Карпинский К.В. Человек как субъект жизни.

Категория: Библиотека » Общая психология | Просмотров: 24266

Автор:   
Название:   
Формат:   HTML, DOC
Язык:   Русский

Скачать по прямой ссылке

Субъектность необходимо исследовать как специфический способ детерминации активности в условиях человеческой психики. Это значит, что субъектность «амплифицирована» регуля-торными возможностями таких интегральных психических образований человеческой психики, как сознание и личность. Без этих сопутствующих атрибутов, то есть без сознания и вне личности, феномен субъекта в реальности не встречается. В функциональном плане трудно определить, чем в большей степени - регуля-торными функциями сознания или личности - обусловлена субъектность. Ясно одно: сознание и личность невозможно разорвать, разложить и помыслить отдельно друг от друга в становлении субъектности. Однако не следует забывать, что субъект первично все же является проявлением человеческой личности, которая владеет и распоряжается человеческим сознанием. «Субъект и его психика суть одна единая система, а не две. Субъектом является не психика человека, а человек, обладающий психикой, не те
29
или иные психические свойства или вообще формы активности, а сам человек - деятельный, общающийся и т.д.» [59, с. 31]. Поэтому функциональное соотношение личности, сознания и субъекта может быть зафиксировано следующей формулой: выступая в качестве субъекта, личность так распоряжается регуляторными функциями сознания, чтобы оптимизировать психическую регуляцию своей деятельности. Другими словами, в процессе самодетерминации сознание эксплуатируется личностью как средство или способ управления реализуемой деятельностью.
Неоспоримым представляет факт, что субъектность, равно как и личность, является культурно-исторической по своему происхождению высшей психической функцией, а точнее - интегрированной системой функций. Не подлежит сомнению также то, что становление субъекта в процессе индивидуального развития всегда синхронизировано с формированием личности и составляет одну из граней личностного развития. В этой связи думается, что механизмы и движущие силы развития субъекта идентичны таковым в психическом развитии личности. Личность как субъект раскрывается как системообразующая высшая психическая функция, при посредничестве которой систематизируются, объединяются, консолидируются все психические процессы, свойства и состояния. Можно предполагать, что указанные закономерности находят свое проявление не только в индивидуальном жизненном пути, но также воплощаются в антропогенезе, в истории развития собственно человеческих форм психического отражения и регуляции.
Так, личность как системное сверхчувственное качество человека возникает и эволюционирует в антропогенезе в связи с усложнением форм активности индивидов. Историческое развитие субъекта конвергирует с процессом исторического развития личности и прогрессирует в связи с объективной необходимостью человека овладеть своей активностью, а через нее - установить господство над своей средой [1; 141]. Эта закономерность органично вписывается в общие тенденции эволюции активности живых существ и форм психического регулирования. Активность в философии и психологии трактуется как всеобщее свойство живых организмов, приспосабливающее их к определенной среде. Живые существа нуждаются в активности для установления и поддержания жизненных связей со средой обитания. Источник активности лежит в потребностях живого организма в определенных благах, расположенных вне самого организма. Окружаю-
30
щая среда сама не «транспортирует» живому организму все необходимые для его жизни блага. В процессе активного приспособления к среде живое существо либо эволюционирует само, либо преобразует собственную среду обитания. Достать жизненно необходимые блага живой организм может только путем активной аккомодации к среде или активной трансформации этой среды под свои нужды. В результате этих изменений живое существо получает доступ к благам, поэтому активность неизменно служит адаптации и воспроизведению его жизнедеятельности.
Фундаментальной закономерностью эволюции является зависимость характера активности живого существа от особенностей среды его проживания [68; 74; 135]. По ходу биологической эволюции видов вместе с усложнением среды обитания эволюционировали формы активного приспособления особей к новым свойствам среды. Параллельно шло развитие регуляторных механизмов, обеспечивающих активность живых существ. Психическое отражение с имманентно присущими ему регуляторными возможностями также зародилось в связи с переходом живых существ из гомогенной в гетерогенную среду, в которой стала необходимой предварительная поисковая ориентировка в местоположении насущных благ. В сложно организованной гетерогенной среде, где блага раскиданы неравномерно, добыть их возможно только с помощью психического отражения. В этом объективно заключалось приспособительное значение психических механизмов регуляции активности [135]. Качественный поворот в развитии форм адаптивной активности произошел в той временной точке, когда в мир народился человек. С этого момента закономерности биологической эволюции уступают место закономерностям социальной истории. Особенностью активности человека является сотворение «второго мира» или «мира человека» - социокультурной среды, в которой преимущественно и протекает человеческая жизнедеятельность. Если живые существа уподобляются среде обитания и таким образом достигают с ней динамического равновесия, то человек изменяет и таким образом уравновешивает среду со своими потребностями.
В контексте настоящего исследования важно подчеркнуть, что проживание человека в социальной среде наложило глубокий отпечаток на его природу и характер его активности. Вместе с раздвоением среды обитания человека произошло удвоение природы человека, который стал биосоциальным существом. Объективно изменились и психологические механизмы детерминации
31
его активности: возможности натуральных психических функций мозга были усилены культурно-историческими орудиями психической деятельности. Культурные по происхождению высшие психические функции открыли человеку возможность овладения своей активностью и ее сознательного воспроизводства [72]. Это закономерно повлекло качественный прирост возможностей человека в освоении его жизненной среды. Именно в исторические закономерности развития высших психических функций человека необходимо вписывать психологический феномен субъектности.
Субъект - продукт культурно-исторического развития человека, а субъектность - это высшая психическая функция, которая опосредует овладение человеком собственной активностью. Можно утверждать, что субъектность как психологический феномен возникает на определенном этапе истории в связи с крутым изменением обстоятельств жизнедеятельности человека. Это изменение интимно связано с переходом человека от приспособительного к преобразующему образу жизни. В рамках последнего заостряется объективная необходимость человека в полном владении процессами собственной активности: ведь именно посредством этой активности человек преобразует мир. И чем полнее человек способен контролировать свою активность, тем успешнее он в своих усилиях преобразования мира. Вопрос же о полноте контроля человека над собственной активностью есть вопрос о качестве психологических механизмов регуляции этой активности.
Немаловажную роль в происхождении субъекта сыграла усиливающаяся по ходу истории атомизация общества и эмансипация индивида от группы. Разъединение тесных биологических связей, которые соединяли индивидов на ранних ступенях развития общества, привело к замене группового субъекта индивидуальным. Вырвавшемуся из тесных пут рода индивиду пришлось самому строить свои отношения с миром и, следовательно, быть автономным субъектом активности. Адаптационный ресурс субъектности в том, чтобы автономизировать человека как носителя активности, перевести его взаимодействие со средой в систему «один на один». А для этого потребовалось развитие особых культурно-исторических образований психики, позволяющих человеку полностью детерминировать свою активность. Поэтому субъектность как качественную ступень психической регуляции активности следует рассматривать как адаптационное приобретение человеческой психики в конкретных исторических
32
обстоятельствах. Где-то среди этих исторических закономерностей филогенеза психики притаился ответ на вопрос о человеке не только как о субъекте деятельности, но также как о субъекте жизненного пути. На определенном этапе истории человек сталкивается с необходимостью самостоятельно определять свою судьбу, поскольку ни биологическая программа жизнедеятельности, ни общество уже не диктуют ему готовых решений. С этого времени проблему собственной судьбы человек начинает решать сам как субъект активности в масштабе времени жизни. В настоящем исследовании не стоит задача отследить филогенетический момент возникновения и развития субъектности на протяжении человеческой истории. Предложенная эволюционная увертюра призвана привлечь внимание к тому факту, что субъект как инстанция психической регуляции активности человека является культурной по генезису высшей психической функцией. Задача исследования скромнее: определить психологическую сущность того уровня регуляции активности, который обычно обозначают понятиями «субъект» и «субъектность».
Эту исследовательскую задачу представляется целесообразным раздробить на ряд подчиненных задач. Первая задача заключается в том, чтобы раскрыть специфику свойственных человеку различных видов активности. Вторая задача состоит в том, чтобы с психологической стороны охарактеризовать деятельность человека как универсальную интегральную форму его активности. Только опираясь на эту характеристику, можно продвигаться дальше к проблеме субъекта: ведь человек как субъект присваивает не всякий вид активности, а именно активность в форме деятельности. Отсюда можно заключить, что психология человека как субъекта подстроена именно под психологические свойства деятельности. Психологические характеристики деятельности -«указатели» на пути к психологии субъекта. Третья задача выражается в том, чтобы найти то звено психической регуляции деятельности, которое специализируется на функциях присвоения и изменения деятельности. Поиск этого звена психической регуляции - поиск психической инстанции, каковой является субъект. И наконец, последняя задача заключается в выяснении психологического содержания тех процессов, в ходе которых деятельность дается субъекту.



Связаться с администратором



Похожие публикации:

  • Ферапонтова О. И. Влияние внутригрупповых отношений на развитие личности студента как будущего профессионала
  • Суркова Елена Петровна. Особенности социально-психического развития дошкольников
  • Сарджвеладзе Н.И. Личность и её взаимодействие с социальной средой.
  • Шарфф Д.Э. Дети и игры в семейной психотерапии объектных отношений
  • Мищев Владимир. Психология отношений.
  • Кубарькова Надежда Николаевна. Консультация для родителей на тему: «Закладываем основы будущей личности».
  • Барсукова Александра. Презентация на тему: 'Основные положения деятельностного подхода во ФГОС ДО'
  • Люлина Татьяна Васильевна. «Особенности межличностных отношений в старшей группе»
  • Архипова Алла Германовна. Дошкольное образование – платформа воспитания и развития личности
  • Татьяна Викторовна Крупенченкова. Формирование игровой деятельности.
  • Яницкий М. С. Ценностные ориентации личности как динамическая система
  • Реброва Светлана Николаевна. Психическое развитие ребёнка в игре
  • А.А. Ткаченко. «Дело жизни» как научное понятие или первопричина жизни личности. - А. Ткаченко
  • Фрейд З. Введение в психологию.
  • Выграненко Екатерина Николаевна, Буглова Юлия Владимировна. Межличностные отношения ребенка с другими детьми
  • Бехтерев В.М. Психологическое определение личности.
  • Редактор. Тест Детский Рисунок человека
  • Мясищев В.Н. Понятие личности в аспектах нормы и патологии.
  • Завалова Н.Д., Ломов Б.Ф., Пономаренко В.А. Образ в системе психической регуляции деятельности.
  • Туленко Оксана Николаевна. Игра как форма организации жизни и деятельности детей дошкольного возраста
  • Смирнова Марина Николаевна. Статья «Игровая самостоятельная деятельность детей младшего дошкольного возраста. Развитие и поддержка детской творческой активности»
  • Татьяна Викторовна Крупенченкова. Формирование игровой деятельности и применение игры в работе воспитателя.
  • Г. Крайг, Д. Бокум Психология развития
  • Соболева Наталья Павловна. Педагогическая статья на тему «Игра как лучшая форма работы с дошкольниками по развитию речи»
  • Оксана. Психологическое значение подражательных игровых действий ребенка. Влияние семейного застолья на развитие, воспитание и социализацию ребенка
  • Бычкова Тамара Юрьевна. Сказка как один из видов игровой деятельности в процессе формирования и развития личности ребёнка.
  • Кузьмина Марина Александровна. ЗНАЧЕНИЕ ИГР В ФОРМИРОВАНИИ ЛИЧНОСТИ
  • Михель Гофман. Свобода личности или свобода индивида (М. Гофман)
  • Чудина Е.А. Эмоционально зрелая личность глазами начинающих и опытных психологов
  • Роль детско-родительских отношений в формировании личности ребенка
  • Леонтьев А.Н. Индивид и личность.
  • Елена Конева. Воспитательно-образовательные возможности игровой деятельности в дошкольном возрасте
  • Елисеев О.П. - Практикум по психологии личности
  • Андреева Г. М. Общение и межличностные отношения.
  • Свинцова Наталья Александровна. Речь и развитие ребенка.
  • Языкова Ольга Юрьевна. Социализация личности ребенка через трудовую деятельность
  • Козакова Екатерина Игоревна. Методическая разработка 'Игра – форма организации детской жизни'
  • Главный Редактор. Профессиональное саморазвитие воспитателя
  • Харитонова Елена Павловна. Психологическая характеристика
  • Левченко Ольга Сергеевна. Игры – экспериментирования в воспитании младшего дошкольника как субъекта здоровьесберегающей деятельности
  • Роджерс К. О становлении личностью. Психотерапия глазами психотерапевта.
  • Мусалеева Мария Сергеевна. Социальная адаптация детей к жизни, посредством театрализованной деятельности.
  • Андреева Г.М. Методы социальной психологии.
  • Нещерет Татьяна Юрьевна. Развитие познавательной активности дошкольников с ЗПР через проектную деятельность
  • Голюхова Тамара Николаевна. Формирование позитивных межличностных отношений у детей, оставшихся без попечения родителей
  • Райл Э. Теория объектных отношений и теория деятельности: модель последовательности процедур как возможное связующее звено
  • Братусь Б. С. Аномалии личности.
  • Шихова Альфира Фаридовна. Экспериментальная деятельность в ДОУ.
  • Богуславский. Психология как наука.
  • Урбанович А. А. - Психология управления. Учебное пособие.



  • Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:      
    Код для вставки в форум (BBCode):      
    Прямая ссылка на эту публикацию:      


     (голосов: 0)

    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь