Миллер Жак-Ален. Читать симптом.

Категория: Неофрейдизм, Психоанализ | Просмотров: 16838

Автор:   
Название:   
Формат:   HTML
Язык:   Русский



Столкновение с остатками симптома

Так вот, среди образований бессознательного есть и симптом. Если мы и помещаем симптом среди образований бессознательного, то лишь потому, что фрейдовский симптом – это тоже истина. Мы ему придаём смысл истины, толкуем его. Но он выделяется среди всех остальных образований бессознательного за счёт своего постоянства. Существует и иная модальность бытия. Чтобы присутствовал симптом во фрейдовском смысле, без всякого сомнения необходимо участие смысла. Надо чтобы эта штука могла интерпретироваться. Благодаря этому для Фрейда как раз и возникает разница между симптомом и торможением. Торможение – это просто-напросто ограничение какой-то функции, и как таковое оно не обладает смыслом истины. Чтобы присутствовал симптом, необходимо также чтобы явление продолжалось во времени. Например, сон меняет свой статус в том случае, если это сон повторяющийся. Если сновидение повторяется, то мы предполагаем существование травмы. Если повторяется ошибочное действие, то оно становится симптоматическим, и даже может наводнить собой поведение. Тогда мы ему присваиваем статус симптома. В этом смысле симптом – это самое Реальное из того, что мы можем получить в психоанализе.

Как раз в связи с симптомом таким злободневным становится вопрос о корреляции, соединении истины и Реального. В данном смысле симптом – это Янус, у него два лика: одно – истины, а другое – Реального. То, что Фрейд открыл, и что было таким сенсационном для его времени, так это тот факт, что симптом интерпретируется подобно сновидению, исходя из желания, и в этом заключается эффект истины. Но, как вы это знаете, существует также второй этап этого открытия, речь идёт об устойчивости симптома после интерпретации, которая была открыта Фрейдом в качестве парадокса. И правда, это представляет собой парадокс если симптом является лишь чистым бытием языка. Когда мы имеем дело с бытием языка в анализе, то мы его интерпретируем, то есть как бы растворяем. Мы сводим бытие языка к пустоте, к небытию. А парадокс здесь заключается в присутствии остатка. Остаётся некий х по ту сторону фрейдовской интерпретации. Фрейд попытался подойти к этому с разных сторон. Он ввёл в оборот представление о негативной терапевтической реакции, о влечении к смерти, скажем больше, он высказал мысль о сохранении по окончании анализа того, что он назвал симптоматическими остатками. В настоящее время наша практика благополучно шагнула по ту сторону фрейдовских позиций, за пределы того места, где, как казалось Фрейду, анализ заканчивался. Несомненно, речь шла о таком окончании, по поводу которого Фрейд говорил, что всегда остаётся какой-то остаток, и соответственно всегда есть необходимость возобновлять процесс анализа, по прошествии какого-то времени, по крайней мере для того, кто является аналитиком. Маленький перерыв – и начинать вновь. Это был такой, как сейчас говорят на французском, stop and go. Но, наша практика не такова. Наша практика распространяется дальше той фрейдовской идеи, что у анализа есть окончания, даже если и следует к этому анализу возвращаться вновь. Так вот, наша практика следует дальше того пункта, который Фрейд считал концом анализа, в ней мы также сопровождаем субъекта и в его столкновении с симптоматическими остатками. Конечно же, мы проходим через этап расшифровывания истины симптома, но дойдя до симптоматических остатков мы не говорим стоп. Тогда, в этот период, анализ состоит из непосредственного столкновения субъекта с ними, и мы им придаём совершенно иное значение: под именем симптоматических остатков Фрейд сталкивался с Реальным симптома, с тем, что в симптоме является вне-смыслием (hors-sens).



Связаться с администратором



Похожие публикации:

  • Рубинштейн С. Л. Человек и мир
  • Лосский Н. ЦЕННОСТЬ И БЫТИЕ
  • Суворова А. ВВЕДЕНИЕ В СОВРЕМЕННУЮ ФИЛОСОФИЮ
  • Чанышев А. ТРАКТАТ О НЕБЫТИИ
  • Сартр Ж.-П. ТРАНСЦЕНДЕНТНОСТЬ ЭГО
  • Фрумкин К. ЦЕЛИ ЖИВОГО СУЩЕСТВА
  • Луиза Хей. Как измениться в лучшую сторону
  • Р. Мендиус. Что такое эмпатия и как ее развивать
  • Карагезян Нуне. Диалектика желания и запроса в клинике женщины с «дерьмом» (от симптома обсессивного - к симптому истерическому)
  • Притча «Пожалуйста, сделайте это»
  • Рамиль Гарифуллин. Суицид: психологические основы.
  • Андрей (Н.Новгород). Некоторые заметки о природе енохианского языка
  • Притча «Священник в раю»
  • Притча «Реализм ни к чему»
  • Притча «Притча о добре и зле»
  • Сергей Воронков. Что такое «Душа»? (или «Психология, наука — о чем?»)
  • Аттитьюд; Attitude; Einstellung
  • Психоаналитические афоризмы IX. - Франсуаза Дольто
  • Леонид Кроль. Харизма лидера — что это такое
  • Лакан Жак. Ещё (Семинар, Книга XX (1972/73))
  • Хлебова Вероника. Стать Родителем самому себе
  • Йегуда Ашлаг. Четыре мира
  • Эриксон М. Мой голос останется с вами.
  • Притча «Люди - это не крысы!»
  • Онтология; ontology
  • Притча «Радости неудачи»
  • «Шамати», Статья 1. Нет никого кроме Него. Услышано в первый день недели Итро (6 Февраля 1944 г.)
  • Георгий Почепцов. Советский опыт управления массовым сознанием как предтеча российских информационных операций
  • Главный Редактор. Сколько должен спать ребенок
  • Софья Пушкарева. А тому ли я дала, да и с тем ли спать легла?
  • Понятие «судьба» в судьбоанализе Леопольда Зонди
  • Павел Пономарев. Социальные сети — протест, свобода или безумие?
  • Владината Петрова. Как возникает «нетрадиционная ориентация» и существует ли врожденное стремление к инцесту?
  • Притча «Чувствуй это!»
  • Калмыкова Е.С. Все-таки во мне что-то происходит, или развитие ментализации в жизни и в психоанализе
  • Притча «Притча о...»
  • Притча «Быть нужным»
  • Бакиров Анвар. Это важно знать, или Ключевые пункты навыка.
  • Лон Майло Дюкетт. Истинное произношение непроизносимого Имени Бога
  • В чем секрет счастливого брака?
  • Упражнение для обучения умению догадываться, о чем хочет сказать собеседник (клиент): «Завершение предложения»
  • Кэмерон Дж. ПУТЬ ХУДОЖНИКА
  • Притча «Быть мамой»
  • Сартр Ж.-П. БЫТИЕ И НИЧТО
  • Фромм Эрих - Иметь или быть
  • Важные вопросы, которые могут быть заданы, в тот или иной период работы психолога с клиентом.
  • Доброхотов А.Л. КАТЕГОРИЯ БЫТИЯ В КЛАССИЧЕСКОЙ ЗАПАДНОЕВРОПЕЙСКОЙ ФИЛОСОФИИ
  • Бинсвангер Людвиг - Бытие в мире. Введение в экзистенциальную психиатрию
  • Яна Франк. Что такое мотивация и где ее берут?
  • Притча «Возможности»



  • Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:      
    Код для вставки в форум (BBCode):      
    Прямая ссылка на эту публикацию:      


     (голосов: 0)

    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь