Карпинский К.В. Человек как субъект жизни.

Категория: Библиотека » Общая психология | Просмотров: 24262

Автор:   
Название:   
Формат:   HTML, DOC
Язык:   Русский

Скачать по прямой ссылке

положения, что исходным и подлинным субъектом всех форм человеческой активности является личность, открывает новые возможности в проведении эмпирических исследований и интерпретации их результатов. От недостатка, неточности и неполноты теоретических представлений о личности как субъекте в особенности страдает интерпретация эмпирических данных. Субъект-но-личностный подход позволяет осмыслить изучаемые феномены как явления субъектно-личностной регуляции, вскрыть действительную принадлежность видов внутренней и внешней активности личности как субъекта.
Итак, проблему субъекта следует решать с позиций общей психологии личности, которая, тем не менее, в настоящее время находится в стадии своего формирования. Если субъектом является личность, то это значит, что психологические механизмы и закономерности развития и бытия личности направляют формирование и функционирование субъекта. Функции личности как особого уровня психического отражения и регуляции являются тем «ключом», с помощью которого открываются «секреты» психологии субъекта. Поэтому без создания целостного представления о личности, о сколько-нибудь плодотворном решении проблемы субъекта остается только мечтать. В этой связи поиску решений психологической проблемы субъекта необходимо предпослать обсуждение «краеугольных» методолого-теоретических положений общей психологии личности.
Общая психология личности в том состоянии, в котором ее можно сегодня застать, больше похожа на мозаику, чем на единую теоретическую концепцию. Наряду с некоторыми блестяще освещенными фрагментами имеются «темные места» и пробелы, требующие своего заполнения. Однако более всего современная психология личности походит на груду отдельных и самоценных кусков теории, выхватывающих частные аспекты из сложной и многоаспектной проблемы. Поэтому здесь, возможно, как ни в одной другой отрасли психологической науки, необходим теоретический синтез. Особенно пагубно отсутствие системы в психологии личности отражается на психологических исследованиях субъекта. Ведь, например, исследования субъекта мышления притязают на нечто большее, нежели изучение закономерностей мыслительной деятельности. Субъектный и личностный подходы апеллируют именно к личности как инициатору и участнику мыслительной деятельности. А за неимением общей психологии личности объяснять и интерпретировать полученные результаты
17
приходится по-старому, на языке когнитивной психологии. Вот и получается, что мыслит не личность, а мышление. Отсутствие общей психологической теории личности не менее губительно сказывается в области исследований жизненного пути. В этой области исследований возникает парадокс: жизненный путь принадлежит личности, но на каких правах и за счет каких психологических механизмов личность овладевает жизненным путем - не понятно. Не случайно психологические исследования кренятся в сторону изучения объективной событийной структуры жизненного пути и, наоборот, редко касаются личности как субъекта жизни. В результате имеем: личность не живет, личности «живется». Поэтому психологическое исследование субъекта жизни в своем движении натыкается на проблему отсутствия общей психологии личности. Между тем успех такого исследования во многом обусловлен успешностью выхода из данной проблемы. В свою очередь теоретический синтез в психологии личности возможен только при условии разработки психологии субъекта, поскольку субъект является не абстрактным, а конкретно-действенным амплуа личности. Субъект - это личность, взятая не в своей абстрактной сущности, а в контексте реальной жизнедеятельности. Как считает А.В.Брушлинский, психология субъекта может послужить в качестве концептуального ядра психологии личности [56, с. 3].
В этой связи в настоящем исследовании необходимо осветить концептуальные подходы к личности, чтобы от них перебросить теоретические мосты к проблемам субъекта вообще и субъекта жизни в частности.
Концептуальное понимание личности в отечественной психологии корреспондирует с философско-психологическим понятием жизненного мира человека. Понятие жизненного мира оформилось в работах отечественных философов и психологов для объяснения онтологической специфики человеческого развития и бытия. По словам М.С.Когана, через понятие жизненного мира характеризуются особенности «способа существования человека» [106, с. 5]. При разработке психологических аспектов категории жизненного мира следует опереться на учение о бытии человека в трудах С.Л.Рубинштейна. С появлением человека -«возникновением нового уровня сущего во всех нижележащих уровнях выявляются новые свойства. Здесь раскрывается значение, смысл, который приобретает бытие, выступая как «мир», соотносительный с человеком как частью его, продуктом его раз-
18
вития. Поскольку есть человек, он становится не чем иным, как объективно существующей отправной точкой всей системы координат. Такой отправной точкой человеческое бытие становится в силу человеческой активности, в силу возможности изменения бытия, чем человеческое существование отличается от всякого другого» [191, с. 63].
Это означает, что с появлением человека естественный природный мир перестраивается посредством человеческой активности и превращается в «жизненный мир». С приходом человека как субъекта объективно изменяется структура бытия, происходит его «очеловечивание» и «одушевление»: мир природы превращается в жизненный мир человека. Следует заметить, что понятие жизненного одинаково наравне присуще и отечественной, и экзистенциальной психологии личности [64; 144,224]. Например, А.Н.Леонтьев пишет, что «субъект...находится изначально не перед миром, а в самом мире...составляет часть его и вне этого мира вообще не существует» [137, с. 148]. Ему вторит В.Франкл: «Животное не является личностью, потому что оно не может стать над самим собой, противостоять самому себе. Поэтому для животного не существует и мир, противостоящий личности; для него существует лишь среда» [1982, р. 116; цит. по 144]. Поэтому в психологии субъекта личность рассматривается в контексте созданного ей и до нее жизненного мира. «Человек должен быть взят внутри бытия, в своем специфическом отношении к нему, как субъект познания и действия, как субъект жизни» [192,с.332].
Жизненный путь с этих позиций рассматривается как траектория движения личности по жизненному миру. С этой же точки зрения активность личности как субъекта подчиняется смысловым связям, а жизненный путь - является траекторией избирательной актуализации одних смысловых связей и дезактуализа-ции отклоненных смысловых альтернатив [30]. В рамках системно-деятельностного и смыслового подхода исследование личности в качестве субъекта жизни подразумевает «исследование жизненного пути личности, т.е. истории смыслового построения жизненного мира и его развития, изучение формирования и развертывания различных деятельностей, посредством которых реализуются жизненные смыслы и ценности личности, где единицей анализа является «жизненное событие» или, точнее, смысловые связи между жизненными событиями» [55, с. 33].
Жизненный мир производится в процессе человеческой практики и производен от особенностей человеческого бытия. Выде-
19
ляются некоторые отличительные характеристики человеческого бытия - осознанность, осмысленность, действенность [192, с. 330-331]. Благодаря именно этим особенностям человеческой активности природное окружение преобразуется в жизненный мир человека. Действенный, преобразующий характер человеческого бытия приводит к тому, что человек обустраивает объективную действительность в соответствии с требованиями собственных потребностей, в соответствии с логикой собственной жизнедеятельности (логика «жизненной необходимости»). Действительность принимает очертания, жизненно необходимые для нормального существования и приспособления к ней человека. Осознанность и осмысленность человеческой активности приводят к тому, что на объекты и явления окружающей действительности человек «наслаивает» общественные значения и личностные смыслы. Общественные значения отражают место и функцию того или иного объекта действительности в совокупной практике коллективного субъекта - социальной группы, общества, человечества в целом. Личностный смысл отражает место и функцию объекта или явления в жизнедеятельности индивидуального субъекта, их отношение к индивидуальным потребностям человека. Значение и смысл, которые объективируются и превращаются в характеристики действительности по ходу человеческой практики, являются сверхчувственными качествами жизненного мира. Психическое развитие человека происходит в процессе деятельности в контексте жизненного мира через усвоение общечеловеческих значений и выработку личностных смыслов. «Это и есть не что иное, как детерминация бытия через сознательную его регуляцию, которая выступает как специфический способ существования человека» [192, с. 331].
Таким образом, с приходом человека окружающая среда приобретает сверхчувственные свойства - означенность и осмысленность - и преобразуется в жизненный мир. Сообразно этим свойствам, активность человека в мире является осознанной и осмысленной, что отличает ее от поведения животных в биологической среде. По этому поводу Л.С.Выготский указывает, что «в то время, как для животного существует только окружение, для человека возникает представление о мире. История возникновения этого представления имеет своим началом человеческую практику и возникающие в ней значения и понятия, свободные от непосредственного восприятия предмета» [71, с. 280].
20
По сути, осознанность (означенность) как свойство жизненного мира характеризует его отношение к потребностям коллективного субъекта, то есть отражает его общественный смысл. Осмысленность как свойство жизненного мира раскрывает его отношение к потребностям индивидуального субъекта, то есть его личностный смысл. Итак, жизненный мир - это системно организованная совокупность объектов и явлений действительности, связанных с коллективным или индивидуальным субъектом жизненными отношениями. Жизненные отношения показывают на роль и место в жизнедеятельности субъекта различных объектов и явлений действительности и по этой причине объективно выражают их жизненный смысл для субъекта. Жизненный смысл -это объективная характеристика места и роли объектов и явлений в контексте жизни субъекта [144, с. 113].



Связаться с администратором



Похожие публикации:

  • Ферапонтова О. И. Влияние внутригрупповых отношений на развитие личности студента как будущего профессионала
  • Суркова Елена Петровна. Особенности социально-психического развития дошкольников
  • Сарджвеладзе Н.И. Личность и её взаимодействие с социальной средой.
  • Шарфф Д.Э. Дети и игры в семейной психотерапии объектных отношений
  • Мищев Владимир. Психология отношений.
  • Кубарькова Надежда Николаевна. Консультация для родителей на тему: «Закладываем основы будущей личности».
  • Барсукова Александра. Презентация на тему: 'Основные положения деятельностного подхода во ФГОС ДО'
  • Люлина Татьяна Васильевна. «Особенности межличностных отношений в старшей группе»
  • Архипова Алла Германовна. Дошкольное образование – платформа воспитания и развития личности
  • Татьяна Викторовна Крупенченкова. Формирование игровой деятельности.
  • Яницкий М. С. Ценностные ориентации личности как динамическая система
  • Реброва Светлана Николаевна. Психическое развитие ребёнка в игре
  • А.А. Ткаченко. «Дело жизни» как научное понятие или первопричина жизни личности. - А. Ткаченко
  • Фрейд З. Введение в психологию.
  • Выграненко Екатерина Николаевна, Буглова Юлия Владимировна. Межличностные отношения ребенка с другими детьми
  • Бехтерев В.М. Психологическое определение личности.
  • Редактор. Тест Детский Рисунок человека
  • Мясищев В.Н. Понятие личности в аспектах нормы и патологии.
  • Завалова Н.Д., Ломов Б.Ф., Пономаренко В.А. Образ в системе психической регуляции деятельности.
  • Туленко Оксана Николаевна. Игра как форма организации жизни и деятельности детей дошкольного возраста
  • Смирнова Марина Николаевна. Статья «Игровая самостоятельная деятельность детей младшего дошкольного возраста. Развитие и поддержка детской творческой активности»
  • Татьяна Викторовна Крупенченкова. Формирование игровой деятельности и применение игры в работе воспитателя.
  • Г. Крайг, Д. Бокум Психология развития
  • Соболева Наталья Павловна. Педагогическая статья на тему «Игра как лучшая форма работы с дошкольниками по развитию речи»
  • Оксана. Психологическое значение подражательных игровых действий ребенка. Влияние семейного застолья на развитие, воспитание и социализацию ребенка
  • Бычкова Тамара Юрьевна. Сказка как один из видов игровой деятельности в процессе формирования и развития личности ребёнка.
  • Кузьмина Марина Александровна. ЗНАЧЕНИЕ ИГР В ФОРМИРОВАНИИ ЛИЧНОСТИ
  • Михель Гофман. Свобода личности или свобода индивида (М. Гофман)
  • Чудина Е.А. Эмоционально зрелая личность глазами начинающих и опытных психологов
  • Роль детско-родительских отношений в формировании личности ребенка
  • Леонтьев А.Н. Индивид и личность.
  • Елена Конева. Воспитательно-образовательные возможности игровой деятельности в дошкольном возрасте
  • Елисеев О.П. - Практикум по психологии личности
  • Андреева Г. М. Общение и межличностные отношения.
  • Свинцова Наталья Александровна. Речь и развитие ребенка.
  • Языкова Ольга Юрьевна. Социализация личности ребенка через трудовую деятельность
  • Козакова Екатерина Игоревна. Методическая разработка 'Игра – форма организации детской жизни'
  • Главный Редактор. Профессиональное саморазвитие воспитателя
  • Харитонова Елена Павловна. Психологическая характеристика
  • Левченко Ольга Сергеевна. Игры – экспериментирования в воспитании младшего дошкольника как субъекта здоровьесберегающей деятельности
  • Роджерс К. О становлении личностью. Психотерапия глазами психотерапевта.
  • Мусалеева Мария Сергеевна. Социальная адаптация детей к жизни, посредством театрализованной деятельности.
  • Андреева Г.М. Методы социальной психологии.
  • Нещерет Татьяна Юрьевна. Развитие познавательной активности дошкольников с ЗПР через проектную деятельность
  • Голюхова Тамара Николаевна. Формирование позитивных межличностных отношений у детей, оставшихся без попечения родителей
  • Райл Э. Теория объектных отношений и теория деятельности: модель последовательности процедур как возможное связующее звено
  • Братусь Б. С. Аномалии личности.
  • Шихова Альфира Фаридовна. Экспериментальная деятельность в ДОУ.
  • Богуславский. Психология как наука.
  • Урбанович А. А. - Психология управления. Учебное пособие.



  • Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:      
    Код для вставки в форум (BBCode):      
    Прямая ссылка на эту публикацию:      


     (голосов: 0)

    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь