Талайко С.В. Психология личности. Курс лекций.

Категория: Библиотека » Общая психология | Просмотров: 30857

Автор:   
Название:   
Формат:   HTML
Язык:   Русский

Скачать по прямой ссылке

Таким образом, В. С. Мерлин выделяет, во-первых, инвариантные функциональные зависимости внутри подсистем, а, во-вторых, много-многозначные связи между разноуровневыми свойствами.
К заслуге В. С. Мерлина следует отнести и выделение сложной иерархии подсистем интегральной индивидуальности внутри биологического и социального.
Все это позволяет В. С. Мерлину найти способ и соединения и, главное, изучения ранее изолированных и независимо друг от друга изучавшихся закономерностей.
Между различными уровнями организации всегда существуют опосредующие звенья, и задача интегрального исследования заключается в установлении процесса опосредования свойств одного уровня свойствами другого и изучения изменений этих опосредований в процессе онтогенеза.
Соединение этих двух принципов - много-многозачных связей и иерархической организации, позволило В. С. Мерлину выстроить свою динамичную структуру личности, состоящей из следующих систем.
I. Система индивидуальных свойств организма, которую образуют подсистемы:
o биохимические,
o общесоматические,
o свойства нервной системы (нейродина-мические).
II. Система индивидуальных психических свойств с подсистемами:
o психодинамических свойств (свойств темперамента) ,
o психических свойств личности.
III. Система социально-психологических индивидуальных свойств с подсистемами:
o социальных ролей, исполняемых в группе и коллективе,
o социальных ролей, исполняемых в социально-исторических общностях.
Процесс развития личности выражается в увеличении связей между свойствами, относящимися к разным уровням организации индивидуальности и увеличении тенденции много-многозначности этих связей.

Литература:
1. Аверин В.А. Психология личности: Учебное пособие. - СПб,. 2001.
2. Ковалев А.Г. Психология личности. - М., 1970.
3. Лазурский А.Ф. Очерк науки о характерах. - М., 1995.
4. Мерлин В.С. Очерк интегрального исследования индивидуальности. - М., 1986.

Лекция 3.
Личность в отечественной психологии.

1. Концепции личности К.К. Платонова.
2. Концепции личности А.Н. Леонтьева.
3. Концепции личности Л.И. Божович.
4. Концепции личности С.Л. Рубинштейна.
5. Концепции личности Д.Н. Узнадзе.
6. Концепции личности В.А. Ядова.

1. Концепции личности К.К. Платонова.
Данная концепция наиболее яркий образец реализации идей структурного подхода к пониманию личности человека. К. К. Платонов рассматривает личность как динамическую систему, т. е. систему, развивающуюся во времени, изменяющую состав входящих в нее элементов и связей между ними, при сохранении функции.
В этой системе автор выделяет четыре подструктуры личности. Критериями выделения подструктур являются следующие:
o отношение биологического и социального, врожденного и приобретенного, процессуального и содержательного;
o внутренняя близость черт личности, входящих в каждую подструктуру;
o каждая подструктура имеет свой особый, основной для нее инструмент формирования (воспитание, обучение, тренировка, упражнение);
o объективно существующая иерархическая зависимость подструктур;
o исторические критерии, используемые для сущностного понимания личности:
* личность как сумма психических свойств,
* личность как опыт человека,
* биологизация личности,
*социологизация личности.
Применение данных критериев к анализу личности позволило автору выделить в ее структуре следующие основные подструктуры.
1. Подструктура направленности и отношений личности, которые проявляются в виде моральных черт. Они не имеют врожденных задатков и формируются путем воспитания. Поэтому эта подструктура может быть названа социально обусловленной. Она включает желания, интересы, склонности, стремления, идеалы, убеждения, мировоззрение. Все это - формы проявления направленности, в которых проявляются отношения личности. Однако К. К. Платонов рассматривает отношение не как свойство личности, а как "атрибут сознания, наряду с переживанием и познанием, определяющим различные проявления его активности". По К. К. Платонову параметры этой подструктуры следует рассматривать на социально-психологическом уровне.
2. Подструктура опыта, которая "объединяет знания, навыки, умения и привычки, приобретенные путем обучения, но уже с заметным влиянием биологически и даже генетически обусловленных свойств личности". К. К. Платонов признает, что "далеко не все психологи рассматривают указанные свойства как свойства личности".
Но закрепление их в процессе обучения делает их типичными, что и позволяет их считать свойствами личности. Ведущая форма развития качеств этой подструктуры - обучение обусловливает и уровень их анализа - психолого-педагогический.
3. Подструктура индивидуальных особенностей психических процессов или функций памяти, эмоций, ощущений, мышления, восприятия, чувств, воли. К. К. Платонов намеренно устанавливает такой порядок их следования, подчеркивая тем самым силу биологической и генетической обусловленности психических процессов и функций. В наибольшей мере это характерно для памяти, поскольку психическая память развивалась на основе физиологической и генетической памяти, а без нее не могли бы существовать другие психические процессы и функции. Что касается эмоций и ощущений, то они свойственны как человеку, так и животным. Уже поэтому видно отчетливое влияние на их развитие биологического фактора.
Процесс формирования и развития индивидуальных особенностей психических процессов осуществляется путем упражнения, а изучается данная подструктура в основном на индивидуально-психологическом уровне.
4. Подструктура биопсихических свойств, в которую входят "половые и возрастные свойства личности, типологические свойства личности (темперамент). Процесс формирования черт этой подструктуры, а точнее их переделки, осуществляется путем тренировки. "Свойства личности, входящие в эту подструктуру, несравнимо больше зависят от физиологических особенностей мозга, а социальные влияния их только субординируют и компенсируют". Поскольку активность этой подструктуры определяется силой нервной системы, то изучаться она должна на психофизиологическом и нейропсихологическом, вплоть до молекулярного, уровне.
Таким образом, по мнению К. К. Платонова, в эти подструктуры "могут быть уложены все известные свойства личности. Причем часть этих свойств относится, в основном, только к одной подструктуре, например, убежденность и заинтересованность - к первой; начитанность и умелость - ко второй; решительность и сообразительность - к третьей; истощаемость и возбудимость - к четвертой. Другие, а их болшинство, лежат на пересечениях подструктур и являются результатом взаимосвязей различных собственных подструктур. Примером может быть морально-воспитанная воля, как взаимосвязь 1-й и 3-й подструктур; музыкальность, как взаимосвязь 3-й, 4-й и обычно 2-й подструктур.



Связаться с администратором



Похожие публикации:

  • Богуславский. Психология как наука.
  • Чудина Е.А. Эмоционально зрелая личность глазами начинающих и опытных психологов
  • Акрушенко А.В., Ларина О.А., Каратьян Т.В. Психология развития и возрастная психология. Конспект лекций.
  • О концептах авторитарной и тоталитарной личности
  • Кубарькова Надежда Николаевна. Консультация для родителей на тему: «Закладываем основы будущей личности».
  • А.А. Ткаченко. «Дело жизни» как научное понятие или первопричина жизни личности. - А. Ткаченко
  • Столяренко A.M. Психология и педагогика
  • Сорокун П.А. Основы психологии
  • Ермакова П.Н., Лабунской В.А. Психология личности. Под редакцией
  • Фрейд З. Введение в психологию.
  • Воробьева Татьяна Викторовна. Дошкольное детство – фундамент развития личности ребенка
  • Палагина Н.Н. Психология развития и возрастная психология
  • Психологическая проблема – ресурс для развития
  • Сарджвеладзе Н.И. Личность и её взаимодействие с социальной средой.
  • Соколова Е.Т. Проективные методы.
  • Яницкий М. С. Ценностные ориентации личности как динамическая система
  • Архипова Алла Германовна. Дошкольное образование – платформа воспитания и развития личности
  • Назарова И.Э. Защитные механизмы.
  • Кикотя В.Я. Юридическая психология. Под редакцией
  • Братусь Б. С. Аномалии личности.
  • Г. Крайг, Д. Бокум Психология развития
  • Михель Гофман. Свобода личности или свобода индивида (М. Гофман)
  • Рамиль Гарифуллин. Несет ли личность ответственность за свои мысли?
  • Слотина Т.В. Психология личности
  • Исаева Ольга Сергеевна. Связь психологии с другими научными дисциплинами
  • Марцинковская Т.Д. История психологии
  • Столяренко Л.Д. Основы психологии
  • Столяренко Л.Д. Основы психологии. Практикум
  • Суркова Елена Петровна. Особенности социально-психического развития дошкольников
  • Андреева Г.М. Методы социальной психологии.
  • Роджерс К. ТЕОРИЯ ЛИЧНОСТИ
  • Людмила Николаевна Выжанова. Формирование личности дошкольника в процессе занятий степ - аэробикой.
  • Павел Пономарев. Влияние личности руководителя на личностные трансформации подчиненных
  • Юнг К.-Г. Психология и религия.
  • Иванников В.А. Основы психологии. Курс лекций
  • Рамиль Гарифуллин. Рамиль Гарифуллин. Иллюзионизм личности как новая философско-психологическая концепция. Психология обмана, манипуляций, кодирования
  • Хорни Карен. Самоанализ.
  • Персонология; personology
  • Годфруа. Что такое психология Ч.2
  • Чуприкова Н.И., Равич-Щербо И.В. Фундаментальные проблемы общей психологии.
  • Джемс. Психология.
  • Грачев Г. В. Информационно-психологическая безопасность личности - состояние и возможности психологической защиты.
  • Ениколопов С.Н. Концепции и перспективы исследования пола в клинической психологии
  • Сумина Н.Е. Клинический подход к изучению антиципационной состоятельности
  • Галин А. Л. Психологические особенности творческого поведения.
  • Скульбеда Екатерина Сергеевна. Условия успешного речевого развития дошкольников
  • Ю.М. Зенько. Психология религии: основные проблемы и перспективы развития. - Ю. Зенько
  • Журавлева А.Л. Социальная психология. Под редакцией
  • Еникеев М.И. Общая и социальная психология
  • О. Романчук. Психология веры, обрядов и культовых действий



  • Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:      
    Код для вставки в форум (BBCode):      
    Прямая ссылка на эту публикацию:      


     (голосов: 0)

    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь