Антонова С.Г., Соловьев В.И., Ямчук К.Т. Редактирование. Общий курс: Учебник для вузов.

Категория: Библиотека » Разное | Просмотров: 30042

Автор:   
Название:   
Формат:   HTML, DOC
Язык:   Русский

Скачать по прямой ссылке

Работая с авторами, особенно начинающими, А.Т. Твардовский, если есть хоть малейшая возможность, никогда не старается вынести суровый вердикт относительно их дальнейшей литературной судьбы. Например, справедливо указав одному из них на несоответствие избранной им поэтической формы (пятистопный ямб) содержательному материалу ("школа, экзамены, школьно-вузовская лексика, для всего этого он громоздок"), на слабость и вялость поэмы в целом, он тем не менее так отвечает на поставленный автором вопрос, стоит ли ему писать в дальнейшем: "На вопрос Ваш... не отвечаю, потому, что не знаю, не беру на себя этого. Бывает, что начинают и слабее Вашего, а толк получается - и наоборот. Было бы очень легко входить в литературу, заранее обеспечив себя такой "гарантией" относительно успеха" .
Одну из главных причин появления безликих, серых, примитивных и по замыслу, и по исполнению, произведений А.Т. Твардовский видел в том, что молодые литераторы часто пренебрегают вопросами мастерства, и, по его выражению, с ходу пишут толстенные романы, потому что нет желания довести "до совершенной отделки, в меру дарования автора небольшой рассказ". Отсюда "заданные" одноплановые персонажи, использование расхожих сюжетных узлов и линий, избитой лексики и фразеологии. "Очень плохо, - отвечает А.Т. Твардовский одному из авторов, - что с первых страниц уже видно, что один из персонажей повести "эгоист" и "ревизионист", а проще говоря, человек своекорыстный, пошлый и дурной. Дальнейшие обоснования этой характеристики уже представляются излишними" .
Другому начинающему литератору он указывает на то, что в присланных им в редакцию стихах "видна главная забота автора, чтобы все было "как у людей", как в других стихах, известных из печати, - заботы о внешних приметах так называемой литературно-технической грамотности - соблюдении размера, риф-мы, обязательной "образности", что влечет за собой и использование чужого, и давно уже освоенного другими поэтического словаря (зори, росы, косы, поро-ши, березки и т.п.). "Преодоление этой чужой, заемной, а следовательно - мертвенной фактуры стиха (под этой фактурой я разумею словарь, ритмические интонации, "образность") и обретение своей, - пишет А.Т. Твардовский, - дело нелегкое" .
Чрезвычайно корректным и осторожным было его отношение к вопросу о вме-шательстве редактора в авторский текст. Об одном из редких случаев непосредственного внесения А.Т. Твардовским правки в поэтический текст вспоминает известный поэт К. Ваншенкин:
"Дважды он сам, без меня, исправлял всего по одному слову. Я принес стихи, он был в отъезде и прочел их уже в верстке. Заведовавшая отделом поэзии С.Г. Караганова, встретив меня, сказала: "Все в порядке, Александр Трифонович заменил у вас одно слово. Я не помню где, но очень хорошо.
А я сразу понял - какое, но не догадался - каким. Там было стихотворение "Дом" и в нем четверостишие:
Не диван, не кровать,
Не обоев краски.
Нужно дом создавать
С верности и ласки.
Мне не нравилось слово "создавать", звучащее здесь как-то казенно и вы-спренне. Я поставил "затевать", но оно тоже было в данном случае не мое и ко-робило едва уловимым оттенком лихости, развязности. Я оставил "создавать". А он зачеркнул и написал "начинать":
Нужно дом начинать
С верности и ласки.
Насколько лучше! Так и печатается" .
А.Т. Твардовский значительно упрочил творческое начало редакционно-издательской деятельности, резче очертил ее гражданскую направленность, способствовал повышению ее социальной эффективности и профессионализма.
Выводы
В итоге следует отметить, что процесс развития редактирования в советский период носит конкретно-исторический характер. Он обусловлен действием це-лого ряда идеологических, социально-экономических, художественно-эстетических, социально-психологических и других факторов, действовавших на разных этапах жизни общества. В начальный период на нем в значительной мере сказываются классические традиции редакторской школы прошлого. В дальнейшем идет формирование жесткой централизованной книгоиздательской системы, полностью подконтрольной государству, распространившему свой диктат и на сферу духовной жизни.
Несомненный ущерб редактированию принесли догматизм в понимании про-цессов творчества, слепое следование идеологическим догмам, искаженные, но одобренные "сверху" представления о социальных функциях литературы. Вме-сте с тем, в советский период получают достаточно широкое развитие такие функциональные виды литературы, как научная, научно-популярная, справоч-ная, учебная, обогащается практика издания произведений детской и художе-ственной литературы. Специализация книгоиздательских предприятий способ-ствовала формированию профилированных по видам деятельности высококва-лифицированных редакционно-издательских кадров. Значительно обогатила теорию и практику редактирования деятельность в этой области крупных писа-телей и ученых.

Глава 11. Редакторская деятельность в со-временных условиях
§1 Содержание работы редактора
Современный редактор - это специалист в области издательского дела и ре-дактирования. В своей деятельности редактор пользуется подходами, которые обусловлены спецификой редакционно-издательского процесса и включают определенные принципы, методы и способы действий. Необходимое условие успешной работы редактора - осознанное творческое и самостоятельное осу-ществление своих функций, основанное на знании ее сущности, структуры и механизма редактирования.
Методология деятельности редактора предполагает установление предпосылок, условий и последовательности операций и действий, необходимых для созда-ния, выпуска и распространения издания. От редактора требуется личное уча-стие в определенных операциях и действиях и выполнение организационно-управленческих функций, а также квалифицированный контроль за редакционно-издательским процессом на всем его протяжении. Таким образом, труд редактора является центральным звеном всего редакционно-издательского процесса.
Творческие и практические действия и операции, которые в совокупности со-ставляют деятельность редактора, взаимообусловлены и целесообразно между собой связаны, что указывает на ее системный характер. Системность относится к важнейшему методологическому принципу редакторской деятельности. Книга, рассматриваемая в качестве конечного продукта труда редактора, относится к системообразующим факторам редакторской деятельности. Она определяет ее состав, структуру, содержание, совокупность выполняемых операций и действий, их последовательность, а также применяемые формы, методы и средства.
Цель деятельности редактора всегда конкретна. Она заключается в создании, выпуске и распространении такой книги, которая соответствует читательским потребностям и спросу. При этом книга может рассматриваться с позиций объ-ективно необходимых, то есть общественных, или субъективно личностных потребностей. В первом случае речь может идти о книге, которая требуется для решения социально значимых задач, обусловленных прежде всего интересами общества, например, об учебной книге, во втором - о книге, нужной разнооб-разным категориям читателей в соответствии с их личными интересами.
Еще одна сторона цели деятельности редактора - экономическая. Задача заклю-чается в том, чтобы издать рентабельную книгу и получить доход от ее реализации. Повышению рентабельности книги в первую очередь должен способствовать квалифицированный учет редактором экономических показателей при ее подготовке и тиражировании. Главный эффект, в том числе и экономический, от целого ряда изданий, например научных, учебных, справочных, научно-популярных, информационных, заключается в распространении знаний, информации о достижениях науки, техники и культуры, способствующих прогрессу общества. Однако в современных экономических условиях редактор не может не считаться с тем, что издательское дело является бизнесом, и книги необходимо ориентировать на покупателя. Так что, говоря об экономической стороне деятельности редактора, нужно иметь в виду коммерческий аспект. Коммерциализация книгоиздания является важным фактором, влияющим на методологию редакторской деятельности. Редактор должен быть всегда готов ответить на во-прос: какая книга нужна читателю, а еще точнее - какую книгу в состоянии ку-пить читатель. В работе над книгой редактор не может игнорировать сложившееся представление о ней как о товаре. Однако он должен знать, как обеспечить в книге сочетание духовного и материального.



Связаться с администратором



Похожие публикации:

  • Дорошенко Ольга Михайловна. Волшебный мир его сказок Пушкина
  • Эдмунд Гуссерль и его Картезианские размышления – Неизвестен
  • Оганесян Н.Т. К проблеме авторства поэтического произведения
  • Алман Брайан М., Ламбру Питер Т. Самогипноз. Руководство по изменению себя.
  • Тыркова Вильямс А.В. Жизнь Пушкина. В 2 томах
  • Ивлиева Дарья Сергеевна. Литературный досуг по произведениям А. С. Пушкина
  • Маслова Татьяна Алексеевна. Проект «Сказки А.С. Пушкина»
  • Янушкевич А.С. История русской литературы первой трети XIX века
  • Лотман Ю.М. Пушкин
  • Притча «Самое главное»
  • Давыдова Т.Т, Пронин В.А. Теория литературы
  • Притча «Краб и панцирь»
  • Ерохина Е.Л. Анализ произведений русской литературы. 7 класс
  • Притча «Сотня книг»
  • Редактор. Развитие логического мышления
  • Юнг К.-Г. Трансцендентальная функция.
  • Агрис А.Р. Нейропсихологическое сопровождение детей и подростков: основные принципы организации
  • Эдвин M. Ямаучи. Дохристианский гностицизм, Новый Завет и Наг Хаммади в современных дебатах
  • Левашова Светлана Евгеньевна. Развитие способностей к пониманию литературных произведений детьми старшего дошкольного возраста и обращение их к истокам народного творчества при изучении произведений А.С. Пушкина
  • Полякова Ирина Николаевна. Конспект организованной образовательной деятельности в подготовительной группе на тему «Читаем Пушкина»
  • ЧТО ТАКОЕ ПРОСВЕТЛЕНИЕ? Исследование цели духовного пути. Под редакцией Джона Уайта
  • Притча «Люби правильно»
  • Фрейд Зигмунд - Художник и фантазирование
  • Иванова Е.В. Анализ произведений русской литературы XX века. 11 класс
  • Краткосрочная психотерапия: психоанализ или внушение
  • Рамиль Гарифуллин. О депрессии, ценностях и смысле жизни
  • Притча «Другой»
  • Зигмунд Фрейд рассказывает, в чем состоит его работа
  • Кирюхина Ирина Николаевна. Сценарий утренника посвященного дню памяти А.С. Пушкина
  • Главный Редактор. Роль общения со взрослым в развитии ребенка
  • Притча «Бог, который забывает грехи»
  • Притча «Одиночество»
  • Притча «Алчность упрямства»
  • Хроникальные и концентрические сюжеты литературных произведений
  • Георгий Почепцов. Невидимые информационные воздействия
  • Притча «Где Бог?»
  • Притча «Тяжелая жизнь»
  • Психолог - «Родители, будьте примером ребёнку»
  • Израэль Регарди
  • Притча «Безопасность Ву»
  • Притча «Гордый олень»
  • Притча «Пикассо»
  • Т.В.Васильева АФИНСКАЯ ШКОЛА ФИЛОСОФИИ (ФИЛОСОФСКИЙ ЯЗЫК ПЛАТОНА И АРИСТОТЕЛЯ)
  • Слова, которых нет.
  • Притча «Он и Она»
  • Мороз Айслу Фаатовна. Занятия с детьми дошкольного возраста - Куклы - марионетки
  • Притча «Целитель Джон»
  • Методы развития самостоятельности у детей
  • Притча «Человек и его цели»
  • Притча «Реализм ни к чему»



  • Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:      
    Код для вставки в форум (BBCode):      
    Прямая ссылка на эту публикацию:      


     (голосов: 0)

    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь