Карпинский К.В. Человек как субъект жизни.

Категория: Библиотека » Общая психология | Просмотров: 24267

Автор:   
Название:   
Формат:   HTML, DOC
Язык:   Русский

Скачать по прямой ссылке

Развитие «идеальных форм» субъективности позволяет человеку возвыситься над своей деятельностью. В опоре на субъективный образ жизненных отношений человек способен контролировать соответствие своей деятельности реальному жизненному миру, а также изменять и корректировать ее. Человек как субъект проявляется при условии, если он упорядочивает свою деятельность сообразно субъективному образу жизненного мира, «идеальной форме» жизненных отношений. В.И.Слободчиков правильно полагает, что «источник субъективности связан с изменением механизма жизнедеятельности живых существ, с возникновением способности человека превращать собственную жизнедеятельность в предмет практического преобразования» [197, с. 15].
Таким образом, на философском уровне анализа субъектно-личностный способ бытия человека в мире раскрывается через понятие субъективности. В этой связи необходимо разграничить трудноразличимые понятия «субъектность» и «субъективность». Некоторые исследователи употребляют эти понятия как синонимы, на что у них имеются веские основания. Стремление слить данные понятия в одно оправдано тем, что субъективность является общей антропологической предпосылкой субъектности. В то же время необходимо подчеркнуть, что понятия «субъективность» и «субъектность» тождественные для философов, с собственно психологической точки зрения не совпадают. Соотношение субъективности и субъектности повторяет соотношение личности с субъектом. Субъективность - это целостная онтологическая характеристика способа существования человека как личности. Субъектность представляет собой один из аспектов реализации субъективности в сфере регуляции специфических форм человеческой активности, специфически человеческий способ поддержания и воспроизводства жизненных отношений. Субъектность порождается субъективностью на том же основании, по которому субъект выступает частной проекцией личности. Как пишет А.К.Осницкий, «субъектность - содержательно-действенная ха-
25
рактеристика активности, подчеркивающая интенциональность субъекта, - может в данном ракурсе рассматриваться как одна из граней субъективности» [169, с. 9].
С психологической точки зрения субъективность человека конституируется прежде всего психическими структурами и процессами, которые интегрируются в особой инстанции психической регуляции деятельности - в личности. С учетом данного обстоятельства философское понятие «субъективность» можно считать синонимом психологического понятия «личность». Поэтому обыденное понятие «внутреннего мира» соответствует научным представлениям о личности как особом уровне психического отражения и регуляции. Можно сказать, что развитие субъективности совпадает с развитием личностной регуляции активности человека [ 1 ]. Возникновение личности «это - тот фундаментальный поворот, на котором свойство самоорганизации живых систем уступает место механизму самоконтроля, что означает возникновение «отношения» к самому себе, становление «самости», субъективности с ее имманентной способностью быть «для себя» [102, с. 83-84].
Философский подход к личности как носителю субъективности позволяет определиться в методологии психологического изучения личности в качестве субъекта. Прежде всего философские принципы ориентируют в многочисленных психологических трактовках личности с учетом того, что каждая из трактовок выделяет в качестве личностных психические структуры и процессы различной природы. В опоре на философские положения представляется возможным раскрыть онтологию личности, то есть выявить собственно личностные структуры, процессы и функции в системе человеческой психики. Критерий для конкретно-психологического определения личности вытекает из понимания специфических функций субъективности, описанных философами. По единогласному мнению, функции субъективности специализированы в первую очередь на том, чтобы сделать человека автономным носителем форм деятельного отношения к миру, а также субъектом развития, изменения, обогащения деятельности [103].
Это описание по духу наиболее близко смысловому подходу к личности, распространенному как в отечественной, так и зарубежной психологии. С точки зрения смыслового подхода, смысловые структуры и процессы рассматриваются именно как образующие личности. Соответствие смысловых структур и процессов собственно личностному уровню психического отражения и ре-
26
гуляции обусловлено тем обстоятельством, что в смысловых структурах запечатлены реальные жизненные отношения человека к объектам и явлениям мира. Функции собственно личностной смысловой регуляции заключаются в презентации жизненных отношений субъекту и согласовании его деятельности с устойчивой иерархизированной структурой этих отношений [133;144;145; 281]. Легко заметить, что такое понимание функций смысловой регуляции идентично описанию функций субъективности. Это дает основания считать смысловой подход адекватным способом психологического изучения личности в качестве субъекта жизненных отношений и реализующих эти отношения форм активности.
С позиций смыслового подхода смысловые структуры личности выступают как субъективно превращенные формы жизненных отношений, а личность является системой смысловой регуляции взаимодействия человека с жизненным миром [32; 46; 133; 144]. Смысловые структуры и процессы личности составляют функциональное ядро «идеальных форм» регуляции деятельности. Разумеется, психический состав «идеальных форм» деятельности не исчерпывается смысловыми структурами и процессами. «Идеальная форма» деятельности - это интегральный психический образ, в котором присутствуют все модальности и уровни психического отражения. Здесь наличествуют чувственные репрезентации и рациональные представления о деятельности, а также эмоциональные явления, которые индицируют собственно смысловое отношение личности к собственной деятельности. Однако «несущей» модальностью является личностное отражение, опосредованное смысловыми структурами и процессами.
Их особый регуляторный статус обусловлен тем, что они обеспечивают ориентировку субъекта в собственных жизненных отношениях и тем самым в собственной деятельности и собственной личности. Все остальные модальности психического отражения регулируют активность на основе ориентировки в объективных свойствах и отношениях действительности. Другими словами, смысловые структуры и процессы участвуют в построении у субъекта образа собственной деятельности и совершаемых в ней жизненных отношений, в то время как другие психические структуры и процессы - в конструировании образа объективной действительности, в которой деятельность протекает. Благодаря смысловым структурам и процессам «в сознании человека отражается не только объективная действительность, но и (в специфической форме) сами отношения, связывающие его с ней» [144, с. 154].
27
Структуры личностной регуляции активности не являются функциональными аналогами неличностных структур психической регуляции активности, поскольку регулируют другие отношения и по другим регуляторным принципам. Ввиду данного обстоятельства В.И.Слободчиков предлагает разрывать регуляторные функции «психического» и «субъективного» [198, с. 13-14]. «Психическое» управляет активностью с ориентацией на систему объективных отношений окружающего мира, а «субъективное», «личностное» - с ориентацией на систему отношений субъекта к окружающему миру. Человек, располагающий «идеальными формами» своих жизненных отношений, способен к саморегуляции деятельности, а, значит, способен быть субъектом деятельности. С точки зрения П.Я.Гальперина и Д.Б.Эльконина, личность является сущностной характеристикой субъекта, которая проявляется в ориентировке на собственные жизненные отношения и самого себя как главное условие деятельности [242, с. 496]. Проявления человека как субъекта деятельности и как личности суть единство, но не тождество: субъект деятельности всегда является личностью, но личность превосходит субъекта единичной деятельности. Личность - это системное единство субъектов всех видов деятельности, которые практикуются в индивидуальной жизни.
В антропогенезе и онтогенезе овладение человеком своими непосредственными жизненными отношениями происходит не сразу, а по мере складывания их «идеальных форм» и соответствующих инстанций смысловой регуляции. В контексте культурно-исторического подхода в психологии личность рассматривается как орудие овладения деятельностью, как специальный регуляторный механизм, обеспечивающий выход человека за пределы наличного состояния жизни. Как отмечает родоначальник данного подхода Л.С.Выготский, «личность» есть понятие историческое. Она охватывает единство поведения, которое отличается признаком овладения» [72, с. 315].
Личность - это психологическое орудие человека как субъекта деятельности, способ присвоения человеком деятельности и ее психологической организации. Привлекая аналогию с «функциональным органом», можно сказать, что личность есть психологический орган субъектности в деятельности и в жизни. Личность в целом «может быть понята как особый психологический инструмент, орудие, принадлежащее, служащее человеку, как и другие психологические орудия» [49, с. 6]. Смысловые структуры
28
личности рассматриваются как конкретные психологические средства присвоения и детерминации разнообразных видов человеческой деятельности и круга стоящих за ними жизненных отношений [46; 207]. В этой связи личностная регуляция активности исконно определяется через функции субъективации жизненных отношений и подчинения деятельности иерархии этих отношений [144]. Смысловая регуляция позволяет присвоить деятельность, поскольку в смысловых структурах личности презентированы жизненные отношения, которые реализуют деятельность. При помощи смысловой регуляции личность может встать в отношение к собственной деятельности с точки зрения содержания жизненных отношений, которые эта деятельность осуществляет. Деятельность является «оболочкой», в которую облекается смысловое содержание этих жизненных отношений. Фигурально говоря, для личности небезразлична та «оболочка», в которую «одето» содержание ее смысловых отношений к миру, поэтому она следит за сообразностью деятельности ее смысловой необходимости. Отношение деятельности и жизненных отношений, которые она отправляет, есть содержание формы и содержания. Здесь форма реализации жизненных отношений всегда диктуется их смысловым содержанием, точнее говоря, диктуется личностью, которая ведает смысловым содержанием жизненных отношений. Так возникает феномен субъектности в деятельности, в порождении которого ключевая роль отведена личности с ее системой смысловой регуляции активности.



Связаться с администратором



Похожие публикации:

  • Ферапонтова О. И. Влияние внутригрупповых отношений на развитие личности студента как будущего профессионала
  • Суркова Елена Петровна. Особенности социально-психического развития дошкольников
  • Сарджвеладзе Н.И. Личность и её взаимодействие с социальной средой.
  • Шарфф Д.Э. Дети и игры в семейной психотерапии объектных отношений
  • Мищев Владимир. Психология отношений.
  • Кубарькова Надежда Николаевна. Консультация для родителей на тему: «Закладываем основы будущей личности».
  • Барсукова Александра. Презентация на тему: 'Основные положения деятельностного подхода во ФГОС ДО'
  • Люлина Татьяна Васильевна. «Особенности межличностных отношений в старшей группе»
  • Архипова Алла Германовна. Дошкольное образование – платформа воспитания и развития личности
  • Татьяна Викторовна Крупенченкова. Формирование игровой деятельности.
  • Яницкий М. С. Ценностные ориентации личности как динамическая система
  • Реброва Светлана Николаевна. Психическое развитие ребёнка в игре
  • А.А. Ткаченко. «Дело жизни» как научное понятие или первопричина жизни личности. - А. Ткаченко
  • Фрейд З. Введение в психологию.
  • Выграненко Екатерина Николаевна, Буглова Юлия Владимировна. Межличностные отношения ребенка с другими детьми
  • Бехтерев В.М. Психологическое определение личности.
  • Редактор. Тест Детский Рисунок человека
  • Мясищев В.Н. Понятие личности в аспектах нормы и патологии.
  • Завалова Н.Д., Ломов Б.Ф., Пономаренко В.А. Образ в системе психической регуляции деятельности.
  • Туленко Оксана Николаевна. Игра как форма организации жизни и деятельности детей дошкольного возраста
  • Смирнова Марина Николаевна. Статья «Игровая самостоятельная деятельность детей младшего дошкольного возраста. Развитие и поддержка детской творческой активности»
  • Татьяна Викторовна Крупенченкова. Формирование игровой деятельности и применение игры в работе воспитателя.
  • Г. Крайг, Д. Бокум Психология развития
  • Соболева Наталья Павловна. Педагогическая статья на тему «Игра как лучшая форма работы с дошкольниками по развитию речи»
  • Оксана. Психологическое значение подражательных игровых действий ребенка. Влияние семейного застолья на развитие, воспитание и социализацию ребенка
  • Бычкова Тамара Юрьевна. Сказка как один из видов игровой деятельности в процессе формирования и развития личности ребёнка.
  • Кузьмина Марина Александровна. ЗНАЧЕНИЕ ИГР В ФОРМИРОВАНИИ ЛИЧНОСТИ
  • Михель Гофман. Свобода личности или свобода индивида (М. Гофман)
  • Чудина Е.А. Эмоционально зрелая личность глазами начинающих и опытных психологов
  • Роль детско-родительских отношений в формировании личности ребенка
  • Леонтьев А.Н. Индивид и личность.
  • Елена Конева. Воспитательно-образовательные возможности игровой деятельности в дошкольном возрасте
  • Елисеев О.П. - Практикум по психологии личности
  • Андреева Г. М. Общение и межличностные отношения.
  • Свинцова Наталья Александровна. Речь и развитие ребенка.
  • Языкова Ольга Юрьевна. Социализация личности ребенка через трудовую деятельность
  • Козакова Екатерина Игоревна. Методическая разработка 'Игра – форма организации детской жизни'
  • Главный Редактор. Профессиональное саморазвитие воспитателя
  • Харитонова Елена Павловна. Психологическая характеристика
  • Левченко Ольга Сергеевна. Игры – экспериментирования в воспитании младшего дошкольника как субъекта здоровьесберегающей деятельности
  • Роджерс К. О становлении личностью. Психотерапия глазами психотерапевта.
  • Мусалеева Мария Сергеевна. Социальная адаптация детей к жизни, посредством театрализованной деятельности.
  • Андреева Г.М. Методы социальной психологии.
  • Нещерет Татьяна Юрьевна. Развитие познавательной активности дошкольников с ЗПР через проектную деятельность
  • Голюхова Тамара Николаевна. Формирование позитивных межличностных отношений у детей, оставшихся без попечения родителей
  • Райл Э. Теория объектных отношений и теория деятельности: модель последовательности процедур как возможное связующее звено
  • Братусь Б. С. Аномалии личности.
  • Шихова Альфира Фаридовна. Экспериментальная деятельность в ДОУ.
  • Богуславский. Психология как наука.
  • Урбанович А. А. - Психология управления. Учебное пособие.



  • Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:      
    Код для вставки в форум (BBCode):      
    Прямая ссылка на эту публикацию:      


     (голосов: 0)

    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь