Шулакова Ольга Ивановна. Консультация для родителей, воспитателей и учителей начальных классов 'ПРОФИЛАКТИКА НАРУШЕНИЙ ЗРЕНИЯ У ДОШКОЛЬНИКОВ И МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ'

Консультация для родителей, воспитателей и учителей начальных классов ПРОФИЛАКТИКА НАРУШЕНИЙ ЗРЕНИЯ У ДОШКОЛЬНИКОВ И МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВКонсультация для родителей, воспитателей и учителей начальных классов "ПРОФИЛАКТИКА НАРУШЕНИЙ ЗРЕНИЯ У ДОШКОЛЬНИКОВ И МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ"

Департамент образования города Москвы Северо–западное окружное управление образования Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

города Москвы Лицей № 1571 дошкольные отделение «Радуга». г. Москва, ул. Планерная, 14, стр. 4.

Материал подготовила: Шулакова Ольга Ивановна учитель-дефектолог высшей квалификационной категории стаж педагогической работы – 24 года.

Зрительная информация составляет от 80 до 90% от всей информации, поступающей в кору больших полушарий мозга через все остальные органы чувств человека. Поражение зрительного анализатора препятствует восприятию и переработки информационных сигналов от окружающего мира. Зрение является важнейшим источником информации об окружающем мире.

 

Скачать конспект

Зрение облегчает детям, на разных этапах их развития, включение в различные жизненные ситуации:

  • помогает осуществлять различные виды игровой, учебной, бытовой, общественной, трудовой деятельности,
  • ориентироваться в пространстве при любом освещении,
  • общаться и взаимодействовать со сверстниками и взрослыми,
  • позволяет быть мобильным,
  • выполнять различные простые и многоплановые предметно-практические действия.

Поскольку зрение имеет многообразные связи с другими функциями и играет важную роль в развитии и жизнедеятельности ребенка, то его нарушение ведет к появлению вторичных отклонений в психическом и физическом развитии: т.е.

  • страдает познавательная деятельность,
  • ориентация в пространстве и мобильность,
  • формирование представлений и предметно-практических действий,
  • трудовых навыков,
  • отмечаются недостатки в формировании таких двигательных функций как скорость, точность, координация.

Трудно переоценить роль зрительного анализатора в развитии ребенка и каждый должен понимать, как важно оберегать и сохранять зрение.

Наиболее частыми формами нарушений зрения в детском возрасте являются близорукость, дальнозоркость, астигматизм и косоглазие.

Близорукость — как правило, приобретенное заболевание, когда в период интенсивной зрительной нагрузки (чтение, письмо, просмотр TV-передач, игр на компьютере) из-за нарушения кровообращения, происходят изменения в глазном яблоке, приводящие к его растяжению (удлинению).

В результате такого растяжения ухудшается зрение вдаль, а при более высокой степени — и вблизи.

Дальнозоркость В отличие от близорукости, у детей это не приобретенное, а врожденное состояние, связанное с особенностью строения глазного яблока.

Первые признаки проявления дальнозоркости — ухудшение остроты зрения вблизи, стремление отодвинуть текст от себя. В более выраженных и поздних случаях — понижение зрения вдаль, быстрая утомляемость глаз, покраснение и боли, связанные со зрительной работой.

Астигматизм выражается в понижении зрения как вдаль, так и вблизи, снижении зрительной работоспособности.

Косоглазие — положение глаз, при котором зрительная линия одного глаза направлена на рассматриваемый предмет, а другого — отклонена в сторону.

Причин нарушений зрения у детей существует немало.

  • Наследственность — одна из серьезнейших причин нарушений зрения;
  • частые инфекционные или воспалительные заболевания глаз

(ячмени, конъюнктивиты и другие проблемы с глазами);

  • недостаток витаминов, важных для зрения, в рационе тоже может причиной нарушений зрения у детей;
  • неблагоприятные воздействия на глаза окружающей среды. Если ребенок будет долго смотреть на солнце, на искры сварки, постоянно подвергаться попаданию соринок и песка в глаза, терпеть микротравмы глаз, которые могут происходить ежедневно – велика вероятность, что в скором будущем у Вашего ребенка начнутся проблемы со зрением;
  • длительный просмотр телевизора или сидение за компьютером утомляют мышцы глаз ребенка, способствуя развитию близорукости и появлению других проблем со зрением;
  • плохая освещенность рабочего места в классе и дома, особенно при искусственном освещении;
  • неприспособленная или плохо приспособленная мебель для занятий;
  • неправильная посадка детей во время чтения и письма;
  • неправильный режим дня, непродуманное чередование учебы и отдыха.

В наших с Вами силах устранить все возможные неблагоприятные условия, чтобы предупредить прогрессирование и развитие у школьников зрительных нарушений.

Педагоги, врачи и родители должны совместно добиваться улучшения гигиенических условий жизни школьников:

  • как можно раньше приучить детей к правильной посадке при чтении и письме;
  • правильно подобрать соответствующую вашему ребенку мебель для занятий и выполнения домашних заданий;
  • нужно создать такой режим дня, чтобы не было переутомления;
  • крайне необходимо обеспечить хорошее освещение рабочего места;
  • поощрять детей заниматься общей и специальной физической культурой, что имеет не только оздоровительное, но и психологическое значение.
  • следите за рационом ребенка: для глаз полезны продукты с высоким содержанием кальция, фосфора, витамина А.
  • особое значение имеет регулярное проведение специальных упражнений для глаз.
  1. Они укрепляют глазные мышцы, снимают напряжение. Глаза получают возможность свободно двигаться, что имеет огромное значение для близоруких и дальнозорких детей.
  2. Они активизируют кровоснабжение глаз и способствуют поступлению в ткани глаз достаточного количества кислорода
  3. Они способствуют долговременному сохранению эластичности и гибкости глазных мышц.
  4. Укрепляют мышцы век.
  5. Снимают переутомление зрительного аппарата.
  6. Приводят к значительному улучшению зрения.

Приведем несколько простых упражнений для детей младшего и среднего школьного возраста, которые помогут улучшить и сохранить зрение, способствуют профилактике близорукости и дальнозоркости.

Упражнения для снижения визуального напряжения,

восстановления зрительной работоспособности

(релаксационный комплекс):

  1. Использование элементов аутотренинга (до 10 мин) и элементов бесконтактного массажа (тепловое нагревание) (до 2 мин)
  2. Выполнение упражнения «ПАЛЬМИНГ» (до 3 мин)

Закрыть глаза, накрыть их ладошками.

Упражнения для тренировки и укрепления

глазодвигательных мышц или окологлазных мышц.

Динамичный комплекс:

  1. Повороты глазного яблока по горизонтальной, вертикальной, диагональной направлениям. Все упражнения выполняются с открытыми глазами. Продолжительность – до 3 мин.
  2. Те же упражнения с закрытыми глазами. Продолжительность – до 3 мин.
  3. Выполнение поворотов глаз по часовой стрелки и против часовой стрелки, с открытыми глазами и с закрытыми глазами. Продолжительность – 2 — 3 мин.
  4. Выполнение поворотов глазного яблока с использованием тест-объекта (флажок, карандаш, ручка и т.д.). Продолжительность – 2 — 3 мин.
  5. Приближая и отдаляя флажок от носа, следить за ним открытыми глазами. Закрыть глаза и попытаться повторить движения глаз.

Дополнительный релаксационный

и аккомодационный комплексы

направленные на сброс зрительного напряжения

Продолжительность всех упражнений – 3 минуты:

  1. Повороты глазных яблок по визуальным контурам окружающих предметов, по периметру окружающих предметов: — сидя на стуле 1,5 – 2 метра перед окном, поочередно фиксируем взор с нижнего левого оконного угла переводим на верхний левый оконный угол, с верхнего левого оконного угла в правый верхний оконный угол, с правого верхнего оконного угла в правый нижний оконный угол и т.д.
  2. Повороты глазных яблок в разных направлениях с использованием тест объектов.

- сидя смотреть перед собой на объект (флажок, карандаш и т.д.), удаленный на 30-50 см.

  • плавно перевести флажок направо, прослеживающими движениями глаз фиксация взгляда направо
  • плавно перевести флажок налево, прослеживающими движениями глаз фиксация взгляда налево
  • плавно перевести флажок вверх, прослеживающими движениями глаз фиксация взгляда вверху
  • плавно перевести флажок вниз, прослеживающими движениями глаз фиксация взгляда внизу

- выполнение круговых движений флажком, пролеживающие круговые движения глаз в оду и в другу стороны.

3. Выполнение поворотов глазных яблок в различных направлениях с помощью партнера.

Сесть 1-1, 5 м. друг на против друга, партнер держит в руках тест объект (флажок, ручку и т.д.):

Выполнить те-же действия, что и в предыдущем упражнении, только флажок направляет партнер.

4. Упражнения для цилиарной мышцы для левого, для правого глаза и для обеих глаз.

Закрыть правый глаз одной рукой, в другую руку взять тест-объект, вытянуть его перед глазами на 30 см.

  • медленно приближать и удалять флажок, прослеживая левым глазом за его движением

Закрыть левый глаз одной рукой, в другую руку взять тест-объект, вытянуть его перед глазами на 30 см.

  • медленно приближать и удалять флажок, прослеживая правым глазом за его движением

Затем выполнить это же упражнение не закрывая глаза, т.е. для обеих глаз.

5. Упражнение «Метка на стекле»

Проводятся в комнате. Нужно прикрепить к оконному стеклу на уровне лица круглую яркую метку диаметром 3—5 миллиметров, надеть рекомендованные очки для дали, встать на расстояние 30—35 сантиметров от окна.

  • взгляд на тест объект перед глазами, затем перевести взгляд на метку на стекле

- взгляд на метку на стекле, затем перевести взгляд на естественно отдаленный объект за стеклом.

6. Аккомодационное упражнение с использованием естественных отдаленных объектов (здания и т.д.).

На прогулке предложить ребенку рассмотреть предмет на близком расстоянии, а затем перевести взгляд на удаленный предмет и наоборот.

Родители, педагоги и врачи могут и должны сделать все возможное для нормального развития детского зрения – прекраснейшего дара природы, позволяющего познавать и видеть окружающий нас мир. И если мы сможем объединить наши с вами желания и возможности, то наши дети смогут быть здоровыми, счастливыми и успешными.

Список литературы

  1. Аветисов Э. С. Охрана зрения у детей — М., 1975.
  2. Бейтс У.Г., Корберт М.Д. Пальминг /методическое пособие/ СПб, образование 2002.
  3. Глушкова Е. К. Береги зрение. — М., 1987.
  4. Калашникова Е.А. Улучшение зрения. – М., 2006.
  5. Плаксина Л.И., Григорян Л.А. Охраняем и развиваем зрение.
  6. Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений IV вида (для слабовидящих детей) (начальная школа) /Л. И. Плаксиной. — М. 1997.
  7. Рубин Э.Д. Как улучшить свое зрение. – Ростов н/Дону, 2005.
  8. Сычов А.А. Гигиенические мероприятия по предупреждению развития близорукости у детей: «Санитария и гигиена». – М., 1977.
Просмотров: 546
Категория: По направлениям » Для детского сада » Тифлопедагогика




Другие новости по теме:

  • Лукьянчик Ольга Николаевна. Познавательно – исследовательский проект «Почему у всех у нас на лице есть пара глаз» для детей старшего дошкольного возраста с нарушением зрения
  • Наталья Викторовна Спешилова. «Игры и упражнения для глаз с детьми, имеющими зрительные нарушения» Консультация для воспитателей
  • Елена Тогулева. Альбом для тренировки зрительных анализаторов «Зоркий глаз»
  • Мокрушенко Наталья Сергеевна Мордвинова Наталья Александровна Шеховцова Ольга Дмитриевна. Картотека упражнений по разным здоровьесберегающим технологиям для дошкольников (массажи, гимнастика для глаз, дыхательная гимнастика)
  • Бондаренко Алевтина Анатольевна. Гимнастика для глаз
  • Саматова Эльмира Замиловна. Электронные физкультминутки для глаз
  • Шулакова Ольга Ивановна. Игры и упражнения для развития мелкой моторики у детей с нарушением зрения
  • Рикунова Лариса Петровна. КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЕМ ЗРЕНИЯ «КАК ВОСПИТЫВАТЬ РЕБЁНКА С НАРУШЕНИЕМ ЗРЕНИЯ ДОМА, В СЕМЬЕ».
  • Попова Эльвира Ивановна. Конспект непосредственно образовательной деятельности в средней группе. Тема: «Гигиена глаз»
  • Шулакова Ольга Ивановна. СОЗДАНИЕ СПЕЦИАЛЬНЫХ УСЛОВИЙ ДЛЯ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЯМИ ЗРЕНИЯ В УСВОЕНИИ АДАПТИРОВАННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ.
  • Курганова Екатерина Борисовна. Консультация для родителей детей с нарушениями зрения на тему: «Формированию правильного отношения к дефекту у детей с нарушениями зрения»
  • Ханова Миляуша Ринадовна. Организация свободного пространства для развития зрительного восприятия детей с нарушениями зрения
  • Шибалова Л. В. Рожкова Е. В.. Использование специального оборудования, направленного на компенсацию зрительных и двигательных нарушений у детей старшего возраста с нарушениями зрения.
  • Белоусова Наталия Владимировна. Рабочая тетрадь для занятий по развитию зрительного восприятия у дошкольников с нарушениями зрения 6-7 лет
  • Журавлёва Татьяна Македоновна. Методические рекомендации для коррекционно-педагогической работы при обучении конструированию детей с нарушением зрения
  • Ефремова Оксана Васильевна. Консультация для воспитателей «Игры с мячом для развития дошкольников с нарушением зрения»
  • Шулакова Ольга Ивановна. СПЕЦИФИКА РАБОТЫ УЧИТЕЛЯ-ДЕФЕКТОЛОГА В ДОШКОЛЬНОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ ДЛЯ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЯМИ ЗРЕНИЯ.
  • Филатова Ирина Григорьевна. Конспект НОД по социально-бытовой ориентировке в подготовительной группе для детей с нарушениями зрения «Они живут рядом с нами. (Насекомые)».
  • Михальчук Ольга Петровна. Консультация для педагогов на тему: «Развитие сохранных анализаторов у детей с нарушениями зрения»
  • Ольга Хохлюшкина. Основные теоретические подходы к коррекционно – педагогической работе по развитию зрительного восприятия у детей с нарушением зрения
  • Рикунова Лариса Петровна. Лето — с пользой для развития детей с нарушением зрения
  • Бояршинова Валентина Александровна. Интегрированное занятие для детей 5-6 лет с нарушением зрения, тема: «Как повстречались лето и осень»
  • Людмила Хилкова. Охрана зрения детей со зрительной депривацией в ходе всего коррекционно-развивающего процесса.
  • Ефремова Оксана Васильевна. Система работы по развитию зрительного восприятия через изобразительную деятельность у детей с нарушением зрения старшего дошкольного возраста
  • Рикунова Лариса Петровна. Консультация для родителей детей старших групп с нарушением зрения. Тема: «Умственные и речевые предпосылки успешного овладения математическими представлениями детей с нарушением зрения».
  • Щетинина Ольга. Детское зрение - его коррекция и компенсация
  • Бадунова Ольга Михайловна. Спортивные игры для детей с нарушением зрения
  • Шундрова Ольга Николаевна. Нетрадиционное рисование методом тычка в детском саду для детей 4-5 лет с нарушением зрения
  • Лезжова Ольга Владимировна. В помощь родителям и педагогам. Физическое развитие ребенка с нарушением зрения: все под контролем
  • Филиппова Инна Петровна. Интегрированная деятельность для детей старшей группы «Мир глазами детей»



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь