Москаленко В.Д. Когда любви слишком много: Профилактика любовной зависимости.

Категория: Популярная психология, Психотерапия и консультирование | Просмотров: 16450

Автор:   
Название:   
Формат:   HTML, DOC
Язык:   Русский

Скачать по прямой ссылке

Дети не столь беззаботны, как может показаться на первый взгляд. Институт социологии проанализировал результаты анкетного опроса 600 детей в возрасте 12-14 лет и установил, что ничего не боятся только 14% детей. Раньше я никогда не думала, что довольно много (12%) детей боятся смерти, что еще больше детей (24%) боятся одиночества, потери близких. В общем, страх — это реальная проблема людей разного возраста. Не исключено, что и вам знакомо это чувство.
«Я уже взрослая, но и сейчас я боюсь открыто выражать все, что я хочу. Наверное, я боюсь потерять своего мужа, я боюсь, что тогда он не будет любить меня», — говорила мне одна женщина.
Эта женщина боялась всякой конфронтации, боялась столкновения с реальностью. Ее страшило простое несогласие с мужем, ее страшил любой вопрос, который он задаст ей в ответ на высказанное желание. Ее страх был силен. Он сделал эту женщину «тише воды, ниже травы». Она на цыпочках ходила по комнате, когда муж работал за столом. Боясь не угодить ему, она сделалась «женой-угодницей». Разве это здоровые отношения?
Подозреваю, что причину страха в данном случае надо искать не в муже женщины, а в родителях. Возможно, родители не позволяли ей спокойно выражать свой страх. А когда это случалось, то с ней обращались так, что она чувствовала себя виноватой, неполноценной, униженной. У нее, вероятно, не было возможности наблюдать, как решаются разногласия цивилизованным способом, без шума и крика, путем обсуждения и переговоров.
Может быть поэтому всякое несогласие представлялось ей чем-то чрезвычайным? Если в детстве человек боялся неизвестного, он может этого бояться и став взрослым. Страх неизвестного иммобилизует человека, сковывает его энергию, как бы «припирает» к стенке. Люди отказываются верить своим глазам, не имеют смелости проверить свое восприятие. В результате они становятся подавленными,
181

одинокими, живут в изоляции и страдают от пониженной самооценки.
Если с вами происходило и происходит нечто подобное, то найдите время и подумайте над следующими вопросами. А лучше всего ответьте на них письменно.
Упражнение
«Смело посмотрим своим страхам в глаза»
Чего вы боялись ребенком? Боялись ли вы, что вас оставят одного? Боялись ли вы, что вас будут бить? Боялись ли вы, что мама или папа вас не любят? Как вы справлялись со своими страхами в детстве? Уходили ли вы в укромный уголок поплакать или злились?
Запирались ли вы в туалете?
Просили ли вы брата или сестру посидеть рядом с вами?
Знал ли кто-нибудь, что вы испытываете страхи? Как вы думали тогда: ваша мама знала о ваших страхах?
Как вы выражали свои страхи? Случалось ли вам обмочиться в постели? Маскировали ли вы свой страх гневом? Насколько похожи ваши способы реагирования на страх в детстве и теперь, когда вы взрослый человек? Вы по-прежнему выходите из себя, когда боитесь? Прячетесь ли вы от людей в таком состоянии? Можете ли вы рассказывать о своих страхах людям? Притворяетесь ли вы, что ничего не боитесь?
Очень хорошо, если вы сможете на все эти вопросы ответить кому-то, кому доверяете. Прекрасно, если все это вы сможете обсудить с супругом или другом, которого любите. Внимательно выслушайте и его ответы на эти вопросы. Задайте ему дополнительные вопросы о его детстве. Это вас сильно сблизит.
182

Мы поработали с вами над эмоциями, которые омрачают нашу жизнь. А с другими — радостными и светлыми чувствами — вы справитесь без труда. Только не ленитесь разделить их с самым близким и значимым для вас человеком. Помните поговорку: «Разделенная радость — двойная радость, разделенная боль — половина боли».

КАК ДЕТСКИЕ ЧУВСТВА ПРОЯВЛЯЮТСЯ В СУПРУЖЕСТВЕ?
Вот, например, одна семья. Она — учительница, он — врач. Любят друг друга, у них много общих интересов, оба — замечательные люди. Их супружество, казалось бы, несет на себе отпечаток божьего благословения, так они подходят друг другу. Но первые три года жизни сопровождались частыми и болезненными для обоих супругов ссорами. И так бы это все и продолжалось, если бы однажды их семейный терапевт не подсказал им, в чем истоки их ссор. Он знал обстоятельства детства каждого из супругов в этой семье.
Она выросла без отца. Мать делала все возможное, чтобы дочери дать образование, «вывести в люди». Естественно, мать любила свою дочь и заботилась о ней. Девочка была очень способная, и мать постаралась дать ей как можно больше, в первую очередь хорошее образование — и английский язык, и изостудия, и фигурное катание. Девочка с удовольствием всем этим занималась.
Незаметно атмосфера высоких требований сгущалась. Нельзя сказать, что требования были невыполнимыми, но все же приходилось постоянно тянуться к новым достижениям. Ну и что? Разве это плохо? Разве вся педагогика не занимается тем, чтобы провести человека по верхнему краю его возможностей?
То ли из-за занятости, то ли из-за фокусировки внимания лишь на достижениях мама редко хвалила дочку. Зато критиковала ее постоянно. И еще. Мама никогда не говорила дочери: «Я тебя люблю».
А теперь, когда дочь уже была замужем — вы не поверите, но — ссора с мужем у нее могла возникнуть из-за
184

небрежно брошенной им фразы за ужином, например: «Ой, какая мягкая морковка». Ужин — тушеные овощи с мясом — мужу понравился. Он не хотел сказать ничего плохого. Она же обиделась и три дня не разговаривала с ним. Он не понимал, в чем дело. Начали перебирать прошлое, нашли еще несколько таких обид.
Какая связь между детством девочки и проблемами ее брака? Прямая. В детстве девочку много критиковали и мало хвалили. Ей казалось, что ее не любят. Во всяком случае, она не всегда была уверена в том, что ее любят просто так, без всяких ее достижений.
Она привыкла стремиться к совершенству, к сверхдостижениям. И ей удавалось почти все, за что она бралась. Ее успехи были действительно большими. Она преуспела в иностранном языке, в изобразительном искусстве, в спорте, не говоря уже о школе. Двигатель этих успехов — глубоко спрятанная пониженная самооценка. «Я должна добиться еще больших успехов, тогда мама будет мной довольна».
Но похвала не приходила, пониженная самооценка только закреплялась. Это довольно едкое чувство. Вечное недовольство собой, своего рода самоедство. Сколько ни делай, даже самой себе не нравишься. Такой человек очень болезненно воспринимает любую критику или усматривает критику там, где ее нет.
Например, замечание о мягкости (либо твердости) морковки было лишь констатацией факта: такова морковь. Но жене показалось, что муж тем самым хочет плохо отозваться о ее кулинарных способностях. Дело не в морковке, а в повышенной чувствительности, ранимости, уязвимости.
Конечно, идеальный муж мог бы давно заметить эту особенность жены. Он мог бы и похвалить ужин. Похвала украшает любые взаимоотношения. Комплимент ужину — все равно, что комплимент самой женщине, приготовившей этот ужин. Этот муж был не идеальный. А вы знаете идеальных мужей? Я, например, не знаю. Никто не совершенен, значит и не идеален.
185

Теперь мои знакомые ссорятся реже и, главное, после ссоры долго не молчат, а понимают, что обычная супружеская жизнь без конфликтов не бывает. Надо лишь не усугублять их.



Связаться с администратором



Похожие публикации:

  • Берри Уайнхолд, Дженей Уайнхолд. Освобождение от созависимости.
  • Рыжова Анастасия Владимировна. День семьи, любви и верности!
  • Чванова Маргарита Викторовна. Занятие по познавательному развитию «Моя семья» в подготовительной группе
  • Харина Елена Георгиевна. «Наша дружная семья». Сценарий праздника, посвящённый Дню семьи, любви и верности
  • Кашина Мария Юрьевна. Праздник, посвященный Дню семьи, любви и верности «ЗНАМЯ СЕМЬИ — ЛЮБОВЬ»
  • Бойдек Екатерина. Сказочка про девочку, или коротко о насилии, созависимости и пути выздоровления
  • Меринов А. В., д.м.н. Шустов Д. И., Ховрачев А. П. Эпискрипт в “алкогольном браке”
  • Резникова-Милованова Лариса Евгеньевна. Сценарий праздника «Моя семья – моя радость»
  • Гришина Елена Валентиновна. Влияние семьи на развитие личности ребёнка.
  • Березин С.В. и др. Принципы, формы и методы терапии созависимости
  • Владината Петрова. Почему жена не понимает меня?
  • Шовадаева Мария Ивановна. Практическое пособие по гармонизации детско-родительских отношений «Семья – территория счастья»
  • Зарахаева Эльвира Сергеевна. Конспект занятия в подготовительной группе «Я и моя семья»
  • Притча «Что такое»
  • Михайлова Ольга Владимировна. Конспект НОД детей в 1 младшей группе «Моя семья»
  • Малахова Надежда Викторовна. Конспект НОД в старшей группе. Тема 'Я и моя семья'
  • Охезина Ольга Александровна. Развлечение для дошкольников «Моя семья»
  • Притча «Еще раз о Любви»
  • Рамиль Гарифуллин. Как распознать наркомана или алкоголика? Как определить наркозависимую личность
  • Иваненко Ксения Васильевна. Психологичесике игры с детьми 'Когда я грущу'
  • Программа педагога-психолога по профилактике жестокого обращения с детьми
  • Буткова Е. Н., Горюнова Н. Ю.. Дидактическое пособие «Витаминки любви».
  • Кодола Лариса. Занятие по самопознанию в старшей группе: «Я и моя семья»
  • Рамиль Гарифуллин. Любовь: психологические основы
  • Улитова Елена. О любви, логических уровнях и профессионализме
  • Милликен Р. Танцевально-двигательная терапия химической зависимости
  • Загер Наталья Николаевна. Путешествие в прошлое семьи
  • Дэн Вальдшмидт. Любовь или пассивная агрессия?
  • Притча «История одной любви»
  • Андреенко Татьяна Александровна. ПРОГРАММА «ОПТИМИЗАЦИЯ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ В СИСТЕМАХ «РЕБЕНОК-РЕБЕНОК», «РЕБЕНОК-ВЗРОСЛЫЙ»
  • Притча «Что я знаю о любви?..»
  • Наталья Козлова. Педагогический проект для детей и родителей 'Семья - это счастье, любовь и удача!'
  • Тиханова Ольга Александровна. Сценарий развлечения «День ромашек» «8 июля — День семьи, любви и верности» вторая младшая группа
  • Смирнова Елена Александровна. Фестиваль-конкурс «Семейные традиции»
  • Евгений Ильин. Мифы о романтической любви
  • Берн Эрик. Секс в человеческой любви.
  • Джонсон Р. О земной любви
  • Психологические советы от Михаила Лобковского
  • Томилина Светлана Юрьевна. Конспект занятия в подготовительной группе. Тема: «Моя семья».
  • Белова Татьяна Викторовна. Конспект развлечения «День семьи, любви и верности» в старшей и подготовительной группе
  • Шакина Юлия Сергеевна. Конспект занятия «День любви, семьи и верности».
  • Толокольникова Надежда Николаевна. Непосредственно – образовательная деятельность с детьми во второй младшей группе Тема «Моя семья»
  • Каткова Анжела Николаевна. Заключительное мероприятие по теме «Семья» для детей старшей логопедической группы.
  • Притча «Слова любви»
  • Зеленова Ирина Александровна. Круглый стол для детей и родителей «Что может быть семьи дороже?!»
  • Висина Татьяна Сергеевна. Конспект Беседы «Ромашка символ семьи, любви и верности»
  • Нигуренко Татьяна Анатольевна. Конспект занятия формирование целостной картины мира в старшей группе. Тема: «Моя семья»
  • Закономерности психических систем
  • Гулевская Светлана Николаевна. Заседание родительского клуба «Моя семья».
  • Дружинин В. Н. - Психология семьи



  • Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:      
    Код для вставки в форум (BBCode):      
    Прямая ссылка на эту публикацию:      


     (голосов: 0)

    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь