Каверзнева Елена Алексеевна. Преодоление задержки развития детей раннего возраста в процессе обучения навыкам самообслуживания.

Преодоление задержки развития детей раннего возраста в процессе обучения навыкам самообслуживания.Преодоление задержки развития детей раннего возраста в процессе обучения навыкам самообслуживания.

Ранний возраст – это период наиболее быстрого и интенсивного развития ребенка. В возрасте от рождения до трех лет стремительно развиваются все системы восприятия (зрительные, слуховые, тактильные), формируются разнообразные умения и навыки малыша. В развитии ребенка все взаимосвязано. Многолетние наблюдения за развитием ребенка подтверждают то, что одни умения, формируясь, являются ступенькой для появление других. Педагоги, работающие с детьми раннего возраста, все чаще сталкиваются с проблемами отклонений в моторном, психическом и речевом развитии. В современном мире родители с гордостью рассказывают знакомым о том, насколько быстро их маленькое чудо освоило телефон или планшет, забывая про развитие навыков самообслуживания часто не учитывая, что для многих из них гораздо важнее научиться самостоятельно есть, пить, одеваться, умываться и общаться со своими близкими и окружающими их людьми. Важно правильно организовать процесс воспитания, осуществлять его комплексно и контролировать, насколько в правильном и гармоничном темпе развивается ребенок. В процессе воспитания обязательно нужно проводить анализ и сравнение умений малыша с возрастными показателями физического и психического развития. С раннего возраста начинают формироваться такие черты характера как упорство в стремлении добиться успеха. И происходит это с освоения навыков самообслуживания. В последние годы психологи все чаще обращают внимание педагогов и родителей на особую значимость развития, воспитания и обучения ребенка с рождения до 3 лет. Отечественные и зарубежные ученые приходят к единому мнению о наличии особой восприимчивости детей этого возраста к речевому, сенсорному, умственному, физическому, эстетическому и другим направлениям развития личности. Ранний возраст уникален в плане решения обучающих, развивающих и воспитательных задач, а правильная речь является залогом полноценного развития ребенка, его социальной адаптации.

 

Скачать: Преодоление задержки развития детей раннего возраста в процессе обучения навыкам самообслуживания (полный конспект)

«Термин «развитие» не делает лишних различий между вегетативным, чувствительно-двигательным и психическим развитием, он ведет к научному и практическому согласованию всех данных критериев развития. Идеально полный диагноз развития охватывает все явления психического и социального порядка в связи с анатомическими и физиологическими симптомами развития.» (Л. С. Выготский).

Своевременное формирование навыков самообслуживания и работа на преодоление задержки развития навыков способствует развитию речи у детей раннего возраста. Речевая функция играет важную роль в психическом развитии ребенка, в процессе которого происходит становление познавательной деятельности, способности к понятийному мышлению. Полноценное речевое общение является необходимым условием осуществления социальных контактов, а это, в свою очередь, способствует расширению представлений ребенка об окружающей жизни. Обучение ребенка навыкам самообслуживания помогает эффективно решать задачи расширения представлений и знаний об окружающих вещах, сенсорного воспитания, развития речи, тонкой моторики и зрительно-моторной координации. Самообслуживание включает в себя освоение навыков: приема пищи, раздевания и одевания, гигиены тела и опрятности. Основными принципами определяющими развивающее воздействие на детей раннего возраста с задержкой речевого развития, является:

  • совместная стимуляция развития моторной и речевой функций
  • взаимодействие с родителями, для закрепления развивающего воздействия.

Основным направлениям коррекционно-педагогической работы по стимуляции речевого развития с детьми раннего возраста является:

  • стимуляция речевой активности в процессе формирования навыков самообслуживания.

Для достижения результатов в освоении навыков самообслуживания важную роль играет пошаговый принцип обучения состоящий из трех шагов:

  1. шаг – покажи мне. На этом этапе хорошей помощью педагогу могут быть игры с куклой «Кукла одевается, раздевается», «Кукла кушает» и т.д.
  2. шаг – помоги мне. На этом этапе нужно выполнять задание вместе с ребенком. Здесь действует метод «наложения» рук. Возьмите своими руками его руки и проделайте вместе с ним все действия. После двух или трех таких активных манипуляций с его руками начните постепенно уменьшать физическую помощь.
  3. шаг – словесная инструкция. Очень важно чтобы у ребенка сложился алгоритм действий. Четкое понимание последовательности действий.

Для стимулирования развития речи во время формирования навыков важно использовать потешки, стишки.

Речевой материал для работы над формированием навыков самообслуживания.

Навык самостоятельного приема пищи:

На того, кто ест опрятно,
И смотреть всегда приятно,
Мы едим всегда красиво,
После скажем всем «спасибо».

…………………………………

Тили, тили, тили-час!
Подоспел обед у нас.
Скушаем за маму ложку,
Скушаем за папу ложку,

За собачку и за кошку,
Воробей стучит в окошко:
"Дайте ложечку и мне!"
Вот и кончился обед.

……………………………

Утка утенка,
Кошка котенка,
Мышка мышонка
Зовет на обед.

Утки поели,
Кошки поели,
Мышки поели.
А ты еще нет?

Где твоя ложечка?
Скушай, хоть немножечко.

………………………………

Каша вкусная дымится,
(Имя) кашу есть садится,
Очень каша хороша,
Ели кашу не спеша.

Ложка за ложкой,
Ели понемножку.
Кашка из гречки,
Где варилась? В печке!

Сварилась, упрела,
Чтоб (Имя) ел (а),
Кашу хвалил (а).

………………………………

Я обед съедаю сам.
Открываю рот – и АМ!
Чтобы силы были
Супчик мы сварили.

Мой хороший аппетит
В животе один сидит.
Ножками топочет,
Он обедать хочет!

Вот несёт мне ложка
Супчик из горошка.
И котлету прямо в рот
Вилка шустрая несёт.

Шепчет тихо аппетит:
Сыт-сыт-сыт-сыт.

…………………………………

Кто у нас любимый самый?
* Ложку первую за маму
А вторую за кого?
* Да за папу твоего

За кого же третью ложку?
* За веселую матрешку
Съешь за бабу,
Съешь за деду,

За мальчишку — за соседа,
За подружек и друзей,
Съешь побольше не жалей!
Съешь за праздник, шумный, яркий,

За гостей и за подарки,
За котёнка, за Тимошку
Эту маленькую ложку
И за рыжего кота,

Вот тарелка и пуста!
Навык опрятности.
Знаем, знаем – да-да-да!
В кране прячется вода!

Выходи, водица!
Мы пришли умыться!
Лейся понемножку
Прямо на ладошку!

Будет мыло пениться
И грязь куда-то денется!

………………………

Каждый день
Я мыло мою
Под горячею водою
И в ладонях поутру

Очень сильно тру.
Мойся, мыло,
Не ленись!
Не выскальзывай,

Не злись!
Ты зачем опять упало?

Буду мыть тебя сначала.

Р.Куликова

……………………………………

Мышка плохо лапки мыла
Лишь водичкою смочила
Мылить мылом не старалась
И на лапках грязь осталась

Полотенце в грязных пятнах
Как же это неприятно
Попадут микробы в рот
Может заболеть живот...

…………………………

Ай, лады, лады, лады
Не боимся мы воды,
Чисто умываемся,
Маме улыбаемся.

Лейся на ладошку
По-нем-ножку.
Лейся, лейся, лейся
По-сме-лей -
Умывайся веселей!

…………………………

Кран откройся,
Нос умойся,
Мойтесь сразу
оба глаза!

Мойтесь уши,
Мойся шейка!
Шейка мойся
хорошенько!

Мойся, мойся,
Обливайся!
Грязь смывайся!
Грязь смывайся!

Навык одевания
Мы на пухлые ручонки
Надеваем рубашонку
Повторяй за мной слова:

Ручка – раз, и ручка – два!
Застегнем застёжки
На твоей одёжке:
Пуговки и кнопочки
Разные заклёпочки.

…………………………………………………………

Если хочешь прогуляться, нужно быстро одеваться,
Дверцу шкафа открывай, по порядку надевай.
Первыми – трусики, а за ними маечку:
Девочке – с бусинкой, мальчику – с зайчиком.

А потом колготки мы с тобой наденем,
Каждую ножку в домик свой поселим.
Вот и до рубашечки добрались с тобой.
Здесь у каждой ручки домик тоже свой.

А теперь штанишки смело одевай.
В них свою рубашечку умело заправляй.
Посмотри, на улице стало холодать.
Пришло время кофточку деткам одевать.

А теперь давай в сапожки мы обуем наши ножки.
Чтобы ушки не болели быстро шапочку надели.
А потом и куртку для длительной прогулки.
Навык пользования горшком.

Это кто тут рано встал (а)
И к горшочку побежал (а)?
Это (Имя) -молодец
Настоящий удалец!

Мы с тобой пойдем гулять
Будем прыгать и скакать.
Что же ты забыл, дружок?
Сесть на маленький горшок.

Молодец, теперь скорей
Побежали до дверей.
Нам осталось напоследок
Шарф под шею повязать,

Ручки спрятать в рукавички,
Вот и все! Идём гулять!

……………………………………………

Прыг-скок, прыг-скок,
Мы присядем на горшок.
Мы поели, мы попили,
Про него чуть не забыли!

Послушные детишки
Сделают делишки:
А-а-а и пись-пись-пись.
Только ты не торопись!

……………………………………………

Начинаем наш урок.
Это что стоит? Горшок!
Раз-два-три-четыре-пять –
Будем мы штаны снимать!

Присядем аккуратно.
Знают все детишки:
Очень неприятно
Писаться в штанишки!

Мы все сделаем, как надо.
Мама будет очень рада!

Просмотров: 273
Категория: По направлениям » Для детского сада » Развивающие игры и занятия для дошкольников




Другие новости по теме:

  • Дегтярева Ольга Тимофеевна. Варианты игр и упражнений для развития навыков самообслуживания у детей младшего возраста
  • Захарова В. А. Доклад: «Культурно-досуговая деятельность как средство развития навыков межличностного общения у детей с задержкой психического развития старшего дошкольного возраста»
  • Дегтярева Ольга Тимофеевна. Конспекты занятий, направленных на развитие навыков самообслуживания у детей раннего возраста
  • Надежда Кызъюрова. Мероприятия по оздоровлению детей раннего возраста, воспитанию культурно-гигиенических навыков и самообслуживания с использованием потешек
  • Кольчинаева Екатерина Алексеевна. Особенности развития и воспитания детей раннего возраста
  • Татьяна Гунина. Влияние театрализованных игр на развитие навыков речевого общения детей с задержкой психического развития
  • Куделина Любовь Григорьевна. «Создание оптимальных условий для воспитания и развития детей раннего возраста в адаптационный период»
  • Юлия Торохова. Укрепляем физическое и психическое здоровье ребенка Задачи воспитания и развития детей
  • Гуськова Екатерина Николаевна. Дидактическое пособие для развития сенсорных способностей детей раннего возраста «Тактильные дорожки»
  • Бритвина Анастасия Викторовна. Игровые методы развития детей раннего возраста
  • Привалова Галина Федоровна Немкина Ирина Борисовна. Ролевая игра как условие развития коммуникативных навыков детей старшего дошкольного возраста
  • Елистратова Н. А. Использование современных методов в воспитательно-образовательном процессе ДОУ для развития у детей дошкольного возраста актерских способностей и интереса к театральному искусству.
  • Бычкова Тамара Юрьевна. Сказка как один из видов игровой деятельности в процессе формирования и развития личности ребёнка.
  • Екатерина Александровна Стулова. Педагогический совет в ДОУ на тему 'Организация работы ДОУ по внедрению новых форм физического развития, привитию навыков здорового образа жизни'
  • Шабалина Илона Юрьевна. Театральная деятельность как средство развития речевой активности детей младшего дошкольного возраста (методическая разработка)
  • Нелюбина Олеся Александровна. «Театрализованная деятельность как средство развития коммуникативных навыков детей с ОНР и их успешной социализации»
  • Редактор. Школа раннего развития для детей от 1 года
  • Романова Ольга Васильевна. Презентация 'Воспитание у детей навыков самообслуживания'
  • Дегтярева Ольга Тимофеевна. Игры, направленные на формирование навыков самообслуживания
  • Садыкова Татьяна Мухаметовна. Конспект образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития «Путешествие в страну эмоций»
  • Пашкова Елена Валериевна. Семейное чтение, как фактор развития речи детей дошкольного возраста консультация для родителей
  • Паншина Татьяна. «Театрализованная деятельность как средство формирования и развития речи у детей с ограниченными возможностями здоровья» (дети-инвалиды дошкольного возраста, занимающиеся на дому)
  • Диких Татьяна Викторовна. Развитие навыков общения у детей раннего возраста.
  • Насырова Аминат Имагисиевна. Сенсорное воспитание — основа умственного развития ребенка
  • Юникова Елена Александровна. «Пластилиновый алфавит» (второй год обучения и развития).
  • Тарасюк Юлия Анатольевна. «Пластилинография – средство развития мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста»
  • Григорьева Инна Владимировна. Выпускной в школе раннего развития 'Филиппок'
  • Юдина Людмила Иосиповна. Консультация для воспитателей: Сюжетно-ролевая игра как средство всестороннего развития ребенка.
  • Любовь Сологуб. 'Радуга открытий' (сценарий открытия студии раннего развития)
  • Людмила Викторовна Арнаутова. Конспект занятия по исследовательской деятельности в средней группе для детей с ОВЗ (с задержкой психического развития) «Подарки волшебницы – зимы»



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь