Рязанцев Сергей. Танатология - наука о смерти.

Категория: Психология, Психотерапия и консультирование | Просмотров: 17290

Автор:   
Название:   
Формат:   HTML, RTF
Язык:   Русский

Скачать по прямой ссылке

В августе 1985 г. в местной районной газете прочел некролог. Он был подписан: "Коллектив училища..." Я нашел эту могилу. Разрыл ее лопатой, потом при помощи стамески взломал крышку гроба и за ногу стал вытаскивать труп. Вытащить его не смог, после чего с кладбища ушел.
В начале октября поехал на Нофиевское кладбище. С краю я увидел свежую
могилу. Что похоронена женщина, определил по надписям на венках. Невдалеке я нашел лопату, которой стал разрывать могилу. Услышав со стороны деревни голоса приближавшихся людей, испугался, засыпал немного могилу землей и убежал.
В марте 1986 г. я вновь приехал на Бурковское кладбище. В низине увидел свежую могилу, на которой находилась фотография молодой девушки. Лицо девушки понравилось, и я решил вскрыть могилу. Разрыв ее на глубину около 0,5 метра, я обнаружил, что дальше находится вода, а земля мерзлая и ее трудно копать. Поэтому решил отказаться от замысла.
Через несколько дней приехал на Бурковское кладбище. Нашел лопату и стал
разрывать могилу. Начался сильный дождь, копать стало труднее, и я с кладбища уехал, слегка засыпав могилу землей.
Таким образом, я полностью признаю себя виновным в 10 случаях разрытия могил".
Может ли здравомыслящий человек опуститься до перечисленной
мерзопакости?! По-видимому, нет. Определением народного суда Дамаки, 1948 года рождения, уроженец Харьковской области, украинец, был освобожден от уголовной ответственности за содеянное и направлен для прохождения принудительного лечения в психиатрическую больницу специального типа...
Некрофилия (буквально - "любовь к мертвым") относится к довольно редким
половым извращениям и считается психическим расстройством. Приведем характерное
описание больного некрофилией - аптекаря Пуальфжра - из сатирического романа французского писателя Габриэля Шевалье "Клошмерль".
Аптекарь Пуальфар весьма странно вел себя с девицами легкого поведения. "Он просил их раздеться донага, закрыть глаза и, завернувшись в простыни, застыть, имитируя трупное окоченение. В руках они должны были сжимать маленькое распятие, которое он всегда носил при себе. Опустившись на колени перед постелью, господин Пуальфар долго плакал навзрыд, а потом... покидал воскресших красоток и отправлялся на кладбище... где выбирал редкие эпитафии и переписывал их в записную книжку..." После многочисленных эротических приключений Пуальфар попадает в психиатрическую клинику, где "некий психиатр новейшей школы" раскрыл-таки причины его недуга: "в возрасте четырнадцати лет аптекарь испытал свое первое сексуальное волнение у постели умершей кузины, двадцатитрехлетней красавицы, которую он обожал втайне. Смешанный запах цветов в мертвого тела с такой сладостной силой запал в память молодого Пуальфара, что впоследствии его темные инстинкты непрестанно стремились вернуться к этому ощущению".
В настоящее время в Уголовном Кодексе России существует специальная статья
об осквернении и ограблении могил. Под эту статью можно подвести и самочинные перезахоронения, хотя иногда побудительными причинами к этим действиям служат и благородные побуждения. Так, тайком, ночью, была перезахоронена умершая в 1970 году вдова писателя Александра Грина Нина Николаевна Грин. Произвол чиновников не позволил выполнить ее последнюю волю - быть похороненной рядом с мужем. Тогда друзья и поклонники творчества Грина, рискуя многим, пришли ночью на кладбище Старого Крыма, вырыли ее гроб и подхоронили в ограду к мужу. Лишь 20 лет спустя они решились рассказать об этом в журнале "Родина".
На страницах этой главы тесно переплелись рассказы об археологах и кладбищенских ворах, благородных людях и осквернителях, о науке и суевериях, о правде и вымыслах. Но еще более пестрый калейдоскоп удивительных фактов ждет тебя, читатель, в следующей главе.
ЛИТЕРАТУРА
Марк Твен. Приключения Тома Сойера. Собр. соч. в восьми томах. М" 1980, т. IV. Пыляев М. И. Старый Петербург. С.-Петербург, Изд. А. С. Суворина, 1889.
Шевалье Г. Клошмерль. М., "Художественная литература", 1988. Ночь на Старо- Крымском кладбище. "Родина", 1990, № 8. Мумия в операционной. "Наука и жизнь", 1974, N8 9. Мироненко О. Счастье на несчастье не построишь. "Вечерний Ленинград", 1991, № 47,26 февраля.
Горбовский. А., Семенов Ю. Закрытые страницы истории. М., "Мысль", 1988.
Персидские народные анекдоты. М., "Наука", 1990.
Готье Т. Путешествие в Россию. М., "Мысль", 1988. Косульников А. Нашим мертвым нужны часовые. "Комсомольская правда", 1991, 4сентября.
Токаревич К. Н., Грекова Т. И. По следам минувших эпидемий. Лениздат, 1986. Посмертная дискриминация. "Коррьере делла сера" (Италия) 1991, 16 мая. "Правда", 1941, № 159(8567), 10 июня. Злодоре" Д. Существуют ли проклятия фараонов? (по материалам "Иджхпшен газетт". "Советская культура", 1991, 18 мая.
Тарасов А. Осквернитель.- "Щит и меч", 1991, № 9.
Каледин С. Смиренное кладбище. "Новый мир", 1987, № 5.
Тургенев И. С. Отцы и дети. Л., "Лениздат", 1975.
ГЛАВА XVIII
Злые мертвецы
Как было показано в главах, посвященных погребальным обрядам, похоронный обряд оказался одним из наиболее консервативных элементов культуры благодаря устойчивости определяющих представлений, на базе которых он сформировался. Не случайно христианизация именно в этой области не принесла сколько-нибудь существенных результатов. В центре погребального ритуала оказался страх, причем не страх перед смертью, а страх перед мертвым, он-то и поддерживал строгость соблюдения и поразительную устойчивость данного ритуала в течение многих веков. Ритуальные обряды имели предохранительную цель, они должны были способствовать тому, чтобы оградить живых от злого, а подчас и губительного влияния мертвых. Даже до сегодняшнего дня в погребальной традиции сохранились отголоски этих древних ритуалов и верований. Так, считается обязательным выносить покойника из дверей вперед ногами. Вряд ли кто сегодня раздумывает над истоками этого обряда. А причина его все в том же страхе перед мертвыми - надо вынести его так, чтобы он не нашел дороги назад, не вернулся. Еще в прошлом веке в этих же целях разбирали для выноса покойника потолок или стены избы - мертвый не должен знать, где находится дверь, иначе он сможет возвратиться.
Истоки этих ритуалов следует искать в представлениях первобытных племен. В соответствующей главе мы уже рассказывали о повсеместно распространенном обычае эпохи неолита связывать мертвого перед погребением, чтобы он не мог вернуться и вредить живым.
Сохранились эти ритуалы и у некоторых современных народов, находящихся на начальных этапах культурного развития. Этнограф начала XX века Джеймс Джордж Фрэзер сообщает, что у мангаров, воинственного племени в Непале, оплакивающие покойника родственники тщательно загораживают дорогу от его могилы к дому колючим хворостом, опасаясь, как бы покойник не вздумал вернуться в родную семью. В фольклоре и мифологии многих народов встречаются представления о "живых мертвецах", наделенных особой сверхъестественной силой, которые могли выходить из могилы. Это были злые мертвецы, они нападали на людей, поедали их или пили их кровь, могли насылать болезни и смерть. Некоторые исследователи считают, что происхождение этих верований зависело от исторических причин: от противоречия или борьбы двух погребальных обычаев - сожжения и погребения.
Весьма многочисленны фольклорные представления о злых мертвецах - это и
народные песни, и сказки, и былины, и былички и бывальщины. Чаще всего в рассказах о злых мертвецах мы встречаемся с вампирами, упырями, вурдалаками.
Слово вампир появилось в западноевропейских языках с XVII века. Ни в средневековой латыни, ни даже в древне- и средненемецком языках его еще нет. На Запад Европы оно перешло из Германии, которая, в свою очередь, переняла его у южнославянских народов, у которых оно известно с XV века. Слово вампир у славян образовалось от более древнего термина упырь. Упырь - это мифологический образ славянских народных поверий. Он известен у украинцев (упир, вампир), белорусов (вупар), поляков (upior), чехов (upir), сербов (в XV-XVI веке - упир, позже - вампир), болгар (вампир, вапир, въпир). В форме "вампир" это слово вошло, по-видимому, через сербов, во все европейские языки. В древнеславянских дохристианских верованиях упырь был одним из предметов культа: по словам Начального летописного свода, славяне, прежде чем поклоняться Перуну, приносили жертвы "упырям и берегиням".
В большинстве случаев вампир и упырь имеют одно значение и обозначают вставшего из могилы мертвеца, который высасывает кровь у спящих людей. По народным поверьям, если какой-нибудь человек стал упырем и ходит ночью по земле, то надо снова вырыть его тело из земли и пронзить сердце осиновым колом. Тогда мертвец перестанет быть упырем. Считается, что укушенный упырем сам в свою очередь становится вампиром. Можно заранее знать, кто будет вампиром - такой человек имеет двойной ряд зубов во рту; это особенно часто встречалось у маленьких детей (появление коренных зубов при еще невыпавших молочных), которые по поверью чаще всего в таком случае рано умирают и после смерти летают ночью подобно летучим мышам. Последнее поверье было распространено в основном в Польше, где таких детей¬вампиров называли "стригами" (strzyga).
У сербов и русских образ упыря (вампира) смешался с мифологическим образом волка-оборотня - "вукодлака" (отсюда и искаженное "вурдалак", вошедшее в художественную литературу).



Связаться с администратором



Похожие публикации:

  • Франк С.Л. УЧЕНИЕ О ПЕРЕСЕЛЕНИИ ДУШ (религиозно-исторический очерк)
  • Ананда Майтрейя Тера (Алан Беннет Макгрегор). Переселение душ
  • Притча «Что есть такое, что нельзя получить от меня?»
  • Рамиль Гарифуллин. Нанопсихология и психиатрия о феномене «Аватара»
  • Притча «Обитель Истины»
  • Притча «Величие президента Линкольна»
  • Притча «2 мудреца»
  • Сергей Воронков. Что такое «Душа»? (или «Психология, наука — о чем?»)
  • Маркс К., Энгельс Ф., Ленин В.И. О ДИАЛЕКТИЧЕСКОМ И ИСТОРИЧЕСКОМ МАТЕРИАЛИЗМЕ
  • Притча «Шелуха душ древних людей»
  • Павел Пономарев. Танатофобия — страх ложной жизни
  • Эрик Берн. Формы человеческих отношений.
  • Притча «Коллекционер душ»
  • Чеглова И. А. Еще две игры
  • Притча «Красота Линкольна»
  • Ньютон Майкл. Предназначение души.
  • Палама Г. О НАУКАХ
  • Притча «Слова»
  • Притча «Другой»
  • Притча «Песня»
  • Хаксли О. ВЕЧНАЯ ФИЛОСОФИЯ
  • Притча «Правда нежизнеспособна»
  • Притча «Сказка про микробов»
  • Притча «Злой человек не желает добра даже себе»
  • Притча «Слоненок»
  • Берн Эрик. Секс в человеческой жизни.
  • Притча «Плод»
  • Рамиль Гарифуллин. Суицид: психологические основы.
  • Редактор. Стихи ко дню рождения - Мы - паруса средь океана жизни
  • Притча «Несоответствие»
  • Иерархия Духа, Души и Тела
  • Притча «Человек, вышедший на поиски своей судьбы»
  • Притча «Желания»
  • Притча «Времена»
  • Закономерности психических систем
  • Владимир Макулов. Фундамент самооценки
  • Йегуда Ашлаг. Изгнание и oсвобождение
  • Бернарда Шоу о жизни.
  • Горнева О.А. Использование танцевально-двигательной терапии в работе с символом лабиринта
  • Притча «Кое что о загробном мире...»
  • Возрождение или перерождение; Rebirth; Erneuerung; Wiedergeburt
  • Личность; Person; Personlichkeit
  • Георгий Почепцов. Мягкая сила. Смысловые войны в современном мире.
  • Владимир Тарасов. Принципы жизни (книга для героев).
  • Эдмунд Гуссерль и его Картезианские размышления – Неизвестен
  • «Шамати», Статья 1. Нет никого кроме Него. Услышано в первый день недели Итро (6 Февраля 1944 г.)
  • Притча «Творец и душа»
  • Рамиль Гарифуллин. О депрессии, ценностях и смысле жизни
  • Кадиева Фарида Устархановна. ПРАЗДНИК СЕВЕРНЫХ НАРОДОВ
  • Лосский Н. ЦЕННОСТЬ И БЫТИЕ



  • Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:      
    Код для вставки в форум (BBCode):      
    Прямая ссылка на эту публикацию:      


     (голосов: 0)

    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь