Ланге Фриц. Язык человеческого лица.

Категория: Библиотека » Популярная психология | Просмотров: 14337

Автор:   
Название:   
Формат:   HTML, PDF
Язык:   Русский

Скачать по прямой ссылке

о «кривить рот», выдвигая нижнюю губу вперед, т. е. выражать презрение. Но, как правило, он, очевидно, этого не показывал. Он настолько хорошо владеет собой и корректен, что в голову приходит мысль о педантичности. И этому соответствует то, что известно о его личности. Прантль приписывает ему «доходящую до расщепления волоса» логическую чистоту в сочетании со скрупулезным «школьным» мастерством».
Другое изменение описанная выше изначальная форма рта при самообладании претерпевает благодаря более интенсивному напряжению buccinator'a. В качестве примера я привожу на рис. 262 лицо Якоба Фугтера, основателя фонда Фуггера. Ротовая щель сильнее вытянута в длину, чем у Эзопа и Гербарта. Намечена морщина у уголков рта, которая возникает в результате деятельности buccinator'a. Губы у Фуггера сжаты плотнее, чем у Гербарта, и нижняя губа от этого становится уже. Это рот, который говорит об очень большой степени самообладания. Ни радость, ни страдание не могут сдвинуть прямую линию его рта вниз или вверх. Хочется предположить, что он сдержанно оценивает перспективы принадлежащего ему большого дела. Взгляд холодный и трезвый; глаза смотрят, избегая какой-либо мечтательности; они, как и рот, выражают высокую степень самообладания. Наверняка он много и напряженно размышлял, однако его лоб и брови мало говорят об этом. Лишь внутренние окончания бровей несколько стянуты внутрь и вниз, что говорит о частой работе мышцы, сморщивающей брови.
Его биограф Якоб Штридер говорит о нем: «Душевное настроение взвешенной объективности, холодный расчет, с которым он приступал ко всем своим делам, сохранялось у него на протяжении всей жизни и предохраняло его от отчаянных спекулятивных предприятий». Об этом же говорит и его изображение.
В значительной мере мы находим особенности фуггеровского рта на изображении маркграфа Кристофа фон Бадена Ганса Бальдунга (Старая пинакотека, рис. 263). Ротовая щель представляет собой прямую линию, видна лишь незначительная часть красной ткани губ. Его рот говорит о самообладании, возрастающем вплоть до ожесточения.
Рис. 260. Эзоп (Вилла Альбани, Рим). Рис. 261. Гербарт. Философ.
Рис. 262. Якоб Фуггер. А. Дюрер. рис. 263. Кристоф фон Баден.
Ганс Бальдунг.
Рис. 260-263. Мужчины, хорошо владеющие собой.
Кристоф был наследником баденского княжеского дома. Он был храбрым солдатом и опытным полководцем и сохранял верность уважаемому курфюрсту Филиппу Пфальцскому, несмотря на свою опалу. Это говорит о его прекрасном характере. Он был также благочестивым и заботливым счастливым отцом семейства (15 детей!). Со всеми этими замечательными качествами плохо согласуется ожесточенная форма рта. Но когда мы узнаем, что в конце своей жизни Кристоф заболел душевной болезнью и провел 11 лет в полном помрачении рассудка, мы поймем появление такой формы рта. Вероятно, появлению болезни предшествовали длительные периоды тяжелой депрессии, в это время его рот и приобрел выражение разочарования и ожесточенности.
Рис. 264. Эразм Роттердамский. Гольбейн (музей, Базель).
Рис. 265. Альбрехт Дюрер. Автопортрет (старая пинакотека, Мюнхен).
Но среди владеющих собой людей нередко встречаются формы рта, при которых, хотя основную роль в их формировании играет buccinator, наряду с этим значительное влияние оказывают и другие мышцы. Хороший пример этого рода представляет лицо Эразма Роттердамского, черты которого Гольбейн запечатлел в целом ряде отличных картин (рис. 264). Эразм был образованнейшим человеком своего времени, и никто не мог превзойти его в ясности и остроте разума. Но о его характере высказываются не столь благоприятные суждения. Говорят, что он искал расположения сильных мира сего, а к простым людям часто был недружествен.
Его глаза говорят о духовной значительности и живости ума. Хотя этому ученому мужу вследствие исчезновения жирового слоя было трудно поднимать верхнее веко, поэтому он привлекал к этому мышцы лба, о чем говорят латеральные половины бровей, взгляд его ясный и твердый. Форма рта отражает его характер. Ротовая щель необычно сильно вытянута в длину. М. buccinator (мышца отказа и разочарования, щечная мышца) очень часто — особенно у сильных мира сего — работал активно, порождая сервильную улыбку, которую мы часто находим на лицах пожилых лакеев. Но и triangularis (мышца, опускающая угол рта) играл значительную роль в его мимике, что мы можем понять по морщине в уголках рта. Она сформировалась в общении с «маленькими людьми», в отношении которых Эразм не считал необходимым изображать дружеское расположение на лице. На картине, написанной 7 лет спустя (Парма, галерея) морщина у уголков рта выражена сильнее—признак того, что в течение этих семи лет Эразм выражал преимущественно недружелюбие.
Имеются, однако, примеры, противоречащие общему положению об узких губах, свойственных людям с способностью к самообладанию. Приведу изображение Альбрехта Дюрера (рис. 265)—автопортрет, написанный им, когда ему было 28 или, как считают многие исследователи его творчества, 36 лет. Нельзя
сказать, что этому лицу свойственна радость, хотя чувство юмора было не чуждо художнику, о чем свидетельствуют его письма к Пиркхаймеру из Венедига. Но и прямо противоположное состояние, тоска, нередко посещала создателя «Меланхолии». Он сам говорил о себе, что его душевная жизнь движется между «великими страхами». Маятник его настроений раскачивался между маниакальным и депрессивным полюсами. Но об этом нельзя судить по картине, если только не отметить то, что выражение широко открытых глаз необычно серьезно.
Способность к самообладанию препятствует отражению на лице очень существенных черт личности. Это относится к большинству людей, умеющих владеть собой. Поэтому для физиогномиста они гораздо менее поучительны, чем лица выраженно радостных или печальных людей.
Полные губы несколько выдвинуты вперед и поэтому еще сильнее подчеркнуты. Это та форма рта, которую я ранее определил как оценивающий или проверяющий рот. И, действительно, в это время Дюрер мог смотреть оценивающим взглядом на все, что его окружало: на людей, край, и, не в последнюю очередь, на характер живописи своих товарищей по профессии. И его глаза, верхнее веко которых претерпевает переход от века, напоминающего кусочек персика, к булавовидному веку, тоже смотрят испытующим, остро схватывающим взглядом. Позднее лицо Дюрера изменилось, но картины не настолько удались, чтобы можно было сравнивать.
Форма рта Дюрера очень похожа на одно лицо, которое ранее рассматривалось как автопортрет художника Ганса фон Мелема, а сегодня считается изображением патриция, господина из Мелема (рис. 266). Художник неизвестен. Губы очерчены четче, чем у Дюрера, также отчетливее выражена и работа buccinator'a. Лицо в целом производит впечатление более трезвое, жесткое и практичное, чем лицо Дюрера. Конечно, определенную роль тут играют длинные волосы и борода, обрамляющие лицо Дюрера.
Новую ноту приобретает лицо человека, умеющего владеть собой, когда к нему добавляется ожесточение. Это особенно выражено на портрете неизвестного, написанного Парисом Бордоне (рис. 267).
У его рта, который обнаруживает все признаки самообладания, четко очерчены губы и, в отличие от Фуггера и Кристофа фон Бадена, вывернуты наружу. Эта форма губ, по-видимому, обусловлена не только наследственностью, но скорее активной работой мышц лица. Видна также деятельность мышц носа, что приводит к формированию прилегающей непосредственно к крылу носа носогубной складки. Сморщивание носа хорошо согласуется с ожесточенным, отталкивающим выражением губ. Также и брови, внутренние окончания которых сильно стянуты вниз и вовнутрь, усиливают мрачное выражение. Умный, волевой и деятельный господин, которому, однако, весьма трудно угодить!
Все описанные виды самообладания обусловлены работой мышц лица. Но есть, как я уже выше говорил, еще одна форма самообладания, которая не имеет с этим ничего общего. Мы находим ее у людей, которые наследственно одарены нечуткой, неотзывчивой, холодной, как лед, личностью, и которым поэтому не
Рис. 267. Самообладание и ожесточение у неизвестного, Парис Бордоне (палаццо Дория, Рим.)
Рис. 266. Патриций из Мелема. Художник неизвестен (пинакотека, Мюнхен.)
нужно тщательно скрывать свои переживания,в той мере, в какой они пер



Связаться с администратором



Похожие публикации:

  • Притча «Воровство риса»
  • Притча «Свинья - копилка»
  • Притча «На губы его ставится печать молчания»
  • Редактор. Елочные игрушки своими руками
  • Притча «Слепой и уродина»
  • Притча «Подарок жены»
  • Притча «Золото и рис»
  • Заводюк Вадим, Исупов Станислав. Что такое женщина?
  • Как мужские феромоны действуют на женщин
  • Редактор. Бисероплетение - Флоксы
  • Притча «Дзёсю приказывает вымыть чашку»
  • Шопенгауэр А. МИР КАК ВОЛЯ И ПРЕДСТАВЛЕНИЕ
  • Пелевин Виктор. ИВАН КУБЛАХАНОВ
  • Притча «Неси мой огонь»
  • Притча «Свет в ее окне»
  • Притча «Оштукатуривание стен»
  • Притча «Самое главное»
  • Геи лучше запоминают лица
  • Идеальная женщина глазами мужчин
  • Психологические советы от Михаила Лобковского
  • Притча «Девушка-осень»
  • Юлия Вицко. Найти себя vs. Быть Собой
  • Закономерности психических систем
  • Определить сексуальную ориентацию можно по расширяющимся зрачкам
  • Сексуальная игра жены Потифара.
  • Заговор, чтобы муж жену любил как раньше
  • Круги близости: Диагностика происходящего в жизни
  • Притча «Шестьдесят лет одиночества»
  • Притча «Лодка»
  • Алан Беннетт
  • Морщины мешают взаимопониманию
  • Роджерс К. О становлении личностью. Психотерапия глазами психотерапевта.
  • Сергей Неллин. 7 популярных заблуждений о страхе
  • Приворот на быстрый возврат любимого
  • Какие последствия приворота мужчины?
  • Притча «В зеркалах твоих глаз»
  • Эрик Берн. Формы человеческих отношений.
  • Как помириться с парнем?
  • Притча «Рожденный зайцем»
  • Тест «Коммуникативная компетентность».
  • Формы невербального поведения ног и стоп. Движение стоп вопреки силе тяжести.
  • Притча «Сказка о принцессе и принцах»
  • Притча «Ворон и Сорока»
  • Притча «Каменотес»
  • Атватер И. Невербальное общение.
  • Притча «Бессмыслица»
  • Приворот на женщину
  • Притча «Дом любви (сказка)»
  • Притча «Одна минута»
  • Как влюбить в себя женщину



  • Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:      
    Код для вставки в форум (BBCode):      
    Прямая ссылка на эту публикацию:      


     (голосов: 0)

    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь