Саймонтон К., Саймонтон С. Психотерапия рака

Категория: Библиотека » Психотерапия и консультирование | Просмотров: 101961

Автор:   
Название:   
Формат:   HTML, DOC
Язык:   Русский

Скачать по прямой ссылке

Вы не должны искать решения проблем больного за него или "спасать" его от тяжелых переживаний. Дайте ему возможность просто выразить свои чувства. Не пытайтесь стать для своего близкого психотерапевтом: из этого он может заключить, что вы не принимаете его таким, как он есть, и что его чувства должны быть другими. Лучшее из того, что вы можете для него сделать, - это принять и признать то, что он чувствует. Если можете - кратко обобщите то, что он переживает, фразой вроде: "Тебя все это очень расстраивает" или: "Как это все несправедливо! " Даже простой кивок в знак согласия или что-нибудь вроде "Конечно, я понимаю" могут быть лучше, чем любые слова, из которых больной мог бы понять, что его переживания для вас неприемлемы.
Обратите внимание, не больше ли вы говорите, чем слушаете, и не заканчиваете ли вы фразы за больного. Если это так, подумайте, не стоят ли за этим ваши собственные тревоги и не лучше ли будет, если вы дадите возможность вести беседу самому больному.
Если вы будете меньше говорить, в вашем общении могут возникать долгие минуты молчания. В описываемой ситуации у людей обычно происходит серьезная внутренняя работа, поэтому вполне естественно, что и вы, и больной время от времени будете погружаться в себя, причем это не означает, что вы неприятны друг другу. Такое молчание может даже иногда привести к тому, что обычно замкнутый человек начнет делиться своими давно копившимися чувствами.
Если вы не привыкли к таким периодам молчания при общении - а большинство из нас стараются как-то заполнить возникающие в разговоре паузы - молчание может вызвать у вас напряжение. Постарайтесь привыкнуть к нему и не испытывать неловкости. Когда люди не ощущают неудобства во время подобных пауз, они начинают больше дорожить беседой, поскольку не считают, что во что бы то ни стало должны разговаривать, и говорят только тогда, когда действительно чувствуют такую необходимость.
Помните, что ваши чувства часто отличаются от переживаний больного. Вы можете быть озабочены практическими проблемами каждодневной жизни, а больной человек рядом с вами в это время весь во власти страха смерти и пытается найти смысл в своем существовании. Иногда у вас появляется ощущение, что вы начинаете понимать его чувства, и вдруг оказывается, что его настроение внезапно изменилось, и вы снова оказываетесь в полной растерянности. Все это вполне объяснимо: вы с вашим близким переживаете различные жизненные ситуации и, естественно, по-разному на них реагируете.
В некоторых семьях, когда люди одинаково на все реагируют, это считается чем-то вроде доказательства любви и преданности. И если муж воспринимает что-то не так, как жена, она может подумать, что он от нее отдаляется; когда реакция детей сильно отличается от реакции родителей, это может быть расценено как бунт. Требование, чтобы у всех были одинаковые, "приемлемые", чувства, всегда разрушительно влияет на отношения между людьми, но в период сильных эмоциональных потрясений оно становится практически непреодолимой преградой. Дайте возможность проявиться различиям.

Поддержка самостоятельности и инициативы больного

Каждая семья, в которой есть онкологический больной, хочет ему помочь и чувствует свою ответственность за его поддержку. При этом очень важно, чтобы родные больного не забывали о своих собственных потребностях и дали возможность больному самому отвечать за свое здоровье. Как . вы уже знаете, в основе нашего метода лежит представление, что каждый пациент может активно влиять на свое выздоровление. Поэтому очень существенно, чтобы в семье к нему относились как к ответственному человеку, а не как к беспомощному ребенку или жертве.

Поддержка не должна превращать больного в ребенка

Насколько далеко должна распространяться ваша поддержка больного раком? Лучше всего, если вам удастся поддерживать больного, не превращая его при этом в неразумного ребенка. Когда родители считают, что их ребенок еще слишком мал, они не верят в его способность принимать решения и иногда могут его просто дезориентировать. Ниже приведен пример такого варианта отношения к больному.
Больной. Я боюсь этого лечения. Я его не хочу. Не думаю, что оно вообще мне поможет.
Ответ, умаляющий способности больного. Ну ты же знаешь, что это необходимо! Это совершенно не больно и очень для тебя полезно. И давай больше не будем об этом говорить!
Лечение, о котором идет речь, может быть достаточно болезненным, поэтому такой ответ является заведомой неправдой, он унижает больного, делает из него неразумного младенца и предполагает, что мы не верим, что он в состоянии сам распоряжаться своей жизнью.
Когда больной или кто-то из его близких испытывает страх, очень важно, чтобы они общались между собой как взрослые люди, реалистично и открыто обсуждая вероятность риска и возможную боль. Вот пример такой реакции на страхи пациента:
Ответ, поддерживающий больного. Я понимаю, тебе страшно. Я и сама побаиваюсь этого лечения и не очень разбираюсь во всех медицинских тонкостях. Но я - с тобой и буду с тобой все это время. Сделаю все что смогу, чтобы тебе было легче! Мне кажется, тебе стоит пройти этот курс. И еще мне кажется, что очень важно, чтобы ты, как и все мы, верил в то, что оно поможет.
Даже в тех случаях, когда раком болен ребенок, важно предлагать ему свою поддержку и не делать из него неразумного младенца. Если ребенок болен, это еще не означает, что он не в состоянии что-то решать. Кроме того, поскольку у детей чувства запрятаны не так глубоко, как у взрослых, и им не так свойственно осуждать себя за них, то дети часто гораздо лучше справляются с тяжелыми переживаниями, чем взрослые. Если вы не будете относиться к ребенку, как к маленькому, то покажете, что верите в него. Поэтому если ребенок боится лечения, можно ему сказать следующее:
Ответ, поддерживающий больного. Да, это может быть больно, понятно, что ты боишься. Но это лечение необходимо, чтобы поправиться, и я все время буду с тобой.
В этом последнем "Я буду с тобой" и заключается самое главное. Никакие уговоры и добрые слова не идут в сравнение с тем, что вы будете вместе с близким человеком, вне зависимости от того, сколько ему лет.

Поддерживайте, не стараясь "спасти"

Желание относиться к онкологическому больному, как к маленькому, связано со стремлением стать его "спасителем". О роли "спасителя", которую бессознательно берут на себя люди, говорил основоположник транзактного анализа - Эрик Берн /6/ и его последователь - Клод Стайнер, автор книг "Игры алкоголиков" и "Театр живых". Мы часто принимаем на себя эту роль, когда общаемся со слабыми, беспомощными и безвольными людьми, не способными отвечать за собственную жизнь. На первый взгляд, "спасая" кого- то, вы помогаете этому человеку, но на самом деле вы лишь поощряете его слабость и бессилие.
Часто родственники больного попадаются в эту ловушку, поскольку тот нередко занимает позицию жертвы: "Я беспомощен и бессилен, попробуйте мне помочь". Позиция "спасителя" заключается в следующем: "Ты беспомощен и бессилен, но я все-таки попытаюсь тебе помочь". Иногда "спаситель" выступает в роли прокурора: "Ты бессилен и беспомощен, и в этом виноват ты сам!"
Стайнер назвал такие взаимодействия между людьми "игрой в спасение". Участники этой игры могут практически бесконечно меняться ролями. Тот, кто знает одну из ролей, всегда знает и вторую. Проблема состоит лишь в том, что, как и большинство всех остальных психологических игр, эта игра разрушительна. Тем, кто играет в ней роль жертвы, приходится платить за нее слишком дорогой ценой: они лишаются способности самостоятельно разрешать трудности и привыкают всегда занимать пассивную позицию.
С нашей точки зрения, ничто не может быть так губительно для пациента, который должен взять на себя ответственность за свое выздоровление, как подобная игра. Она обычно начинается с жалоб больного на боли, опустошенность и неспособность жить нормальной жизнью. "Спаситель" пытается помочь, делая что-то за "жертву", "спасая" его от необходимости заботиться о себе. Такой "спаситель" ухаживает за больным, приносит ему еду и питье даже тогда, когда тот в силах сделать это сам. "Спаситель" может постоянно давать советы (которые обычно отвергаются) и выполнять неприятные обязанности, даже когда его об этом не просят.
Казалось бы, "спаситель" проявляет любовь и заботу, но на самом деле он лишает больного психологической и физической самостоятельности. В конце концов все может закончиться тем, что больной почувствует злость и обиду - за то, что им манипулируют, а у "спасителя", который, опекая больного, приносил в жертву собственные интересы и потребности, возникнет к нему враждебность, которая в свою очередь может породить чувство вины за это ощущение враждебности к больному человеку. Понятно, что в результате такого взаимодействия не выигрывает никто.
Скорее наоборот, оно служит изоляции больного. Когда кто-то с позиции силы пытается защитить больного (и остальных членов семьи) от трудностей и особенно от проблем, связанных с вопросом смерти, это приводит к тому, что больной и окружающие лишаются возможности прикоснуться к самым важным для них проблемам. Более того, это способствует тому, что у всех членов семьи нарушается способность искренне выражать свои чувства.
Точно так же опасно стремление защитить больного от других трудностей, например, не говорить ему о том, что у его сына или дочери не все в порядке в школе. Если от больного что-то скрывают, полагая, что "ему и без того не сладко", это отдаляет его от семьи в тот самый момент, когда для него очень важно чувствовать эту связь и принимать участие в общих делах. Близость между людьми возникает тогда, когда они делятся своими чувствами. Как только чувства начинают скрывать, близость теряется.



Связаться с администратором



Похожие публикации:

  • Притча «Один час твоего времени»
  • Метод Сакити Тойода или метод пяти «ПОЧЕМУ»
  • Притча «Вечный спор и разговор»
  • Притча «От Меня это было»
  • Притча «Дружба»
  • Притча «Формула Любви, Ненависти и Равнодушия»
  • Притча «Мне просто важно чтобы ты знал...»
  • Егор Горд. Упражнения для развития уверенности в себе
  • Притча «Я люблю тебя не за то...»
  • Августин. ИСПОВЕДЬ
  • Притча «Молла-сват»
  • Притча «О вопросах»
  • Притча «Причина для благодарности»
  • Притча «Я скучаю по тебе...»
  • Что мать может посоветовать дочери, начинающей жить самостоятельно.
  • Притча «13 фраз о жизни»
  • Притча «Характер»
  • Притча «Шесть воплощений»
  • Притча «Тряпка»
  • Притча «Непутевый сын»
  • Притча «Шесть, живущих в одном»
  • Притча «Я ничего не могу сказать»
  • Притча «Три сына»
  • Притча «Моя исповедь»
  • Притча «Кому это нужно?»
  • Притча «Драгоценное кольцо»
  • Х. Рудигер, С. Виттманн. Что значит «уверенность в себе»
  • Отворот от парня
  • К чему снится умерший отец
  • Притча «Разумный эгоизм»
  • Притча «Высокие чувства»
  • Притча «Дорогому человеку»
  • Редактор. Сохранять или не сохранять или рассказ одной счастливой мамочки
  • Притча «Пожелание»
  • Притча «В зеркалах твоих глаз»
  • 15 актуальных психологических приемов как вести себя в конфликтной ситуации
  • Притча «15 причин»
  • Притча «Присутствие и Отсутствие»
  • Эрих Фром говорил…
  • Неприятные переживания, которые указывают на то, что Вы развиваетесь в правильном направлении
  • Притча «Подаренное ружье»
  • Как вернуть любимого мужчину с помощью заговора?
  • Притча «Я готова помочь»
  • Притча «Принять все как от Бога»
  • Притча «Глухой, навестивший больного»
  • Притча «Язык любви»
  • Приворот на любовь мужчины можно читать самостоятельно
  • Как помочь ребенку приобрести уверенность
  • Жизненный сценарий. Почему я опять так поступаю?
  • Притча «Не теряйте времени»



  • Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:      
    Код для вставки в форум (BBCode):      
    Прямая ссылка на эту публикацию:      


     (голосов: 0)

    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь