3) исследование профессиограммы для решения практических или теоретических задач (классификация профессий, выбор критериев успешности деятельности, подбор тестов для оценки и прогнозирования и т. д.).
Информация о профессиональной деятельности может быть получена из разных источников. Главные из них: 1) литература и документация, регламентирующая деятельность (инструкции, наставления, руководства и т. д.); 2) наблюдение за работой специалистов (как постороннее, так и включенное наблюдение); 3) беседы и опрос специалистов и руководителей; 4) объективная регистрация деятельности (фотография, киносъемка, аудиозаписи, хронометраж и др.); 5) самонаблюдение психолога, выполняющего работу по соответствующей профессии и должности.
Обобщение данных профессиографии в виде профессиограмм может осуществляться в разных формах. Самая простая – описательная характеристика профессиональной деятельности. В ней отражаются общие особенности данной деятельности, основные действия и их операции, их последовательность и взаимообусловленность, необходимые спецподготовка, знания и навыки, режим труда и отдыха, характерные психофизиологические состояния (монотония, утомление, напряженность, тревога, энтузиазм и т. д.), объем и характер информации, физические нагрузки, санитарно-гигиенические условия, технологические особенности и техническое оборудование. Главные недостатки описательной характеристики: субъективизм описаний; трудность выделения данных для составления профессиональных требований и выбора методик оценки и прогнозирования успешности профдеятельности.
Предпочтительнее количественная характеристика деятельности, которая дополняет описательную форму. Количественный анализ деятельности может вестись по двум направлениям: 1) в соответствии с технологией производства; 2) в соответствии с общей характеристикой совершаемых действий и операций (восприятие информации, принятие решений, общение, типичные движения и т. д.). Второй подход выигрышней, так как позволяет выявить сходные действия и операции в различных профессиях.
Примером успешной реализации второго направления анализа деятельности является широко распространенный за рубежом опросник PAQ (Position Analysis Questionnaire). По нему оцениваются 182 элемента деятельности, сгруппированные по следующим категориям: 1) вид предъявляемой информации (например, печатный текст); 2) процесс ее обработки (кодирование); 3) общение с коллегами (речевая коммуникация); 4) условия труда (уровень шума); 5) прочие характеристики деятельности (например, ответственность за других). Выраженность элементов в конкретной профессии оценивается экспертами по оценочным шкалам.
Популярен среди исследователей и практиков и такой метод получения профессиограмм, как метод критических инцидентов [442]. Сущность его в представлении специалистами в данной профессии реальных примеров высокой и низкой эффективности деятельности, зависящих только от качеств работника, а не от обстоятельств. Эти примеры и называются критическими инцидентами. Для простых видов деятельности набирают 50-100 случаев, для сложных несколько сотен (до 4000). По результатам метода инцидентов формируются критерии успешности деятельности, составляются оценочные шкалы и контрольные задания (тесты), вырабатываются рекомендации по обучению, совершенствованию оборудования и технологий.
Таким образом, профессиограммы могут принимать вид: 1) описаний; 2) перечня элементов; 3) набора заданий; 4) списка профессиональных требований.

ЛИТЕРАТУРА
1. Абульханова-Слаеская К. А. Методологический аспект проблемы субъективного // Методологические и теоретические проблемы психологии / Отв. ред. Е. В. Шорохова. М., 1969. С. 317-347.
2. Аванесов В. С. Тесты в социологическом исследовании. М., 1982.
3. Адлер Ю. П. Предпланирование эксперимента. М., 1978.
4. Амахвердов В. М. Сознание как парадокс. СПб., 1999.
5. Амосов Н. М. Искусственный разум. М., 1969.
6. Амосов Н. М. Моделирование мышления и психики. Киев, 1965.
7. Амосов Н. М., Голованъ Э. Т., Заславский С. Я., Иванов-Myравский К. А., Старинен В. С. Об одном подходе к моделированию психических функций // Кибернетика и техника вычислений. Киев, 1964. С. 6–21.
8. Амосов Н. М., Голованъ Э. Т., Заславский С. Я., Старинен В. С. О возможномподходе к моделированию психической сферы человека // Вопросы психологии, 1965, № 2.
9. Ананьев Б. Г. О методах современной психологии // Психологические методы: в комплексном лонгитюдном исследований студентов. Л., 1976.
10. Ананьев Б. Г. О проблемах современного человекознания. М., 1977.
11. Ананьев Б. Г. Человек как предмет позуйния. Л., 1968.
12. Анастази А. Психологическое тестирование. Т. 1–2. М., 1982.
13. Андреева Г. М. Социальная психология. М., 1988.
14. Анохин П. К. Очерки по физиологии функциональных систем. М., 1975.
15. Анохин П. К. Узловые вопросы теории функциональной системы. М., 1980.
16. Аркадьев А. Г., Браверман Э. М. Обучение машин распознаванию образов. М.,1964.
17. Архангельский С. Н. Очерки по психологии труда. М., 1958.
18. Асатурян В. И. Теория планирования эксперимента. М., 1983.
19. Атватер И. Я вас слушаю... М., 1988.
20. Балин В. Д. Психическое отражение: Элементы теоретической психологии.СПб., 2001.
21. Балин В. Д. Теория и методология психологического исследования. Л., 1989.
22. Балин В. Д. Уточнение формулировки психофизиологической проблемы // Ананьевские чтения-98 / Тезисы научно-практической конференции. СПб., 1998. С. 25-26.



Связаться с администратором



Похожие публикации:

  • Ганзен. Системные описания психологии.
  • Капустина С.А. Основные методы сбора данных в психологии. Под редакцией
  • Исаева Ольга Сергеевна. Курс 'Методологические основы психологии'
  • Столяренко Л.Д. Основы психологии. Практикум
  • Палларо П. Соматический контрперенос: терапевт во взаимоотношениях
  • Кикотя В.Я. Юридическая психология. Под редакцией
  • Годфруа. Что такое психология Ч.1
  • Практикум по практической психологии.
  • Шорохов Е. Основные направления исследований психологии мышления в капиталистических странах.
  • Шорохов Е. Основные направления исследований психологии мышления в капиталистических странах.
  • Гамезо М.В. Общая психология. Под редакцией
  • Столяренко A.M. Психология и педагогика
  • Акрушенко А.В., Ларина О.А., Каратьян Т.В. Психология развития и возрастная психология. Конспект лекций.
  • Андреева Г.М. Социальная психология.
  • Столяренко Л.Д. Основы психологии
  • Аткинсон Р.Л, Аткинсон Р.С, Смит Э.Е, Бем Д. Дж. и др. Введение в психологию
  • Дубровина И.В., Данилова Е.Е., Прихожан А.М. Психология
  • Еникеев М.И. Общая и социальная психология
  • Петровский А.В. Общая психология
  • Айсмонтас Б.Б. Общая психология. Схемы
  • Чуприкова Н.И., Равич-Щербо И.В. Фундаментальные проблемы общей психологии.
  • Карпова Л.В. Общая психология. Под редакцией
  • Исаева Ольга Сергеевна. Учебное пособие «Дифференциальная психология»
  • Мельников В. М., Ямпольский Л. Т. - Введение в экспериментальную психологию личности
  • Годфруа. Что такое психология Ч.2
  • Лебедев-Любимов А. Н. Психология рекламы.
  • Веккер Л. ПСИХИКА И РЕАЛЬНОСТЬ
  • Ю.М. Зенько. Психология религии: основные проблемы и перспективы развития. - Ю. Зенько
  • Выготский Л.С., Лурия Р. Этюды по истории поведения
  • Пиаже Жан. Психология интеллекта.
  • Сорокун П.А. Основы психологии
  • Под редакцией Бодалева А.А., Столина В. В. Основы психодиагностики, немедицинской психотерапии и психологического консультирования.
  • Урбанович А. А. - Психология управления. Учебное пособие.
  • Крылова А.А, Маничева С.А. Практикум по общей, экспериментальной и прикладной психологии. Под редакцией
  • Никифорова Г.С. Психология здоровья. Под редакцией
  • Журавлева А.Л. Социальная психология. Под редакцией
  • Спасенников В.В. Экономическая психология
  • Рамиль Гарифуллин. Интуиция и творчество: новые психологические подходы
  • Боронова Г.Х., Прусова Н.В. Психология труда. Конспект лекций
  • Дружинина В.Н., Ушакова Д.В. Когнитивная психология. Под редакцией
  • Иванников В.А. Основы психологии. Курс лекций
  • Карвасарский Б. Д. Под редакцией - Клиническая психология
  • Соколова Е.Е. Хрестоматия по курсу введение в психологию. Составлял
  • Климов Е.А. ГИПОТЕЗА "МЕТЕЛОК" И РАЗВИТИЕ ПРОФЕССИИ ПСИХОЛОГА
  • Худяков А.И. Экспериментальная психология в схемах и комментариях
  • Елисеев О.П. - Практикум по психологии личности
  • Гинецинский В. ПРОПЕДЕВТИЧЕСКИЙ КУРС ОБЩЕЙ ПСИХОЛОГИИ
  • Еникеев М.И. Юридическая психология. Краткий учебный курс
  • Абдурахманов Р.А. - Военная психология
  • Палагина Н.Н. Психология развития и возрастная психология



  • Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:      
    Код для вставки в форум (BBCode):      
    Прямая ссылка на эту публикацию:      


     (голосов: 0)

    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь