Болотова А. К. и Молчанова О. Н. Психология развития.

Категория: Библиотека » Возрастная психология | Просмотров: 27422

Автор:   
Название:   
Формат:   HTML, DOC
Язык:   Русский

Скачать по прямой ссылке

является помочь старым людям организовать творческий и все же плодотворный вечер жизни. Так же, как для детей должна создаваться культура семьи, так и для старых людей должна существовать культура, возникающая в приютах и распространяемая ими. Дома для престарелых должны были бы стать центрами, в которых проходят доклады, концерты и творческие курсы, в них также могут участвовать и люди, живущие по соседству. Обе стороны могут выиграть от этого, у соседей был бы центр, где есть интересные вещи, и старые люди не потеряли бы контакт с живым миром вокруг них. Известно, что состояние здоровья активных старых людей лучше, чем у стариков, которые живут только радио и телевидением и не тратят сил на творческую деятельность» (с. 193). Совершенно ясно, что в такого рода учреждениях, как и в специальных консультациях для престарелых, необходимо использование приемов психотерапии и коррекции. Многочисленные факты творческого долголетия свидетельствуют о возможности такой коррекции или терапии. После 70 лет успешно работали известные ученые: П. Ламарк, М. Эйлер, К. Лаплас, Г. Галилей, И. Кант и др. Среди писателей и поэтов творческим потенциалом в поздние годы жизни отличались: В. Гюго, Ф. Вольтер, И. Бунин, Б. Шоу, В. Гете, Л. Н. Толстой. Многие музыканты и художники на протяжении всей жизни сохраняли способность к творчеству; создавали выдающиеся произведения в глубокой старости Дж. Верди, И. Стравинский, П. Пикассо, Ч. Чаплин (Гамезо и др., 1999).
Есть еще один существенный аргумент в пользу излагаемых здесь положений. У. Шайи четырежды на протяжении 28 лет (с 1956 по 1984) повторял тестирование части своей выборки (1357 человек), не выявив значимых различий по суммарной оценке развития основных умственных способностей между испытуемыми в возрасте от 25 до 53 лет. В интервале с 53 до 81 года было отмечено ухудшение суммарных показателей: между 60 и 74 годами примерно 33% выборки снизило свои основные умственные способности; в возрасте старше 81 года эта тенденция обнаружена у 40% выборки. Интересно отметить, что по сравнению с 74-летним возрастом за 7 последующих лет понижение интеллектуальных функций установлено лишь у менее чем половины испытуемых (Баттерворт, Харрис, 2000); более того, с помощью специально разработанной программы интеллектуальные показатели могут не подвергаться ухудшению.
Другим достижением подхода, ориентированного на изучение развития в продолжении всей жизни индивида, стала разработка идеи, что стареющие люди поддерживают свои интеллектуальные
521
возможности посредством их избирательной оптимизации (Balte, Baltes, 1990). Это означает, что пожилые стараются сосредоточить главные ресурсы на том, чем они овладели в совершенстве, сохраняя способности, на основе которых могут быть развиты новые или актуализированы прежние умения.
Наряду с инволюционными процессами на всех уровнях организации человека происходят изменения и новообразования прогрессивного характера, позволяющие предупреждать или преодолевать деструктивные явления в пожилом и старческом возрасте. Активному долголетию стареющего человека способствует множество факторов, среди которых ведущими психологическими следует считать: развитие индивида как социально активной личности, как субъекта творческой деятельности и выраженной индивидуальности. Здесь огромную роль играет высокий уровень самоорганизации, сознательной регуляции образа жизни и деятельности (Гамезо и др., 1999).
ПСИХОЛОГИЯ РАЗВИТИЯ
Составители и общая редакция: А. К. Болотова и О. Н. Молчанова
Редактор Е. В. Вальцифер
ИД № 01165 от 13 марта 2000 года
Подписано в печать 10.11.2004
Формат 60x90/16. Гарнитура «БалтикаССТ».
Бумага газетная. Печать офсетная.
Объем 33 печ. л. Тираж 5000 экз.
Заказ № 10754 (K-sm)
ООО «ЧеРо»
Редакционно-издательский отдел
115230, Москва, Электролитный пр-д., д. 10
тел./факс (095)317-9454
Отдел реализации
119899, Москва, ул. Акад. Хохлова, д. 11,
тел./факс (095)939-3493,
тел.: (095)939-4190
Отпечатано с диапозитивов заказчика на ФГУП
Смоленский полиграфический комбинат Федерального
агентства по печати и массовым коммуникациям.
214020, Смоленск, ул. Смольянинова, 1.

ПРЕДИСЛОВИЕ 7
РАЗДЕЛ 1. ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА ПСИХОЛОГИИ РАЗВИТИЯ 11
Выготский Л. С.
ПРОБЛЕМА ВОЗРАСТНОЙ ПЕРИОДИЗАЦИИ ДЕТСКОГО РАЗВИТИЯ 11
Леонтьев А. Н.
К ТЕОРИИ РАЗВИТИЯ ПСИХИКИ РЕБЕНКА .................... 26
Элъконин Д. Б.
К ПРОБЛЕМЕ ПЕРИОДИЗАЦИИ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ
В ДЕТСКОМ ВОЗРАСТЕ ..................................... 34
Фрейд 3.
РАЗВИТИЕ ЛИБИДО И СЕКСУАЛЬНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ ........... 49
Эриксон Э.
ЭПИГЕНЕТИЧЕСКАЯ КАРТА ................................. 59
Пиаже Ж.
ПРИРОДА ИНТЕЛЛЕКТА ................................... 65
Клюге К.-И.
ЦЕЛЬ ОБУЧЕНИЯ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНО ОДАРЕННЫХ:
«ДУМАЯ, ДЕЛАТЬ ХОД КОНЕМ» .............................. 77
Хеллер К. А.
ДИАГНОСТИКА И РАЗВИТИЕ ОДАРЕННЫХ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ 83
Зинченко В. П., Моргунов Е. Б.
КУЛЬТУРНЫЕ ТРАДИЦИИ РОССИЙСКОЙ ПСИХОЛОГИИ .......... 90
Абульханова-Славская К. А.
СТРАТЕГИЯ ЖИЗНИ ....................................... 96
Бурменская Г. В., Обухова Л. Ф., Подольский А. И.
ПРЕДМЕТ И ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ ПСИХОЛОГИИ РАЗВИТИЯ ...... 106
Ананьев Б. Г.
ВОЗРАСТНАЯ ПЕРИОДИЗАЦИЯ ЖИЗНЕННОГО ЦИКЛА ЧЕЛОВЕКА 115
Логинова Н. А.
РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ И ЕЕ ЖИЗНЕННЫЙ ПУТЬ ................ 122
Лейтес П. С.
ВОЗРАСТНОЙ ПОДХОД К ФЕНОМЕНАМ ДЕТСКОЙ ОДАРЕННОСТИ .127
Шадриков В. Д.
МИР ВНУТРЕННЕЙ ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА ....................... 136
Бабаева Ю. Д.
ДИНАМИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ ОДАРЕННОСТИ ..................... 153
Равич-Щербо И. В.
РОЛЬ СРЕДЫ И НАСЛЕДСТВЕННОСТИ В ФОРМИРОВАНИИ
ИНДИВИДУАЛЬНОСТИ ЧЕЛОВЕКА .......................... s 161
Болотова А. К.
ВРЕМЯ И РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ В ОНТОГЕНЕЗЕ ............... 168
РАЗДЕЛ 2. ПСИХОЛОГИЯ ДЕТСТВА 175
Арьес Филипп
НЕБОЛЬШОЙ ЭКСКУРС В ИСТОРИЮ ИГР ...................... 175
Бауэр Т.
ПСИХИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ МЛАДЕНЦА ....................... 181
Уайт Б.
ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ПОЛЗАНИЯ .............................. 186
Массен П., Конджер Дж., Каган Дж., Хьюста А. А.
ВТОРОЙ И ТРЕТИЙ ГОДЫ ЖИЗНИ РЕБЕНКА ................... 194
Пиаже Ж.
ТИПЫ И СТАДИИ РАЗГОВОРА МЕЖДУ ДЕТЬМИ
ОТ ЧЕТЫРЕХ ДО СЕМИ ЛЕТ ................................. 203
ЭльконинД. Б.
СОЦИАЛЬНАЯ ПРИРОДА РОЛЕВОЙ ИГРЫ ..................... 212
РАЗВИТИЕ ИГРЫ В ДОШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ .................. 219
ИГРА И ПСИХИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ .......................... 225
Гальперин IT. Я.
МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ И УМСТВЕННОЕ РАЗВИТИЕ РЕБЕНКА ....... 238
Божович Л. И.
ЛИЧНОСТЬ И ЕЕ ФОРМИРОВАНИЕ В ДЕТСКОМ ВОЗРАСТЕ ........ 244
Лисина М.И.
РАЗВИТИЕ ОБЩЕНИЯ РЕБЕНКА СО ВЗРОСЛЫМ И СВЕРСТНИКАМИ 248
Давыдов В. В.
ГЕНЕЗИС И РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ В ДЕТСКОМ ВОЗРАСТЕ ........ 252

Дольто Ф.
ВТОРОЕ РОЖДЕНИЕ ...................................... 258
Мухина В. С.
ПЕРВИЧНЫЙ ОНТОГЕНЕЗ ЛИЧНОСТИ И ЕЕ БЫТИЕ .............. 264
Поддъяков Н. Н.
НАГЛЯДНО-ОБРАЗНОЕ МЫШЛЕНИЕ ДОШКОЛЬНИКА ............ 270
Запорожец А. В.
К ВОПРОСУ О ГЕНЕЗИСЕ, ФУНКЦИИ И СТРУКТУРЕ
ЭМОЦИОНАЛЬНЫХ ПРОЦЕССОВ У РЕБЕНКА ................... 278
Гуткина Н. И.
ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ГОТОВНОСТЬ К ШКОЛЕ И «ЗОНА БЛИЖАЙШЕГО РАЗВИТИЯ» ......................... 292
Субботский Е. В.
ВСЕГДА ЛИ БЫЛА ШКОЛА? ................................. 298
Гансберг Э.
ТВОРЧЕСТВО И ИГРА ...................................... 304
4
РАЗДЕЛ 3. ПСИХОЛОГИЯ ВЗРОСЛЕЮЩЕЙ ЛИЧНОСТИ 313
Эриксон Э.
ЖИЗНЕННЫЙ ЦИКЛ: ЭПИГЕНЕЗ ИДЕНТИЧНОСТИ ............... 313
КлеМ.
ПСИХОЛОГИЯ ПОДРОСТКА ................................. 318
Байард Р. Т., Байард Дж.
ВАШ БЕСПОКОЙНЫЙ ПОДРОСТОК ........................... 331
Кон И. С.
САМОСОЗНАНИЕ И ОБРАЗ «Я» .............................. 335
ЛичкоА. Е.
ФОРМЫ ПРОЯВЛЕНИЯ НАРУШЕНИЙ ПОВЕДЕНИЯ У ПОДРОСТКОВ 340
Толстых А. В.
ПОДРОСТОК В НЕФОРМАЛЬНОЙ ГРУППЕ ...................... 352
РАЗДЕЛ 4. ЗРЕЛОСТЬ 3 57
Юнг К. Г.
ЖИЗНЕННЫЙ РУБЕЖ ..................................... 357
Эриксон Э. Г.
ВОСЕМЬ ВОЗРАСТОВ ЧЕЛОВЕКА ............................. 366
Козлова Т. 3.
ОСОБЕННОСТИ СОЦИАЛЬНОЙ ИДЕНТИФИКАЦИИ
НА РАЗЛИЧНЫХ СТАДИЯХ ЖИЗНЕННОГО ЦИКЛА ЛИЧНОСТИ .... 372
Кон И. С.
ПОСТОЯНСТВО И ИЗМЕНЧИВОСТЬ ЛИЧНОСТИ .................. 380
Массен П., Конгер Дж., Каган Дж., Гивитц Дж.
РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ В СРЕДНЕМ ВОЗРАСТЕ .................. 384
Ливехуд Б.
ХОД ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА ................................... 389
Аргайл М.
ВОЗРАСТ И ПОЛ .......................................... 410
Ниемеля П.
РАЗВИТИЕ И НОРМАЛЬНЫЕ КРИЗИСЫ ВЗРОСЛОГО ЧЕЛОВЕКА.... 420
Шихи Г.
ПРЕДСКАЗУЕМЫЕ КРИЗИСЫ ЗРЕЛОГО ВОЗРАСТА ............... 427
Ананьев Б. Г.
ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКАЯ ДИНАМИКА ВЗРОСЛОСТИ ........... 434
Братусь Б. С.
К ПРОБЛЕМЕ РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ В ЗРЕЛОМ ВОЗРАСТЕ ....... 442
Петровская Л. А
К ВОПРОСУ О СВОЕОБРАЗИИ СОЦИАЛИЗАЦИИ ВЗРОСЛОГО ...... 450
5
РАЗДЕЛ 5. ПОЗДНИЙ ВОЗРАСТ 452
Александрова М. Д.
О ЗАКОНАХ ГЕРОНТОГЕНЕЗА ............................... 452
Давыдовский И. В.
НЕКОТОРЫЕ ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ И СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ
АСПЕКТЫ В ГЕРОНТОЛОГИИ ................................ 455
Кемпер И.
ЧТО ТАКОЕ СТАРЕНИЕ? .................................... 460
Корсакова Н. К., Балашова Е. Ю.

ОПОСРЕДОВАНИЕ КАК КОМПОНЕНТ САМОРЕГУЛЯЦИИ
ПСИХИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ПОЗДНЕМ ВОЗРАСТЕ ......... 463
Краснова О. В.
СТЕРЕОТИПЫ ПОЖИЛЫХ И ОТНОШЕНИЕ К НИМ ............... 469
Шапиро В. Д.
АДАПТАЦИЯ ПОЖИЛОГО ЧЕЛОВЕКА К РОЛИ ПЕНСИОНЕРА ...... 471
Шахматов Н. Ф.
ПСИХИЧЕСКОЕ СТАРЕНИЕ. ПСИХИЧЕСКАЯ ЖИЗНЬ В СТАРОСТИ ... 480
Анциферова Л. И.
ПОЗДНИЙ ПЕРИОД ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА: ТИПЫ СТАРЕНИЯ
И ВОЗМОЖНОСТИ ПОСТУПАТЕЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ ... 491
Тора К. Биксон, Петиция Энн Пепло, Карен С. Рук
и Жаклин Д. Гудчайлдс
ЖИЗНЬ СТАРОГО И ОДИНОКОГО ЧЕЛОВЕКА .................. 507
Бороздина Л. В., Молчанова О. Н.
САМООЦЕНКА В СТАРОСТИ ................................. 514



Связаться с администратором



Похожие публикации:

  • Тарасова Елена Алексеевна Рогачевская Елена Сергеевна Никулина Инна Александровна. Особенности психического развития детей в период кризиса седьмого года жизни
  • Анна Сухова. Кризис
  • Сензитивный период; лат. sensus
  • Бугонина Ольга Ивановна. Дидактическая игра как средство психологического развития ребенка дошкольного возраста
  • Воробьева Татьяна Викторовна. Дошкольное детство – фундамент развития личности ребенка
  • Главный Редактор. Причины и признаки задержки речевого развития у ребенка
  • Обухова Л.Ф. Преодоление биогенетических подходов к исследованию психики ребенка.
  • Шурыгина Анна Борисовна. Игра как средство развития художественного творчества детей дошкольного возраста
  • Кольчинаева Екатерина Алексеевна. Особенности развития и воспитания детей раннего возраста
  • Хилова Светлана Валерьевна. Создание условий в развивающей предметно-пространственной среде для развития игровой деятельности детей старшего дошкольного возраста
  • Волкова Ольга Александровна. Профилактика нарушений речи у детей раннего дошкольного возраста
  • Ильина Марина Васильевна. Сенсорное развитие детей раннего возраста: «Изучение света, как способ развития зрительного восприятия»
  • Петухова Анна Анатольевна. Особенности развития детей дошкольного возраста
  • Юлия Хрупова. Профилактика речевых нарушений через развитие мелкой моторики рук у детей младшего дошкольного возраста
  • Алтухова Валентина Николаевна. Перспективы и проблемы развития дошкольного образования в современной России.
  • Кувшинова Е.Ю. Сидоренко Т. В.. «Дифференцированные игры для детей с нарушением речи и психофизического развития как средство развития партнерских отношений с родителями»
  • Соколова Лилия Анатольевна Шведова Александра Станиславовна. Особенности развития личности детей старшего дошкольного возраста
  • Акрушенко А.В., Ларина О.А., Каратьян Т.В. Психология развития и возрастная психология. Конспект лекций.
  • Ларионова Ирина Александровна. Предметно-развивающая среда как условие развития и саморазвития ребенка дошкольного возраста
  • Ципа Наталья Анатольевна. Характеристика условий для музыкального развития ребенка в семье
  • Скульбеда Екатерина Сергеевна. Условия успешного речевого развития дошкольников
  • Ястребова Мария Александровна. Методики раннего развития детей
  • Гордиенко Наталия Владимировна. «Развитие познавательной активности у детей с ОВЗ»
  • Архипова Виктория Викторовна. Игра — ведущая деятельность в развитии личности ребенка.
  • Бахтеева Мария Андреевна. Методическая разработка на тему: 'Развитие речи детей дошкольного возраста'
  • Оксана. Психологическое значение подражательных игровых действий ребенка. Влияние семейного застолья на развитие, воспитание и социализацию ребенка
  • Зарубина Татьяна Георгиевна. «Игровые педагогические технологии интенсивного развития интеллектуальных способностей детей дошкольного возраста»
  • Светлана Гаджиева. Взаимодействие семьи и ДОУ при формировании личности ребенка
  • Бочарова Анна Сергеевна. ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ПАМЯТИ У ДЕТЕЙ ШЕСТИЛЕТНЕГО ВОЗРАСТА С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ
  • Колесниченко Ирина Григорьевна. Становление личности ребенка в семье
  • Анастасия Владимировна Капитонова. Ведущий вид деятельности в дошкольном возрасте
  • Семенычева Ольга Вячеславовна. Трудности речевого развития у современных дошкольников
  • Данилова Ольга Анатольевна. Непрерывное образование современного педагога дошкольного образования: механизм реализации
  • Каверзнева Елена Алексеевна. Преодоление задержки развития детей раннего возраста в процессе обучения навыкам самообслуживания.
  • Анохина Наталья Николаевна. ФОРМЫ И МОДЕЛИ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ДЕТСКОГО САДА И СЕМЬИ
  • Лара Шрагина. Выявление факторов, влияющих на развитие взрослого человека
  • Осечкина Ирина Петровна. Физическое развитие детей дошкольного возраста
  • Лена Васильева. ЖИПТО как стимулятор умственного развития детей дошкольного возраста
  • Шадринцева Екатерина. Интеллектуальное развитие детей предшкольного возраста с нарушениями речи в условиях эстетического воспитания
  • Кулакова Елизавета Юрьевна. Основные возрастные тенденции развития речи в дошкольном возрасте. Логопедическое сопровождение процесса становления и совершенствования речи у детей в детском саду.
  • Ермошина Наталья Николаевна. Сенсорное развитие ребенка раннего возраста через движение, исследование и игру
  • Сюрха Наталья Владиленовна. Развитие и коррекция нарушений речи при ознакомлении детей с природой
  • Борисова Татьяна Николаевна. Сенсорное воспитание детей младшего возраста с использованием развивающих игр
  • Синьва Наля Григорьевна. Дидактическая игра как средство развития и коррекции речи у детей в дошкольном возрасте
  • Иванкова Татьяна Анатольевна. Особенности воспитания детей раннего возраста.
  • Перевозникова Наталья Николаевна. Статья: «Предметно-пространственная развивающая среда для мальчиков в образовательном пространстве детского сада»
  • Дементьева Евгения Алексеевна. Образовательная программа дошкольного образования как программа психолого-педагогической поддержки позитивной социализации и индивидуализации, развития личности детей дошкольного возраста
  • Романова Елена Васильевна. Развитие познавательной активности при помощи арт — терапии (песочная терапия).
  • Голубева Нина. Дидактическая игра как средство развития речи у детей дошкольного возраста.
  • Дробина Наталия Александровна. Формирование личности ребенка в процессе дистанционного образования в дошкольном учреждении



  • Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:      
    Код для вставки в форум (BBCode):      
    Прямая ссылка на эту публикацию:      


     (голосов: 0)

    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь