Левченко Ольга Сергеевна. Игры – экспериментирования в воспитании младшего дошкольника как субъекта здоровьесберегающей деятельности

Игры – экспериментирования  в воспитании младшего дошкольника как субъекта здоровьесберегающей деятельностиИгры – экспериментирования  в воспитании младшего дошкольника как субъекта здоровьесберегающей деятельности
Вся жизнь ребёнка-дошкольника пронизана игрой, только так он готов открыть себя миру и мир для себя. Отечественный философ, богослов, психолог и педагог В. В. Зеньковский,  пытаясь разгадать феномен детства, утверждал, что «…для того и дано нам детство, что бы мы играли. Функция детства, согласно этой формуле, заключается в том, чтобы дать развиться ребёнку, не выходя в прямое общение с действительностью, но в то же время, не удаляя его вполне от действительности. Игры и являются той формой активности, в которой лучше всего разрешаются задачи детства …»
Сегодня одной из актуальных задач дошкольного детства является стремление ребёнка реализовать себя как субъекта в разнообразных сферах жизнедеятельности, самостоятельно найти и применить необходимые знания и умения продемонстрировать свою активность, инициативность, направленность на результат и положительное подкрепление взрослого, начиная с раннего возраста. Учитывая эти особенности современных детей, процесс воспитания дошкольников как субъектов здоровьесберегающей деятельности и поведения закономерно ищет те игровые формы организации воспитательной работы, которые привлекали бы детей и были бы эффективны в достижении направленной цели. Главное достоинство экспериментов и игр-экспериментирований заключается в том, что они дают детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания. В процессе эксперимента идет обогащение памяти ребенка, активизируются его мыслительные процессы, так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза, сравнения и классификации, обобщения и экстраполяции. Необходимость давать отчет об увиденном, формулировать обнаруженные закономерности и выводы стимулирует развитие речи. Следствием является не только ознакомление ребенка с новыми фактами, но и накопление фонда умственных приемов и операций, которые рассматриваются как умственные умения.
Нельзя не отметить положительного влияния экспериментов на эмоциональную сферу ребенка, на развитие творческих способностей, на формирование трудовых навыков и укрепление здоровья за счет повышения общего уровня двигательной активности.
Дети очень любят экспериментировать. Это объясняется тем, что им присуще наглядно-действенное и наглядно-образное мышление, и экспериментирование, как никакой другой метод, соответствует этим возрастным особенностям. В дошкольном возрасте он является ведущим, а в первые три года — практически единственным способом познания мира. Своими корнями экспериментирование уходит в манипулирование предметами. 
Игры-эксперименты, или игры-экспериментирования, а также игры-путешествия представляют собой один из видов дидактической игры.
Игры-эксперименты - это игры на основе экспериментов с предметом (предметами). Основное действие для ребёнка – это манипуляция с определённым предметом на основе заданного воспитателем сюжета. Цель таких игр заключается в практиковании, закреплении культурно-гигиенических  умений и навыков, навыком ЗОЖ.
Игры заключаются в том, что ребёнок совершает некоторую прогулку в мир вещей, предметов, манипулирует с ними, разрешает проблемную игровую ситуацию в ходе такого условного путешествия.
Подобные игры разрабатываются или отбираются воспитателем на основе следующих принципов:
· возраста и опыта детей, ведущего вида деятельности;
· доступности содержания игр;
· сочетания наглядного материала и действий, словесного комментария воспитателя и действие детей;
· ориентации на обеспечении «культурной практики» детей в игре;
· сохранения продолжительного эмоционального настроя детей, активизации любознательности;
· адекватного соблюдения темпа и времени проведения игр в педагогическом процессе;
· постепенного усложнения игр;
· цикличной организации игр.
Предлагаемые игры для детей младшего дошкольного возраста объединены в три тематических цикла по основанию  содержания культурно гигиенических умений и навыков:
Цикл - «Водичка водичка»;
Цикл - «Я одеваюсь сам»;
Цикл - «Так привыкли мы к порядку».
Игры I цикла «Водичка, водичка…»
Игры – экспериментирование
«Чистящая вода»
Цели
· Получить и закрепить представления, что вода смачивает и очищает.
· Сформировать навык мыть руки водой через практикование и экспериментирование с водой.
Материалы: широкая миска с водой, две салфетки: чистая и грязная; гуашь.
Игра - экспериментирование
«Делаем мыльные пузыри»
Цели
· Познакомить детей со способом изготовления мыльных пузырей, со свойствами мыла: может растягиваться, образует плёнку, меняет цвет.
· Поддержать интерес к здоровьесберегающим предметам.
Материалы: жидкое мыло, кусочки мыла, петля с ручкой из проволоки или специальная пластиковая петля для мыльных пузырей, стаканчики, вода, подносы.
Игра – путешествие
«Путешествие в страну Щеток»
Цели
· Обратить внимание детей на то, что существуют разные щетки (обувная, швабра, зубная, для расчесывания), но цель одна – помочь человеку убрать грязь.
· Закрепить необходимый навык в использовании здоровьесберегающего предмета.
Материалы: разные щетки.
Игры II цикла
“Я одеваться сам могу”
«Что отражается в зеркале»
Цели
· Познакомить детей с понятием «отражение».
· Рассказать о необходимости использования зеркала для человека.
Материалы: зеркала, ложки.
Игра – путешествие
«Путешествие в страну Одежды»
Цели
· Продиагностировать, что знают дети о назначении одежды и о правилах ухода за ней.
· Пропрактиковаться в складывании одежды.
Материалы: картинки с изображением одежды, обуви головных уборов.
Игры III цикла
«Так привыкли мы к порядку»
Игра – путешествие
«Путаница, или Что для чего»
Цель
Выявить путем исправления ошибок, что каждая вещь нужна для определенных действий и должна находиться на своем месте.
Материалы: тарелка, свитер, сапоги, игрушка, книжка.
Игра – путешествие

«Путешествие в страну Игрушек»

Цель

Продиагностировать, что знают дети о необходимости соблюдения порядка в помещении, о необходимости убирать игрушки на место, быть бережным в отношении игрушки.

Материалы: разбросанные игрушки.

Просмотров: 360
Категория: По направлениям » Для детского сада » Развивающие игры и занятия для дошкольников




Другие новости по теме:

  • Елена Владимировна Климонтова. Сценарий игры-путешествия, посвященному Дню матери для детей старшего дошкольного возраста 'Веселое путешествие'
  • Бордюгова Наталья Львовна. «Роль игры и игрушки в воспитании детей дошкольного возраста: исторический подход»
  • Аверкиева Наталья. Театральные игры как метод преодоления коммуникативной дезадаптации у детей младшего дошкольного возраста.
  • Серебрякова Елена Петровна. Дидактические игры по сенсорному воспитанию детей раннего и младшего дошкольного возраста
  • Ершова Ирина Леонидовна. Развитие умственных способностей детей через развивающие игры.
  • Миляуша Никитина. Разработка по методической теме «Развивающие игры для детей младшего дошкольного возраста»
  • Сидалинова Гульнара Рафаиловна. «Формирование коммуникативных навыков дошкольников через игры речевого содержания в рамках проявления детской инициативы»
  • Боргоякова Лилия Васильевна. Особенности формирования коммуникативных компетенций детей раннего дошкольного возраста через сюжетно-ролевые игры
  • Новикова Татьяна Сергеевна. 'ЖЕСТОВО-ОБРАЗНЫЕ ИГРЫ' Для раннего и младшего дошкольного возраста
  • Прокофьева Елена Николаевна Шляпина Светлана Сергеевна Болдина Елена Александровна. Сценарий квест-игры «Путешествие в страну Здоровья»
  • Бикмухамбетова Тасмиля Наиловна. Применение здоровьесберегающих технологий в развитии детей дошкольного возраста через подвижные игры
  • Неттина Тамара Васильевна. Развивающие игры для детей дошкольного возраста
  • Семенякина Светлана Владимировна. План – конспект сюжетно – ролевой игры среднего дошкольного возраста на тему: «Путешествие на автобусе».
  • Сизова Елена Анатольевна. Коррекция опорно – двигательного аппарата детей дошкольного возраста, через профилактические игры и упражнения.
  • Смогленко Алеся Николаевна. Игры на внимание для детей от 3 до 5 лет
  • Антонова Светлана. Формирование коммуникативных умений дошкольников посредством игры
  • Клюева Оксана Васильевна. Конструкт игры КВН между дошкольными образовательными учреждениями «Речевое развитие дошкольника»
  • Черникова Юлия Владимировна. Конспект сюжетно–ролевой игры «Почтовый вагон» для детей среднего дошкольного возраста
  • Бикметова Евгения Владимировна. Конспект квест — игры для детей старшего дошкольного возраста «По дорогам сказок с Кикиморой»
  • Студеникина Татьяна Олеговна. Педагогический проект: «Мойдодыр». Формирование культурно-гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста
  • Долматова Ольга Алексеевна. Настольные игры в жизни дошкольника
  • Дегтярева Ольга Тимофеевна. Игры, направленные на формирование навыков самообслуживания
  • Коврова Светлана Павловна. Конспект маршрутной игры для детей старшего дошкольного возраста «Маленькие дизайнеры в царстве Снежной королевы»
  • Шайтанова Светлана Юрьевна. «Разноцветные игры. Формирование представлений о цвете у детей-дошкольников 3 – 7 лет»
  • Крутакова Валентина Васильевна. Игра – викторина «Зимние загадки» (по аналогу игры «Поле чудес») для дошкольников.
  • Кубышкина Татьяна Анатольевна. Сценарий сюжетно-ролевой игры по ПДД для детей старшего дошкольного возраста «Упрямый лягушонок» по одноименному произведению С. Михалкова.
  • Гусарова Марина Сергеевна. Особенности игры современных дошкольников
  • Левченко Евгения Владимировна. Имитационные игры как одно из средств ознакомления детей с художественной литературой.
  • Колесникова Любовь Анатольевна. Презентация 'Воспитание культурно-гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста'
  • Ишмухаметова Венера Ахмадулловна. Конспект сюжетно — ролевой игры «У врача» для детей первого и второго вида подготовительной группы



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь