Смит Ноэль. Современные системы психологии.

Категория: Психология, Системный подход в психологии | Просмотров: 45276

Автор:   
Название:   
Формат:   HTML
Язык:   Русский

Скачать по прямой ссылке

КРИТИКА
Наблюдения подтверждают отстаиваемое диалектиками положение, что все в этом мире непрерывно претерпевает изменение. То, что такое изменение всегда связано с противоречиями, уже не вытекает из данных наблюдения с такой очевидностью; тем не менее некоторые представители диалектического направления считают конфликт причинным фактором и приписывают ему объяснительную силу. Предполагаемая вездесущность биполярности или противоречия — скорее конструкт, чем наблюдаемое явление; к тому же эта концепция сформулирована в настолько общей и неопределенной форме, что всегда существует возможность подогнать наблюдаемые факты под данную схему. Всегда можно найти способ истолковать два различных события как конфликтующие или истолковать противоположность события как его небытие. В несколько ином контексте Джонсон (Johnson, 1996) говорит о «маниакальном стремлении делить мир на дуальные противоположности: плюс и минус, вещество и антивещество, добро и зло, зиму и лето, север и юг» (р. 199). Это замечание полностью может быть отнесено к диалектикам. Можно также указать на то, что многие подобные оппозиции имеют градации: времена года, а также ночь и день постепенно переходят друг в друга. Лишь немногих людей можно назвать либо исключительно нравственными, либо абсолютно безнравственными; более того, поскольку большинство наших действий не
предполагают морального выбора, человека в значительной степени можно считать внеморальным существом. С другой стороны, такие физические явления, как положительный / отрицательный электрический заряд, вещество / антивещество или частица / волна, по-видимому, не встречаются в форме противоположностей; то же самое относится и к большинству событий, относящихся к человеку.
Нетрудно заметить, что представители китайской диалектической мысли, а также ученые, склоняющиеся к позициям марксизма, нередко пытаются связать психологические феномены с социальной классовой борьбой или, по крайней мере, с социальными факторами. В отдельных случаях такие параллели оправданны, однако нередко подобные построения представляются весьма надуманными. Хотя Георго-уди (Georgoudi, 1983) утверждает, что индивидуальность является неотъемлемой частью социального процесса, следует отметить, что в странах, где марксистский или маоистский режим становился господствующим, диалектическая психология уделяла индивидуальности не слишком много внимания.
Некоторые сторонники диалектического подхода пытаются открыто отмежеваться от ментализма, продолжая, однако, неявно следовать ему. Черты ментализма прослеживаются и в работах Ригеля (Riegel), хотя он мало говорит о нем; у других же авторов эти черты еще более заметны. Так, например, Камин-штейн (Kaminstein 1987) пишет: «...то, что происходит в умах людей, оказывает влияние на их повседневную жизнь, а события внешнего мира оказывают влияние на их эмоциональную жизнь. Эти отношения в полном смысле интерактивны. Говоря диалектическим языком, внутреннее и внешнее неразделимы и представляют собой континуум» (р. 97).
С одной стороны, Каминштейн (Kaminstein) полностью становится на точку зрения ментализма, а с другой -— отрицает его. Представления о «континууме» вносят еще большую путаницу в его взгляды. Аналогично, Георгоуди (Georgoudi, 1983) утверждает, что ни один вид человеческой деятельности, включая когнитивную, не является независимым от внешнего окружения, и допустить ее независимое существование означает «принять традиционную форму дуализма, которую диалектическая ориентация ставит под сомнение» (р. 83). Тем не менее теоретическим базисом для подобного утверждения ему служит тот же самый дуализм: «Диалектика не может быть помещена ни исключительно в сферу идей (разум), ни в сферу материального... но только в сферу человеческого действия. Эта сфера не относится ни к ментальным, ни к ситуационным феноменам» (р. 82). Для Шеймса (Shames, 1984) «диалектическая концепция социальной организации психологической индивидуальности требует ясной формулировки отношения психики (psyche) к физическому телу» (р. 61). С другой стороны, Квэйл (Kvale, 1977) последовательно избегает ментализма.
252
ВЫВОДЫ
Сильная сторона диалектики заключается в ее акценте на двунаправленности, и не столько на биполярном конфликте, сколько на взаимодействии или взаимной зависимости. Именно этот взгляд, подчеркивающий двунаправленный характер отношений, был принят также феноменологией и экзистенциализмом и является отличительной особенностью нецентрических систем. Такой акцент означает признание того, что взаимодействие организма и среды имеет характер «индивидуально-мирового поля», оба компонента которого взаимно изменяют друг друга, а также признание необходимости рассматривать их взаимодействие, а не пытаться ограничивать область причин лишь одним из них — организмом, хотя некоторые представители диалектики, в особенности китайской, считают источником всех психологических феноменов человеческий мозг. Диалектика акцентирует наше внимание на (а) непрерывно происходящем изменении, (б) социально-исторических условиях такого изменения и (в) на изменении человека на протяжении всей жизни. Именно диалектика дала другим психологическим школам эти ценные перспективы. Диалектика ставит под сомнение ряд
положений, принятых другими системами психологии, отрицая понятия устойчивых черт, IQ, стадий развития, не объясняющих, как происходит переход от одной стадии к другой, и сохраняемой в памяти информации, а также подвергает критике исследования, проводимые с использованием бессмысленных и оторванных от контекста задач. Такая критика может побудить представителей других направлений психологии пересмотреть свои унаследованные от прошлого позиции или, во всяком случае, осознать те исходные положения, на которых они строят свои концепции.
Хотя двунаправленный характер диалектической психологии оказался полезным для ряда других направлений, лишь немногие системы проявили заметный интерес к биполярности. Более того, некоторые психоаналитики исключили подобные дихотомии из собственной теории и заменили их представлениями о континуальном характере рассматриваемых ими явлений. Вероятно, двунаправленность вызывает больший интерес других психологических систем, чем биполярность; однако последняя является настолько важным элементом диалектической психологии, что в рамках этого направления ей, вероятно, всегда будет уделяться первостепенное значение.
253


Глава 10. Интербихевиоральная психология: событийное поле...
ВВЕДЕНИЕ
Нетрудно прийти к согласию в отношении того, что люди и животные реагируют на объекты и события вокруг них. Мы можем также согласиться со следующим утверждением: чтобы прореагировать на объекты зрительно, нам необходим свет, а чтобы прореагировать на них посредством органов слуха, нам нужен звук. Возможно, большинство людей не будут возражать и против того, что наша реакция на какое-то событие зависит от ситуации, в которой оно имеет место. Например, улыбка в радостных обстоятельствах будет воспринята как выражение счастья, но та же улыбка в трагической обстановке покажется злобной или саркастической. Возможно, это менее очевидно, но, вероятно, не будет возражений против того, что мы реагируем на объекты не столько на основании их физики или химии, сколько на основании того, что они для нас значат. Книга — это не просто бумага и типографская краска, а нечто существующее для того, чтобы обеспечить нас материалом для чтения. Она может также выполнять функцию пресс-папье, ступеньки крыльца или материала для разжигания костра. Подобно тому как любой данный объект может иметь более одной функции, точно так же больше одной функции может иметь любая реакция на него. Мы можем читать книгу, чтобы получить информацию или ради развлечения, но это одна и та же реакция — чтение. Наконец, все мы сознаем факт нашего исторического развития: когда мы встречаемся с новыми явлениями и ситуациями, эти встречи влияют на наши последующие действия. v
Для интербихевиоральной психологии все это — компоненты психологического поведения или интер-бихевиоралъные действия (interbehaviors). Они образуют интербихевиоралъное поле. Заметьте, что все они наблюдаемы и могут быть идентифицированы любым человеком. Интербихевиоральная психология утверждает, что мы должны начинать любое исследование с того, что можно наблюдать, — в отличие от систем психологии, которые начинают с таких конструктов, как способности мозга, обработка информации, хранилище памяти, внутренние побуждения (драйвы), разум, и с других ненаблюдаемых факторов. Кроме того, мы должны интерпретировать результаты наших исследований в терминах тех же самых наблюдаемых событий.
Основы интербихевиоризма были заложены в 1920-х годах Дж. Р. Кантором (J. R. Kantor), который работал главным образом в одиночку, но изложил свою систему обучавшимся у него студентам и аспирантам, продолжая писать до своей смерти (он умер в 1984 г. в возрасте 95 лет). Его система не получала широкого признания до последних десятилетий XX в., когда начала привлекать к себе все большее внимание (Morris & Midgley, 2000).1
ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ И
ВОПРОСЫ
Интербихевиоральное поле
Функции стимула. Если несколько развить обрисованные выше компоненты психологического события, они дадут нам основополагающую программу интербихевиоральной психологии. Интербихевиоризм называет объект, на который мы реагируем, «стимульным объектом» («stimulus object»), а смысл или функцию, которые ему присущи в любой заданной ситуации, — «функцией стимула» или «стимуль-ной функцией» («stimulus function»). Одной из иллюстраций являются функциональные характеристики книги, описанные выше. Наши собственные паттерны поведения также могут быть функциями стимула. Мы считаем себя удачливыми, несчастными, независимыми, заслуживающими презрения и т. д., однако мы представляем собой единый организм, подобно тому как различные функции книги относятся к какой-то одной книге. (Заметьте, насколько это описание отличается от ссылок на несчастное Я (an unhappy self), склонное к алкоголизму Я (an alcoholic self) и т. д. и от трактовки всех этих Я как сущностей или причинных агентов, т. е. как души или разума.) Интербихевиоральное утверждение, что наши интеракции с объектами являются в действительности стимульными функциями этих объектов, устраняет необходимость постулировать какой-то неизвестный ментальный процесс, который интерпретирует физический стимул и наделяет его смыслом.
Система выделяет несколько типов стимульных функций, но «особенно важна замещающая функция стимула». Если вы посмотрите на свои часы и решите, что вам пора идти в свою учебную аудиторию, вас стимулирует не аудитория, а часы, которые ее заменяют. Любые «памятки» — это заменители стимулов. Мышеловка, которая срабатывает, но не захватывает мышь, становится замещающим стимулом для изобретения более совершенной ловушки, то есть это стимульный объект для разработки лучшего устройства — устройства, которого еще не существует.
Интербихевиоризм говорит, что изобретения, формулы, метафоры, поэзия, художественная и документальная литература, воспоминания, выводы, финансовые сделки, мифы, религия, теории и научный прогресс — все это состоит, главным образом, из замещающих, а не прямых функций стимула. При разговоре также используется замещающая стимуляция, поскольку объект или ситуация, на которые ссылается говорящий (и о которых слышит слушатель), часто отсутствуют.
1 Для серверной подписки на рекламные объявления и обсуждение системы нужно послать на [email protected] следующее сообщение: subscribe IB-L . Вот один из интербихевиоральных web-адресов: http:// web.utk.edu/~wverplan/kantor/kantor.html.
255
Функции реакции. «Реакция» на стимул состоит из телесных действий, но функциональный характер этой реакции называют функцией реакции (response function). Мы можем добраться из пункта А в В пешком или на велосипеде. Это различные реакции, но у них одна и та же функция — доставить нас из А в В. Кроме того, мы можем идти из А в В, чтобы добраться из одного пункта в другой, или же мы можем идти из А в В, чтобы просто прогуляться. В этом случае реакция одна и та же, но функция различается. В качестве другого примера рассмотрим следующий диалог:
— У тебя осталось хоть немного воздушной кукурузы?
~Да.
— Ты съел всю воздушную кукурузу? -Да.
Реакция (ответ) одна и тот же — «да», но в двух примерах она выполняет различные функции.
Реакция и ее функция являются ответом на что-то — на стимульный объект и его стимульную функцию. Когда нас стимулирует какой-то объект, мы реагируем. Ни то ни другое не происходит независимо. Следовательно, они взаимозависимы. Этот вывод незамедлительно делает ненужным понятие зависимых / независимых переменных, а именно допущение о том, что реакция зависима от стимула, а стимул остается независимым от организма.2 Чтобы показать эту интеракцию или взаимную связь между стимулом и реакцией, интербихевиоризм использует двуглавую стрелку (рис. 10.1). В силу этой взаимозависимости, говорим ли мы, что книга стимулирует нас прочитать ее или что мы реагируем на нее как на нечто, заслуживающее прочтения, зависит целиком от того, на какой стороне интеракции мы хотим сделать акцент.
Факторы сеттинга. Улыбка, которая имеет различный смысл в различных сеттингах, иллюстрирует фактор сеттинга. Другой пример — растение, которое радует нас, когда растет возле ручья, но раздражает нас в нашем саду. Факторы сеттинга могут быть частью организма или внешними по отношению к нему.
(а) Примеры факторов сеттинга, относящихся к организму: Когда мы простужены, то реагируем на мир иначе, чем когда мы здоровы. Если мы идем в продуктовый магазин до еды, то делаем больше покупок, чем тогда, когда идем туда после еды. Человек, манеры которого обычно отличаются мягкостью, может быть драчливым, когда он пьян.
(Ь) Примеры факторов сеттинга, внешних по отношению к организму: Обычно в учебной аудитории мы вступаем в интеракции с преподавателями иначе, нежели когда мы общаемся с ними в их кабинете или в баре. Собака, которая лает на людей с хозяйского участка, со своей территории, обычно не делает этого, когда бежит по улице, не являющейся ее территорией. Разнообразие сеттингов, не относящихся к организму, практически бесконечно.
Контактная среда. Согласно интербихевиористу, каждый объект, который мы видим, слышим, обоняем, ощущаем на вкус и т. д., проявляет себя благодаря среде. Для того чтобы слышать, необходимы звуковые волны, а для того чтобы видеть — свет.3 Ин-тербихевиоральная психология предупреждает, чтобы мы не путали среду с функциями стимула. Если мы все-таки их путаем, то можем прийти к выводу, что видим только световые волны, а не цветок, слышим только звуковые волны, а не сирену.4 Тем школам психологии, которые считают, что среда тождественна стимулу, приходится изобретать какой-то механизм, чтобы снова преобразовать колебания во внешний вид объекта. Этим механизмом является гипотетический мозг или способность разума, производящие затем внешний вид объекта «вне нас». Интербихевиорист утверждает, что мы не видим и не слышим волны, чтобы затем «мысленно» интерпретировать их. Скорее, мы видим и слышим объекты — не волны энергии, — которые обретают смысл в соответствии с нашей прошлой историей и текущими сеттингами. «Потеря из виду истинного различия между средой и стимулами сулит беду всей психологической системе» (Kantor, 1924, р. 55).
Интеракциональная история и личность. Наконец, настаивает интербихевиорист, крайне важна история наших интеракций. С момента рождения до смерти продолжается развитие нашей интеракцио-нальной истории (interactional history), которая влияет на все, что мы делаем. Разумеется, она взаимосвязана с функциями стимула и реакции: мы формируем эти функции исходя из истории наших отношений с объектами и условиями, причем история этих отношений влияет даже на эффект сеттингов. Функциональность в психологии еще важнее, чем в биологии, ибо «организмы реагируют на объекты не просто на основе их физико-химических свойств, но также на основе их функций, сформировавшихся в предшествующих интербихевиоральных действиях» (Kantor, 1978/1984, р. 145).
До этого момента мы говорили о том, что система идентифицирует в качестве составных частей (собы-
2 На самом деле «зависимая» переменная является неконтролируемой переменной, а «независимая» — контролируемой. Интербихевиорист рассматривает эту неадекватную терминологию как признак неправильного понимания психологических событий.
3 Некоторые среды образуются давлением, а вкус требует химического агента с растворимостью в слюне. Боль требует наличия агента, повреждающего ткань.
4 Среда, стимульный объект и функция стимула могут совпадать, если, например, мы прислушиваемся к звуку определенной высоты или замечаем цветовой оттенок источника света.



Связаться с администратором



Похожие публикации:

  • Теория научения; learning theory
  • Маунткасл В. Организующий принцип функции мозга.
  • Развитие; Development; Psychogenese
  • Пиаже Жан. Психология интеллекта.
  • Стереотипные психологические реакции по Фрицу Перлзу
  • Структура психосоматических расстройств по Уильям Глассеру
  • Сергей Воронков. Что такое «Душа»? (или «Психология, наука — о чем?»)
  • Братусь Б. К ПРОБЛЕМЕ ЧЕЛОВЕКА В ПСИХОЛОГИИ
  • Психическая реальность; Psychic reality; Psychische Wirklichkeit
  • Богуславский. Психология как наука.
  • Перлз Фриц. Гештальт-Подход. Свидетель Терапии.
  • Чем отличается мозг умного человека?
  • Рамиль Гарифуллин. Несет ли личность ответственность за свои мысли?
  • Эмпиризм; Empiricism; Empiric
  • Как функционирует мозг эрудированного человека
  • Психолог - «Родители, будьте примером ребёнку»
  • Гахраманова Севиндж Салим Кызы. Гендерное воспитание детей дошкольного возраста
  • Шорохов Е. Основные направления исследований психологии мышления в капиталистических странах.
  • Шорохов Е. Основные направления исследований психологии мышления в капиталистических странах.
  • Назарова И.Э. Защитные механизмы.
  • Имаго; Imago
  • Психология запахов
  • Раппорт; Rapport; Rapport
  • Акрушенко А.В., Ларина О.А., Каратьян Т.В. Психология развития и возрастная психология. Конспект лекций.
  • Происхождение понятия «аутизм».
  • Рефлексия; Reflection; Reflexion
  • Симбиоз; Symbiosis
  • Как получить дополнительные сведения, о человеке обращая внимание на формы успокаивающего поведения. Практические рекомендации.
  • Внутрипсихический конфликт с позиции Курта Левина
  • А.И. Юрьев. Баланс биологического и социального в политической психологии. - А. Юрьев
  • Гиперсимпатикотония и мышечная броня по Вильгелму Райху и реакция борьбы или бегства по Уолтеру Кеннону
  • Сознание; Consciousness; Bewusstheit
  • А. Стешов. Психология спора: виды и принципы полемического взаимодействия
  • Архетипы; Archetypes; Archetyp
  • Притча «Поведение»
  • Глубинная психология; Depth psychology; Tiefenpsychologie
  • Рамиль Гарифуллин. Интуиция и творчество: новые психологические подходы
  • Ощущение; Sensation; Empfindung
  • Николай Обозов. Как управлять конфликтом. - Из цикла"Психология успеха"
  • Интуиция; Intuition
  • Женский и мужской мозг: различия
  • Субъективный уровень; Subjective level
  • Комплекс; Complex; Komplex
  • Бабушкин В. ФЕНОМЕНОЛОГИЧЕСКАЯ ФИЛОСОФИЯ: КРИТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ
  • Притча «Люди - это не крысы!»
  • Хлебова Вероника. Стать Родителем самому себе
  • Закономерности психических систем
  • Вытеснение, или репрессия; Repression; Repression
  • Аттитьюд; Attitude; Einstellung
  • Ледбитер Ч.У. Сны. Что это такое и как они вызываются.



  • Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:      
    Код для вставки в форум (BBCode):      
    Прямая ссылка на эту публикацию:      


     (голосов: 0)

    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь