Никандров В. В. Экспериментальная психология. Учебное пособие.

Категория: Библиотека » Психология | Просмотров: 84239

Автор:   
Название:   
Формат:   HTML, DOC
Язык:   Русский

Скачать по прямой ссылке

В учебнике экспериментальная психология рассматривается как самостоятельная научная дисциплина, разрабатывающая теорию и практику психологического исследования и имеющая в качестве основного предмета изучения систему психологических методов. Психологическое исследование представлено как специфический процесс научного познания со своей логикой и фазами развития. В систематизированном виде приведена совокупность используемых в психологии методов. Рассмотрены как процессуально-практические, так и теоретико-методологические аспекты способов получения, обработки и интерпретации психологических сведений. Основное внимание уделено эмпирическим методам психологии.
Книга предназначена для профессиональных психологов любой специализации, а также для студентов, аспирантов и слушателей психологическихвузов и факультетов.

Содержание
Введение 5
Глава 1. ОБЪЕМ ПОНЯТИЯ «ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ» 5
Глава 2. ИЗ ИСТОРИИ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ ПСИХОЛОГИИ 10
Часть I ОБЩЕЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЕ О ПСИХОЛОГИЧЕСКОМ ИССЛЕДОВАНИИ 14
Глава 3. ВИДЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ 14
Глава 4. ЭТАПЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ 18
4.1. ОБЩАЯ СХЕМА НАУЧНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ 18
4.2. ПОСТАНОВКА ПРОБЛЕМЫ 18
4.3. ВЫДВИЖЕНИЕ ГИПОТЕЗЫ 21
4.4. ПЛАНИРОВАНИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ 22
4.5. СБОР ДАННЫХ 23
4.5.1. Общее понятие о данных 23
4.5.2. Классификация данных 23
4.5.3. Процедура сбора данных 25
4.6. ОБРАБОТКА ДАННЫХ 25
4.6.1. Общее представление об обработке 25
4.6.2. Первичная обработка 27
4.6.3. Вторичная обработка 30
4.6.3.1. Общее представление о вторичной обработке 30
4.6.3.2. Меры центральной тенденции 32
4.6.3.3. Меры изменчивости (рассеивания, разброса) 32
4.6.3.4. Меры связи 33
4.6.3.5. Нормальное распределение 35
4.6.3.6. Некоторые методы статистического анализа данных при вторичной обработке 37
4.7. Интерпретация результатов 38
4.7.1. Интерпретация как теоретическая обработка эмпирической информации 38
4.7.2. Объяснение результатов 39
4.7.2.1. Общее представление об объяснении 39
4.7.2.2. Виды объяснения в психологии 40
4.7.3. Обобщение результатов 43
4.8. Выводы и включение результатов в систему знаний 44
Часть II МЕТОДЫ ПСИХОЛОГИИ 46
Раздел А 46
Общее представление о системе методов в психологии 46
Глава 5. КАТЕГОРИЯ «МЕТОД» В СИСТЕМЕ СМЕЖНЫХ ПОНЯТИЙ 46
Глава 6. КЛАССИФИКАЦИЯ МЕТОДОВ 49
Раздел Б Неэмпирические методы 57
Глава 7. ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ МЕТОДЫ (ПОДХОДЫ) 58
7.1. Сравнительный метод 58
7.2. Лонгитюдный метод 58
7.3. Комплексный метод 59
Глава 8. МЕТОДЫ ОБРАБОТКИ ДАННЫХ 60
8.1. КОЛИЧЕСТВЕННЫЕ МЕТОДЫ 60
8.2. Качественные методы 65
Глава 9. ИНТЕРПРЕТАЦИОННЫЕ МЕТОДЫ (ПОДХОДЫ) 68
Раздел В Эмпирические методы общепсихологического значения 71
Глава 10. НАБЛЮДЕНИЕ 73
10.1. Общее представление о методе наблюдения 73
10.2. Виды наблюдения 76
10.3. Интроспекция – специфический метод психологии 81
Глава 11. ВЕРБАЛЬНО-КОММУНИКАТИВНЫЕ МЕТОДЫ 88
11.1. Беседа 88
11.1.1. Сущность и специфика психологической беседы 88
11.1.2. Основные способы ведения и виды психологической беседы 91
11.1.3. Особенности беседы с детьми 94
11.2. Опрос 95
11.2.1. Общие сведения об опросных методах 95
11.2.2. Интервью 102
11.2.2.1. Интервью как единство беседы и опроса 102
11.2.2.2. Процедура интервьюирования 102
11.2.2.3. Требования к интервьюеру 106
11.2.2.4. Виды интервью 107
11.2.3. Анкетирование 109
11.2.3.1. Специфика анкетирования как опросного метода 109
11.2.3.2. Анкета 112
11.2.3.3. Виды анкетирования 113
11.2.4. Сравнительный анализ интервью и анкетирования 114
Глава 12. ЭКСПЕРИМЕНТ 115
12.1. Общая характеристика психологического эксперимента 115
12.1.1. Определение 115
12.1.2. Основные элементы экспериментального метода 116
12.1.3. Уровни эксперимента 118
12.2. Процедурные особенности эксперимента 118
12.2.1. Предъявление независимой переменной 118
12.2.1.1. Виды НП 118
12.2.1.2. Требования к процедуре предъявления НП 120
12.2.1.3. Планирование эксперимента 120
12.2.2. Контроль дополнительных переменных 126
12.2.2.1. Контроль внешних ДП 126
12.2.2.2. Контроль внутренних ДП 126
12.2.3. Фиксация эксперимента 129
12.3. Виды эксперимента 131
12.4. Эксперимент как совместная деятельность исследователя и испытуемого 138
12.4.1. Доэкспериментальное общение 138
12.4.2. Экспериментальное взаимодействие 138
12.4.3. Послеэкспериментальное общение 138
Глава 13. ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ТЕСТИРОВАНИЕ 138
13.1. Общее представление о психологическом тестировании 138
13.2. Возникновение и развитие метода тестирования 138
13.3. Классификация психологических тестов 138
13.4. Субъективные тесты 138
13.5. Объективные тесты 138
13.6. Проективные тесты 138
13.7. Компьютерное тестирование 138
13.8. Требования к построению и проверке тестовых методик 138
Глава 14. МОДЕЛИРОВАНИЕ В ПСИХОЛОГИИ 138
14.1. Определение 138
14.2. Немного истории 138
14.3. Понятие «МОДЕЛЬ» 138
14.3.1. Общее представление о модели 138
14.3.2. Функции моделей 138
14.3.3. Классификация моделей 138
14.4. Специфика моделирования в психологии 138
14.5. Основные направления моделирования в психологии 138
14.5.1. Моделирование психики 138
14.5.1.1. Общие сведения о моделировании психики 138
14.5.1.2. Моделирование физиологических основ психики 138
14.5.1.3. Моделирование психологических механизмов 138
14.5.2. Психологическое моделирование 138
Раздел Г Эмпирические методы частнопсихологического значения 138
Глава 15. ПСИХОСЕМАНТИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ 138
15.1. Метод семантического дифференциала 138
15.2. Метод семантического радикала 138
15.3. Метод репертуарных решеток 138
Глава 16. ПСИХОМОТОРНЫЕ МЕТОДЫ ПСИХОДИАГНОСТИКИ 138
16.1. Методы исследования свойств нервной системы 138
16.2. Методы исследования моторики 138
16.3. Методика миокинетической психодиагностики 138
Глава 17. МЕТОДЫ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ДИАГНОСТИКИ ЛИЧНОСТИ 138
17.1. Социометрия 138
17.2. Групповая оценка личности 138
17.3. Референтометрия 138
17.4. Методика фидлера 138
Глава 18. ПСИХОТЕРАПЕВТИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ 138
18.1. Общее представление о психотерапии 138
18.2. Гипнотерапия 138
18.3. Аутогенная тренировка 138
18.4. Рациональная (разъяснительная) психотерапия 138
18.5. Игровая психотерапия 138
18.6. Психоэстетотерапия 138
18.7. Наркопсихотерапия 138
18.8. Телесная психотерапия 138
18.9. Социальная психотерапия 138
Глава 19. МЕТОДЫ ИЗУЧЕНИЯ ДОКУМЕНТОВ. КОНТЕНТ-АНАЛИЗ 138
Глава 20. БИОГРАФИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ 138
20.1. Общие сведения о системе биографических методов 138
20.2. Психобиография 138
20.3. Каузометрия 138
20.4. Формализованная биографическая анкета 138
20.5. Психологическая автобиография 138
Глава 21. ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ 138
21.1. Психофизиологические методы как объективные способы изучения психики 138
21.2. Методы исследования работы вегетативной нервной системы 138
21.2.1. Измерение кожно-гальванической реакции 138
21.2.2. Методы исследования работы сердечно-сосудистой системы 138
21.2.3. Методы исследования работы дыхательной системы 138
21.2.4. Методы исследования работы пищеварительной системы 138
21.2.5. Методы исследования работы глаз 138
21.3. Методы исследования работы соматической нервной системы 138
21.4. Методы исследования работы центральной нервной системы 138
21.4.1. Электроэнцефалография (ЭЭГ) 138
21.4.2. Метод вызванных потенциалов 138
Глава 22. ПРАКСИМЕТРИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ 138
22.1. Общее представление о праксиметрии 138
22.2. Общие методы исследования отдельных движений и действий 138
22.3. Специальные методы исследования трудовых операций и деятельности 138
ЛИТЕРАТУРА 138



Связаться с администратором



Похожие публикации:

  • Щедровицкий Г.П. ЛЕКЦИИ ПО ПСИХОЛОГИИ читанные в Ростовском университете (фрагменты)
  • Орел В.Е. Феномен "выгорания" в зарубежной психологии: эмпирические исследования
  • Профессия психолог
  • Соколова Е.Т. Проективные методы.
  • Обухова Л. ДЕТСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ: ТЕОРИИ, ФАКТЫ, ПРОБЛЕМЫ
  • Как медитация влияет на мозговую деятельность
  • Зинченко В., Мамардашвили М. ПРОБЛЕМА ОБЪЕКТИВНОГО МЕТОДА В ПСИХОЛОГИИ
  • Ядов В.А. - Стратегия социологического исследования
  • Принципы интерпретации рисунков.
  • Цуканова Е. А. - Качественные методы познания в гуманитарных науках: исследование единичного случая
  • С. Романюха. Нейромаркетинг. Практическое применение метода «Метаморфная модель Зальтмана (ZMET)» в исследовании потребителей.
  • Евгений Кузмин. Еврейская магия в эпоху Ренессанса: постановка проблемы
  • Вахромов Е.Е Психологические концепции развития человека. Теория самоактуализации.
  • Дмитрий Петухов. Психодиагностический тест Круг
  • Рамиль Гарифуллин. Научно-психологическое исследование так называемого «третьего глаза» или видений
  • Бурменская Г.В. Проблемы онто- и филогенеза привязанности к матери в теории Джона Боулби
  • С.Э. Поляков. Когнитивизм, интроспекция и психические феномены. Об основной парадигме когнитивной психологии
  • Хронический стресс — болезнь молодых
  • Шаповалов Виталий Современные тенденции и проблемы психодиагностики в системе общего среднего образования
  • Аттитьюд; Attitude; Einstellung
  • Почему люди лгут или Быть честным — тяжелая работа. Психология лжи
  • Ениколопов С.Н. Концепции и перспективы исследования пола в клинической психологии
  • Андреева Г.М. Социальная психология.
  • Усатова. Экстренное психологическое консультирование по телефону.
  • Казак Ирина Николаевна. Тема моего исследования: «Чудо — мыло!»
  • Герберт Стэнли Редгроув. Пол в алхимической доктрине
  • Назаров М.М. Эффекты массовой коммуникации — исследования, периодизация и типология
  • Ильенков Э. ДИАЛЕКТИЧЕСКАЯ ЛОГИКА
  • ПРОБЛЕМА СУБЪЕКТА И ОБЪЕКТА В ИСТОРИИ ФИЛОСОФИИ И В СОВРЕМЕННОЙ ФИЛОСОФИИ
  • Загидуллина Нина Сергеевна. Исследование коммуникативной культуры дошкольников в условиях трудовой деятельности
  • Чуприкова Н.И., Равич-Щербо И.В. Фундаментальные проблемы общей психологии.
  • Ю.М. Зенько. Психология религии: основные проблемы и перспективы развития. - Ю. Зенько
  • Сплетни полезны для коллектива?
  • Пиаже Жан. Психология интеллекта.
  • Ледбитер Ч.У. Сны. Что это такое и как они вызываются.
  • Исупова Анастасия Валерьевна, Соавтор: Литвинова Юлия Александровна. РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ КАЧЕСТВА ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ДОУ ПО «ШКАЛАМ ECERS-R», ЗА ПЕРИОД 2017-2018г, ВЫВОДЫ ПО РЕЗУЛЬТАТЫ АНАЛИЗА
  • Макаренко Э. В. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТАТ В ПСИХОЛОГИЧЕСКОМ КОНСУЛЬТИРОВАНИИ.
  • Социометрический статус и самооценка
  • Инесса Гольдберг. Графология — наука или искусство? Как работает графологический метод
  • Имаго; Imago
  • Психологическая проблема – ресурс для развития
  • Юнг К.-Г. Психология и религия.
  • Тренинг развитие навыков целеполагания у подростков. Часть 1
  • Помогает ли воздержание достижению успехов в спорте?
  • Шорохов Е. Основные направления исследований психологии мышления в капиталистических странах.
  • Шорохов Е. Основные направления исследований психологии мышления в капиталистических странах.
  • Что есть психоанализ наука или герменевтика
  • Лукьянченко Н.В. Психологическое просвещение в практической психологии (на примере научно-популярной лекции «Психология оптимизма»)
  • Березин Ф. Б., Мирошников М. П., Рожанец Р. Б. Методика многостороннего исследования личности в клинической медицине и психогигиене. Введение.
  • Исследования одиночества: как работает мозг одиноких людей



  • Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:      
    Код для вставки в форум (BBCode):      
    Прямая ссылка на эту публикацию:      


     (голосов: 0)

    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь