Москаленко В.Д. Когда любви слишком много: Профилактика любовной зависимости.

Категория: Популярная психология, Психотерапия и консультирование | Просмотров: 16447

Автор:   
Название:   
Формат:   HTML, DOC
Язык:   Русский

Скачать по прямой ссылке

Я знала одну сорокапятилетнюю женщину, которая впервые мне, как психотерапевту, рассказала о том, что ей пришлось пережить в детстве. Она осталась дома с дедушкой. Дедушка был строг, ворчлив, внучка его всегда боялась.
— Что ты ходишь в такую жару в теплых штанах? — грозно закричал дедушка.
— А что мне делать? — внучка всем своим видом выражала беспомощность и подчинение непререкаемому авторитету дедушки.
— Что, что, — заворчал дед и стянул штанишки с внучки. Затем случилось то, что было самым большим, самым
190

ужасным секретом этой женщины в течение последующих 36 лет ее жизни. Дедушка пальцем дотронулся до влагалища девочки и попытался повалить внучку на постель. Девочка закричала, сумела высвободиться и убежать.
Почему она ничего не рассказала матери? Потому что считала себя виноватой. Потому что ей было очень стыдно. Ее ли это вина? Должна ли она стыдиться своего поведения? Конечно, нет. Легко ли жить с таким секретом в душе? Риторический вопрос. Конечно, тяжело. Можно ли доверять мужчинам, став взрослой? Можно, но очень трудно. Необходимо облегчить душу, раскрыв секрет кому-нибудь. Более того, ей было необходимо простить дедушку. Его давно уже нет в живых, но власть мертвых над нами такая же сильная, как и власть живых.
То, что случилось с этой женщиной в детстве, похоже на ожог третьей степени, рубцы от таких ран остаются на всю жизнь. Залечиванием этих эмоциональных ран и занималась с ней я. А было это в клинике, где лечат алкоголизм. Вы теперь понимаете, почему она туда попала?
В научной литературе хорошо документирован факт, что у женщин и мужчин, страдающих зависимостями от психоактивных веществ, часто выявляется наличие травмы в детстве — жестокого обращения, физического насилия, эмоционального и сексуального оскорбления. Например, в одной из работ при лечении 57 женщин было выявлено, что 86% женщин перенесли физическое насилие, 68% — отмечали эмоциональное оскорбление и 58% — сексуальное оскорбление (VanDeMark N.R., Brown E., Borneman A, Williams S„ 2004).
Лица, пережившие сексуальную травму детства, сообщали об употреблении психоактивных веществ на 30% чаще, чем лица, отрицавшие наличие подобной травмы в анамнезе (Johnson R.J. Ross M.W., Taylor W.C. et al., 2005). Женщины, перенесшие физическую или сексуальную травму в детстве, на 40% вероятнее начинают курить сигареты в зрелом возрасте, даже в отсутствие депрессии, по
191

сравнению с женщинами без травматического опыта детства (Nichols H.B., Harlow B.L., 2004).
В исследовании американо-индейских племен также обнаружили связь между травмой и зависимостями. Был сделан следующий вывод: человек, перенесший в детстве физическую или сексуальную травму, чаще (по меньшей мере в два раза) подвержен развитию зависимости от веществ (Libby A.M., Orton H.D., Novins D.K. et al., 2004).
He надо думать, что каждая женщина, пережившая в детстве сексуальную агрессию, заболевает алкоголизмом. Моя мысль формулируется так: каждая женщина, пережившая в детстве сексуальную агрессию, имеет больше вероятности стать несчастливой в зрелом возрасте. А какое это будет несчастье, точно никто не знает. И каждой женщине, каждому мужчине, подвергавшимся в детстве сексуальному оскорблению, необходимо помочь изжить это тяжелое переживание и помочь простить обидчика.
Имеется ряд психотерапевтических методов для решения подобных проблем. Один из методов «Лечение последствий травм, жестокого обращения и депривации» Мэрилин Мюррей. Работа с последствиями травм детства может изменить качество жизни. Автобиографическая история Мэрилин Мюррей о ее боли, связанной с травмой детства, и об исцелении и возрождении ее личности изложена в ее замечательной книге «Узник иной войны» (Мюррей М., 2004).
Научными исследованиями доказано, что психотерапия травмы оказывает благоприятное влияние на психическое и физическое здоровье, как в краткосрочном, так и в долгосрочном наблюдениях. Благоприятное воздействие включает в себя повышение иммунного функционирования, увеличение позитивного аффекта, сокращение числа визитов в медицинские учреждения. Увеличивается когнитивное усвоение изучаемого материала, снижается повышенное артериальное давление и нормализуется частота сердечных сокращений даже при таком поверхностном воздействии, как эмоциональное самораскрытие в устной или
192

письменной речи (Paez D., Velasco C, Gonzalez J.L., 1999; Pennebaker J.W., 1993; Pennebaker J.W., Hughes C.F., O'Hee-ronR.C, 1987; Pennebaker J.W., Kiecolt-Glaser J.K., Glaser R., 1980; Smyth J.M., 1998) .
Исцеление от травм детства подводит нас к необходимости простить обидчика. Почему это важно? Потому что непрощение превращается в ненависть. Это сильное чувство. Оно расползается в душе как масляное пятно на одежде. И вот уже человек ненавидит не только обидчика, но всех мужчин (или женщин), а потом и себя. Если по отношению к себе не очень подходит слово ненависть, то можно сказать о нелюбви к себе. А не любя себя, нельзя любить других. Вот вам корни проблемного брака. Здесь же корни и саморазрушающего поведения.
Только через всепрощение ненависть уходит полностью. Как простить? Можно, например, вспомнить, что дедушка был болен алкоголизмом, что его действиями руководила пагубная страсть, род недуга. А если перед вами человек верующий, то ему можно напомнить о том, что Христос учил прощать наших обидчиков.
О чувстве вины, стыда, о пережитом в детстве чувстве одиночества мы уже говорили. Здесь я хочу лишь напомнить, что все это входит в корневую систему нашего древа жизни. Все эти на первый взгляд быстро проходящие детские переживания могут обусловить строй наших чувств и в зрелом возрасте. С этими чувствами надо расстаться. Пусть прошлое принадлежит прошлому. В конце концов теперь оно только картинки в нашем сознании, а не сама действительность. Изменив точку зрения, можно увидеть мир совершенно иным.
Расстаться с детством — значит прервать мощную психологическую связь с родителями. Надо отделиться от них уже не физически, а психологически, то есть повзрослеть настолько, чтобы можно было взять на себя ответственность за свою жизнь.
Скажите, может ли быть счастливый брак у пары, каждый из членов которой психологически не отделился от ро-
п-6306 193

дителей? Вот молодая жена — перед тем как принять любое решение, она каждый раз звонит маме. А молодой муж все еще исправно исполняет волю, навязываемую ему родителями. В этом случае отношения молодых будут очень напряженными. У них, как у пары, нет свободы. Я не говорю о том, что им следует порвать со своими родителями. Естественно, они будут брать на себя ответственность за благополучие родителей — в той мере, в какой это благополучие зависит от исполнения сыновнего или дочернего долга. Отделиться от родителей означает — стать взрослыми, иметь свои жизненные ценности, иметь понятие о смысле своей жизни. И самое главное — иметь смелость брать на себя ответственность за свою жизнь. Сюда же входит и умение прощать обиды, в том числе родителям. Перестать считать себя жертвой несчастливого детства.

КОРНИ И ВЕТВИ ДРЕВА ЗАВИСИМОСТЕЙ
О чем эта книга? О том, что мы чувствуем себя прекрасно весь день, если у нас было хорошее утро, если мы встали «с той ноги». О том, что многие проблемы взаимоотношений просто не возникают у людей, выросших в функциональных (здоровых) семьях и имевших счастливое детство.
Какое утро — такой день, какое детство — такая жизнь. Верно ли это? И да, и нет. Многое можно исправить в течение дня, еще больше — в течение жизни. Но исправить можно только то, что нам понятно. Для этого и необходимо размышлять о детстве, об истоках нашей личности.
Давайте представим зрительно некоторые трудности нашей жизни. Для этого используем образ дерева (см. рис. 1). Любовная зависимость, как вы уже поняли из вышеприведенного текста, это не случайное невезение, а одна из форм зависимости. У всех зависимостей общие корни, то есть причины.
Выздоровление от зависимостей, включая любовную, предполагает постепенное выращивание прекрасных плодов на дереве. Мы будем удобрять это дерево новыми навыками (например, зрительным контактом, активным слушанием), поливать это дерево настоящей любовью. Корни могут переродиться и сделаются надежным фундаментом нашей жизни. В основание выздоровления мы положим доверие, принятие, безопасность, защищенность (см. рис. 2).
Тогда корни древа жизни перестанут питать нежелательные для нас проблемы, которые находятся в кроне.
Между корнями и кроной ствол жизни. Это наш строй мыслей и чувств. Мировоззрение и стереотипы реакций (все это еще называют иностранным словом — менталитет).
в- 195


Рис. 1. Любовная зависимость среди других зависимостей



Связаться с администратором



Похожие публикации:

  • Берри Уайнхолд, Дженей Уайнхолд. Освобождение от созависимости.
  • Рыжова Анастасия Владимировна. День семьи, любви и верности!
  • Чванова Маргарита Викторовна. Занятие по познавательному развитию «Моя семья» в подготовительной группе
  • Харина Елена Георгиевна. «Наша дружная семья». Сценарий праздника, посвящённый Дню семьи, любви и верности
  • Кашина Мария Юрьевна. Праздник, посвященный Дню семьи, любви и верности «ЗНАМЯ СЕМЬИ — ЛЮБОВЬ»
  • Бойдек Екатерина. Сказочка про девочку, или коротко о насилии, созависимости и пути выздоровления
  • Меринов А. В., д.м.н. Шустов Д. И., Ховрачев А. П. Эпискрипт в “алкогольном браке”
  • Резникова-Милованова Лариса Евгеньевна. Сценарий праздника «Моя семья – моя радость»
  • Гришина Елена Валентиновна. Влияние семьи на развитие личности ребёнка.
  • Березин С.В. и др. Принципы, формы и методы терапии созависимости
  • Владината Петрова. Почему жена не понимает меня?
  • Шовадаева Мария Ивановна. Практическое пособие по гармонизации детско-родительских отношений «Семья – территория счастья»
  • Зарахаева Эльвира Сергеевна. Конспект занятия в подготовительной группе «Я и моя семья»
  • Притча «Что такое»
  • Михайлова Ольга Владимировна. Конспект НОД детей в 1 младшей группе «Моя семья»
  • Малахова Надежда Викторовна. Конспект НОД в старшей группе. Тема 'Я и моя семья'
  • Охезина Ольга Александровна. Развлечение для дошкольников «Моя семья»
  • Притча «Еще раз о Любви»
  • Рамиль Гарифуллин. Как распознать наркомана или алкоголика? Как определить наркозависимую личность
  • Иваненко Ксения Васильевна. Психологичесике игры с детьми 'Когда я грущу'
  • Программа педагога-психолога по профилактике жестокого обращения с детьми
  • Буткова Е. Н., Горюнова Н. Ю.. Дидактическое пособие «Витаминки любви».
  • Кодола Лариса. Занятие по самопознанию в старшей группе: «Я и моя семья»
  • Рамиль Гарифуллин. Любовь: психологические основы
  • Улитова Елена. О любви, логических уровнях и профессионализме
  • Милликен Р. Танцевально-двигательная терапия химической зависимости
  • Загер Наталья Николаевна. Путешествие в прошлое семьи
  • Дэн Вальдшмидт. Любовь или пассивная агрессия?
  • Притча «История одной любви»
  • Андреенко Татьяна Александровна. ПРОГРАММА «ОПТИМИЗАЦИЯ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ В СИСТЕМАХ «РЕБЕНОК-РЕБЕНОК», «РЕБЕНОК-ВЗРОСЛЫЙ»
  • Притча «Что я знаю о любви?..»
  • Наталья Козлова. Педагогический проект для детей и родителей 'Семья - это счастье, любовь и удача!'
  • Тиханова Ольга Александровна. Сценарий развлечения «День ромашек» «8 июля — День семьи, любви и верности» вторая младшая группа
  • Смирнова Елена Александровна. Фестиваль-конкурс «Семейные традиции»
  • Евгений Ильин. Мифы о романтической любви
  • Берн Эрик. Секс в человеческой любви.
  • Джонсон Р. О земной любви
  • Психологические советы от Михаила Лобковского
  • Томилина Светлана Юрьевна. Конспект занятия в подготовительной группе. Тема: «Моя семья».
  • Белова Татьяна Викторовна. Конспект развлечения «День семьи, любви и верности» в старшей и подготовительной группе
  • Шакина Юлия Сергеевна. Конспект занятия «День любви, семьи и верности».
  • Толокольникова Надежда Николаевна. Непосредственно – образовательная деятельность с детьми во второй младшей группе Тема «Моя семья»
  • Каткова Анжела Николаевна. Заключительное мероприятие по теме «Семья» для детей старшей логопедической группы.
  • Притча «Слова любви»
  • Зеленова Ирина Александровна. Круглый стол для детей и родителей «Что может быть семьи дороже?!»
  • Висина Татьяна Сергеевна. Конспект Беседы «Ромашка символ семьи, любви и верности»
  • Нигуренко Татьяна Анатольевна. Конспект занятия формирование целостной картины мира в старшей группе. Тема: «Моя семья»
  • Закономерности психических систем
  • Гулевская Светлана Николаевна. Заседание родительского клуба «Моя семья».
  • Дружинин В. Н. - Психология семьи



  • Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:      
    Код для вставки в форум (BBCode):      
    Прямая ссылка на эту публикацию:      


     (голосов: 0)

    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь