Смит Ноэль. Современные системы психологии.

Категория: Психология, Системный подход в психологии | Просмотров: 45274

Автор:   
Название:   
Формат:   HTML
Язык:   Русский

Скачать по прямой ссылке

Приложения. Психоанализ всегда был не только теорией личности, но и психотерапевтической процедурой, и он продолжает следовать тому же курсу. Теперь эта система берется за более трудные клинические случаи и разрабатывает новые теории. Основ-
ным приложением когнитивной психологии является психотерапия, гуманистической психологии -образование, промышленная сфера и психотерапия. В области образования гуманистический подход во многом совпадает с курсом на «расширение жизненного опыта» (experience curriculum), который начали проводить в американской педагогике в 1930-е годы. Хотя степень реального влияния гуманистической психологии на образование не ясна, некоторые критики объясняют ухудшение успеваемости учащихся тем, что она избегает прямых наставлений.
Энвайроцентризм
Теория. Эти системы остаются верны присущему английской эмпирической философии XVII в. акценту на среду как формирующую и направляющую индивида и требованию позитивизма ограничить науку наблюдаемыми событиями. Опять же, в согласии с английским эмпиризмом, эти системы уделяют больше внимание индуктивным доказательствам, а не дедукции. (Дедукция более характерна для орга-ноцентризма, который часто проверяет свои дедуктивные выводы из теоретических конструктов1.) Они начинают свой поиск с наблюдений (индуктивный акцент), которые они систематизируют, превращая их в конструкты. Догмат эко-бихевиоральной науки, согласно которому поведение — это функция среды (метапостулат 5), по-видимому, наиболее близок из всех современных систем формуле классического бихевиоризма S—>R. Хотя анализ поведения использует тот же самый догмат (метапостулат 4), чтобы дать эффективную трактовку своим данным, он идет дальше и переходит от S—>R к трехчленной ассоциации, SD — Ro — SR, выделяя стимульный антецедент, поведение и следствие. Возможно, если бы эко-бихе-виоральная наука проработала формальным образом отношения между стимулом и реакцией в сеттинге поведения, эти отношения также оказались бы достаточно сложными.
Анализ поведения занимается преимущественно отдельными организмами, стараясь обнаружить согласующиеся паттерны поведения — будь то людей или животных, — вместо того, чтобы выискивать общие тенденции в больших совокупностях. Полученные им данные о характере реакций при определенных режимах подкрепления относятся к наиболее устойчивым и последовательным закономерностям во всей психологии, обеспечивая предсказание и контроль, однако далеко не абсолютные. Эко-бихевио-ральная наука обращается к естественным условиям (сеттингам), игнорируемым другими системами, — таким как школьная группировка, вечерняя служба в церкви и близлежащий магазин, — выявляя устойчивые модели поведения и механизмы, которые их
1 В гипотетико-дедуктивном методе дедуктивным способом выводят гипотезы из теоретических конструктов, таких как коннекционистская сеть, после чего эти гипотезы экспериментально проверяют. В эмпирико-индуктивном методе сначала собирают данные (индукция), получаемые в экспериментах или систематических наблюдениях (эмнирико-), и уже в них ищут регулярные структуры (устанавливают закономерности).
342
контролируют. Эти паттерны также хорошо предсказуемы, но находятся под влиянием самого сеттинга поведения, а не исследователя. Вопросы души и тела, аналогии и биологический редукционизм для этих систем совершенно не характерны. Баркер подчеркивает необходимость того, чтобы исследования обусловливались сеттингом (опора на события), а не теорией (опора на конструкты). Скиннер также разграничивает события и конструкты в своих экспериментах и всегда начинает с наблюдения событий. Хотя и в иных выражениях, он резко критикует широко распространенную в психологии практику начинать с конструктов. Однако обеим системам можно задать вопрос, адекватна ли производимая ими выборка событий (см. ниже, с. 346).
Исследования. Анализ поведения делает множество открытий, как для фундаментальной науки, так и для ее приложений, причем все они ориентированы на процедуры, что обеспечивает высокий уровень предсказуемости для отдельного испытуемого. За долгие годы аналитики поведения расширили диапазон своих исследований, перейдя от обусловливания животных к сложной человеческой деятельности, и продолжают совершать открытие за открытием. Поскольку эко-бихевиоральная наука, напротив, имеет небольшое число последователей, объем ее исследований невелик. Однако ее достижения несоизмеримы с этим незначительным объемом, придавая совершенно новую грань нашему пониманию человеческого поведения, которое имеет место в обычных сеттингах в совокупности с физическими компонентами сеттинга. Ее открытия, касающиеся сравнения малых и больших школ, важны для улучшения государственного образования, хотя эти открытия, как правило, игнорируются. Баркер старался не вмешиваться в сеттинг поведения, который он изучал, но некоторые из его приемников используют вмешательство в естественные сеттинги в качестве ускоренного способа получения информации, следуя во многом подходу европейских этологов.
Приложения. Вероятно, анализ поведения уступает по известности только когнитивизму. Эта известность обусловлена частично строгими исследованиями, которые принесли значимые и воспроизводимые результаты, и частично его несравнимым успехом в решении огромного количества прикладных проблем в психологии. В психотерапии уровень его успехов выше, чем у других подходов, многие из которых сочетают поведенческую терапию с собственными методами.
Хотя эко-бихевиоральная наука мало используется на практике, ее открытия, относящиеся к кадровой политике, управляющим схемам, размеру школ и эффектам изменения характеристик физических компонентов поведенческих сеттингов, таят в себе значительный потенциал для повышения социального благополучия. Эти исследования вдохновляют прикладные системы общественной и энвайронмен-тальной психологии.
Социоцентризм
Теория. Социоцентризм, представленный единственной системой — постмодернизмом / социальным конструкционизмом, — это направление, получившее развитие главным образом в конце XX века. К его предшественникам можно отнести: (а) Плотина, мистика III в., который объединил познающего с познаваемым; (б) эксперименты с социальными утопиями, проводившиеся в XIX веке (описания утопий в литературе восходят к 1516 г.); (в) марксизм, который утверждает, что люди определяют свое общество и, в свою очередь, определяются им; (г) немецкого философа Мартина Хай-деггера, который учил, что основополагающими источниками человеческого знания являются социальные отношения и удовлетворение практических потребностей, а не отдельные индивиды или философия; и (д) американского философа Джона Дьюи, который отверг предположение, что знание начинается с теорий познания, и настаивал на том, что познание состоит из интеракций между людьми и их окружением, совершения действий и подверженности воздействиям, т. е. оно характеризуется взаимодействием.
Социальный конструкционизм утверждает, что любое знание относительно и обусловлено социальной группой, которая его конструирует, и что познающий неотделим от теоретизирующего сообщества, которое создает конструкции. Возможно, подход системы можно изобразить как Группа —» R. Большинство ее сторонников отвергают объективное знание, но некоторые оставляют место для знания, которое остается в силе для различных социальных групп, хотя и полагают, что подобное знание никогда не является полностью свободным от социальных влияний. Приверженцы системы критикуют психологические школы, находящиеся под влиянием рационализма, позитивизма и эмпиризма. Они отрицают причинность, обусловленную разумом, мозгом и средой. Они отвергают то, что, на их взгляд, является ошибками господствующей психологии, в том числе культ индивида, приверженность количественным методам в ущерб качественным и допущение линейной причинно-следственной связи. Поскольку они также рассматривают собственную систему как конструкцию, то имеют намного более ясное представление о характере конструктов в различных системах, чем сторонники орга-ноцентрических систем. Они стремятся избежать дуализма, исповедуя социальный редукционизм, подобно тому как когнитивизм и эволюционная психология пытаются избежать его, прибегая к биологическому редукционизму.
Исследования. Социальные конструкционисты исследуют множество вопросов. Они используют широкий набор исследовательских методов, отдавая предпочтение интервью и повествованиям в письменной форме. Становится все более популярным Q-метод (см. главу 11). Среди часто изучаемых вопросов кросс-культурные сравнения и проблемы женщин, но внимание также уделяется множеству
343
других тем, рассматриваемых в качестве социальных конструкций, включая психопатологию.
Приложения. Одной из областей приложения является образование, где сторонники социального конст-рукционизма пытаются учить социальному дискурсу, раскрывать социальные смыслы и прививать любовь к предметам вместо того, чтобы требовать овладения типовым содержанием учебных предметов. Знание, согласно утверждениям социальных конструкционистов, относительно, обусловлено данной социальной группой и не содержит какой-то истины, выходящей за рамки этой группы. Некоторые из этих целей схожи с подходом к образованию, свойственному гуманистической психологии. Вторая область приложения — система психотерапии, являющаяся собственной разработкой социальных конструкционистов, наиболее важной формой которой является семейная терапия.
Нонцентризм
Теория. К предшественникам нонцентризма можно отнести естественную философию Колумбийского университета и прагматизм. Он имеет общие черты даже с некоторыми из принципов Аристотеля. Однако диалектическая психология уходит корнями в Древний Китай и досократовскую Грецию; а «ин-тенциональность» феноменологической психологии берет начало в философии Фомы Аквинского (XIII в.). Другие системы являются новациями XX века, которые в той или иной степени вышли за рамки традиции и оказывают небольшое влияние на традиционную философию. Каждая из девяти систем в этой категории развивалась, по-видимому, независимо от других. Объединяет их то, что все они фокусируют внимание на отношениях или взаимозависимостях как составных частях психологического действия, а не на линейной причинности, обусловленной либо средой, либо организмом. Кроме того, они начинают свои изыскания — в большей или меньшей степени — с наблюдаемых событий, а не с конструктов. Поскольку они занимаются взаимозависимыми отношениями как поступательными событиями, то не нуждаются в дуализме «душа — тело» или в какой-либо форме редукционизма и не прибегают к ним. Интербихевиоризм особенно резко критикует смешение конструктов с событиями. Сторонникам этих систем известны альтернативы доминирующему ор-ганоцентризму, так как их системы находятся в числе этих альтернатив.
Мы можем изобразить нонцентризм в его простейшей форме как S R. Двусторонняя стрелка показывает, что отношения между стимулирующим миром и реагирующим организмом — это не входные и выходные сигналы и не линейные причина и следствие, а взаимность или интеракция, и именно эта интеракция составляет все психологические события, какими бы явными или скрытыми они ни были. В интеракцию вносят свой вклад и такие участвующие события, как контекст, в котором происходит ин-
теракция, биологическая организация конкретного организма вместе с любыми возможными нарушениями и история интеракций. Не требуется какого бы то ни было причинного агента, такого как разум, когнитивная способность, инстинкт, мозг и т. д.
Вот краткий комментарий к каждой из девяти систем в том порядке, в котором они расположены в табл. 14.1:
• Общественная психология — это прикладная система, которая стремится улучшить отношения человек—ситуация, вместо того чтобы изменять человека, приспосабливая его к ситуации. Следовательно, она фокусирует свое внимание не на среде или человеке, а на совместном действии.
• Неотъемлемой частью диалектической психологии является компромисс, обоюдное изменение. При взаимообмене или интеракции и человек, и мир меняются в контексте смыслов, которые также претерпевают изменения. Поскольку эта система делает акцент на изменениях в процессе развития, неудивительно, что она обычно находит сторонников среди тех, кто занимается психологией развития.
• Прямой реализм пока еще не разработал исследовательскую программу и не нашел практического применения. Его усилия направлены на обеспечение логической замены репрезентационизму когнитивной психологии. В процессе этого он занял преимущественно нецентрическую позицию. Большинство его приверженцев, по-видимому, менее склонны, чем Мейз, основоположник системы, обращаться к столь любимым психоанализом влечениям.
• Экологическое восприятие / экологический реализм/экологическая психология отвергает конструкт ощущения, который долгое время оказывал влияние на философию и психологию, отрицая вместе с ним и гипотетические внутримозговые интерпретаторы. Эта система обращается к прямой интеракции ощущающего человека и ощущаемого мира в манере, подобной описаниям восприятия у Аристотеля и в интербихевиоризме. Система была расширена, охватывая теперь память, формирование понятий и процессы развития, и объединена с теорией динамических систем и теорией вероятностного эпигенеза. Несмотря на свою первоначальную специализацию в восприятии, в Соединенных Штатах она является наиболее влиятельной из семи систем.
• Эпвайронментальная психология сосредоточена на объектной стороне интеракции организм—объект. Она исследует множество вопросов, от загрязнения окружающей среды и насилия до проектирования игровых площадок и жилищного строительства, и продолжает расширять свои границы. В наше время, когда человечество быстро изменяет условия жизни на земле, стремление энвайронментальной психологии найти более совершенные подходы к энвайрон-менталыгым ситуациям становится все более важным для з'лучшения И смягчения возможных последствий.
344
• Интербихевиоризм является наиболее тщательно проработанной и систематизированной из нецентрических систем. Он рассматривает наблюдаемые функции стимула и функции реакции, интеракцио-нальную историю, сеттинг и контактную среду как многомерное поле интеракций, которое составляет психологическое событие. Интербихевиоризм очень детально проработал широкий спектр психологических событий как полей (некоторые из них получали мало внимания со стороны других систем) и сформулировал в полном объеме систему постулатов на всех уровнях обобщения. При таком обилии наблюдаемых компонентов поля он не нуждается в каких-либо гипотетических конструктах, как и не оставляет места для промежуточных переменных. Поле является антитезой линейной причинности.
• Оперантный субъективизм принимает интерби-хевиоральную систему и привносит в психологию (и в ряд других дисциплин) строгую методологию для объективной оценки субъективности. Посредством сортировки утверждений он позволяет испытуемым (субъектам) оценить себя исходя из субъективной важности одного утверждения относительно другого, и группирует вместе людей, которые демонстрируют схожие субъективные показатели. Этот подход контрастирует с традиционной R-методологией, которая отбрасывает индивидуальные характеристики и способна оценить субъективность только с точки зрения исследователя (например, рейтинговые шкалы), а не с позиции испытуемого.
• Феноменологическая психология делает акцент на смыслах или жизни, как она проживается. Она принимает во внимание все условия поля, указываемые интербихевиоризмом, но не систематизирует их в виде поля. Вместо этого она обращается к диалектической связи между человеком и миром и к интегральной природе человека со смыслами в мире. Некоторые сторонники системы говорят об исторически направленном смысле интенциональ-ности, вместо того чтобы делать упор на обоюдность. Этот акцент на смыслах согласуется с идентификацией интербихевиоризмом функций стимула и функций реакций.
• Хотя вероятностный эпигенез занимается в основном животными, а интербихевиоризм — главным образом людьми, и тот и другой являются наиболее схожими системами среди девяти, благодаря своему вниманию к взаимозависимости биологии, среды и индивидуальной истории.
Исследования. За двумя исключениями нецентрические системы эклектичны в своем использовании исследовательских методологий. Этими исключениями являются: (а) феноменологическая психология, которая использует только качественные методы, такие как анализ аудио- и видеозаписей; и (б) оперантный субъективизм, у которого своя собственная Q-методология. Q-сортировка оказалась очень полезной как для центрических, так и для нецентрических систем, обеспечив центрированные на
субъекте измерения, которые совершенно не используются усредняющими методами, применяемыми в R-статистике. Диалектическая психология утверждает, что какой бы метод ни использовался, необходимо заниматься смысловыми отношениями, которые отличаются естественностью и имеют место в определенном контексте. Общественной психологии еще предстоит выработать полностью адекватные методологии, но большинство из девяти систем включают в себя совокупности исследований, значение которых обычно выходит за рамки конкретной системы, на базе которой проводилось исследование.
Приложения. Будь то в промышленности и организационной политике, в сфере образования, в области проблем индивидуальной адаптации или других прикладных ситуациях, нецентрические системы указывают на необходимость изучать отношения человек—среда, не ограничиваясь рассмотрением одного из этих элементов.
Краткая сводка
В этом разделе был дан обзор четырех основных гипотез, касающихся причинных условий, которые мы обнаруживаем в психологии: организм, среда, социальная группа или взаимозависимые отношения. Причинность для каждой изображена символически в табл. 14.2.
Органоцентризм. Для этих систем основной причинной силой является средний элемент — назовем мы его разумом, мозгом, обработкой информации или другим конструктом, — а не S (стимул) среды. Это единственная категория, которая отдает приоритет конструкту как причинному условию.
Энвайроцентризм. Причинность в энвайроцент-рических системах — как и в случае трехчленной ассоциации — может быть чем-то большим, чем просто поведением, являющимся функцией среды.



Связаться с администратором



Похожие публикации:

  • Теория научения; learning theory
  • Маунткасл В. Организующий принцип функции мозга.
  • Развитие; Development; Psychogenese
  • Пиаже Жан. Психология интеллекта.
  • Стереотипные психологические реакции по Фрицу Перлзу
  • Структура психосоматических расстройств по Уильям Глассеру
  • Сергей Воронков. Что такое «Душа»? (или «Психология, наука — о чем?»)
  • Братусь Б. К ПРОБЛЕМЕ ЧЕЛОВЕКА В ПСИХОЛОГИИ
  • Психическая реальность; Psychic reality; Psychische Wirklichkeit
  • Богуславский. Психология как наука.
  • Перлз Фриц. Гештальт-Подход. Свидетель Терапии.
  • Чем отличается мозг умного человека?
  • Рамиль Гарифуллин. Несет ли личность ответственность за свои мысли?
  • Эмпиризм; Empiricism; Empiric
  • Как функционирует мозг эрудированного человека
  • Психолог - «Родители, будьте примером ребёнку»
  • Гахраманова Севиндж Салим Кызы. Гендерное воспитание детей дошкольного возраста
  • Шорохов Е. Основные направления исследований психологии мышления в капиталистических странах.
  • Шорохов Е. Основные направления исследований психологии мышления в капиталистических странах.
  • Назарова И.Э. Защитные механизмы.
  • Имаго; Imago
  • Психология запахов
  • Раппорт; Rapport; Rapport
  • Акрушенко А.В., Ларина О.А., Каратьян Т.В. Психология развития и возрастная психология. Конспект лекций.
  • Происхождение понятия «аутизм».
  • Рефлексия; Reflection; Reflexion
  • Симбиоз; Symbiosis
  • Как получить дополнительные сведения, о человеке обращая внимание на формы успокаивающего поведения. Практические рекомендации.
  • Внутрипсихический конфликт с позиции Курта Левина
  • А.И. Юрьев. Баланс биологического и социального в политической психологии. - А. Юрьев
  • Гиперсимпатикотония и мышечная броня по Вильгелму Райху и реакция борьбы или бегства по Уолтеру Кеннону
  • Сознание; Consciousness; Bewusstheit
  • А. Стешов. Психология спора: виды и принципы полемического взаимодействия
  • Архетипы; Archetypes; Archetyp
  • Притча «Поведение»
  • Глубинная психология; Depth psychology; Tiefenpsychologie
  • Рамиль Гарифуллин. Интуиция и творчество: новые психологические подходы
  • Ощущение; Sensation; Empfindung
  • Николай Обозов. Как управлять конфликтом. - Из цикла"Психология успеха"
  • Интуиция; Intuition
  • Женский и мужской мозг: различия
  • Субъективный уровень; Subjective level
  • Комплекс; Complex; Komplex
  • Бабушкин В. ФЕНОМЕНОЛОГИЧЕСКАЯ ФИЛОСОФИЯ: КРИТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ
  • Притча «Люди - это не крысы!»
  • Хлебова Вероника. Стать Родителем самому себе
  • Закономерности психических систем
  • Вытеснение, или репрессия; Repression; Repression
  • Аттитьюд; Attitude; Einstellung
  • Ледбитер Ч.У. Сны. Что это такое и как они вызываются.



  • Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:      
    Код для вставки в форум (BBCode):      
    Прямая ссылка на эту публикацию:      


     (голосов: 0)

    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь