Карпинский К.В. Человек как субъект жизни.

Категория: Библиотека » Общая психология | Просмотров: 24268

Автор:   
Название:   
Формат:   HTML, DOC
Язык:   Русский

Скачать по прямой ссылке

Абстрагируясь от содержательных вариаций многочисленных теорий, важно заметить, что в развитии личности четко прослеживаются два этапа, различные по характеру детерминации ее функционирования и бытия. Первый этап психологи в большинстве своем определяют как подготовительный, в рамках которого складываются и консолидируются психологические предпосылки становления субъекта. На данном этапе движущая сила психического развития личности исходит от внешних факторов и условий по принципу «внешнее преломляется через внутреннее и изменяет его». Такой характер детерминации сохраняется до тех пор, пока в достаточной мере не сложатся и не окрепнут «внутренние условия» субъектности. Переворот в детерминационных отношениях происходит тогда, когда личность вырастает подлинным субъектом, способным к саморазвитию и самодетерминации. На данном этапе личностного развития движущие силы локализованы в самой личности, а внешние факторы теряют свою программирующую роль. Общая закономерность психического развития личности как субъекта выражается, таким образом, в
усилении способности к самодетерминации и закономерном расширении объема личностной свободы от внешних и внутренних обстоятельств.
Сопоставим, например, общетеоретические представления Л.С.Выготского, С.Л.Рубинштейна, Б.Г.Ананьева, Л.И.Божович о развитии личности в процессе индивидуального жизненного пути. Так, Л.С.Выготский полагает личность высшей психической функцией, развитие которой ведет к произвольному овладению человеком своим поведением и всеми психическими процессами. Возникновение личности поднимает все формы внешней и внутренней активности на высший уровень регулирования. Психические процессы и поведенческие реакции, присвоенные личностью, развиваются не сами по себе естественным способом; их развитием движет личность. В развитии личности выделяется переломная «веха», когда поведение и психические функции становятся полностью подконтрольными человеку. Эта «веха» датируется подростковым возрастом, на протяжении которого перестраивается вся система детерминации психического развития. «Когда говорят: подросток открывает свой внутренний мир с его возможностями, устанавливая его относительную независимость от внешней деятельности, - то, с точки зрения того, что нам известно о культурном развитии ребенка, это может быть обозначено как овладение внутренним миром» [72, с. 327].
Развитие личности С.Л.Рубинштейн мыслит как процесс формирования и интеграции внутренних условий. Закономерно, что при объяснении любых психических явлений личность выступает для него как воедино связанная совокупность внутренних условий, через которые преломляются все внешние воздействия. Психологический эффект каждого воздействия обусловлен историей развития личности, ее внутренними закономерностями. Согласно С.Л.Рубинштейну, по мере своего созревания личность во все возрастающей степени вмешивается в выбор тех детерминант, которые непосредственно определяют ее деятельность и жизнь. «В силу того, что внешние причины действуют лишь через внутренние условия, внешняя обусловленность развития личности закономерно сочетается со «спонтанностью» ее развития. Все в психологии формирующейся личности так или иначе обусловлено внешне, но ничто в ее развитии не выводится непосредственно из внешних воздействий. Внутренние условия, формируясь под воздействием внешних, не являются их механической проекцией. Внутренние условия, скла-
дываясь и изменяясь в процессе развития, сами обусловливают тот специфический круг внешних воздействий, которым данное явление может подвергнуться» [186, с. 315]. Эта тенденция в развитии личности достигает пика выраженности тогда, когда личность трансформируется в субъекта деятельности и жизни. С этого момента в истории развития личности четко разграничиваются два этапа, различные по способу личностного развития и бытия - досубъектный и субъектный [192, с. 351].
Б.Г.Ананьев рассуждает о личности больше как о субъекте основных видов человеческой деятельности - игры, учения, труда, нежели как о субъекте жизни; жизненный путь раскрывается им скорее как форма социального развития, и в меньшей степени -саморазвития личности. Однако в исследованиях Б.Г.Ананьева все же имеются наметки психологической концепции личности как субъекта. Отправным пунктом в психологической концепции жизненного пути Б.Г.Ананьева является положение об активной роли человека в преобразовании жизненных обстоятельств. Не только условия жизненного пути формируют личность и придают ей характерную «огранку», личность своими поступками активно воздействует на жизненный путь и тем самым проектирует себя. «Несомненно, - пишет Б.Г.Ананьев, - что человек в значительной степени становится таким, каким его делает жизнь в определенных обстоятельствах, в формировании которых он сам участвует. Человек, однако, не является пассивным продуктом общественной среды или жертвой игры генетических сил. Создание и изменение обстоятельств современной жизни собственным поведением и трудом, образование собственной среды развития посредством общественных связей - все это проявления социальной активности человека в его собственной жизни» [ 16, с. 119].
Вообще, с точки зрения Б.Г.Ананьева, жизненный путь личности делится на две большие «эпохи»: подготовительный период, в течение которого созревают и констеллируют психические структуры личности как субъекта жизни, и период самостоятельной жизни, на протяжении которого личность практически реализует свой жизненный замысел. Начало второго периода совпадает со стартом самостоятельной жизнедеятельности личности. Все предшествующее развитие должно катализировать формирование личности в качестве автономного субъекта. «Постепенный переход от воспитания к самовоспитанию, от объекта воспитания к положению субъекта воспитания проявляется во многих феноменах умственной и моральной активности человека. Общим эф-
фектом этого процесса является жизненный план, с которым юноша или девушка вступает в самостоятельную жизнь. Выбор профессии, ценностная ориентация на ту или иную сферу общественной жизни, идеалы и цели, которые в самом общем виде определяют общественное поведение и отношения на пороге самостоятельной деятельности - все это отдельные моменты, характеризующие начало самостоятельной жизни в обществе» [16, с. 116-117].
К проблеме субъекта исследователь вплотную подходит при создании психологической концепции индивидуальности. Индивидуальность, по Б.Г.Ананьеву, есть достаточно поздний интегральный продукт психического развития личности; психическое новообразование, которое формируется в связи с объективной необходимостью человека самостоятельно распорядиться собственной жизнью, индивидуализировать жизненный путь. Индивидуальность является саморегулирующейся системой личностных качеств, жизненных отношений личности, которые в совокупности слагают то, что называется «внутренний мир». «Если личность - «вершина» всей структуры человеческих свойств, то индивидуальность - это «глубина» личности и субъекта деятельности» [16, с. 172]. Другими словами, индивидуальность - это системное качество личности, которое выражается в способности к саморегуляции и детерминации собственного жизненного пути; индивидуальность есть качественная ступень личностного развития, отличающаяся способностью самодетерминации личности. В такой интерпретации синонимом понятия «индивидуальность» является термин «субъектность». Индивидуальность не является «закрытой» системой, поскольку работа внутреннего мира личности экстериоризируется в событиях жизненного пути. «Внутренний мир человека работает, и мера напряженности его работы (переработки опыта, выработки собственных позиций и убеждений, пути самоопределения и т.д.) является показателем духовного богатства индивидуальности» [16, с. 172]. Таким образом, индивидуальность - это та ступень личностного развития, на которой личность способна выступать субъектом деятельности и индивидуального жизненного пути.
В исследованиях Л.И.Божович прочерчена параллель между развитием человека как личности и как субъекта деятельности, развития, бытия. С точки зрения Л.И.Божович, изучение человека как личности должно тесно переплетаться в едином цикле исследований с рассмотрением особых регуляторных функций
10
субъекта. Напротив, обособленное изучение психического облика личности и регуляторных инстанций субъектности является серьезным недостатком любого психологического исследования [44, с. 140]. Личность представляет собой интегральную целостность разноуровневых психических свойств, которая позволяет человеку «сознательно воздействовать на окружающую действительность, изменять ее в своих целях, а также изменять в своих целях самого себя» [44, с. 4]. Формирование личности имеет ключевое значение для существования человека: оно обеспечивает высшие, сознательные формы саморегуляции его поведения и деятельности. Примечательно то, что в психологическом учении Л.И.Божович личность идентифицируется с субъектом или, точнее говоря, личности приписывается способность к субъектной детерминации своего поведения и развития. Человек, являющийся личностью, обладает таким уровнем психической взрослости, «который делает его способным управлять своим поведением и деятельностью, а в известной мере и своим психическим развитием» [44, с. 4]. Разумеется, способность к самодетерминации крепнет по мере формирования личности и дорастает до своих высот лишь у зрелого человека. Однако психологические предпосылки и условия самодетерминации последовательно наращиваются на каждом этапе возрастного психического развития. В детском возрасте активность личности и ее развитие носят преимущественно «реактивный» характер, обусловленный обучающим и воспитывающим воздействием внешней среды. В юности движущие силы активности и развития личности сосредоточиваются в личностной способности к самодетерминации. «Путь формирования личности ребенка заключается в постепенном освобождении его от непосредственного влияния окружающей среды и в превращении его в активного преобразователя этой среды и в воспитателя собственной личности» [44, с. 439].
Центром психологической структуры личности, по мнению Л.И.Божович, является мотивационная сфера, интегрально проявляющаяся в личностной направленности. «В основе направленности. .. лежит возникающая в процессе жизни и воспитания человека устойчиво доминирующая система мотивов, в которой основные, ведущие мотивы, подчиняя себе все остальные, характеризуют строение мотивационной сферы человека» [44, с. 422]. Неуклонное повышение способности к самодетерминации главным образом связано с изменениями в психологическом строении потребностей и мотивов личности. Эти изменения затрагива-
11



Связаться с администратором



Похожие публикации:

  • Ферапонтова О. И. Влияние внутригрупповых отношений на развитие личности студента как будущего профессионала
  • Суркова Елена Петровна. Особенности социально-психического развития дошкольников
  • Сарджвеладзе Н.И. Личность и её взаимодействие с социальной средой.
  • Шарфф Д.Э. Дети и игры в семейной психотерапии объектных отношений
  • Мищев Владимир. Психология отношений.
  • Кубарькова Надежда Николаевна. Консультация для родителей на тему: «Закладываем основы будущей личности».
  • Барсукова Александра. Презентация на тему: 'Основные положения деятельностного подхода во ФГОС ДО'
  • Люлина Татьяна Васильевна. «Особенности межличностных отношений в старшей группе»
  • Архипова Алла Германовна. Дошкольное образование – платформа воспитания и развития личности
  • Татьяна Викторовна Крупенченкова. Формирование игровой деятельности.
  • Яницкий М. С. Ценностные ориентации личности как динамическая система
  • Реброва Светлана Николаевна. Психическое развитие ребёнка в игре
  • А.А. Ткаченко. «Дело жизни» как научное понятие или первопричина жизни личности. - А. Ткаченко
  • Фрейд З. Введение в психологию.
  • Выграненко Екатерина Николаевна, Буглова Юлия Владимировна. Межличностные отношения ребенка с другими детьми
  • Бехтерев В.М. Психологическое определение личности.
  • Редактор. Тест Детский Рисунок человека
  • Мясищев В.Н. Понятие личности в аспектах нормы и патологии.
  • Завалова Н.Д., Ломов Б.Ф., Пономаренко В.А. Образ в системе психической регуляции деятельности.
  • Туленко Оксана Николаевна. Игра как форма организации жизни и деятельности детей дошкольного возраста
  • Смирнова Марина Николаевна. Статья «Игровая самостоятельная деятельность детей младшего дошкольного возраста. Развитие и поддержка детской творческой активности»
  • Татьяна Викторовна Крупенченкова. Формирование игровой деятельности и применение игры в работе воспитателя.
  • Г. Крайг, Д. Бокум Психология развития
  • Соболева Наталья Павловна. Педагогическая статья на тему «Игра как лучшая форма работы с дошкольниками по развитию речи»
  • Оксана. Психологическое значение подражательных игровых действий ребенка. Влияние семейного застолья на развитие, воспитание и социализацию ребенка
  • Бычкова Тамара Юрьевна. Сказка как один из видов игровой деятельности в процессе формирования и развития личности ребёнка.
  • Кузьмина Марина Александровна. ЗНАЧЕНИЕ ИГР В ФОРМИРОВАНИИ ЛИЧНОСТИ
  • Михель Гофман. Свобода личности или свобода индивида (М. Гофман)
  • Чудина Е.А. Эмоционально зрелая личность глазами начинающих и опытных психологов
  • Роль детско-родительских отношений в формировании личности ребенка
  • Леонтьев А.Н. Индивид и личность.
  • Елена Конева. Воспитательно-образовательные возможности игровой деятельности в дошкольном возрасте
  • Елисеев О.П. - Практикум по психологии личности
  • Андреева Г. М. Общение и межличностные отношения.
  • Свинцова Наталья Александровна. Речь и развитие ребенка.
  • Языкова Ольга Юрьевна. Социализация личности ребенка через трудовую деятельность
  • Козакова Екатерина Игоревна. Методическая разработка 'Игра – форма организации детской жизни'
  • Главный Редактор. Профессиональное саморазвитие воспитателя
  • Харитонова Елена Павловна. Психологическая характеристика
  • Левченко Ольга Сергеевна. Игры – экспериментирования в воспитании младшего дошкольника как субъекта здоровьесберегающей деятельности
  • Роджерс К. О становлении личностью. Психотерапия глазами психотерапевта.
  • Мусалеева Мария Сергеевна. Социальная адаптация детей к жизни, посредством театрализованной деятельности.
  • Андреева Г.М. Методы социальной психологии.
  • Нещерет Татьяна Юрьевна. Развитие познавательной активности дошкольников с ЗПР через проектную деятельность
  • Голюхова Тамара Николаевна. Формирование позитивных межличностных отношений у детей, оставшихся без попечения родителей
  • Райл Э. Теория объектных отношений и теория деятельности: модель последовательности процедур как возможное связующее звено
  • Братусь Б. С. Аномалии личности.
  • Шихова Альфира Фаридовна. Экспериментальная деятельность в ДОУ.
  • Богуславский. Психология как наука.
  • Урбанович А. А. - Психология управления. Учебное пособие.



  • Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:      
    Код для вставки в форум (BBCode):      
    Прямая ссылка на эту публикацию:      


     (голосов: 0)

    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь