Рязанцев Сергей. Танатология - наука о смерти.

Категория: Психология, Психотерапия и консультирование | Просмотров: 17275

Автор:   
Название:   
Формат:   HTML, RTF
Язык:   Русский

Скачать по прямой ссылке

Успешно пройдя через мытарства и поклонившись Богу, душа еще на
протяжении 37 дней посещает небесные обители и адские бездны, еще не зная, где она останется, и только на сороковой день назначается ей место до воскресения мертвых. Согласно откровению ангела преподобному Макарию Александрийскому, особое церковное поминовение усопших на девятый день после смерти связано с тем, что до сего времени (с третьего по девятый день) дальше показывали красоты рая, и только после этого (с девятого по сороковой день) ей показывают мучения и ужасы ада. Итак, согласно православному христианскому канону, для поддержания души необходимо совершать поминания на 3-й, 9-й и 40-й дни после смерти.
В преддверии вселенского Страшного суда, знаменующего Конец Света, воскресение из мертвых и окончательное и вечное осуждение грешников, в христианских догматах существует и определение частного суда, помещающего души до Страшного Суда в Ад или в Рай.
Ад, согласно христианским концепциям - это место посмертных мучений
грешников. Как мы уже писали, в Ветхом завете ему соответствует еврейское слово "шеол" или греческое "гадес", которое обыкновенно переводится словом "преисподняя". В Новом Завете встречается слово "геенна" - греческая форма еврейского слова "гехенна" или "Ге-Хинном", что означает "Енномова долина". В Енномовой долине к югу от Иерусалима находилось место, называемое Тофет, где идолопоклонники евреи сжигали в честь Молоха своих детей. Царь Иосия с целью искоренить идолопоклонство превратил эту долину в свалку нечистот. Смрад, шедший из долины, сделал ее впоследствии символом ада. В таком значении употребляется слово "геенна" в Новом Завете в 11 местах у трех первых евангелистов. Иногда встречается название "геенна огненная", оно обозначает вечный огонь ада.
Праведники пребывают в раю. После перевода Ветхого Завета на греческий язык
70 толковниками (Септу-агинта) слово рай стало обычным названием Эдемского сада, а в позднейшем иудействе - обычным названием того отделения царства умерших, где души праведников ожидают воскресения. Первоначально Эдем (т. е. "приятность") обозначал место на Востоке, где Бог насадил сад, которым отдал Адаму для жительства. Но когда люди согрешили, съев запретный плод, Бог изгнал их из Эдемского сада. Довольно близки к христианским мусульманские представления о загробном мире, они также основаны на "теории возмездия". В мусульманской мифологии ангел смерти Израил (Азраил), один из четырех главных ангелов, знает судьбы людей, но не знает сроки кончины каждого. Когда этот срок наступает, с дерева, растущего у трона Аллаха, слетает листок с именем обреченного, после чего Израил в течение сорока дней должен разлучить душу и тело человека. Человек может различными способами сопротивляться Израилу, но тот всегда побеждает.
Уже сразу после смерти, в могиле, умерших допрашивают два ангела - Мункар
и Накир. Поэтому могила у мусульман делается по возможности просторной, обычно с нишей в боковой стене или углублением на дне, чтобы умерший мог "сесть" при появлении этих двух ангелов смерти. Верующих ангелы смерти не трогают, а неверных избивают столько времени, сколько пожелает Аллах. Иногда их считают идентичными ангелам-хранителям, сопровождающим каждого человека. Имена Мункара и Накира упоминаются только в преданиях, в Коране имена этих ангелов не называются.
В угодное для себя время Аллах уничтожает все сущее на земле, воскресит мертвых и будет вершить суд над людьми. Грешники будут низвергнуты в ад, праведники обретут блаженство в райских садах.
Одно из основных названий Ада (т. е. места, куда попадают после смерти
неверные и грешники) в исламе - джаханнам (от древнееврейского Ге-Хинном, геенна). Синонимы джаханнама - "огонь", "пламя", "пропасть", и т. д. Жертвы джаханнама горят в огне. "Всякий раз, как сготовится их кожа, мы заменим им другой кожей, чтобы они вкусили наказание",- говорится в Коране (4:59). Грешники в джаханнам связаны цепями. Они едят плоды дерева заккум, подобные головам шайтанов, пьют кипяток, который "рассекает их внутренности" и гнойную воду. Другой вид адских мук - жгучий холод.
Разные категории грешников помещают в разные слои ада, входят в него через разные ворота. Джаханнам охраняет ангельская стража, "грубые и сильные", число которых - 19. Их возглавляет ангел по имени Малик.
В Коране обнаруживаются элементы двух представлений о природе ада.
Согласно одному, это нечто вроде страшного, рычащего, "готового лопнуть от гнева" животного, поглощающего грешников. Согласно другому представлению, это глубокая пропасть, куда ведут семь ворот. Постепенно этот образ был детализирован как воронкообразный кратер с концентрическими кругами, разделяющими разные категории грешников. Такой образ ада восходит к древневосточной традиции. В мусульманской форме он оказал влияние и на средневековые европейские представления о структуре ада, в частности на те, которые отразились в "Божественной комедии" Данте.
В послекоранной традиции приобрел популярность образ пути ("сират") -
тонкого, как волос, и острого, как меч, моста, протянутого над адом и служащего для испытания верующих. Праведники проходят по этому мосту "с быстротой молнии", а грешники сваливаются с него в "зияющее адское болото". Идея моста для испытания верующих заимствована мусульманами, видимо, из системы представлений зороастрийцев. Там благое божество Вай, выступающее защитником праведных, проводит души умерших по мосту Чинват.
Место, где праведники обретут вечное блаженство, в Коране называется
"Джанна" ("сад"). По Корану, Джанна - это тенистые сады с источниками, каналами и прудами. Там текут "реки из воды непортящейся, и реки из молока, вкус которого не меняется, и реки из вина, приятного для пьющих, и реки из меду очищенного". Там "плоды, и пальмы, и гранаты". Обитатели мусульманского рая в богатых одеждах возлежат на "ложах расшитых". Они едят, что пожелают, пьют необыкновенные напитки. Им прислуживают "мальчики вечно юные".
Праведникам даны в супруги черноокие, большеглазые девственницы-гурии,
"которых не коснулся до них ни человек, ни джинн". Гурий описывают как существа различных цветов, созданные из шафрана, мускуса, амбры, имеющих прозрачную кожу и тело, усыпанное драгоценностями. На груди у гурий надписи с именем Аллаха и именем своего супруга. Гурии встречаются главным образом в ранних частях Корана. Позже рядом с праведниками появляются их "чистые (точнее - очищенные) супруги", они же "девственницы, мужа любящие, сверстницы". Сообщается, что жены праведников вместе с ними попадут в рай. Чувственные образы гурий и супруг¬девственниц, ублажающих праведников - одно из коренных отличий мусульманского рая от христианского, где все души являются бесполыми.
Итак, основные наслаждения мусульманского рая - это прохлада, покои,
роскошные одежды, приятные еда и питье, вечно молодые супруги из райских дев и из собственных жен, которые станут девственными и вечно молодыми. Возраст всех обитателей рая, согласно послекоранному преданию,- 33 года.
Нет сомнения в том, что мусульманский образ рая продолжает древневосточную традицию представлений о загробном царстве. В Коране фигурируют библейский (Эдем) и персидский (алфирдаус) термины для обозначения рая. Некоторые описания в Коране находят себе параллели в иудейских, христианских и древнемесопотамских текстах. В целом мусульманский образ рая можно считать аравийским развитием народных представлений о рае, бытовавших среди последователей разных ближневосточных религий, в частности христианства, иудаизма, зороастризма.
Как мы только что видели, образ загробного мира в Коране гораздо более детализирован, чем в Библии. Действительно, представления о посмертном существовании в Ветхом Завете весьма неопределенны, а Новый Завет также избегает сколько-нибудь подробных описаний сцен посмертной жизни. Конкретные образы христианского рая и ада складываются из сведений, приведенных в различных откровениях и видениях святых. Лишь в начале XIV века западному миру была дана первая за тысячу с лишним лет существования христианства, самая объемная, законченная, цельная, красноречивая и вдохновенная картина жизни за смертью, имеющей цель, смысл и структуру - "Божественная комедия" Данте Алигьери (1265-
1321).
Данте пошел настолько дальше всего, прежде считавшегося известным, что его почитатели стали рассматривать "Божественную комедию" как подлинное откровение. Используя мифологические образы античного Аида, а также христианские представления о загробном мире, заимствуя многое у Фомы Аквинского, Аристотеля и римско-католической традиции, Данте создает четкую продуманную концепцию потустороннего существования.
Его потусторонний мир распадается на три основные части - Ад, Чистилище и
Рай. Дантовский Ад (инферно) представляет собой подземную воронкообразную пропасть, которая, сужаясь, достигает центра земного шара. Ее склоны опоясаны девятью концентрическими уступами, "кругами Ада", каждому из которых соответствуют свои грехи, причем чем тяжелее грех, тем в более глубоком круге и более тяжкими муками он искупается.



Связаться с администратором



Похожие публикации:

  • Израэль Регарди. Срединный столп
  • Л. М. Дюкетт. Ключ к Ключу Соломона. Тайны магии и масонства. Часть I
  • Рыбаков Б.А. Язычество древней Руси
  • Джек Парсонс. Свобода – обоюдоострый меч
  • Павел Пономарев. Танатофобия — страх ложной жизни
  • Притча «Смерть — иллюзия»
  • Притча «Что сильнее смерти»
  • Хиллман Джеймс - Самоубийство и душа
  • Л. М. Дюкетт, К. Хайятт. Иллюстрированная Гоэтия Алистера Кроули.
  • Притча «Время и место смерти изменить нельзя»
  • Герберт Стэнли Редгроув. Алхимия: древняя и современная
  • Дикерсон Р., Грей Г., Хейт Дж. Основные законы химии. В 2 томах
  • Притча «Жизнь и смерть»
  • Гроф С., Хэлифакс Д. Человек перед лицом смерти
  • Sr. Lucifer. Эссе о Маге и Смерти
  • Притча «Восприятие жизни и смерти»
  • Рыбаков Б.А. Язычество древних славян
  • Притча «О смерти бабушки»
  • Притча «Никто не умирал»
  • Притча «Притча о смысле жизни и смерти»
  • Притча «Щедрый человек»
  • Притча «Дедушка и Смерть»
  • Берри Уайнхолд, Дженей Уайнхолд. Освобождение от созависимости.
  • Благовещенская М.Н. Символическое проявление переживания смерти у детей и подростков, перенесших онкологическое заболевание
  • Притча «Человек, который помнил о смерти»
  • Сатир Вирджиния - Психотерапия семьи
  • Притча «О смерти»
  • Притча «Притча о старце и смерти»
  • Ксендзюк Алексей - Человек неведомый: Толтекский путь усиления осознания
  • Лайтман Михаэль. Каббала для начинающих. В двух томах. Том 2.
  • Притча «Тосоцу задает три вопроса»
  • Притча «Акын»
  • Георгий Сергацкий. Осень жизни. Из цикла «Одиночество, или Душа в поисках приюта»
  • Притча «О старике и смерти»
  • Притча «Есть ли жизнь после смерти?»
  • Что такое страх смерти и что он несет?
  • Притча «Несоответствие»
  • Притча «Глупец, убегающий от смерти»
  • Притча «После смерти»
  • Притча «Размышляя о смерти»
  • Исаева Ольга Сергеевна. Учебное пособие «Дифференциальная психология»
  • Притча «Электричество»
  • Психоаналитические афоризмы IX. - Франсуаза Дольто
  • Инстинкт жизни; Life instinct; Lebenstrieb
  • Притча «Страхи»
  • Частые ссоры ведут к преждевременной смерти
  • Частые ссоры ведут к преждевременной смерти
  • Хоган Кевин - Сумейте убедить, чтобы добиться поставленной цели
  • Инстинкт смерти; Death instinct; Todestrieb
  • Притча «Бегство от смерти»



  • Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:      
    Код для вставки в форум (BBCode):      
    Прямая ссылка на эту публикацию:      


     (голосов: 0)

    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь