Талайко С.В. Психология личности. Курс лекций.

Категория: Библиотека » Общая психология | Просмотров: 30863

Автор:   
Название:   
Формат:   HTML
Язык:   Русский

Скачать по прямой ссылке

Следующий уровень - это "условия группового общения". Эти ситуации более устойчивы, поскольку основные требования группы, закрепленные в "групповой морали", сохраняются неизменными в течении значительного времени. Еще более устойчивы во времени условия деятельности в той или иной социальной сфере - труда, досуга, семейной жизни.
Максимально устойчивыми оказываются общие социальные условия жизнедеятельности человека - экономические, политические, культурные. Эти условия претерпевают значительные изменения в рамках "исторического" времени.
Поскольку, как отмечалось выше, диспозиции личности представляют собой продукт "столкновения" потребностей и ситуаций, в которых потребности удовлетворяются, то формируется соответствующая иерархия (система) диспозиций.
Первый, низший уровень образуют элементарные фиксированные установки. Они формируются на основе потребностей физического существования и простейших, предметных ситуаций. Эти установки лишены модальности и не осознаваемы. Они лишь лежат в основе сознательных процессов.
Второй уровень диспозиционной системы - социально фиксированные установки или социальные установки. Ведущими факторами их формирования являются социальные потребности, связанные с включением личности в первичные группы и соответствующие им социальные ситуации. Социальные установки образуются на базе оценки отдельных социальных объектов (или их свойств) и отдельных социальных ситуаций. По сути это "отношения личности" по В. Н. Мясищеву.
Третий уровень системы составляет общая (доминирующая) направленность интересов личности. Она формируется на основе более высоких социальных потребностей и представляет собой предрасположенность к идентификации с той или иной областью социальной деятельности. У одних людей мы обнаруживаем доминирующую направленность интересов в сферу профессиональной деятельности, у других - семьи, у третьих - досуга (хобби) и т. д.
Высший уровень диспозиционной системы образует система ценностных ориентации на цели жизнедеятельности и средства их достижений. Она формируется на основе высших социальных потребностей личности (потребность включения в социальную среду) и в соответствии с образом жизни, в котором могут быть реализованы социальные и индивидуальные ценности личности. Именно этому уровню принадлежит решающая роль в саморегуляции поведения.
Все элементы и уровни диспозиционной системы не изолированы друг от друга. Напротив, они тесно взаимодействуют между собой, а сам механизм взаимосвязи, по мнению В. А. Ядова, следует рассматривать как "механизм мотивации, обеспечивающий целесообразное управление поведением личности, его саморегуляцию". Важнейшая функция диспозиционной системы состоит в регуляции социального поведения личности. Само поведение представляет собой сложную структуру, внутри которой можно выделить несколько иерархически расположенных уровней.
Первый уровень - это поведенческие акты, реакции субъекта на актуальную предметную ситуацию. Их целесообразность детерминирована необходимостью установления адаптивных отношений между средой и индивидом.
Следующий уровень поведения - привычное действие или поступок, формирующийся из целого ряда поведенческих актов. Поступок - это элементарная социально значимая единица поведения, цель которого в установлении соответствия между социальной ситуацией и социальной потребностью.
Целенаправленная последовательность поступков образует поведение в той или иной сфере деятельности, которая представляется для человека максимально значимой, К примеру, ярко выраженное профессиональное поведение, реализующее себя в стиле профессиональной деятельности.
Наконец, целостность поведения в различных сферах жизнедеятельности человека и есть собственно проявление деятельности во всем ее объеме. Целеполагание на этом уровне представляет собой некий "жизненный план".
Завершая характеристику свой концепции личности, В. А. Ядов подчеркивает, что "диспозиционная регуляция социального поведения есть в то же время и диспозиционная мотивация, т. е. механизм, обеспечивающий целесообразность формирования различных состояний готовности к поведению. При этом регуляция социального поведения должна быть истолкована в контексте всей диспозиционной системы личности".
Литература:
1. Аверин В.А. Психология личности: Учебное пособие. - СПб,. 2001.
2. Божович Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте. М., 1968.
3. Леонтьев А. Н. Деятельность. Сознание. Личность. - М., 1977.
4. Норакидзе В. Г. Характер и фиксированные установки. - Тбилиси, 1966.
5. Платонов К. К. Структура и развитие личности. - М., 1986.
6. Саморегуляция и прогнозирование социального поведения личности. Под ред. В. А. Ядова. - М., 1979.
7. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. - СПб., 1999.
8. Узнадзе Д.Н. Теория установки. Москва-Воронеж. 1997.


Лекция 4. Учение Б.Г. Ананьева о человеке.
План лекции:
1. Эмпирическая характеристика личности.
2. Психология индивидуальности.

1. Эмпирическая характеристика личности.
Приступая к изложению этой темы, хотелось бы подчеркнуть, что выдающейся заслугой Бориса Герасимовича Ананьева (1907 - 1972) стала его идея о единстве естественного и общественного в структуре человеческого развития. Иными словами, психология - это наука о человеке, где психика предстает как интеграция филогенеза, онтогенеза, социализации и истории человечества. Такое понимание предмета психологии позволяет максимально полно реализовать принцип единства биологического и социального в человеке в ходе его индивидуального развития. Это означает, что в человеке имеются структуры, относящиеся в большей мере либо к биологическому, либо к социальному началу.
По мнению Б. Г. Ананьева единство биологического и социального в человека обеспечивается посредством единства таких его макрохарактеристик как индивид, личность, субъект и индивидуальность.
Носителем биологического в человеке является, главным образом, индивид. Человек как индивид представляет собой совокупность природных, генетически обусловленных свойств, развитие которых осуществляется в ходе онтогенеза, результатом чего становится биологическая зрелость человека. Человека как индивида и его развитие в онтогенезе изучают: общая, дифференциальная, возрастная психологии, психофизиология, онтопсихофизиология.
Социальное представлено в человеке посредством личности и субъекта деятельности. При этом речь не идет о противопоставлении биологического и социального хотя бы потому, что индивид в ходе индивидуальной жизни социализируется и приобретает новые свойства. С другой стороны, личностью и субъектом деятельности человек может стать лишь на основе некоторых индивидных структур.
Каждый человек как личность проходит свой жизненный путь, в рамках которого происходит социализация индивида и формируется его социальная зрелость. Человек как личность представляет собой совокупность общественных отношений: экономических, политических, правовых. Человека как личность изучают: общая, дифференциальная, сравнительная психологии, психолингвистика, психология отношений, психологическое учение о мотивации.
Однако человек - это не только индивид и личность, но и носитель сознания, субъект деятельности, производящий материальные и духовные ценности, Человек как субъект предстает со стороны его внутренней, психической жизни, как носитель психических явлений. Структура человека как субъекта деятельности образуется из определенных свойств индивида и личности которые соответствуют предмету и средствам деятельности. Основу предметной деятельности человека составляет труд и потому он выступает как субъект труда. Основу теоретической или познавательной деятельности составляют процессы познания, и потому человек предстает как субъект познания, В основе коммуникативной деятельности лежит общение, что позволяет рассматривать человека в качестве субъекта общения. Результатом осуществления различных видов деятельности человека как субъекта становится достижение им психической зрелости. Человека как субъекта деятельности изучают: психология познания, творчества, труда, общая и генетическая психологии.



Связаться с администратором



Похожие публикации:

  • Кубарькова Надежда Николаевна. Консультация для родителей на тему: «Закладываем основы будущей личности».
  • Костина Наталья Сергеевна. Консультация для родителей: «Здоровый образ жизни»
  • Ильин Е.П. - Мотивация и мотивы
  • Шарфф Д.Э. Дети и игры в семейной психотерапии объектных отношений
  • Филонович С. Р. Состояния личности и коммуникации
  • Фрейд З. Введение в психологию.
  • Грачев Г. В. Информационно-психологическая безопасность личности - состояние и возможности психологической защиты.
  • Суркова Елена Петровна. Особенности социально-психического развития дошкольников
  • Франкл В. ДЕСЯТЬ ТЕЗИСОВ О ЛИЧНОСТИ
  • Михель Гофман. Свобода личности или свобода индивида (М. Гофман)
  • Расстройство личности: симптомы и диагностика. Типы личностных расстройств
  • Кривова Ольга. Мир шизоидной личности
  • А.А. Ткаченко. «Дело жизни» как научное понятие или первопричина жизни личности. - А. Ткаченко
  • Артем Павлов. Визуальная диагностика особенностей личности: 8 доминант
  • Людмила Николаевна Выжанова. Формирование личности дошкольника в процессе занятий степ - аэробикой.
  • Наталья Владимировна Железняк. Рекомендации Психолога. Пирамида потребностей дошкольника. (по А. Маслоу)
  • Воробьева Татьяна Викторовна. Дошкольное детство – фундамент развития личности ребенка
  • Мясищев В.Н. Понятие личности в аспектах нормы и патологии.
  • Малейчук Г.И. Особенности психотерапевтической работы с клиентами с зависимой структурой личности
  • Холл К., Линдсей Г. ТЕОРИИ ЛИЧНОСТИ
  • Искусственный интеллект определяет черты личности по глазам
  • Молярук Александр. Эго-состояния. Развитие и гармонизация структуры личности
  • Дробина Наталия Александровна. Формирование личности ребенка в процессе дистанционного образования в дошкольном учреждении
  • Скульбеда Екатерина Сергеевна. Условия успешного речевого развития дошкольников
  • Д. Крейсман, Х. Страус. Пограничное расстройство личности, его критерии и диагностика
  • Мердяева Марина Юрьевна. Развитие творческой личности в условиях реализации ФГОС дошкольного образования
  • Психологическая проблема – ресурс для развития
  • Архипова Виктория Викторовна. Игра — ведущая деятельность в развитии личности ребенка.
  • Березина Татьяна Ивановна. Роль семьи в формировании личности ребенка.
  • Миронова Ирина Владимировна. ВЛИЯНИЕ РОДИТЕЛЕЙ НА ФОРМИРОВАНИЕ ЛИЧНОСТИ РЕБЕНКА
  • Ермакова П.Н., Лабунской В.А. Психология личности. Под редакцией
  • Шварц-Салант Н. Нарциссическая и пограничная личности: сходства и контрасты
  • Главный Редактор. Использование здоровьесберегающих технологий в средней группе (из опыта работы)
  • Неведомская Светлана Владимировна. Причины нетерпимости у старших дошкольников и способы их преодоления
  • Бычкова Тамара Юрьевна. Сказка как один из видов игровой деятельности в процессе формирования и развития личности ребёнка.
  • Максимова Е. В. Влияние структуры личности на профессиональную успешность менеджеров компаний сферы информационных технологий
  • Бодалев А. А. Восприятие и понимание человека человеком.
  • Теория функций. Функционика. Модель личности по Аугустинавичуте.
  • Рамиль Гарифуллин. Аддикция и постмодернистская теория личности
  • Редактор. Тест Детский Рисунок человека
  • Хохлова Л. П. Трансдисциплинарный холодинамический подход к структуре личности
  • Чудина Е.А. Эмоционально зрелая личность глазами начинающих и опытных психологов
  • Братусь Б. С. Аномалии личности.
  • Лебедева Наталья Павловна. Презентация 'УГОЛКИ НАСТРОЕНИЯ – ЧТО ЭТО'
  • Личностные черты и покупательское поведение. Что ваши покупки говорят о вашей личности?
  • Роджерс К. ТЕОРИЯ ЛИЧНОСТИ
  • Дьякова Светлана Витальевна. Конспект занятия «Человеческие потребности»
  • Геннадий Иванов. Психотравма как способ адаптации личности
  • Кузьмина Марина Александровна. ЗНАЧЕНИЕ ИГР В ФОРМИРОВАНИИ ЛИЧНОСТИ
  • Шихова Альфира Фаридовна. Экспериментальная деятельность в ДОУ.



  • Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:      
    Код для вставки в форум (BBCode):      
    Прямая ссылка на эту публикацию:      


     (голосов: 0)

    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь