Антонова С.Г., Соловьев В.И., Ямчук К.Т. Редактирование. Общий курс: Учебник для вузов.

Категория: Библиотека » Разное | Просмотров: 30044

Автор:   
Название:   
Формат:   HTML, DOC
Язык:   Русский

Скачать по прямой ссылке

Книга - это предметное воплощение идеального, специфического общественно значимого продукта - интеллектуальной деятельности человека. Мерилом цен-ности книги являются, прежде всего, ее духовная, информационная, эстетиче-ская стороны, - то, что составляет ее содержание. Содержание книги составляет прежде всего содержание помещенного в ней литературного произведения. Кроме того в ней присутствуют и другие содержательные элементы, такие, как издательское, художественное и полиграфическое оформление, аппарат и другие составляющие. Все это делает непосредственно редактор или под его руководством другие специалисты - технический редактор, корректор, наборщик (оператор ЭВМ), верстальщик, художник-оформитель и другие. Товарные свойства книги зависят кроме того от технологии ее изготовления, которая влияет на качество книги в целом, на ее распространение и реализацию.
Таким образом, редактору важно учитывать, что степень общественного воздействия книги, в том числе на потенциального покупателя, зависит от тех, кто создал книгу.
Еще одним фактором, который определяет методологию редакторского труда и его характер, является технология производства книги. Это хорошо видно на примере информатизации современного издательского дела и внедрения новых информационных технологий в редакционно-издательский процесс. Использо-вание информационных технологий, основанных на компьютеризации редакционно-издательского процесса и, в частности, появление электронной книги обязывают редактора к поиску и освоению новых форм и методов работы, к решению организационно-структурных и психологических проблем. Редактору необходимо учитывать, что применение новой издательской техники и информационных технологий приводит к существенным изменениям в психике, преобразует деятельностные и познавательные процессы редакционного коллектива, воздействует на структуру традиционных ролевых функций, влияет на характер общения в коллективе. Определяя методологию работы редактора, особенно на производственном этапе, новые информационные технологии существенно повышают скорость подготовки и выпуска книги и оперативность доведения ее до читателя, что имеет прямое отношение к успеху в удовлетворении читательских потребностей.
Во множестве определений книги, в высказываниях о ее свойствах и функциях подчеркивается ее роль как средства коммуникации и способа передачи информации. Особенно важно обратить на это внимание, учитывая, что указанные взгляды присутствуют и там, где книга рассматривается с позиций книговедения, и там, где она выступает предметом коммерции (бизнеса) .
Как информационно-коммуникативное средство книга приобретает особую роль в условиях информатизации общества, когда каждому потребителю информации должна быть обеспечена возможность ее быстрого, точного и полного получения. Рассмотрим некоторые требования к книге, имеющие важное значение для методологии редакторской работы над ее созданием и распространением. В общем случае их можно свести к пяти положениям:
1. Книга - источник информации, предназначенной для использования.
2. Каждому пользователю (читателю) - свою книгу.
3. Каждой книге - своего пользователя (читателя).
4. Следует экономить время пользователя (читателя).
5. Книга - это информационная система.
Что стоит за перечисленными положениями? Согласно первому, книга должна быть информативна, ее содержание должно отличаться актуальностью, новиз-ной, научной, эстетической, практической значимостью, характер информации должен соответствовать виду книги. Второе положение заключается в том, что книга должна быть ориентирована на удовлетворение потребностей читателя, на предоставление ему релевантной и полной информации. Из этого положения вытекает необходимость избирательно-дифференцированного подхода к созданию книги с учетом разнообразия читательских потребностей и интересов. Третье положение указывает на необходимость продумывать и практически осуществлять заблаговременные действия, стимулирующие спрос читателей на книгу. Четвертое сводится к тому, чтобы создавать книгу и доводить ее до пользователя (читателя) в самые короткие сроки. Успешному решению данной задачи может способствовать использование наиболее совершенных форм и методов редакторской подготовки книги, технологии ее изготовления и распространения. В пятом положении подчеркивается, что книга должна состоять из совокупности элементов - литературного произведения и аппарата, органически связанных между собой, благодаря чему она может выполнять функции целостной локальной информационной системы.
Изложенные положения в наибольшей степени относятся к нехудожественной книге, однако, они могут быть применимы и к книге литературно-художественной, что свидетельствует об их универсальности. Опираясь на этот факт, редактор должен вместе с тем учитывать, что в конкретной ситуации ему приходится иметь дело не вообще с книгой, а с книгой совершенно определенной, у которой есть автор и потенциальный читатель и которая является средством связи и диалога между ними. Эта связь начинается с зарождения у автора замысла литературного произведения.
В замысле произведения всех видов литературы, кроме художественной, заключается основная мысль, идея произведения, то, что хочет сказать автор, намечаются средства и приемы реализации замысла. Со своим замыслом автор может обратиться к редактору, который исходя из этого замысла, будет формировать концепцию издания. Именно редактор, прежде всего, озабочен тем, чтобы подготовить к изданию литературное произведение. При этом он на основе редакторского анализа и оценки произведения должен решить, нужно ли данное издание, отвечает ли оно потребностям читателей.
От того, как реализован замысел, зависит, получилась ли книга, выполнит она свои функции или нет. Естественно, что поэтому нужно видеть в замысле фак-тор, который обусловливает подход редактора к решению задачи создания кни-ги и выбор метода ее решения. Редактор добивается реализации замысла произведения, начиная с разработки концепции издания и в последующем при редактировании произведения.
Разработка концепции издания является важнейшей творческой операцией, выполняемой редактором. Формируя концепцию издания, редактор создает его обоснованную модель. С точки зрения психологии творчества, понятие концепции нужно рассматривать как совокупность взаимосвязанных и взаимообусловленных признаков будущего издания, которая складывается в ходе редакторского анализа исходной информации, выдвигаемых требований к будущему изданию и обоснования его характеристик. Исходная информация включает разнообразные сведения, с учетом которых создается издание. Это - авторский замысел произведения, составляющего основу издания, характер и содержание читательских потребностей, вид литературы, видо-типовые признаки издания. Концепцией определяется вся последующая творческая и практическая работа над изданием. Создать концепцию значит спроектировать будущее издание. Задача редактора, проектирующего книгу, найти и обосновать ее параметры как по типологическим признакам, так и по оформлению - художественному, техническому, формату, обложке и т.п.
Особо нужно указать на важность для работы редактора всестороннего рас-смотрения и учета типологических характеристик издания. Целевое назначение и читательский адрес, функциональная предназначенность должны быть заложены уже в концепции издания, на них опирается редактор при проектировании книги. Типологическими признаками издания редактор руководствуется, работая над ним на протяжении всего редакционно-издательского процесса.
Определенную направленность действиям редактора при работе над изданием задает тематическое планирование. Связанное с формированием репертуара, определением тематики и видов изданий, последовательностью и сроками их редакторской подготовки, тематическое планирование определяет характер ор-ганизационно-управленческих действий и методов работы редактора в течение всего редакционно-издательского процесса вплоть до распространения готовой книги.



Связаться с администратором



Похожие публикации:

  • Дорошенко Ольга Михайловна. Волшебный мир его сказок Пушкина
  • Эдмунд Гуссерль и его Картезианские размышления – Неизвестен
  • Оганесян Н.Т. К проблеме авторства поэтического произведения
  • Алман Брайан М., Ламбру Питер Т. Самогипноз. Руководство по изменению себя.
  • Тыркова Вильямс А.В. Жизнь Пушкина. В 2 томах
  • Ивлиева Дарья Сергеевна. Литературный досуг по произведениям А. С. Пушкина
  • Маслова Татьяна Алексеевна. Проект «Сказки А.С. Пушкина»
  • Янушкевич А.С. История русской литературы первой трети XIX века
  • Лотман Ю.М. Пушкин
  • Притча «Самое главное»
  • Давыдова Т.Т, Пронин В.А. Теория литературы
  • Притча «Краб и панцирь»
  • Ерохина Е.Л. Анализ произведений русской литературы. 7 класс
  • Притча «Сотня книг»
  • Редактор. Развитие логического мышления
  • Юнг К.-Г. Трансцендентальная функция.
  • Агрис А.Р. Нейропсихологическое сопровождение детей и подростков: основные принципы организации
  • Эдвин M. Ямаучи. Дохристианский гностицизм, Новый Завет и Наг Хаммади в современных дебатах
  • Левашова Светлана Евгеньевна. Развитие способностей к пониманию литературных произведений детьми старшего дошкольного возраста и обращение их к истокам народного творчества при изучении произведений А.С. Пушкина
  • Полякова Ирина Николаевна. Конспект организованной образовательной деятельности в подготовительной группе на тему «Читаем Пушкина»
  • ЧТО ТАКОЕ ПРОСВЕТЛЕНИЕ? Исследование цели духовного пути. Под редакцией Джона Уайта
  • Притча «Люби правильно»
  • Фрейд Зигмунд - Художник и фантазирование
  • Иванова Е.В. Анализ произведений русской литературы XX века. 11 класс
  • Краткосрочная психотерапия: психоанализ или внушение
  • Рамиль Гарифуллин. О депрессии, ценностях и смысле жизни
  • Притча «Другой»
  • Зигмунд Фрейд рассказывает, в чем состоит его работа
  • Кирюхина Ирина Николаевна. Сценарий утренника посвященного дню памяти А.С. Пушкина
  • Главный Редактор. Роль общения со взрослым в развитии ребенка
  • Притча «Бог, который забывает грехи»
  • Притча «Одиночество»
  • Притча «Алчность упрямства»
  • Хроникальные и концентрические сюжеты литературных произведений
  • Георгий Почепцов. Невидимые информационные воздействия
  • Притча «Где Бог?»
  • Притча «Тяжелая жизнь»
  • Психолог - «Родители, будьте примером ребёнку»
  • Израэль Регарди
  • Притча «Безопасность Ву»
  • Притча «Гордый олень»
  • Притча «Пикассо»
  • Т.В.Васильева АФИНСКАЯ ШКОЛА ФИЛОСОФИИ (ФИЛОСОФСКИЙ ЯЗЫК ПЛАТОНА И АРИСТОТЕЛЯ)
  • Слова, которых нет.
  • Притча «Он и Она»
  • Мороз Айслу Фаатовна. Занятия с детьми дошкольного возраста - Куклы - марионетки
  • Притча «Целитель Джон»
  • Методы развития самостоятельности у детей
  • Притча «Человек и его цели»
  • Притча «Реализм ни к чему»



  • Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:      
    Код для вставки в форум (BBCode):      
    Прямая ссылка на эту публикацию:      


     (голосов: 0)

    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь