Бауманн Урс, Перре Майнрад. Клиническая психология.

Категория: Библиотека » Медицинская психология | Просмотров: 151276

Автор:   
Название:   
Формат:   HTML, DOC
Язык:   Русский

Скачать по прямой ссылке

Майнер (Miner, 1992) систематизировал релевантные для диагностики нарушения организаций и выделил при этом три уровня: 1) индивид на рабочем месте, 2) группа и 3) организация и контекст (см. табл. 43.1.1). «Нарушения», согласно модели Майнера, восходят к снижению эффективности и недостатку определенных форм поведения при выполнении задач и при соблюдении правил, принятых в организации, а также к отклонениям ролевого поведения. Практическое значение для организации эти нарушения получают прежде всего из-за частоты их возникновения и из-за ожидаемых краткосрочных или долгосрочных производственных или общественных затрат. Если на каком-либо предприятии или в одном из его отделов, например, стали появляться проблемы с алкоголем и, как следствие, проблемы с эффективностью, конфликты и простои в работе, то обычно растет готовность руководства финансировать самостоятельно или совместно с больничными кассами проведение анализа и необходимых мероприятий для снижения этих проблем.

Таблица 43.1.1. Классификация релевантных для диагностики нарушений (по Miner, 1992)
1) Уровень индивида на рабочем месте:
1.1) Способности, знания и умения:
Недостаточное соответствие требованиям в конкретных областях (например, интеллектуальные способности, социальные навыки и умения, профессиональные умения и опыт).
1.2) Индивидуальная мотивация:
Фрустрация важнейших мотивов (например, избегание неудач, успехи, социальные контакты), конфликты между мотивами и правилами, слишком низкие стандарты эффективности, общая низкая мотивация достижения.
1.3) Опасность и риск несчастного случая:
Несчастные случаи и опасность получения травмы (например, из-за технических неполадок, использования вредных веществ, недооценки опасности и поведения, связанного с риском).
1.4) Стресс, эмоции, нарушения самочувствия и личности:
Стрессоры на работе (сложные задачи и правила, недостаток времени, постоянно возникающие мелкие неприятности, сменная работа, такие средовые перегрузки, как шум, сбои в работе и т. п.), плохое самочувствие, частые вспышки гнева, страхи (например, из-за сложных ситуаций, чреватых ошибками и поисками виновных, изменения задач и правил, растущего темпа изменений, угрозы оказаться безработным), психосоматические нарушения (расстройства сна, головные боли, нарушения сердечно-сосудистой системы и т. п.), зависимость от алкоголя или наркотиков, синдром «эмоционального сгорания» (чувство, что работа испепелила или опустошила), трудоголизм, подверженный стрессам тип личности (поведенческий «тип A», Friedman, 1969; типы, подверженные стрессу по Бренгельманну — Brengelmann, 1988, А: тип повышенной возбудимости (Übererregungstyp), В: тип, нацеленный на успех (Erfolgstyp), С: тип, подверженный стрессу (Streßtyp), D: тип пониженной возбудимости (Untererregungstyp)), нарушения личности, психозы.
1.5) Соматические признаки и нарушения:
Дисфункциональные соматические признаки (например, избыточный вес при работе в тесном помещении), недостаточные сенсорные или моторные умения, нарушения (необходимо наличие определенных физических показателей для выполнения определенной работы при невозможности компенсировать их чем-то другим), отсутствие на работе из-за частых болезней.
1.6) Увольнение или безработица:
Психические или соматические последствия, профессиональное или социальное падение, бедность.
2) Уровень группы:
2.1) Рабочие группы:
Негативное влияние групповой сплоченности (например, низкие нормы производительности в рабочей группе, санкции против лиц, отклоняющихся от нормы), применение силы на рабочем месте, сексуальные домогательства, моббинг (враждебное поведение группы по отношению к отдельным лицам), неэффективное руководство, неадекватное поведение руководства (например, нечеткое формулирование задач и правил, управление посредством запугивания).
2.2) Работа, досуг и семья:
Перенесение стресса на работе на свободное время и семью (например, человека начинают раздражать члены семьи), снижение эффективности или нарушения поведения из-за семейного кризиса или развода, приоритет непрофессиональных интересов.
3) Уровень организации и контекста:
3.1) Организация:
Недостаточные организационные мероприятия (дезорганизованность, плохое управление и т. п.), неверные назначения при замещении вакантных мест, неадекватные правила (например, чрезмерные стандарты эффективности), слишком строгий контроль (очень большое количество начальников на число работников).
3.2) Общественный и экономический контекст:
Неблагоприятные экономические условия (тяжелая экономическая ситуация для предприятия), санкции против нарушившего закон предприятия (потеря клиентов или тюремное заключение главы фирмы), непринятие в расчет социальных ценностей (например, неэтичное поведение с точки зрения клиентов), конфликты между производственными требованиями и общественными ценностями (например, загрязнение окружающей среды из-за неправильного обращения на предприятии с вредными веществами), негативное воздействие географического положения или региональной культуры (удаленность от семьи, конфликты между культурами и т. п.).

Классификация Майнера (Miner, 1992) основывается на простой предпосылке, а именно на том, что нарушения возникают из-за дефицита специфических признаков, по которым индивиды, группы или организации могли бы быть определены как соответствующие контекстным условиям. Поэтому модели такого вида можно назвать дефицитарными моделями (Defizitmodelle). Дефицитарные модели весьма часто используются в этой области.
Уорр (Warr, 1987) разработал на эмпирической основе несколько более дифференцированную модель систематизации взаимосвязей между работой, безработицей и психическим здоровьем и назвал ее «модель витаминов» («Vitamin-Modell»). Аналогично действию различных групп витаминов он различает способствующие здоровью производственные признаки, обладающие постоянно растущим позитивным воздействием на психическое здоровье (уверенность в своей физической форме, материальный достаток, социальный статус), и признаки, при которых позитивное действие сначала растет, но при более сильном выражении сглаживается или даже уменьшается (возможности для контроля, возможности использовать свои умения, извне поставленные цели, разнообразие, прозрачность для окружающего мира, количество социальных контактов). В этой второй группе действие дефицитарной модели предполагается лишь при низкой степени выраженности признаков. Уорр, как и Майнер, исходит из того, что воздействие отдельных признаков на индивидов можно рассматривать изолированно. Правда, это достаточно трудно в сложных и динамичных проблемных ситуациях, когда, например, вся система предприятия коренным образом изменяется. В ситуациях экономического кризиса за счет необходимости быстро принимать решения могут возникать по-настоящему «авантюрные процессы» («Desperadoprozesse») с хаотическими изменениями задач, правил и кадров. Чтобы иметь возможность анализировать патогенные воздействия сложного взаимодействия и динамики, требуются системные подходы.

2.2. Системный дисбаланс

Системного анализа патологических организационных условий до сих пор не существует. Аргирис (Argyris, 1957) описывает признаки традиционных, иерархических и основанных на разделении труда организационных структур как патологические организационные параметры, Палаццоли и др. (Palazzoli et al., 1984) исследуют типичные противоречивые и парадоксальные коммуникативные процессы в организациях как патогенные системные структуры.



Связаться с администратором



Похожие публикации:

  • Казаковцев Б.А. Психические расстройства и расстройства поведения.
  • Малейчук Г.И. Особенности психотерапевтической работы с клиентами с зависимой структурой личности
  • Стюарт-Гамильтон Ян. Психология старения.
  • Грин А. Психиатрия.
  • Патнем Ф.В. Диагностика и лечение расстройства множественной личности
  • Понимание психосоматических нарушений применительно к целям телесно-ориентированной психокоррекции
  • Екатерина Тарасова. О пограничном расстройстве личности
  • Демьянов Ю. Г. - Диагностика психических нарушений: Практикум
  • Женская память лучше мужской
  • Видеоигры помогают от болезни Альцгеймера
  • Меграбян А. ДЕПЕРСОНАЛИЗАЦИЯ
  • Классификация психических расстройств - Автор неизвестен.
  • Антропов Ю. Ф., Шевченко Ю. С. Психосоматические расстройства и патологические привычные действия у детей и подростков.
  • Обухов С.Г. Общая психопатология и психические расстройства детского и подросткового возраста.
  • Психосоматические расстройства глазами пациента
  • Александровский Ю.А. Пограничные психические расстройства.
  • Перечень диагностических рубрик.
  • Андрей Торнов. Самопомощь при депрессии, хронической усталости, ВСД: пять важнейших правил
  • Геннадий Иванов. Психотравма как способ адаптации личности
  • Самые эффективные методы запоминания: «Дворец памяти» или «Чертоги разума»
  • Время года влияет на остроту ума. Сезонная пластичность когнитивных способностей.
  • Психические расстройства и адекватные психологические стратегии
  • Аутизм, аутистичный; autism, autistic
  • Райл Э. Модель структуры и развития пограничного расстройства личности
  • Заторможенность; retardation
  • Фантазм
  • Мутизм; mutus
  • Фрейд З. Введение в психологию.
  • Виды паталогических реакций на психотравмирующую ситуацию
  • Кербиков Олег Васильевич, Коркина Мария Васильевна, Наджаров Рубен Александрович, Снежиевский Андрей Владимирович. Психиатрия.
  • Основные признаки депрессии
  • Рамиль Гарифуллин. О депрессии, ценностях и смысле жизни
  • Деменция, сенильная и пресенильная; dementia, senile and presenile
  • Чем отличается мозг умного человека?
  • Шизофрения; schizophrenia
  • Хронотип и депрессия: как сон влияет на наше настроение
  • Коррекция немотивированной агрессии у детей.
  • Коннова Н.М.. Коррекционная работа с детьми с фонетико — фонематическим недоразвитием речи детей дошкольного возраста.
  • Ташлыков В.А. Психологическая защита у больных неврозами и с психосоматическими расстройствами.
  • Ташлыков В.А. Психологическая защита у больных неврозами.
  • Расстройство личности: симптомы и диагностика. Типы личностных расстройств
  • Умнее ли мы наших предков? Как когнитивные способности меняются со временем
  • Виггинс О., Шварц М., Норко М. Прототипы, идеальные типы и личностные расстройства.
  • Деменция прекокс; dementia praecox
  • Левченко Ольга Сергеевна. Профилактика речевых нарушений.
  • Депрессия; depression
  • Бехтерев В.М. Психологическое определение личности.
  • Чувство; Feeling; Geffihl
  • Кубарькова Надежда Николаевна. Консультация для родителей на тему: «Закладываем основы будущей личности».
  • Исаев Д. Н.- Эмоциональный стресс. Психосоматические и соматопсихические расстройства у детей



  • Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:      
    Код для вставки в форум (BBCode):      
    Прямая ссылка на эту публикацию:      


     (голосов: 0)

    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь