Смит Ноэль. Современные системы психологии.

Категория: Психология, Системный подход в психологии | Просмотров: 45282

Автор:   
Название:   
Формат:   HTML
Язык:   Русский

Скачать по прямой ссылке

Короче говоря, в интербихевиоралыюм подходе организм не вызывает собственное поведение, как не вызывает поведение и среда. Скорее, причинность содержится в поле человека и среды, вступающих в интеракцию. Такая позиция делает бессмысленным вопрос: внутренняя сила воли или внешний детерминизм. Не постулируется никакой силы, называемой волей или детерминизмом, которую надо было бы рассматривать. Все это только варианты дуализма «душа — тело», утверждает система.
Примеры работы данной системы. Возможно, полезно посмотреть, как эта система трактует одну из классических проблем, проблему константности восприятия. Почему мы видим человека как некую постоянную величину, независимо от того, находится ли он от нас в метре или в ста метрах? Величина световых точек на сетчатке, которые соответствуют объекту, заметно изменяется при переходе от рассто-
яния один метр к ста метрам. Тот факт, что мы видим человека как постоянную величину, называют константностью величины. Другой формой константности является константность формы: когда прямоугольная дверь поворачивается на петлях и мы видим ее сначала с торца, а потом спереди, угол, соответствующий световым лучам, которые попадают на сетчатку, меняется. Однако мы не говорим, что дверь меняет форму. Мы воспринимаем ее как прямоугольную под любым углом. Это называют константностью формы. Традиционалист сказал бы, что наш разум или мозг улавливает различные образы на сетчатке и постоянно дает нам их новые интерпретации или что мозг — это компьютер, который кодирует величину человека на сетчатке, или что угол двери на сетчатке дает нам декодируемое «показание прибора». (Но кто или что читает это показание?) Такое показание говорит нам, что это человек нормальной величины или что это прямоугольная дверь.
Интербихевиоральный подход имеет радикальные отличия. Вместо навязывания таких конструктов, как компьютерный мозг, он начинает с наблюдаемых компонентов поля. Благодаря тому, что ранее мы имели дело со столами, дверьми и схожими объектами и рассматривали их под разными углами, мы распознаем особенности, которые означают прямоуголь-ность. Учитывая эти стимульные функции стимуль-ного объекта в связи с историей наших отношений с ними и нормальным сеттингом (можно сконструировать необычные сеттинги, чтобы вызвать другие восприятия), интербихевиоризм утверждает, что мы воспринимаем объект с точки зрения того, что он для нас означает: дверь означает прямоугольный объект, независимо от угла зрения, а человек означает нормальную величину, независимо от расстояния.
Термин психосоматика подразумевает, что психика (душа, разум) воздействует на сому (тело). Считается, что она связана с астмой, повышенным кровяным давлением и другими расстройствами. Вместо того чтобы постулировать какой-то конструкт (душа, разум), воздействующий на объект (тело), интербихевиористы замечают, что общий паттерн интеракциональных компонентов в любой ситуации включает биологические компоненты, некоторые из них могут быть вредными для тела. Аналогичным образом, в стрессовой ситуации, такой как доклад студента перед аудиторией, у студента могут потеть ладони, может пересыхать во рту, подниматься кровяное давление и учащенно биться сердце. Все это составные части общего паттерна интеракции, а не воздействие психики на тело.
Современная традиционная психология рассматривает мышление как обработку информации мозгом. Интербихевиоральная психология в свойственной ей манере обращается к изучению наблюдаемых событий. Мышление, полагает она, состоит из явных и скрытых манипуляций, которые прокладывают путь некоторым последующим операциям. Планирование, оценка и выбор — все это примеры мышления.
264
Эти интеракции состоят из приложения информации, полученной в одной ситуации, к другой схожей ситуации. Если мышление проявляется как одиночный сегмент поведения, например, когда человек, глядя на дорожную карту, воспринимает комбинацию дорог, которые предлагают кратчайший маршрут к месту назначения, интеракция состоит из серии фаз действия, которые предшествуют завершающей фазе и предвосхищают ее — распознанию наилучшей комбинации дорог. Если мышление носит более сложный характер, оно состоит из серии сегментов поведения. Например, человек, который размышляет о том, как преодолеть снижение продаж в магазине, актуализирует ряд замещающих стимулов, каждый из которых имеет несколько фаз интеракции. Эти сегменты поведения сами могут служить стимулами для следующего сегмента поведения, пока не будет достигнут финальный сегмент поведения, включающий план действий.
Господствующая психология утверждает, что информация кодируется в памяти нейронами, а затем декодируется и извлекается, когда это необходимо. Интербихевиоризм отвергает аналогии и сконструированные механизмы, такие как кодирование, хранение и извлечение. Он утверждает, что воспоминание (которое он отличает от памяти) — это не вещь, которую можно хранить, а интеракция. Вспоминание или припоминание — это восстановление какого-то более раннего поля интеракций посредством замещающего стимула вместо припоминаемого объекта. Независимо от того, имели место или нет биологические изменения, которые могли составлять одно из необходимых условий вспоминания, вспоминание — это повторное проигрывание какого-то предшествовавшего события. Ничто не хранится.
Как же мы справляемся с непредвиденными обстоятельствами (contingencies), действуем в ситуациях, с которыми мы не встречались прежде? Кларк и Торибио (Clark & Toribio, 1994) заявляют, что ситуативное поведение или включение в формирование абстракции требует, чтобы мы «воспользовались идеей внутреннего представления» (р. 420). Интербихевиоризм, напротив, трактует ситуативное поведение как адаптации к относительно новым и незнакомым ситуациям. Подобные адаптации включают (а) переупорядочение и регулирование существующих паттернов действия и (б) новые паттерны действия, основанные на рефлексах, ранее сложившихся паттернах действия, а также на культурных и индивидуальных моделях поведения.
Какое-то ситуативное поведение мы планируем заранее. Студент, наставник которого может провести без предупреждения контрольный опрос, старается подготовиться к наиболее вероятным вопросам. И в планируемых, и в незапланированных ситуациях, чем больше мы наработали паттернов действия, которые связаны с возможной ситуацией, тем адекват-
нее мы с ней справимся. Интербихевиорист всегда отвергает навязываемые конструкты, такие как внутренние представления, и обращается к функциональным отношениям, которые мы можем наблюдать. Когда мы не можем определить, какие фактические события имеют место, или не можем сделать из наблюдений связные выводы, лучше допустить неведение, настаивают приверженцы системы, чем выдумывать «дриад» (см. главу 2, с. 67).
Как же мы реагируем на отсутствующее и несуществующее, на то, чего нет в настоящий момент? Разве для этого не требуется разум? Кларк и Торибио (Clark & Toribio, 1994) полагают, что требуется. Мы должны иметь, утверждают они, «какой-то внутренний ресурс, обеспечивающий соответствующую поведенческую координацию» (р. 419), когда отсутствует постоянный приток информации из среды, который направлял бы нас. Но мы уже видели, что интербихевиоризм обращает внимание на стимуляцию, которая заменяет отсутствующий объект (см. выше, с. 255). Наиболее распространенным примером является речь (language), но заменить оригинал может почти любой объект или событие. И нтербихевиоризм утверждает, что когда мы наблюдаем эти заменители и то, как они функционируют, нам нет необходимости изобретать ментальные конструкты.
Формы бихевиоризма. Интербихевиоризм можно отличить от двух других форм бихевиоризма (Kantor, 1976). Одна из них исходит из физиологических рефлексов. Согласно этому сценарию, стимул вызывает какое-то действие организма и является первичным причинным агентом физиологического события; организм в целом пассивен. Эту форму бихевиоризма можно представить как S —> R. В другой форме, относящейся к анализу поведения (см. главу 6), действие берет начало в организме; стимул является только поводом для того, чтобы организм совершил действие, и он, в сущности, пассивен: организм производит реакцию на стимул. Эту форму можно изобразить как S O-»R. S — это стимулирующая среда, которая обеспечивает поступление входных сигналов в О, головной мозг организма. R обозначает ответную реакцию или поведение, всего лишь проявление или признак чего-то скрытого или личного. О можно также назвать опытом, «я», обработкой информации, когнитивной способностью, разумом, Оно (id), интеллектом, коннекционистскими сетями, мотивацией и множеством имен иных конструктов, которые
341
помещают между двумя наблюдаемыми событиями. Эти системы, особенно когнитивизм и эволюционная психология, являются гипотетико-дедуктивными в том смысле, что они акцентируют внимание на дедукциях из теоретических конструктов, которые они проверяют экспериментально как гипотезы. Эта практика, наряду с использованием R-методологии для сравнения групповых средних (см. главу 11), следует модусу методологического бихевиоризма.
Сторонники этих систем, по-видимому, меньше знакомы с альтернативами, чем приверженцы любой из других школ. Именно в этих системах (и в социальном конструкционизме) мы чаще всего обнаруживаем формулировки, в которых либо эксплицитно, либо имплицитно утверждается, что никаких иных возможностей не существует. Возможно, это происходит потому, что данные системы глубоко укоренены в традиционных схемах мышления, тогда как другие в определенной степени отошли от традиции и благодаря этому больше знакомы с альтернативами.
Исследования. Чтобы проверить дедукции из множества теорий, из которых их выводят, когнитивизм проводит многочисленные исследования. Он взял на вооружение R-методологию бихевиоризма — которую тот, в свою очередь, позаимствовал из сферы сельского хозяйства и пивоварения — для выявления групповых различий. Эволюционная психология также очень продуктивна в области исследований, особенно учитывая ее относительно недавнее возникновение. В последние годы стал серьезно относиться к исследованиям и психоанализ, который изыскивает адекватные методологии и в рамках которого уже проведен ряд хорошо спланированных экспериментов. Но он по-прежнему испытывает недостаток в исследовательской поддержке из-за слабости своих связей с университетами. Гуманистическая психология, как правило, смотрит свысока на экспериментальные и количественные исследования, но ряд ее сторонников все-таки обращается к ним. Большинство проводимых ими исследований являются качественными по своему характеру. Эта система также противится анализу эффективности своей психотерапии. Гуманистические психологи считают, что объективные данные не могут адекватно отражать ее субъективные эффекты. Тем не менее несколько самых ранних исследований, посвященных эффективности психотерапии — клиентоцентриро-ванной терапии, — было проведено именно с этой системой.



Связаться с администратором



Похожие публикации:

  • Теория научения; learning theory
  • Маунткасл В. Организующий принцип функции мозга.
  • Развитие; Development; Psychogenese
  • Пиаже Жан. Психология интеллекта.
  • Стереотипные психологические реакции по Фрицу Перлзу
  • Структура психосоматических расстройств по Уильям Глассеру
  • Сергей Воронков. Что такое «Душа»? (или «Психология, наука — о чем?»)
  • Братусь Б. К ПРОБЛЕМЕ ЧЕЛОВЕКА В ПСИХОЛОГИИ
  • Психическая реальность; Psychic reality; Psychische Wirklichkeit
  • Богуславский. Психология как наука.
  • Перлз Фриц. Гештальт-Подход. Свидетель Терапии.
  • Чем отличается мозг умного человека?
  • Рамиль Гарифуллин. Несет ли личность ответственность за свои мысли?
  • Эмпиризм; Empiricism; Empiric
  • Как функционирует мозг эрудированного человека
  • Психолог - «Родители, будьте примером ребёнку»
  • Гахраманова Севиндж Салим Кызы. Гендерное воспитание детей дошкольного возраста
  • Шорохов Е. Основные направления исследований психологии мышления в капиталистических странах.
  • Шорохов Е. Основные направления исследований психологии мышления в капиталистических странах.
  • Назарова И.Э. Защитные механизмы.
  • Имаго; Imago
  • Психология запахов
  • Раппорт; Rapport; Rapport
  • Акрушенко А.В., Ларина О.А., Каратьян Т.В. Психология развития и возрастная психология. Конспект лекций.
  • Происхождение понятия «аутизм».
  • Рефлексия; Reflection; Reflexion
  • Симбиоз; Symbiosis
  • Как получить дополнительные сведения, о человеке обращая внимание на формы успокаивающего поведения. Практические рекомендации.
  • Внутрипсихический конфликт с позиции Курта Левина
  • А.И. Юрьев. Баланс биологического и социального в политической психологии. - А. Юрьев
  • Гиперсимпатикотония и мышечная броня по Вильгелму Райху и реакция борьбы или бегства по Уолтеру Кеннону
  • Сознание; Consciousness; Bewusstheit
  • А. Стешов. Психология спора: виды и принципы полемического взаимодействия
  • Архетипы; Archetypes; Archetyp
  • Притча «Поведение»
  • Глубинная психология; Depth psychology; Tiefenpsychologie
  • Рамиль Гарифуллин. Интуиция и творчество: новые психологические подходы
  • Ощущение; Sensation; Empfindung
  • Николай Обозов. Как управлять конфликтом. - Из цикла"Психология успеха"
  • Интуиция; Intuition
  • Женский и мужской мозг: различия
  • Субъективный уровень; Subjective level
  • Комплекс; Complex; Komplex
  • Бабушкин В. ФЕНОМЕНОЛОГИЧЕСКАЯ ФИЛОСОФИЯ: КРИТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ
  • Притча «Люди - это не крысы!»
  • Хлебова Вероника. Стать Родителем самому себе
  • Закономерности психических систем
  • Вытеснение, или репрессия; Repression; Repression
  • Аттитьюд; Attitude; Einstellung
  • Ледбитер Ч.У. Сны. Что это такое и как они вызываются.



  • Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:      
    Код для вставки в форум (BBCode):      
    Прямая ссылка на эту публикацию:      


     (голосов: 0)

    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь