Болотова А. К. и Молчанова О. Н. Психология развития.

Категория: Библиотека » Возрастная психология | Просмотров: 27448

Автор:   
Название:   
Формат:   HTML, DOC
Язык:   Русский

Скачать по прямой ссылке

Среди наиболее важных причин, побудивших молодых людей «уйти в неформалы», —потребность в друзьях, в чем-то необычном, а также конфликты в школе, дома, недоверие к взрослым, протест против формализма и вранья. Почти каждый восьмой пришел в группу, потому что «не знал, как жить дальше».
Довольны тем, как проводят в группе свободное время, 64% опрошенных. В основном это просто «тусовка на своей площадке». Другой наиболее распространенный способ времяпрепровождения — посещение видеосалона. Молодые люди предпочитают смотреть фильмы ужасов, комедии, эротику. «Сидят у себя в подвале» лишь 15% опрошенных.
70% молодых людей заявили, что у них в группе все употребляют спиртное, 55% — «иногда

хулиганят», 9% — случается
12 —10754 Болотова
353
фарцуют, 36% ответили, что участники их группы защищают свою ; территорию от других групп, 52% — что бывают драки с другими ! группами, 23% — что не дают спуску приезжим из других республик, 46% — что допускают в группе «свободную любовь».
36% опрошенных заявили, что будут держаться вместе со своей группой, даже если ее действия будут противоправными; 45% постараются не нарушить закон и удержать от этого других.
Более 25% за хорошие деньги согласились бы сами и уговорили своих товарищей защищать кооператоров от хулиганов.
Готовы участвовать в полезном для обществе деле 27%.
ОПИСАНИЕ ОСНОВНЫХ ТИПОВ ПОДРОСТКОВЫХ ГРУПП
Общественно-политические группы. Они не слишком многочисленны, распространены в больших городах. Ставят своей целью пропаганду определенных политических взглядов, развитие демократии в СССР. Важно, что практически для всех таких, групп характерна «мирная», «академическая» деятельность.
Радикальные группы. Распространены преимущественно в больших городах, однако отмечается их появление и в поселках, селах. Основной контингент — учащиеся восьмых—девятых классов; лидеры — чаще всего молодые люди в возрасте 20 — 25 лет; взрослых в группе немного, но их авторитет очень высок. Характерный пример групп радикального толка — люберы.
«Радикалы» строят свою деятельность не на мирных основах, не на пропагандистских путях, а на тактике собственного решительного, «радикального» вмешательства в текущие события.
Именно эта категория молодежи дает наибольший рост преступности, терроризирует других подростков, молодежь.
Эколого-этнические группы сегодня переживают период бурного роста. Распространены они в больших городах, в неблаго-" получных в экологическом отношении районах. Деятельность их разнопланова. Здесь и «зеленые патрули», состоящие из подростков при взрослых руководителях, и группы экологии культуры и человеческого общежития, и группы, возникшие по какому-либо конкретному поводу (борьба со строительством «вредного» предприятия, спасение исторического памятника).
Группы образа жизни, пожалуй, можно назвать классическими неформальными группами. Именно их члены получили первыми прозвище неформалов. Хиппи и панки — яркие представители этого направления. Распространены эти группы в больших городах, в их деятельности участвуют много школьников. субъекта, являются не только стадиями этого процесса, но и его конечными эффектами.
В научной литературе утверждается точка зрения, согласно которой старение не может рассматриваться в качестве элементарной инволюции или регресса, хотя подобный взгляд сохраняется: представление о физиологическом угасании человека соответствует идеальному образу старения как постепенного увядания (Шахматов, 1996). Однако более прогрессивной и в определенной степени более перспективной является трактовка старения в форме продолжающегося становления человека, включающего многие приспособительные и компенсаторные механизмы (Давыдовский, 1966; Алексеевич, 1971; Балье, 1972; Карсаев-ская, Шаталов, 1978; Болтенко, 1980; Анцыферова, 1996, 2001; Страшникова, Тульчинский, 1996; Baltes, 1997; Карсаевская, 1997; Helson, Kwan, 2000), в том числе саморазвитие индивида, выработку его психологической устойчивости к старению.
514
Дело в том, что старость как период жизни имеет ряд отличительных черт, среди которых прекращение трудовой деятельности или снижение ее интенсивности, объема и т. п., а отсюда — избыток свободного времени; изменение (понижение) служебного статуса и уровня доходов; сужение привычного круга общения; утрата ведущей роли в семье; ослабление или изменение воспитательных функций и др. (Бурльер, 1962; Кудлаев, 1976; Дмитриев, 1980; Сачук, 1985). По мнению отдельных авторов (Крайг, 2000), между 70 и 79 годами происходят большие перемены, чем за предыдущие два десятилетия. После 70 лет люди чаще встречаются с потерями и болезнями; умирает все больше друзей и родных. Помимо сужения круга общения, многим лицам в этом возрасте приходится справляться и с уменьшением своего участия в формальных организациях (Helson, Kwan, 2000). Комплекс перечисленных факторов неизбежно вызывает нарушение жизненного стереотипа, ведет к необходимости его смены, адаптации к новым внешним условиям (Петров, 1972; Москалец, 1982), однако не только к ним. Из геронтологических исследований известно, что возрасту старости сопутствуют ухудшение здоровья, которое причиняет все больше хлопот, ослабление сенсорных функций (в первую очередь зрения и слуха), снижение памяти, замедление мыслительного процесса, нередко спад творческой активности, нарастание неуверенности, опасение одиночества, беспомощности, смерти, тревожность, мнительность, обидчивость, угрюмость, раздражительность, нетерпимость и нетер-пепливость, иногда неуживчивость и черствость, появление или усиление подавленности (Балье, 1972; Ефименко, 1975; Кудлаев, 1976; Birren, 1974; Craig, 1976; Schulz, 1982; Освальд, 1993; Гаме-зо и др., 1999; Прахт, Корсакова, 2001).
Очевидно, что люди позднего возраста вынуждены приспосабливаться не только к новой ситуации вовне, но и реагировать на изменения в самих себе. В этой связи возникает закономерный вопрос: как человек позднего возраста оценивает себя и свое актуальное бытие в свете новых обстоятельств, в которых он оказался, и перемен, происходящих в нем самом, — т. е. вопрос самооценки в старости, как важнейшем регуляторе поведения.
Проблему самооценки в позднем возрасте вряд ли можно назвать объектом пристального внимания исследователей Анализ самооценки чаще используется в качестве средства прояснения других тем, например ощущения счастья или степени удовлетворенности жизнью, что уже отмечалось, и реже для изучения «концепции-Я», самоодобрения и т. п.
515
Выполненные работы, как и в предшествующих возрастных периодах, содержат противоречивые сведения. В одних исследованиях высказывается мнения о том, что возраст не влияет на ощущение счастья, удовлетворенность жизнью, самоуважение и т. д., которые больше зависят от пола (у мужчин удовлетворение жизнью и самоуважение выше), состояния здоровья, финансового обеспечения, социального и семейного положения, жилищных условий, уровня активности, участия в общественных делах, широты и качества социальных взаимоотношений, ориентации на будущее, причем не только актуальной, но и в ранние периоды взрослости (Neugarlen et al. 1968; Cutler, 1973, Edwards, Klemmack, 1973;

Larson, 1978; Dickie, 1979; Thomae, 1980). В других факт возрастного влияния определенно подчеркивается, при этом авторы либо отмечают у пожилых и старых людей более позитивный «образ-Я», склонность выделять у себя меньше недостатков и в целом более высокое самоодобрение, чем у молодых (Gurin et al., 1960; Newman, Newman, 1975; Malatesta, Kalnok, 1984), либо показывают, что с возрастом «концепция-Я» становится негативной, самоуважение падает, иногда крайне резко (Dobson et al., 1979); среди лиц старческого возраста выявлен наибольший процент людей, не удовлетворенных своей жизнью (Crandall, 1973; Bromley, 1974; Kastenbaum, 1979).
Что касается собственно самооценки, то, по отдельным данным (Виноградов и др., 1972., Amann et al., 1980), она тоже снижается, захватывая сферы состояния здоровья, самочувствия и многие другие. Удачной иллюстрацией такой динамики служит эксперимент, в котором от 100 испытуемых — женщин старше 65 лет — требовалось оценить себя в сравнении со «средним канадцем» по шкалам: счастье, финансовая ситуация, здоровье, активность, семья, друзья, дом, клубы и организации, транспорт, полезность. По тем же шкалам следовало оценить себя в лучший год жизни и «старого человека» вообще. Обнаружено снижение позиций «старого человека» по сравнению со «средним канадцем», условно располагавшимся в середине шкалы, и падение собственного настоящего положения по отношению к тому, каким оно было в лучший год жизни (Schonfield, 1973).
Казалось бы, на основании подобных исследований, а также учитывая приведенные выше сведения о характере модификаций «концепции-Я», самоуважения и т. п., можно говорить о явно негативном векторе изменений самооценки в старости. Однако наряду с фактами низкой локализации самооценки в позднем возрасте имеются данные о ее высоком уровне в сочетании со свойствами неустойчивости и неадекватности по типу
516



Связаться с администратором



Похожие публикации:

  • Доэдипов; preoedipal
  • Эдипов комплекс; oedipus complex
  • Х. Рудигер, С. Виттманн. Что значит «уверенность в себе»
  • Притча «Язык любви»
  • Объект; object
  • Психологические советы от Михаила Лобковского
  • Особенности выбора объекта у мужчин и женщин.
  • Ковалец А.С. Комплекс Лая
  • Чеглова И. А. Еще две игры
  • Комплекс; Complex; Komplex
  • Тенденция к навязчивому повторению
  • К чему снится дочь
  • Воспитание с точки зрения аналитической психологии
  • Мать; mother
  • Психолог - «Родители, будьте примером ребёнку»
  • Признаки того, что человек проживает судьбу своих родственников, реализуя семейный миф
  • Вытеснение, или репрессия; Repression; Repression
  • Происхождение понятия «аутизм».
  • Таро – искусство задавать вопросы
  • Осипюк Татьяна Александровна. Роль отца в воспитании ребенка
  • Жизненный сценарий. Почему я опять так поступаю?
  • Хлебова Вероника. Стать Родителем самому себе
  • Кое-что об отношениях людей
  • Как помочь ребенку приобрести уверенность
  • Субъективный уровень; Subjective level
  • Трансфер; перенос; transference
  • Бакиров Анвар. Это важно знать, или Ключевые пункты навыка.
  • Комплекс эдипов; Oedipus complex
  • Выбор объекта нарциссический; narcissistic object-choice
  • Материнский комплекс; Mother complex; Mutterlich-Komplex
  • Луиза Хей. Как измениться в лучшую сторону
  • Косенкова Надежда Владимировна. Роль семьи в развитии поисково-исследовательской активности ребенка.
  • Бэйдер Э., Пирсон П. Преодоление пассивности и пассивно-агрессивного поведения на ранних стадиях терапии пар
  • Развитие; Development; Psychogenese
  • Воспитывать детей правильно - просто
  • Имаго; Imago
  • Важные вопросы, которые могут быть заданы, в тот или иной период работы психолога с клиентом.
  • К чему снится целоваться?
  • Би- или мультилатеральная привязанность C++
  • К чему снятся часы
  • Травченко Татьяна Владимировна. Развитие речи у детей
  • Методы развития самостоятельности у детей
  • Эрих Фром говорил…
  • Закон Геккеля и семейный сценарий
  • Регрессия; Regression; Regression
  • Бион У.Р. Нападения на связь
  • Зауэр Г. Психосоматика. Юнгианский подход
  • Морено Дж.Л. Социометрия. Экспериментнальный метод и наука об обществе.
  • К чему снится розовый цвет
  • Егорова Елена. Жизненные сценарии



  • Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:      
    Код для вставки в форум (BBCode):      
    Прямая ссылка на эту публикацию:      


     (голосов: 0)

    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь