Старшенбаум Г.В. Психотерапия в группе.

Категория: Библиотека » Психотерапия и консультирование | Просмотров: 37329

Автор:   
Название:   
Формат:   HTML, DOC
Язык:   Русский

Скачать по прямой ссылке

От автора
Мои 37 лет работы с группами
После мединститута я начал работать психотерапевтом в поликлинике и сразу столкнулся с проблемой: как найти время для подростков с заиканием, которых набралось уже человек десять? Попробовал объединить их в группу для занятий аутогенной тренировкой. Действительно, получилась экономия времени. Кроме того, появилась возможность тренировать в группе публичную речь: в начале занятия ребята делились, как проходят у них самостоятельные занятия дома, как они применяют навыки аутотренинга в школе и на улице. В конце занятия все вместе придумывали домашние задания для закрепления нового упражнения аутогенной тренировки «в полевых условиях». Через пару месяцев я заметил, что жду группу (она собиралась один раз в неделю) с нетерпением. Можно полтора часа поиграть, что-то придумать, ощутить себя как бы в семье, которую вместе с другими создаешь, следя, чтобы всем было удобно. Вспоминаю сейчас этих парней и девушек с теплым чувством и благодарен им за то, что были моими первыми учителями.
Через несколько лет мне пришлось заведовать реабилитационным отделением психиатрической больницы. Днем мои пациенты работали в лечебно-трудовых мастерских, а на ночь могли остаться в полустационаре. Диагнозы у них были самые разные, но проблема одна: им трудно было приспособиться к обычной жизни. У большинства не было семьи, и когда наступил Новый Год, им пришлось провести его в больнице. Представьте себе их радость, когда к ним в гости пришли пациенты детского отделения с праздничным концертом! Мои подопечные вошли во вкус и попросили организовать им культпоход. На первый раз мы съездили на концерт цыган во Дворец Культуры. Пациенты были разбиты на пятерки, каждую возглавлял старший – пациент или медработник. Ей-богу, отличить «больных» от здоровых в зале не смог бы самый тонкий диагност. Затем был «Дон Кихот» в Кремлевском Дворце Съездов. На 8-е Марта мужчины подготовили дамам подарки и небольшую концертную программу. Было решено попозже пить вечерние таблетки, чтобы не мешали досмотреть телефильм. Один «аутист» неожиданно для всех принял участие в шахматном турнире и стал чемпионом отделения, после чего начал проводить политинформации … Радостно и немного грустно было через 2-3 года провожать тех, кто сумел найти работу, новых друзей, создать семью.
Этот опыт групповой арттерапии и терапии средой вскоре пригодился мне при организации отделения пограничных состояний. Я возобновил занятия аутотренингом в сочетании с групповыми дискуссиями, только проблемы обсуждались уже другие – взрослые, житейские. Через какое-то время акцент на занятиях начал перемещаться с состояния участников на ситуации, некоторые члены группы «показывали» их в лицах и естественно было предложить разыграть эти ситуации в ролях. Так аутотренинг перерос в ролевой тренинг, а симптоматическая ориентация группы изменилась на проблемную.
Потом был Речевой Центр В.М. Шкловского, где я работал в команде с психологами и логопедами. Пациенты лечились по поводу невроза речи (логоневроза), а я учился у психологов невербальным методам групповой терапии: пантомиме, рисунку. Вместе с пациентами мы придумывали все новые «функциональные тренировки», которые теперь назвали бы ассертивным тренингом (тренингом уверенности). Диалог предполагает обратную связь, поэтому применялся и сенситивный тренинг – чуткости к состоянию и реакции собеседника.
Когда началась перестройка, появились кооперативные психологические центры, одним из первых был Центр социально-психологической помощи «Диалог». Передо мной буклет 1989 года, на первой странице – перечень услуг:
Группа общения – помогает научиться правильно воспринимать себя и окружающих, понимать отношения, складывающиеся между людьми, решать различные проблемы и конфликты, раскрепощать и развивать свои творческие возможности.
Психологический марафон – осуществляется сильное эмоциональное воздействие, которое помогает избавиться от стереотипов восприятия себя и окружающих, преодолеть трудности в общении.
Буклет открывается моей статьей о психологическом марафоне.
«СТАРТ. Разглядываю тех, с кем предстоит провести 20 часов. Что-то похожее, наверное,
испытывает укротитель в клетке с хищниками. Знаю: и меня сейчас изучают, фиксируют каждый промах, готовятся к своему «прыжку». Ведь боится каждый, что буду загонять в угол, лезть сапогами в душу, при всех ворошить грязное белье. Вон как напряглись, смотрят исподлобья, сверлят глазами. Ничего, потом расслабятся.
Их восемь женщин и пять мужчин. Самой молоденькой на вид лет 20. Скорее всего, маменькина дочка. А этот лысоватый товарищ, вероятно, уже на пенсии. Все вертит на пальце ключи от машины, как рыбак подергивает наживку. Может, вдовец?
Даю первое задание: с закрытыми глазами найти приятную руку. Что может быть проще? Но маменькина дочка прижалась к стене, вытянула руки перед собой и испуганно таращит глаза. Владелец машины, нагнув голову, пытается захватить что-то большее, чем просто руку. Парень-тяжеловес с красным лицом смущенно хихикает и шевелит в воздухе растопыренными пятернями. Его хмуро ощупывает ярко накрашенная девушка. Женщина лет 40 в очках (педагог?) строго вопрошает меня, для чего я затеял все это непотребство?
Этого вопроса я и ждал. Усаживаю всех по-новому: счастливчиков рядышком со своей Приятной Рукой, остальных на свободные места. Объясняю, для чего эти игры. – Чтобы создать ту давно забытую атмосферу детства, когда нам не мешали всякие комплексы и стереотипы.
Сразу договариваемся о правилах игры: обращаться друг к другу только на «ты», быть максимально откровенными, непосредственно выражать свои чувства. За отказ участвовать в игре группа придумывает провинившемуся наказание, как в детской игре в фанты.
Через пару часов, сыграв в «джунгли» и «запретный плод» группа заметно разогрелась. Глаза блестят, на щеках здоровый румянец, рот у всех до ушей – нормальные люди, черт побери! Теперь танцевать! А то и перегореть можно, не хватит эмоций до конца марафона.
Потом каждый побывал по очереди «Роботом» и «Оператором». Неожиданно для всех мамина дочка обнаружила задатки лидера. Она быстрее и бережнее всех провела своего «Робота» к цели. «Перепутье» многих заставило задуматься: а что я выбираю в жизни? Лысоватый джентльмен был очень удивлен, когда выяснилось: карьера была нужна ему лишь для успеха у женщин (что он мог бы иметь без всех этих трудностей – невольно промелькнуло у меня).
За обедом у всех развязываются языки – эффект вагонного купе. Каждый торопится исповедаться – доверие за доверие. Хорошо сидим… Вечереет. Включаем свет. Ощущение такое, будто собрались давние приятели. Смотрят, блаженно улыбаясь, друг другу такими милыми. Сейчас я вам устрою. Играем в «супружеский бой»!
Мужчины пытаются быть галантными, дамы изображают воркующих японочек. Увы, через несколько минут кот вылез из мешка: они кричат, машут кулаками, негодуют. Вот он, товар лицом! Ничего-ничего, пусть посмотрят на себя и таких. Лучше сейчас, чем потом
Негативных впечатлений масса. Самое время для «Электрического стула». Послушать сейчас, как обрушиваются женщины на жертву-мужчину, а потом наоборот, можно подумать – собрались сплошь садисты, муже- и женоненавистники. Любовь к обобщениям особенно проявляется у женщины в очках (она-таки оказалась завучем школы). Всю жизнь ждала мужчину мягкого по отношению к ней, но твердого по отношению к ее недругам. И что же? Или мямли, или глупцы-грубияны. Отсюда и вывод сделала: перевелись настоящие мужчины. Группа делает другой вывод: не ищи несуществующее. Хочу предложить ей ролевой тренинг, чтобы она освободилась от своего максимализма, стала более реалистичной и жизнерадостной. Но оставил это для разговора наедине.
Выяснилось, что «хихикающий медведь» (так окрестили во время игры в ассоциации парня-тяжеловеса) вызывает у дам скорее желание опекать, чем любовную страсть. Посоветовал ему заняться в группе общения тренингом уверенности, спонтанности.
Накрашенная девушка к концу марафона перестала изображать секс-бомбу, терпеливо выслушала, что она производит впечатление динамистки, с ней тянет на приключение, а не на семейные узы. Слишком зациклена на себе. Это выглядит как самовлюбленность, безразличие к людям. Согласилась со мной, что нужно будет походить на группу, потренировать внимание к партнеру, умение вживаться в его внутренний мир.
ФИНИШ. За прощальным чаем, уставшие, расслабленно улыбаемся друг другу. Взаимное доверие оплачено тяжелым трудом души. Все выложились до последнего. Что дал нам марафон? Подводим итоги.



Связаться с администратором



Похожие публикации:

  • Практическое упражнение: «Порисуем».
  • Клаус Фопель. Групповая сплоченность
  • «Пойми меня»
  • Упражнение для оценки своих коммуникативных навыков: «Разговор начистоту»
  • Иванова Наталья Станиславовна. ПРОЕКТ Краткосрочный в старшей группе «Использование мнемотехнических таблиц в развитии речи детей старшей группы с ОНР по теме «Осень»
  • Фопель К. Этапы развития группы
  • Райзман Е.М. Матрица, гендер и зависть: мужчина в психоаналитической группе
  • Кори Дж. Этические вопросы использования групповых техник
  • Козлова Е.И. Литовцева Р.Д.. Краткосрочный проект по безопасности в подготовительной группе «Всегда будь осторожен!»
  • Лазуткина Е.П., Сербина Н.Н., Казанцева О. Н.,. Сценарий семейного праздника «День рождения группы» для детей 2 младшей группе и их родителей
  • Организация групповой работы занятий "Детское общество"
  • Упражнение на умение кратко формулировать жалобу, быстро улавливать суть проблемы и делать выводы: «Вертушка жалобщиков»
  • Леонид Кроль. Лидер и группа: три фазы лидерства
  • Фурманов И. А., Фурманова Н. В. - Основы групповой психотерапии
  • Ю. Н. Емельянов. О сущности лидерства. Лидер и группа. Из цикла "Психология лидерства"
  • Группа; Group; Gruppe
  • Вечканова Татьяна Васильевна. Проект «Учим правила дорожного движения» в старшей группе
  • Земцова Анна Александровна. Проект «Мой Подольск» для детей подготовительной группы
  • Пугина Надежда Викторовна. «Адаптация ребенка в детском саду»
  • Кочюнас Р. ПСИХОТЕРАПЕВТИЧЕСКИЕ ГРУППЫ: ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА
  • Абраменкова И.В. Зинина И. С.. Проектная деятельность в младшей группе «Правильное дыхание – путь к здоровью!»
  • Солнцева Наталья Викторовна. Проект «Этот загадочный космос» для подготовительной группы
  • Тренинг развития навыков целеполагания у подростков. Часть 2
  • Аверкина Елена Владимировна Антоненко Елена Александровна. Проект к 9 Мая в подготовительной группе «75 лет Великой Победы» для подготовительной группы.
  • Dusay J.M. Ответ на игры в терапии
  • Разиля Гайсина. Оформление группы детского сада
  • Упражнение, направленное на осознание ценности любой идеи любого человека: «Да, и ещё…»
  • П. Штольц. Фокус-группа в маркетинге
  • Реботунова Анна Александровна. Конспект по речевому развитию с использованием театрализованной деятельности по сказке «Колобок» в младшей группе
  • Михайлова Виктория Сергеевна. Особенности организации интерактивных форм взаимодействия с семьёй
  • Картавенкова Ольга Юрьевна. Интеллектуальная игра «Умники и умницы»
  • Гребнева Вера Юрьевна. Развитие творческого мышления в начальной школе
  • Гребнева Вера Юрьевна. Психологический тренинг по предупреждению конфликтов. ЗАНЯТИЕ 1
  • Социометрия: изучение межличностных имежгрупповых отношений. Социометрическиеиндексы ( Дж. Морено)
  • Учебная программа «Удивительный мир общения»
  • Филимонова Л.И Чушанкова Е.Н.. Проект в младшей группе «Лук – наш зелёный друг!»
  • Игра «Социометрия».
  • Психодрама на двоих - Автор неизвестен
  • Чемко Галина Николаевна. Квест «Поиски радуги»
  • Алекинова Ольга Владимировна. Родительское собрание - семинар - практикум на тему: Как слушать ребенка для родителей подготовительной к школе группы
  • Мутных Екатерина. Проект по патриотическому воспитанию в старшей группе «Прогулка в лес».
  • Васильева Оксана Сергеевна. Театр в нашей группе
  • Летова Ирина. Современный транзактный анализ.
  • Полищук С.Д. Работа с клиентом в нарративном подходе: описание случая
  • Установление контакта на первых сессиях в терапии пар
  • Фёдорова Ю.О. Бузанова С.В.. Экологический проект «Первоцветы Кавказа»
  • Ибадулаева Луиза Майиловна. Краткосрочный проект «Волшебница вода» для старшей группы ДОУ
  • Гунина Надежда Александровна. Правила дорожного движения
  • Осипюк Татьяна Александровна. План работы с родителями в первой младшей группе детского сада
  • Рубцова А.А. Особенности применения методов арт-терапии на этапе установления терапевтического контакта



  • Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:      
    Код для вставки в форум (BBCode):      
    Прямая ссылка на эту публикацию:      


     (голосов: 0)

    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь