Никандров В. В. Экспериментальная психология. Учебное пособие.

Категория: Библиотека » Психология | Просмотров: 84319

Автор:   
Название:   
Формат:   HTML, DOC
Язык:   Русский

Скачать по прямой ссылке

Обычно на руку или ногу надевают манжет, наполняемый воздухом. По мере накачивания воздуха создается препятствие кровотоку и коротковские тоны исчезают. Это говорит о том, что давление стало выше систолического и кровь больше по сосуду не проходит. Последующее медленное спускание давления в манжете позволяет уловить первые тоны Короткова, что соответствует систолическому (верхнему) давлению, регистрируемому на манометре. Дальнейшее выпускание воздуха из манжета проводится до исчезновения тонов. Этот момент соответствует диастоличес-кому (нижнему) давлению. Из-за сильной чувствительности показателей АД к изменениям в уровне давления от одного сокращения сердца к другому необходима серия замеров и определение среднего арифметического.
Вазомоторные измерения. Вазомоторика {лат. vas – сосуд) – это изменение диаметра кровеносных сосудов. Уменьшение диаметра – вазоконстршция, расширение – вазодилятация. Сужение периферических артерий в результате симпатической активации ведет к понижению температуры соответствующих участков кожи и уменьшению объема соответствующего участка тела или органа. Расширение артерий в результате снижения симпатического тонуса ведет к повышению температуры и увеличению объема тех же участков тела.
Температурные измерения показали, что кожа реагирует изменением своей температуры не только на тепловые воздействия среды, но и на психологические факторы. Например, смущение, тревога, депрессия связаны с похолоданием пальцев; состояния расслабления и эротического возбуждения повышают температуру пальцев. «Приятные» мысли вызывают потепление кожи в области рта, «грустные» – понижение температуры тех же участков кожи. Были обнаружены разительные половые различия по температурным показателям. Крайняя трудность точного и однозначного измерения кожной температуры обусловила редкое использование этого метода в психофизиологических исследованиях. Амплитуда измеряемых температурных колебаний обычно не превышает ГС, и сложности возникают даже из-за движения воздуха в помещении. Наиболее используемый прибор при таких измерениях – термистор. Указанных трудностей можно избежать, используя радиометрические устройства. Но они громоздки и дороги, вследствие чего имеют небольшое распространение.
Плетизмография – отражает изменения в объеме органа, вызванные изменениями количества крови в нем. Обычно измерению подлежат пальцы или рука, помещаемые в датчик плетизмографа. Плетизмограф представляет собой герметически закрытое пространство. Любое изменение объема в нем (например, руки) тут же сказывается на растяжении (сжатии) его стенок (или специальных мембран), что регистрируется соответствующими приборами.
Эмоциональное напряжение проявляется в виде сужения периферических сосудов. При анализе показателей плетизмографии учитывают амплитуду реакции, латентный период ее появления и скорость нарастания.

21.2.3. Методы исследования работы дыхательной системы
Дыхание наряду с показателями пульса считается весьма чувствительным индикатором эмоциональных состояний. В эмоционально значимых напряженных ситуациях частота дыхания возрастает с 20 до 40–60 движений в минуту, превышая, таким образом, исходные данные в 2–3 раза. На графике дыхательных движений (дыхательной кривой) при эмоциональных состояниях информативными являются следующие характеристики: частота дыхания, амплитуда дыхательных волн, соотношение глубины вдоха и выдоха, изменения типа последействия (очень глубокий вдох или выдох). При эмоциональном возбуждении обычно наблюдается учащение дыхательных движений, сопровождающееся уменьшением глубины дыхания, а также нарушениями формы дыхательной кривой. Изменения дыхания могут происходить также по типу уменьшения частоты дыхания.
Изменения в форме записи дыхания выражаются обычно одним из двух способов: 1) как отношение длительности вдоха к длительности выдоха, 2) как отношение длительности вдоха к длительности целого дыхательного цикла.
Наряду с изменениями в форме дыхательной кривой при эмоциональном напряжении отмечаются задержки, «затаивания» дыхания часто с последействием в виде глубокого вдоха или выдоха.
Обычным методом измерения является пневмография, осуществляемая с помощью грудного или брюшного пневмографа (специального пояса). При электрической записи дыхания механические изменения преобразовываются в электрические с помощью тензометра.
Иногда используются данные спирометрии, т. е. измерения объема легких. Несмотря на очевидность связи дыхания с психическими напряжениями его психофизиологические исследования ведутся вяло. Психофизиологи, ссылаясь на грубость применяемых методов его оценки, не принимают его показатели всерьез. Представляется, что в дальнейшем этой сфере психофизиологических измерений будет уделено большее внимание.

21.2.4. Методы исследования работы пищеварительной системы
Психофизиологические измерения желудочно-кишечного тракта еще менее популярны, чем дыхательной системы. Главная причина – трудность наблюдений в глубине тела. Основные данные получены на больных с желудочной фистулой.
Регистрации подлежат два типа физиологических изменений пищеварительного тракта: химические и двигательные. Немногочисленные наблюдения показали, что эмоциональные переживания вызывают изменения слизистой желудка. Гнев и возмущение сопровождаются повышенной секрецией соляной кислоты (НС1) в желудке и усилением его двигательной активности. Испуг и депрессия, наоборот, вызывают ослабление желудочных функций. Но поскольку это единичные наблюдения, их данные нет возможности обобщить.
В недавнее время стали внедряться новые методы: электрогас-трограмма (ЭГГ), проглатывание специального баллончика. ЭГГ – это запись потенциалов, связанных с сокращениями желудка, сделанная с поверхности тела.
Сопоставление объективных данных желудочной моторики с субъективными оценками обследуемых (в том числе их чувство голода и насыщения) дало основание для выявления индивидуальных различий в поведении, обусловленных привычками в питании.

21.2.5. Методы исследования работы глаз
Пупиллометрия – это метод регистрации изменения диаметра зрачка. Эту регистрацию вначале осуществляли путем обычного наблюдения, что, естественно, и психологически дискомфортно (как для исследователя, так и для испытуемого), и весьма неточно. Позже стали применять фотографию. Более современные методики используют различные устройства, преобразующие величину зрачка в постоянно варьирующий уровень потенциала для записи на полиграфе.
Связь величины зрачка с психическими переживаниями замечена давно. Еще Конфуций говорил: «Загляни человеку в зрачки – и он не сможет спрятаться». Для турецких торговцев коврами расширение зрачков у покупателя служило знаком интереса последних к товару. И они повышали цену. В противном случае они не торговались. Замечено, что зрачки увеличиваются даже при простом рукопожатии. При счете ударов метронома зрачки сужаются и расширяются в такт его ритму. При разглядывании фотографий красивых женщин у мужчин зрачки расширяются, то же самое наблюдается у женщин, рассматривающих мужские изображения. Некоторые рекламные фирмы даже пытались разрабатывать способы оценки привлекательности рекламы по степени выраженности зрачкового эффекта. Справедливости ради следует сказать, что эти попытки успехом не увенчались.
Наиболее слабым местом пупиллометрии является невозможность стандартизировать точку фиксации, поскольку психологический эффект сильно маскируется чисто физиологическим – реакцией зрачка на свет, что собственно и является главной функцией зрачка. Его диаметр может изменяться от 1,5 до 9,0 мм, реагируя на изменение освещенности всего за 0,2 с. Научные исследования показали прямую зависимость увеличения зрачка от интенсивности переживания. Кроме того, обнаружена хорошая корреляция между зрачковым эффектом и реакцией «эмоциональных» потовых желез. Расширение зрачков отмечено не только при эмоциональном напряжении, но и при умственных усилиях.
«В целом пупиллометрия позволила получить много интересных данных, но пока еще не известно, какие из сделанных заключений выдержат испытание временем» [399, с. 109]. Наиболее полный свод сведений о факторах, влияющих на величину зрачка (от длины световой волны до политических взглядов), приведен в работе В. Трайона [488].
Изучение мигания. Мигание – это смыкание век вокруг глазного яблока. Различают три типа мигания. Первый – произвольное закрывание глаз на некоторое время. Например, с целью отвлечься от посторонних зрительных раздражителей при напряженном обдумывании, эстетическом наслаждении музыкой, для отдыха и т. д. Второй тип – непроизвольные рефлекторные мигания в ответ на физические воздействия. Это могут быть механические прикосновения к глазу (от легкого дуновения до удара, соринка в глазу и пр.), внезапные вспышки света, резкий звук. Третий тип – периодическое непрерывное мигание. Средняя частота такого мигания у людей около 7,5 раз в мин. Но индивидуальные различия очень велики и размах этих значений от 1 до 70 в мин. Одно мигание занимает в среднем примерно 0,35 с. Нейрофизиология этого типа мигания пока плохо изучена. Но, по-видимому, оно контролируется ЦНС через лицевой нерв. Биологическая роль периодических миганий тоже пока не совсем ясна. Считается, что главная функция его – увлажнение роговицы глаза. Но многие факты этого не подтверждают. Так, у детей до полугода этих миганий нет, а сверхсухие и сверхвлажные условия среды практически не влияют на частоту смежения век.



Связаться с администратором



Похожие публикации:

  • Ганзен. Системные описания психологии.
  • Капустина С.А. Основные методы сбора данных в психологии. Под редакцией
  • Исаева Ольга Сергеевна. Курс 'Методологические основы психологии'
  • Столяренко Л.Д. Основы психологии. Практикум
  • Палларо П. Соматический контрперенос: терапевт во взаимоотношениях
  • Кикотя В.Я. Юридическая психология. Под редакцией
  • Годфруа. Что такое психология Ч.1
  • Практикум по практической психологии.
  • Шорохов Е. Основные направления исследований психологии мышления в капиталистических странах.
  • Шорохов Е. Основные направления исследований психологии мышления в капиталистических странах.
  • Гамезо М.В. Общая психология. Под редакцией
  • Столяренко A.M. Психология и педагогика
  • Акрушенко А.В., Ларина О.А., Каратьян Т.В. Психология развития и возрастная психология. Конспект лекций.
  • Андреева Г.М. Социальная психология.
  • Столяренко Л.Д. Основы психологии
  • Аткинсон Р.Л, Аткинсон Р.С, Смит Э.Е, Бем Д. Дж. и др. Введение в психологию
  • Дубровина И.В., Данилова Е.Е., Прихожан А.М. Психология
  • Еникеев М.И. Общая и социальная психология
  • Петровский А.В. Общая психология
  • Айсмонтас Б.Б. Общая психология. Схемы
  • Чуприкова Н.И., Равич-Щербо И.В. Фундаментальные проблемы общей психологии.
  • Карпова Л.В. Общая психология. Под редакцией
  • Исаева Ольга Сергеевна. Учебное пособие «Дифференциальная психология»
  • Мельников В. М., Ямпольский Л. Т. - Введение в экспериментальную психологию личности
  • Годфруа. Что такое психология Ч.2
  • Лебедев-Любимов А. Н. Психология рекламы.
  • Веккер Л. ПСИХИКА И РЕАЛЬНОСТЬ
  • Ю.М. Зенько. Психология религии: основные проблемы и перспективы развития. - Ю. Зенько
  • Выготский Л.С., Лурия Р. Этюды по истории поведения
  • Пиаже Жан. Психология интеллекта.
  • Сорокун П.А. Основы психологии
  • Под редакцией Бодалева А.А., Столина В. В. Основы психодиагностики, немедицинской психотерапии и психологического консультирования.
  • Урбанович А. А. - Психология управления. Учебное пособие.
  • Крылова А.А, Маничева С.А. Практикум по общей, экспериментальной и прикладной психологии. Под редакцией
  • Никифорова Г.С. Психология здоровья. Под редакцией
  • Журавлева А.Л. Социальная психология. Под редакцией
  • Спасенников В.В. Экономическая психология
  • Рамиль Гарифуллин. Интуиция и творчество: новые психологические подходы
  • Боронова Г.Х., Прусова Н.В. Психология труда. Конспект лекций
  • Дружинина В.Н., Ушакова Д.В. Когнитивная психология. Под редакцией
  • Иванников В.А. Основы психологии. Курс лекций
  • Карвасарский Б. Д. Под редакцией - Клиническая психология
  • Соколова Е.Е. Хрестоматия по курсу введение в психологию. Составлял
  • Климов Е.А. ГИПОТЕЗА "МЕТЕЛОК" И РАЗВИТИЕ ПРОФЕССИИ ПСИХОЛОГА
  • Худяков А.И. Экспериментальная психология в схемах и комментариях
  • Елисеев О.П. - Практикум по психологии личности
  • Гинецинский В. ПРОПЕДЕВТИЧЕСКИЙ КУРС ОБЩЕЙ ПСИХОЛОГИИ
  • Еникеев М.И. Юридическая психология. Краткий учебный курс
  • Абдурахманов Р.А. - Военная психология
  • Палагина Н.Н. Психология развития и возрастная психология



  • Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:      
    Код для вставки в форум (BBCode):      
    Прямая ссылка на эту публикацию:      


     (голосов: 0)

    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь