Талайко С.В. Психология личности. Курс лекций.

Категория: Библиотека » Общая психология | Просмотров: 30860

Автор:   
Название:   
Формат:   HTML
Язык:   Русский

Скачать по прямой ссылке

Ведомое положение стиля деятельности обусловлено тем, что стиль деятельности, взятый в отдельности, без высокоразвитой способности, не может обеспечить высокоэффективную деятельность. В целом, развитие способности возможно лишь в контексте выраженной направленности личности, поскольку только значимая для личности цель побуждает ее к формированию оптимальной системы действий, направленной на достижение этой цели.
Опираясь на сказанное, можно утверждать, что цельность - это психологический эквивалент индивидуальности человека; она и есть тот психологический механизм, который обусловливает максимальный уровень достижений человека в той или иной деятельности.
Таким образом, цельность человека - единство системообразующих факторов - направленности личности и индивидуального стиля деятельности, презентирующих в структуре человека уровни индивида, личности и субъекта деятельности. Поскольку в цельности интегрируются результаты функционирования человека на уровне личности и субъекта деятельности, она является определяющей для понимания психологического механизма успешности, т. е. достижения человеком наивысших достижений в любой области человеческой деятельности.
Литература:
9. Аверин В.А. Психология личности: Учебное пособие. - СПб,. 2001.
10. Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. - СПб., 2001.
11. Ананьев Б.Г. О проблемах современного человекознания. - СПб., 2001.
12. Ананьев Б.Г. Психология и проблемы человекознания. Москва- Воронеж, 1996.


Лекция 4.
Направленность в структуре личности.
План лекции:

1. Направленность как ведущий компонент структуры личности (С.Л. Рубинштейн, К.К. Платонов).
2. Потребности личности (понятие потребности; этапы формирования, функции потребностей, классификация и виды потребностей).
3. Мотивы личности (понятие мотива; структура, характеристики и функции мотива; классификация мотивов; мотивационные образования и мотивационные черты личности; мотивация личности).
4. Проявление направленности в интересах человека.

1. Направленность личности.
Иерархия потребностей личности и соответствующих им мотивов, по сути, выражает ее генеральную динамическую тенденцию - направленность личности - системообразующее качество личности, своеобразный интегратор всех динамических тенденций личности. Как отмечал С. Л. Рубинштейн, "проблема направленности - это, прежде всего, вопрос о динамических тенденциях, которые в качестве мотивов определяют деятельность, сами, в свою очередь, определяясь ее целями и задачами". Поэтому направленность личности проявляется во всех видах потребностей, мотивах и мотивационных образованиях. Именно направленность определяет психологический облик личности, подчеркивал Б. Ф. Ломов. Именно в направленности выражаются цели, во имя которых действует личность, мотивы, ее субъективные отношения. Поэтому, определяя направленность личности, можно сказать, что она выражает отношение личности к целям ее деятельности на эмоциональном, познавательном (когнитивном) и поведенческом уровнях.
Именно в направленности выражается содержательный, качественный момент потребностно-мотивационной сферы личности как совокупности всех потребностей, мотивов, мотивационных образований и черт личности, которые формируются и развиваются в течение ее жизни. Безусловно, что сама по себе эта сфера динамична и потому изменяется в зависимости от обстоятельств жизни человека. Однако очевидно и другое: некоторые мотивы оказываются достаточно устойчивыми и доминирующими, они образуют своеобразный стержень личности, В них то и проявляется направленность личности.
Б. Ф. Ломов отмечал, что потребностно-мотивационная сфера личности составляет своеобразный фундамент, на котором формируются жизненные цели личности, определяющие ее жизненный путь. В жизненных целях личности находит свое выражение создаваемая ею концепция жизни, ее смысл, согласно которой и выстраивается жизненный путь личности. Поскольку направленность выражает отношение не только к целям деятельности, но и целям - ценностям жизни, постольку в свете той или иной направленности выстраивается жизненный путь личности.
Как говорилось выше, личность характеризуется не только тем, что она хочет, к чему стремится, но и тем, что она может, на что она способна. Но способности характеризуют не только возможности человека. Они неразрывно связаны со склонностями, т. е. включают и момент направленности. Понять способности человека возможно в ходе анализа жизнедеятельности личности.

2. Потребности личности.
Общепризнано, что потребности - это движущая сила человеческой деятельности, поведения, В то же время существует большой разброс в понимании сущности потребностей - от биологической трактовки до социально-экономической, Рассмотрим наиболее распространенные среди них.
Потребность как нужда - это состояние индивида, создаваемое испытываемой им нуждой в объективных условиях, предметах, объектах, без которых невозможно развитие и существование живых организмов (С. Л. Рубинштейн, Д. Н, Узнадзе, А. Пьерон, В. И. Ковалев, В. А, Ядов, Л. И. Божович).
Однако потребностное состояние у человека возможно и при избытке чего-либо, в связи с чем появляется потребность избавиться от этого избытка, Близким к этому стоит понимание потребности как отражения нужды в сознании человека.
Потребность как зависимость - это состояние организма, выражающее его зависимость от конкретных условий существования (В. А. Василенко, Б, И. Додонов). Однако зависимость показывает лишь, какие отношения существуют между организмом и внешней средой, но не отражает сущности потребностей.
Следует отметить, что приведенные выше два определения потребностей являются наиболее распространенными. Однако, наряду с ними, имеются и другие взгляды.
Потребность как отношение. В этом случае потребность понимается как отношение между субъектом и миром (Д. А. Леонтьев), Это скорее философский подход к пониманию потребностей, чем психологический. Но при этом исчезает собственно психологическое содержание потребностей.
Потребность как отсутствие блата. Состояние отсутствия блага - это и есть потребность (В. С. Магун). Предметом потребности при этом является отсутствующее благо. Если в предыдущем определении психологический подход заменялся философским, то в этом случае - социально-экономическим.
Потребность как отклонение от уровня адаптации. Потребность определяется как отклонение некоторой реальности, внутренней или внешней, от сложившихся ожиданий относительно этой реальности (Д. К. Мак-Клелланд). Человек, например, привык к определенному общению или получает удовольствие от данного вида еды, или определенной обстановки. Отклонение от этого привычного для человека уровня вызывает у него потребность в восстановлении ожидаемого состояния. Другие примеры; привычная обстановка вызывает скуку, которая переживается как потребность в новизне. Достигнутый результат перестает удовлетворять человека, что активизирует потребность в достижении.
Потребность как состояние (И. А. Джидарьян, В. Н. Мясищев, К. Обуховский). Действительно, переживание нужды свидетельствует об изменениях в состоянии организма и личности. Другое дело, является ли это состояние единственным выражением потребности.
Само по себе потребностное состояние лишь сигнализирует о том, что удовлетворение потребности натолкнулось на трудности. Поэтому потребностное состояние заставляет человека лишь искать причину страдания.
Потребность как динамическое состояние (К, Левин). Курт Левин понимал под потребностью динамическое состояние (активность), которое возникает у человека при осуществлении какого-либо намерения, действия. Очевидно, что всякая потребность стремится к удовлетворению. Процесс удовлетворения состоит в разрядке динамического напряжения. Таким образом, потребность - это некая напряженная система (намерение), которая возникает в определенной ситуации, обеспечивает деятельность человека и стремится к разрядке (удовлетворению). Отсюда вытекает, что динамическое состояние, напряжение является решающим фактором, детерминирующим поведение человека.
Анализ приведенных определений потребностей показывает, что все они содержат в себе факты, которые необходимо учитывать для понимания сути потребностей.
Во-первых, становится очевидным необходимость разделения потребностей на потребности организма и потребности личности. При этом потребности организма (нужды) можно разделить на неосознаваемые (неощущаемые) и осознаваемые (ощущаемые), Потребности личности всегда осознаваемы либо на уровне ощущений (биологические потребности), либо на уровне понимания (социальные потребности).
Во-вторых, очевидно и то, что потребность тесно связана с нуждой. Однако нужда организма в чем-то отражает его объективное состояние, а потребность личности связана с осознанием нужды, т. е. имеет субъективную сторону.
В-третьих, понятно, что из потребности личности невозможно исключить потребностное состояние, отражаемое в сознании субъекта и сигнализирующее о необходимости удовлетворения возникшего желания.



Связаться с администратором



Похожие публикации:

  • Кубарькова Надежда Николаевна. Консультация для родителей на тему: «Закладываем основы будущей личности».
  • Костина Наталья Сергеевна. Консультация для родителей: «Здоровый образ жизни»
  • Ильин Е.П. - Мотивация и мотивы
  • Шарфф Д.Э. Дети и игры в семейной психотерапии объектных отношений
  • Филонович С. Р. Состояния личности и коммуникации
  • Фрейд З. Введение в психологию.
  • Грачев Г. В. Информационно-психологическая безопасность личности - состояние и возможности психологической защиты.
  • Суркова Елена Петровна. Особенности социально-психического развития дошкольников
  • Франкл В. ДЕСЯТЬ ТЕЗИСОВ О ЛИЧНОСТИ
  • Михель Гофман. Свобода личности или свобода индивида (М. Гофман)
  • Расстройство личности: симптомы и диагностика. Типы личностных расстройств
  • Кривова Ольга. Мир шизоидной личности
  • А.А. Ткаченко. «Дело жизни» как научное понятие или первопричина жизни личности. - А. Ткаченко
  • Артем Павлов. Визуальная диагностика особенностей личности: 8 доминант
  • Людмила Николаевна Выжанова. Формирование личности дошкольника в процессе занятий степ - аэробикой.
  • Наталья Владимировна Железняк. Рекомендации Психолога. Пирамида потребностей дошкольника. (по А. Маслоу)
  • Воробьева Татьяна Викторовна. Дошкольное детство – фундамент развития личности ребенка
  • Мясищев В.Н. Понятие личности в аспектах нормы и патологии.
  • Малейчук Г.И. Особенности психотерапевтической работы с клиентами с зависимой структурой личности
  • Холл К., Линдсей Г. ТЕОРИИ ЛИЧНОСТИ
  • Искусственный интеллект определяет черты личности по глазам
  • Молярук Александр. Эго-состояния. Развитие и гармонизация структуры личности
  • Дробина Наталия Александровна. Формирование личности ребенка в процессе дистанционного образования в дошкольном учреждении
  • Скульбеда Екатерина Сергеевна. Условия успешного речевого развития дошкольников
  • Д. Крейсман, Х. Страус. Пограничное расстройство личности, его критерии и диагностика
  • Мердяева Марина Юрьевна. Развитие творческой личности в условиях реализации ФГОС дошкольного образования
  • Психологическая проблема – ресурс для развития
  • Архипова Виктория Викторовна. Игра — ведущая деятельность в развитии личности ребенка.
  • Березина Татьяна Ивановна. Роль семьи в формировании личности ребенка.
  • Миронова Ирина Владимировна. ВЛИЯНИЕ РОДИТЕЛЕЙ НА ФОРМИРОВАНИЕ ЛИЧНОСТИ РЕБЕНКА
  • Ермакова П.Н., Лабунской В.А. Психология личности. Под редакцией
  • Шварц-Салант Н. Нарциссическая и пограничная личности: сходства и контрасты
  • Главный Редактор. Использование здоровьесберегающих технологий в средней группе (из опыта работы)
  • Неведомская Светлана Владимировна. Причины нетерпимости у старших дошкольников и способы их преодоления
  • Бычкова Тамара Юрьевна. Сказка как один из видов игровой деятельности в процессе формирования и развития личности ребёнка.
  • Максимова Е. В. Влияние структуры личности на профессиональную успешность менеджеров компаний сферы информационных технологий
  • Бодалев А. А. Восприятие и понимание человека человеком.
  • Теория функций. Функционика. Модель личности по Аугустинавичуте.
  • Рамиль Гарифуллин. Аддикция и постмодернистская теория личности
  • Редактор. Тест Детский Рисунок человека
  • Хохлова Л. П. Трансдисциплинарный холодинамический подход к структуре личности
  • Чудина Е.А. Эмоционально зрелая личность глазами начинающих и опытных психологов
  • Братусь Б. С. Аномалии личности.
  • Лебедева Наталья Павловна. Презентация 'УГОЛКИ НАСТРОЕНИЯ – ЧТО ЭТО'
  • Личностные черты и покупательское поведение. Что ваши покупки говорят о вашей личности?
  • Роджерс К. ТЕОРИЯ ЛИЧНОСТИ
  • Дьякова Светлана Витальевна. Конспект занятия «Человеческие потребности»
  • Геннадий Иванов. Психотравма как способ адаптации личности
  • Кузьмина Марина Александровна. ЗНАЧЕНИЕ ИГР В ФОРМИРОВАНИИ ЛИЧНОСТИ
  • Шихова Альфира Фаридовна. Экспериментальная деятельность в ДОУ.



  • Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:      
    Код для вставки в форум (BBCode):      
    Прямая ссылка на эту публикацию:      


     (голосов: 0)

    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь