|
Рязанцев Сергей. Танатология - наука о смерти.Категория: Психология, Психотерапия и консультирование | Просмотров: 17213
Автор: Рязанцев Сергей.
Название: Танатология - наука о смерти. Формат: HTML, RTF Язык: Русский Скачать по прямой ссылке Наиболее полное описание процедуры вызывания духов в греческой литературе
мы находим в трагедии Эсхила "Персы". Действие происходит у могилы персидского царя Дария. Царица Атосса, жена Ксеркса, с тревогой ждет известий о муже и об огромной армии, которую он повел против Греции. Появляется гонец, сообщающий об окончательном поражении персов при Саламине. Потрясенная ужасом и горем, царица решается вызвать из могилы дух Дария и спросить его совета. С этой целью она совершает над могилой возлияния из молока, меда, воды, вина и оливкового масла, а хор в это время поет гимны, взывающие к подземным богам, прося их выслать наверх душу умершего царя. Дух послушно вырастает из-под земли и дает огорченному народу совет и предупреждения. Вероятно, что Эсхил основывался в своем описании на ритуале, обычном для греческих некромантов. Пифагорейский философ Аполлоний Тианский, как передает его биограф Флавий Филострат, вызвал заклинаниями дух Ахиллеса из его могилы в Фессалии. Герой вышел из своей гробницы в образе высокого и красивого молодого человека и вступил в беседу с мудрецом. В молодости Плиния некий грамматик Апион уверял, что он вызвал тень Гомера. Поэт Лукан оставил нам рассказ о свидании Секста Помпея, сына Помпея Великого с фессалийской колдуньей перед битвой при Фарсале. По просьбе Помпея старая колдунья, жившая среди могил, оживила чем-то непогребенное тело, которое рассказало о тревоге, охватившей подземные тени по поводу близкой катастрофы, предстоящей римскому миру. Гораций рассказывает о двух ведьмах, выпускавших кровь черного ягненка над ямой с целью вызвать духов и получить от них ответ на обращенные к ним вопросы. Тибулл также говорит о колдунье, своим пением вызывавшей из могилы тени умерших. Известный английский этнограф Джеймс Джордж Фрэзер приводит многочисленные примеры того, что некромантия широко практиковалась у первобытных народов, где, вероятно, и стоит искать истоки этого верования. Так, африканские племена банту верят, что духи умерших вождей иногда вселяются в тела живых людей и пророчествуют их устами. Негры Южного Того также, по свидетельству Фрэзера, имеют обыкновение вызывать душу умершего. Жрец, запершись в комнате, вызывает духа, который, появившись, начинает плакать и вступает в разговор со жрецом. Племя маринданим, на южном берегу Новой Гвинеи, во время ежегодных обрядов посвящения вызывает души своих предков из подземного мира, сильно стуча о землю в продолжении целого часа нижним концом листа кокосовой пальмы. Происходит это всегда ночью. Подобным же образом некоторые племена на острове Сулавеси (Индонезия) вызывают во время праздника души умерших вождей и героев, колотя об пол храма длинной палкой. На Маркизских островах (Полинезия) жрецы вызывают души мертвецов, переселяющихся в это время в тела медиумов, и через них беседующих со своими живыми родственниками. Поводом для обращения к духу служит обыкновенно болезнь члена семьи, когда друзья его желают получить совет из загробного мира. Широко практиковалась некромантия в Древнем Китае. Во многих произведениях древней и средневековой китайской литературы имеются сцены вызова духов умерших. При этом поразительно совпадают описания этого явления в разных литературных источниках, отдаленных друг от друга иногда периодом в несколько столетий. Авторы указывают, что появлению духа предшествует холод и запах тлена. Обычно дух умершего можно видеть, а не только общаться с ним через медиума. В Китае поклонение предкам является основным элементом национальной религии, поэтому практика некромантии имела, естественно, всеобщее распространение. Многие этнографы XIX века зафиксировали широкое распространение этого обычая и в современном им Китае. Некромантия была очень широко распространена и в Средневековой Европе. Классическим примером некромантии можно назвать появление призрака отца Гамлета, рассказывающего сыну о своих убийцах. Правда, Гамлет не прибегает к услугам некромантов, призрак появляется в замке сам, взывая об отмщении. Подробное описание некромантии можно найти и в "Фаусте" великого Гёте. Знаменитый итальянский скульптор XVI века Бенвенуто Челлини в своей автобиографии так описывает сеанс некромантии, участником которого ему пришлось стать: "Мы отправились в Колизей, и там священник, нарядившись по способу некромантов, принялся чертить круги на земле с самыми чудесными церемониями, какие только можно вообразить... Когда он был готов, он сделал в кругу ворота; и, взяв нас за руку, одного за другим поставил нас в круг... Затем приступил к заклинаниям. Длилась эта штука полтора с лишним часа; явилось несколько легионов (духов - С. Р.), так что Колизей был весь переполнен..." А теперь попытаемся раскрыть некоторые секреты некромантов, проанализировав упомянутые примеры. Библейский рассказ о беседе Саула с духом Самуила ясно показывает, что призрак был виден только самой колдунье, сам же царь мог только слышать его голос и отвечать ему. Видимо, тут имело место хорошо в настоящее время изученное явление чревовещания. Чревовещание (научное название - вентрилоквия) - это способность говорить, не шевеля губами, вследствие чего произносимые слова кажутся исходящими от других лиц. При чревовещании необычен механизм голосообразования: движения органов ротовой полости производятся так, что для посторонних они незаметны, а губы остаются совершенно неподвижными. Голос при чревовещании отличается меньшей внятностью, монотонностью и ослабленной силой (что, кстати говоря, весьма характерно для "замогильных" голосов). Я подробно анализировал механизм чревовещания в книге "Среди запахов и звуков". Для опытных чревовещателей не составляет особого труда создавать иллюзию возникновения голоса из любого места комнаты, причем они произвольно могут менять как тембры этих "голосов", так и направление их звучания. Итак, голоса из "загробного" мира могут быть в ряде случаев (а скорее всего - почти всегда) лишь ловким цирковым трюком. Но как же тогда относиться к свидетельствам появления образов умерших людей, возникающих по приказу некромантов? В XVI столетии в Кракове жил пан Твардовский - герой польских легенд, песен, народных рассказов. Его воспевали поэты, о нем писали известные прозаики. Он занимался астрологией, вызыванием духов и всякими подобными "некромантскими" делами. Сохранились свидетельства современников о том, что он по просьбе польского короля Сигизмунда-Августа вызывал призрак Барбары Радзивиллувны, его молодой жены, незадолго перед тем скончавшейся. Когда-то давно, как сообщают старинные хроники, в одном из костелов Польши произошло очень странное событие - во время богослужения перед молящимися, на фоне кадильного дыма вдруг появился черт! Десятки молящихся явственно разглядели у него рога, хвост и ноги с копытами. Попрыгав в воздухе, "враг рода человеческого исчез". Прошло немало лет, постепенно об этом происшествии забыли, и вот, снова в том же костеле черт показал свою мерзкую рожу! Правда, на этот раз очевидцем был только один из монахов - привратник монастыря. Перепуганный вторичным появлением черта, он швырнул в него церковными ключами. Загадочным происшествием в костеле заинтересовались любители старины. Они обратили внимание на то, что в костеле на почетном месте висело запыленное зеркало. Оно было очень старым и относилось к тем временам, когда стеклянных зеркал в Польше еще не знали, а изготовляли их из специальных металлических сплавов и, к своему удивлению, увидели на раме надпись на латинском языке, из коей явствовало, что зеркало принадлежало... кому бы вы думали? - знаменитому некроманту пану Твардовскому, "который его употреблял при своих магических занятиях". Любопытная деталь: исследователи нашли свидетельства современников, что при "некромантском сеансе", во время которого Твардовский вызывал дух королевы, на столике около черепа находилось распятие и зеркало! Установив связь между таинственными явлениями, о которых рассказывали легенды, и зеркалом Твардовского, исследователи зашли в тупик. Прошли еще десятилетия. И вот, не так давно, зеркало Твардовского снова привлекло внимание ученых. Когда принялись его исследовать, то оказалось, что на нем выгравированы под определенным углом рисунки, отражающие от себя свет. В том числе был рисунок, изображающий фигуру молодой женщины - вот где скрывался секрет призрака Барбары Радзивиллувны! Была там и фигура черта, который так смутил молящихся и так перепугал монаха. Короче говоря, зеркало оказалось "волшебным зеркалом", известным в средние века на Востоке, откуда оно проникло затем на Запад. При помощи таких зеркал средневековыми магами совершались многие "чудеса". Связаться с администратором Похожие публикации: Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|