Рязанцев Сергей. Танатология - наука о смерти.

Категория: Психология, Психотерапия и консультирование | Просмотров: 17280

Автор:   
Название:   
Формат:   HTML, RTF
Язык:   Русский

Скачать по прямой ссылке

В Дантовом Аду протекают реки античной преисподней. В сущности, это - один
поток, образованный слезами Критского Старца и проникающий в недра земли. Сначала он является как Ахерон (греч.: река скорби) и опоясывает первый круг Ада. Затем, стекая вниз, он образует болото Стикса (греч.: ненавистный), иначе - Стигийское болото, в котором казнятся гневные. Еще ниже он становится Флегетоном (греч.: жгучий), кольцеобразной рекой кипящей крови, в которую погружены насильники против ближнего. Потом, в виде кровавого ручья, продолжающего называться Флегетоном, он пересекает лес самоубийц и пустыню, где падает огненный дождь. Отсюда шумным водопадом он свергается вглубь, чтобы в центре земли превратиться в ледяное озеро Коцит (греч.: плач).
В первом кругу Ада Данте помещает некрещенных младенцев и добродетельных нехристиан. Это Лимб (лат.: "лимбус" - кайма) католического ада, где по церковному учению пребывали души ветхозаветных праведников до того, как Христос, между своей смертью и воскресением, сошел в ад и вывел оттуда ветхозаветных святых в рай, открывавшийся для людей только с искуплением первородного греха.
Во втором кругу Дантова ада несут наказание сладострастники, в третьем - чревоугодники, в четвертом - скупцы и расточители, в пятом (в Стигийском болоте) - гневные, в шестом - еретики, в седьмом - насильники. Седьмой круг разделен на три пояса, в которых соответственно размещены насильники над ближним, насильники над собою и насильники над божеством и над естеством (содомиты).
Восьмой круг (Злые Щели) представляет широкий кольцеобразный уступ адской воронки, опоясанный крутой стеной обрыва. Он изборожден десятью концентрическими рвами (впадинами, щелями), которые отделены друг от друга валами. Первый по счету вал примыкает к круговой стене, а в центре зияет глубина широкого и темного колодца, на дне которого лежит последний, девятый круг Ада, ледяное озеро Коцит. В Злых Щелях караются обманщики, которые обманывали людей, не связанных с ними особыми узами доверия: сводники и обольстители, льстецы, святокупцы, прорицатели, мздоимцы, лицемеры, воры, лукавые советчики, зачинщики раздора, поддельщики людей, денег и слов.
Дном гигантского адского колодца и одновременно девятым кругом Дантова Ада служит ледяное озеро Коцит, в которое вмерзли обманувшие доверившихся, т. е. предатели. Этот последний круг Ада разделен без видимых границ на четыре концентрических пояса. В первом вместе с Каином казнятся предатели родных, во втором - предатели родины и единомышленников, в третьем - предатели друзей и сотрапезников, и, наконец, в четвертом - предатели благодетелей. Именно там, в центре четвертого круга, по грудь возвышается изо льда Люцифер, в трех пастях которого казнятся те, чей грех, по мысли Данте, ужаснее всех остальных: предатели величества божеского (Иуда) и величества человеческого (Брут и Кассий, убившие Юлия Цезаря).
Второе царство, Чистилище, Данте изображает в виде огромной горы, возвышающейся в южном полушарии посреди Океана. Она имеет вид усеченного конуса. Береговая полоса и нижняя часть горы образует Пред-чистилище, а верхняя опоясана семью уступами (семью кругами собственно Чистилища). На плоской вершине горы Данте помещает пустынный лес Земного Рая.
У читателя может возникнуть вопрос, откуда же вообще у Данте взялось
Чистилище, ведь о нем не упоминалось в рассказе о христианских представлениях о загробном мире. Дело в том, что в своем рассказе я следовал православному вероучению, полностью отвергающему представление о Чистилище (так же, как и учение протестантства). Понятие Чистилища присутствует только в католическом вероучении, где оно является промежуточным местом между раем и адом и где души грешников, не получившие прощения в земной жизни, но не отягощенные смертными грехами, прежде чем получить доступ в рай, горят в очищающем огне. Это испытание католические богословы понимают по-разному. Одни трактуют огонь Чистилища как символ и видят в нем муки совести и раскаяния, другие признают реальность этого огня. Судьба души в Чистилище может быть облегчена, а срок пребывания ее там сокращен "добрыми делами" (молитвами и пожертвованиями в пользу церкви) в память умершего оставшимися на земле родными и близкими.
Представление о Чистилище сложилось уже в I веке христианства. Учение о нем разработал Фома Аквинский (1225-1274). Догмат о Чистилище был принят Флорентийским собором в 1439 году и подтвержден в 1562 году Тридентским собором. У подножия горы Дантова Чистилища толпятся умершие под церковным отлучением, на уступах Предчистилища - нерадивые. В первом круге Чистилища Данте расположил гордецов, во втором - завистников, в третьем - гневных, в четвертом - унылых, в пятом - скупцов и расточителей, в шестом - чревоугодников, в седьмом - сладострастников. В Чистилище душа может очиститься от гибельных пристрастий и привычек и приобрести новое вдохновение на пути, ведущем вверх, к раю. Поэтому семь кругов чистилища соответствуют семи смертным грехам. Пройдя своими кругами, очистившиеся души выводятся в подобие земного рая на вершине чистилища. Теперь душа достигла плоскости земной добродетели, но еще не достойна высших пределов рая.
Путешествие души поэта через рай к небесам символизируется остановками
путников на различных астрономических телах, своего рода "путевых станциях" для душ, пребывающих в царстве радости, но еще далеких от небесного совершенства. Эти этапы представляют собой главные человеческие добродетели: справедливость, благоразумие, умеренность, стойкость, веру, надежду, милосердие. Первое небо Рая Данте располагает на Луне, второе - на Меркурии, третье - на Венере, четвертое - на Солнце, пятое - на Марсе, шестое - на Юпитере, седьмое - на Сатурне, восьмое - Звездное небо, девятое - кристальное небо. Над девятью небесами Птоломеевой системы Данте, согласно с церковным учением, помещает десятое, недвижный Эмпирей (греч.: пламенный), обитель божества. Пройдя все этапы, душа в экстазе достигает Эмпирия, где исчезают понятия времени и пространства.
Конечно, в этом кратком пересказе нельзя воспроизвести богатства и утонченности мысли, глубины прозрения - всего того, что делает описание Данте жизни после смерти всемирно признанным шедевром, но читатель может сам в любой момент обратиться к этому удивительному произведению.
Помимо канонических христианских представлений о посмертном
существовании души в новое и новейшее время получили распространение и так называемые мистические откровения. Наиболее систематизированный и подробный рассказ о потустороннем мире принадлежит шведскому естествоиспытателю и философу-мистику Эммануилу Сведенборгу (1688-1772), который считается основателем современного спиритизма. О спиритизме мы уже рассказывали в главе XIX, поэтому сейчас мы коснемся только тех разделов философии спиритизма, которые касаются представлений о посмертном существовании человека.
Итак, Сведенборг был натуралистом и математиком, известны его труды по
алгебре, метрологии, космологии, механике, инженерии, геологии. Но в 40-х годах XVIII века в его жизни происходит перелом: он оставляет науку и обращается к мистике, объявляет себя духовидцем и проповедует собственное теософское учение. Хотя сам Сведенборг никогда не пытался создать свою секту, его последователями была создана особая сведенборгианская церковь.
Сам Сведенборг говорил, что в возрасте 57 лет он испытал ошеломляющее
духовное превращение, над ним "разверзлось небо", и он получил свободный доступ в
царство духов, мог перемещаться в нем, беседовать с его обитателями, исследовать этот мир. За последние 25 лет жизни Сведенборг создал огромное количество религиозных произведений, описывающих Небо, ад, ангелов и духов - и все это на основании собственного опыта. Его описания в основном согласуются с описаниями оккультной литературы.
Когда человек умирает, то, согласно учению Сведенборга, он входит в "мир
духов", находящийся на полпути между небесами и адом. Этот мир очень похож на наш
земной, там человек встречается с умершими друзьями и знакомыми. Как только
человек привыкает к пребыванию в мире духов, его друзья рассказывают ему о Небесах
и аде и отводят в различные города, сады и парки. В этом промежуточном "мире духов"
человек в ходе обучения, длящегося от нескольких дней до года, "приготовляется" для
Неба. Но само "Небо", как его описывает Сведенборг, не слишком отличается от "мира духов", и оба очень схожи с землей. Там есть внутренние дворы и залы, как на земле, парки и сады, дома и спальни "ангелов" и масса перемен платья для них. Там есть правительства, законы, суды, церковные здания, службы, браки, школы, общественная жизнь - все, что встречается на земле. Описание ада также напоминает какое-то место на земле, его обитатели характеризуются эгоизмом и дурными поступками.



Связаться с администратором



Похожие публикации:

  • Франк С.Л. УЧЕНИЕ О ПЕРЕСЕЛЕНИИ ДУШ (религиозно-исторический очерк)
  • Ананда Майтрейя Тера (Алан Беннет Макгрегор). Переселение душ
  • Притча «Что есть такое, что нельзя получить от меня?»
  • Рамиль Гарифуллин. Нанопсихология и психиатрия о феномене «Аватара»
  • Притча «Обитель Истины»
  • Притча «Величие президента Линкольна»
  • Притча «2 мудреца»
  • Сергей Воронков. Что такое «Душа»? (или «Психология, наука — о чем?»)
  • Маркс К., Энгельс Ф., Ленин В.И. О ДИАЛЕКТИЧЕСКОМ И ИСТОРИЧЕСКОМ МАТЕРИАЛИЗМЕ
  • Притча «Шелуха душ древних людей»
  • Павел Пономарев. Танатофобия — страх ложной жизни
  • Эрик Берн. Формы человеческих отношений.
  • Притча «Коллекционер душ»
  • Чеглова И. А. Еще две игры
  • Притча «Красота Линкольна»
  • Ньютон Майкл. Предназначение души.
  • Палама Г. О НАУКАХ
  • Притча «Слова»
  • Притча «Другой»
  • Притча «Песня»
  • Хаксли О. ВЕЧНАЯ ФИЛОСОФИЯ
  • Притча «Правда нежизнеспособна»
  • Притча «Сказка про микробов»
  • Притча «Злой человек не желает добра даже себе»
  • Притча «Слоненок»
  • Берн Эрик. Секс в человеческой жизни.
  • Притча «Плод»
  • Рамиль Гарифуллин. Суицид: психологические основы.
  • Редактор. Стихи ко дню рождения - Мы - паруса средь океана жизни
  • Притча «Несоответствие»
  • Иерархия Духа, Души и Тела
  • Притча «Человек, вышедший на поиски своей судьбы»
  • Притча «Желания»
  • Притча «Времена»
  • Закономерности психических систем
  • Владимир Макулов. Фундамент самооценки
  • Йегуда Ашлаг. Изгнание и oсвобождение
  • Бернарда Шоу о жизни.
  • Горнева О.А. Использование танцевально-двигательной терапии в работе с символом лабиринта
  • Притча «Кое что о загробном мире...»
  • Возрождение или перерождение; Rebirth; Erneuerung; Wiedergeburt
  • Личность; Person; Personlichkeit
  • Георгий Почепцов. Мягкая сила. Смысловые войны в современном мире.
  • Владимир Тарасов. Принципы жизни (книга для героев).
  • Эдмунд Гуссерль и его Картезианские размышления – Неизвестен
  • «Шамати», Статья 1. Нет никого кроме Него. Услышано в первый день недели Итро (6 Февраля 1944 г.)
  • Притча «Творец и душа»
  • Рамиль Гарифуллин. О депрессии, ценностях и смысле жизни
  • Кадиева Фарида Устархановна. ПРАЗДНИК СЕВЕРНЫХ НАРОДОВ
  • Лосский Н. ЦЕННОСТЬ И БЫТИЕ



  • Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:      
    Код для вставки в форум (BBCode):      
    Прямая ссылка на эту публикацию:      


     (голосов: 0)

    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь