Карпинский К.В. Человек как субъект жизни.

Категория: Библиотека » Общая психология | Просмотров: 24259

Автор:   
Название:   
Формат:   HTML, DOC
Язык:   Русский

Скачать по прямой ссылке

Проще говоря, жизненный мир - это осознанная и осмысленная человеком или обществом объективная действительность, в которой протекает человеческая или общественная деятельность и жизнь. Или: «Мир - это бытие, преобразованное человеком, включающее в себя его и совокупность связанных с ним общественных и личных отношений» [97, с. 9]. Осознанность и осмысленность специфицируют жизненный мир человека и отличают его от безжизненной, необжитой человеком объективной действительности. Эти свойства - объективные характеристики жизненного мира. Как пишет С.Л.Рубинштейн, «мир, каков он есть для человека, - это его объективная характеристика» [192, с. 382].
В психологии субъекта, таким образом, преодолевается противопоставление личности и жизненного мира. Это сближает ее с экзистенциальной психологией и отдаляет от гуманистической психологии. Расхождение между психологией субъекта и гуманистической психологией может быть адекватно описано в терминах, введенных Ф.Е.Василюком [64, с. 83-87]. Он анализирует и сравнивает две исходные методологические ориентации - «онтологию изолированного индивида» и «онтологию жизненного мира», которые противоречат друг другу. В «онтологии изолированного индивида» принят постулат, что человек вступает во взаимодействие с миром, будучи одаренным личностными качествами. Эта схема в большей мере присуща гуманистическим теориям жизненного пути личности. В «онтологии жизненного мира», напротив, утверждается, что человек обретает свои личностные качества только в процессе взаимодействия с миром. Как это было сказано Франклом, «если человек хочет прийти к самому себе,
21
его путь лежит через мир» [224, с. 120]. Эта же посылка постоянно присутствует в работах отечественных психологов, которых можно считать основоположниками психологии субъекта. Так, например, А.Н.Леонтьев констатирует: «Я не только поступаю в соответствии с тем, что я есть, но и становлюсь в соответствии с тем, как я поступаю» [133, с. 114].
Субъект черпает смысловые основания для своей деятельности из контекста взаимодействия с жизненным миром. По этому поводу В.Н.Сагатовский справедливо отмечает, что «жизненные смыслы или ключевые ценности субъекта (общества, группы, личности) отвечают на вопрос, во имя чего совершается данная деятельность. Их можно охарактеризовать как такие цели (высшие цели), которые в данной системе не являются средствами, они выполняют функцию конечного основания выбора тех предметов, средств, способов, которые и образуют целостную деятельность. По отношению к деятельности они суть системообразующие начала» [86, с. 77].
В рамках настоящего исследования еще более важно то, что жизненный мир человека является онтологической основой для становления человеческой субъективности, исходной базой развития личности. В.С.Швырев подчеркивает, что «мир» - это не только совокупность внешних объектов, но и мир человеческой субъективности» [86, с. 16]. Этот момент наиболее последовательно прослежен С.Л.Рубинштейном. «Личность формируется во взаимодействии человека с окружающим миром. Во взаимодействии с миром, в осуществляемой им деятельности человек не только проявляется, но и формируется», - пишет он [186, с. 311]. По мысли С.Л.Рубинштейна, единицей личной жизни является жизненное отношение человека к различным явлениям и сторонам бытия. Жизненное отношение - это: 1) объективная связь между человеком и явлениями его жизни, в силу которой эти явления приобретают в контексте личной жизни определенный жизненный смысл, становятся личностно значимыми, 2) субъективно превращенная форма жизненного смысла, выраженная в различных структурах внутреннего мира личности - ценностях, смыслах, идеалах и т.д.
В совокупности жизненные отношения личности образуют жизненный мир. «Мир - это совокупность вещей и людей, в которую включается то, что относится к человеку и к чему он относится в силу своей сущности, что может быть для него значимо, на что он направлен» [192, с. 295]. Жизненные отношения человека определяют мотивацию деятельности и смысловое содержа-
22
ние качеств личности. В субъективно превращенной форме жизненные отношения существуют как смысловые структуры личности - смысл жизни, ценности, мотивы и пр. «Мотивация человеческого поведения - это опосредствованная процессом отражения субъективная детерминация поведения человека миром. Значение предметов и явлений и их «смысл» для человека есть то, что детерминирует поведение» [192, с. 368]. Богатство, широта, разнообразие жизненных отношений личности детерминирует психологическое качество и внутреннюю содержательность ее внутреннего мира. Глубина жизненных отношений также определяет качественный уровень развития личности как субъекта. «Внутреннее содержание человека включает все его богатство отношений к миру в его бесконечности - познавательное эстетическое отношение к жизни и смерти, к страданиям, к опасностям, к радости... Содержательный мир внутри человека есть результат его жизни и деятельности» [192, с. 347, 384].
С учетом современных достижений психологии личности можно сказать, что жизненный смысл, реализуемый деятельностью, откладывается и конденсируется в смысловых структурах личности. Именно поэтому в психологии аксиоматизирован принцип деятельностного опосредования применительно к способу развития личности в качестве субъекта. Согласно принципу деятельностного опосредования, личность как субъект по ходу осуществления деятельности не только проявляется, но и формируется, одновременно являясь и предпосылкой, и продуктом деятельности [133; 189]. Деятельность безотносительно к жизненному смыслу, который она воплощает, не может двигать и направлять развитие личности. Только стоящий за деятельностью жизненный смысл является действенным условием содержательного формирования смысловых структур личности. Можно сказать, что жизненный смысл в динамике деятельности результи-рует в личностном смысле предмета и образующих деятельности. В конкретно-психологическом аспекте это означает, что жизненный смысл по ходу развертывания деятельности переходит в форму своего инобытия в смысловых структурах личности. Под таким углом зрения жизненный мир выступает в качестве бытийной основы для жизнедеятельности личности.
Становление личности субъектом деятельности в первую очередь связано с формированием «идеальных форм», на основе которых осуществляется регуляция деятельности в мире [85; 105]. Личность как субъект деятельности и есть носитель «идеальных
23
форм» своих жизненных отношений, «идеальных форм» своей деятельности. Идеальная форма деятельности понимается как субъективная репрезентация или субъективно превращенная форма реальных жизненных отношений, которые в деятельности непосредственно реализуются. Жизненное отношение, как уже указывалось выше, это единица взаимодействия субъекта со своим жизненным миром. Следовательно, деятельность есть взаимодействие субъекта с жизненным миром, которое регулируется психическими структурами, выступающими как субъективно превращенные формы реальных жизненных отношений.
С философской точки зрения возможны два диаметрально противоположных способа бытия живого существа: полное совпадение со своей жизнедеятельностью или несовпадение с ней, выраженное в созерцательном и преобразующем отношении к ней [192]. Первый способ характеризует животное, не являющееся субъектом своих жизненных отношений; второй способ присущ исключительно человеку. Наиболее важной чертой бытия человека в мире является разрыв между ним самим и его жизнедеятельностью, растождествление субъекта жизни и жизненных отношений. «Животное непосредственно тождественно со своей жизнедеятельностью, - подчеркивает К.Маркс. - Оно не отличает себя от своей жизнедеятельности. Оно есть эта жизнедеятельность. Человек же делает самое свою жизнедеятельность предметом своей воли и своего сознания. Его жизнедеятельность - сознательная. Это не есть такая определенность, с которой он непосредственно сливается воедино. Сознательная жизнедеятельность непосредственно отличает человека от животной жизнедеятельности» [155, с. 93]. Для того, чтобы человек смог встать в субъектное отношение к собственной деятельности, необходимы специальные регуляторные образования, в которых презентиру-ются жизненные отношения. «Превращение самой деятельности человека в особый предмет, с которым он может действовать, не изменяя до поры до времени реального предмета, является процессом формирования ее идеального образа» [85, с. 32].
В системе «идеальные формы» жизненных отношений образуют то, что в просторечьи называют внутренним миром человека, в философии обозначают понятием «субъективность», а в психологии именуют личностью. В философии субъективность интерпретируется как интегральная форма отношения человека к своему жизненному миру, состоящая из субъективных репрезентаций жизненных отношений [65; 101; 102; 104; 159]. В таком
24
понимании субъективность предстает как предпосылка развития и бытия человека в качестве субъекта деятельности и жизнедеятельности в целом. Можно утверждать, что способность к самодетерминации, субъектность человека - это следствие и интегральное выражение его субъективности. С.Л.Рубинштейн писал об этом недвусмысленно и точно: «Для того, чтобы понять бытие не только в форме объекта, но и в форме субъекта, надо прийти к подлинному пониманию субъективности» [187, с. 54].



Связаться с администратором



Похожие публикации:

  • Ферапонтова О. И. Влияние внутригрупповых отношений на развитие личности студента как будущего профессионала
  • Суркова Елена Петровна. Особенности социально-психического развития дошкольников
  • Сарджвеладзе Н.И. Личность и её взаимодействие с социальной средой.
  • Шарфф Д.Э. Дети и игры в семейной психотерапии объектных отношений
  • Мищев Владимир. Психология отношений.
  • Кубарькова Надежда Николаевна. Консультация для родителей на тему: «Закладываем основы будущей личности».
  • Барсукова Александра. Презентация на тему: 'Основные положения деятельностного подхода во ФГОС ДО'
  • Люлина Татьяна Васильевна. «Особенности межличностных отношений в старшей группе»
  • Архипова Алла Германовна. Дошкольное образование – платформа воспитания и развития личности
  • Татьяна Викторовна Крупенченкова. Формирование игровой деятельности.
  • Яницкий М. С. Ценностные ориентации личности как динамическая система
  • Реброва Светлана Николаевна. Психическое развитие ребёнка в игре
  • А.А. Ткаченко. «Дело жизни» как научное понятие или первопричина жизни личности. - А. Ткаченко
  • Фрейд З. Введение в психологию.
  • Выграненко Екатерина Николаевна, Буглова Юлия Владимировна. Межличностные отношения ребенка с другими детьми
  • Бехтерев В.М. Психологическое определение личности.
  • Редактор. Тест Детский Рисунок человека
  • Мясищев В.Н. Понятие личности в аспектах нормы и патологии.
  • Завалова Н.Д., Ломов Б.Ф., Пономаренко В.А. Образ в системе психической регуляции деятельности.
  • Туленко Оксана Николаевна. Игра как форма организации жизни и деятельности детей дошкольного возраста
  • Смирнова Марина Николаевна. Статья «Игровая самостоятельная деятельность детей младшего дошкольного возраста. Развитие и поддержка детской творческой активности»
  • Татьяна Викторовна Крупенченкова. Формирование игровой деятельности и применение игры в работе воспитателя.
  • Г. Крайг, Д. Бокум Психология развития
  • Соболева Наталья Павловна. Педагогическая статья на тему «Игра как лучшая форма работы с дошкольниками по развитию речи»
  • Оксана. Психологическое значение подражательных игровых действий ребенка. Влияние семейного застолья на развитие, воспитание и социализацию ребенка
  • Бычкова Тамара Юрьевна. Сказка как один из видов игровой деятельности в процессе формирования и развития личности ребёнка.
  • Кузьмина Марина Александровна. ЗНАЧЕНИЕ ИГР В ФОРМИРОВАНИИ ЛИЧНОСТИ
  • Михель Гофман. Свобода личности или свобода индивида (М. Гофман)
  • Чудина Е.А. Эмоционально зрелая личность глазами начинающих и опытных психологов
  • Роль детско-родительских отношений в формировании личности ребенка
  • Леонтьев А.Н. Индивид и личность.
  • Елена Конева. Воспитательно-образовательные возможности игровой деятельности в дошкольном возрасте
  • Елисеев О.П. - Практикум по психологии личности
  • Андреева Г. М. Общение и межличностные отношения.
  • Свинцова Наталья Александровна. Речь и развитие ребенка.
  • Языкова Ольга Юрьевна. Социализация личности ребенка через трудовую деятельность
  • Козакова Екатерина Игоревна. Методическая разработка 'Игра – форма организации детской жизни'
  • Главный Редактор. Профессиональное саморазвитие воспитателя
  • Харитонова Елена Павловна. Психологическая характеристика
  • Левченко Ольга Сергеевна. Игры – экспериментирования в воспитании младшего дошкольника как субъекта здоровьесберегающей деятельности
  • Роджерс К. О становлении личностью. Психотерапия глазами психотерапевта.
  • Мусалеева Мария Сергеевна. Социальная адаптация детей к жизни, посредством театрализованной деятельности.
  • Андреева Г.М. Методы социальной психологии.
  • Нещерет Татьяна Юрьевна. Развитие познавательной активности дошкольников с ЗПР через проектную деятельность
  • Голюхова Тамара Николаевна. Формирование позитивных межличностных отношений у детей, оставшихся без попечения родителей
  • Райл Э. Теория объектных отношений и теория деятельности: модель последовательности процедур как возможное связующее звено
  • Братусь Б. С. Аномалии личности.
  • Шихова Альфира Фаридовна. Экспериментальная деятельность в ДОУ.
  • Богуславский. Психология как наука.
  • Урбанович А. А. - Психология управления. Учебное пособие.



  • Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:      
    Код для вставки в форум (BBCode):      
    Прямая ссылка на эту публикацию:      


     (голосов: 0)

    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь