Рязанцев Сергей. Танатология - наука о смерти.

Категория: Психология, Психотерапия и консультирование | Просмотров: 17216

Автор:   
Название:   
Формат:   HTML, RTF
Язык:   Русский

Скачать по прямой ссылке

Но настоящей сенсацией стал выход в свет в 1897 году романа Брэма Стоккера
"Граф Дракула", выдержавший затем неисчислимое количество переизданий. Исторический Дракула (Wlad Dracul) был князем Валахии (исторической области на территории современной Румынии). В 1430 году он захватил власть, лишив престола Раду III, и признал себя вассалом венгерского короля Сигизмунда. Дракула отличался феноменальной даже для того времени изощренной жестокостью, о чем сохранились многочисленные легенды и сказания (например, древнерусское "Сказание о мутьянском воеводе Дракуле"). Само прозвище - Дракула - означает сын дракона или дьявола. Дракула Брэма Стоккера имеет мало общего со своим историческим прототипом. Это прежде всего классический образ мертвеца-вампира.
Книга о Дракуле-вампире пользовалась огромнейшим успехом, но еще большей популярностью пользовались снятые в 20-30-е годы в Голливуде многочисленные фильмы ужасов по мотивам романа Стоккера. Дракула-вампир открыл в кинематографе новое направление, которое я бы условно назвал "вампиризмом". К настоящему времени созданы сотни фильмов о вампирах, среди них, конечно же, масса дешевых и бездарных поделок, но имеются и действительно талантливые произведения, такие как знаменитый видеоклип Майкла Джексона "Триллер" или американский фильм "Голод" с Катрин Денёв в главной роли. Сформировались и определенные законы жанра, а некоторые атрибуты фильмов о вампирах, такие как пластмассовые клыки, превратились в популярную игрушку.
Итак, в настоящее время, благодаря кинематографу, тема вампиров стала весьма популярна на Западе. В нашей стране вампиров, вурдалаков, "злых мертвецов" долгое время не пускали на экраны и на страницы книг и журналов, оберегая нашу психику столь же топорно и неумело, как и нашу нравственность. Исключением являлись лишь "школьные" классики Гоголь и Пушкин. Повести об упырях А. К. Толстого снисходительно "допускались" лишь в полных собраниях сочинений.
Эра гласности разрушила и эти нелепые запреты. Но на неподготовленного зрителя и читателя обрушилась масса некачественной продукции на тему о "злых мертвецах", прежде всего через видеосалоны. Вышел на экраны в 1990 году и первый советский фильм ужасов "Семья вурдалаков" (Творческое объединение "Аист", режиссеры Геннадий Климов и Игорь Шавлин), крайне глупый и бездарный. Интереса из всего этого мутного потока "вампиризма" заслуживает, пожалуй, лишь публикация в "Новом мире" подборки рассказов Л. Петрушевской "Песни восточных славян", основанных на быличках о "блуждающих" покойниках.
Я думаю, что ознакомившись с этой главой, читатель теперь сам сможет ориентироваться в нахлынувших на него материалах о "злых мертвецах" и отличить действительно талантливые произведения, основанные на хорошем знании фольклорного материала, от бесчисленных литературных и киновидеоподелок.
ЛИТЕРАТУРА
Токаревич К. Н., Грекова Т. И. По следам минувших эпидемий. Л., "Лениздат", 1986. Еремина В. И. Ритуал и фольклор. Л.; "Наука", 1991. Погребальный обряд племен Северной Европы в I тысячелетии до н. э.- I тысячелетии н. э. М., 1974. Симонович Э. А. Магия и обряд погребения в черняховскую эпоху. "Советская археология", 1963, № 1.
Петухов Е. В. Серапион Владимирский, русский проповедник XIII века. С.-Петербург,
1888.
Зеленин Д. К. Очерки русской мифологии. Умершие неестественной смертью и русалки. "Петроград", 1916, вып. I. Мифологические рассказы русского населения Восточной Сибири. Новосибирск, "Наука", 1987, сюжеты №№ 386, 389.
Фрэзер Дж. Дж. Фольклор в Ветхом завете. М., "Политиздат", 1989.
Котляревский А. А. О погребальных обычаях языческих славян. М., 1868.
Рыбаков Б. А. Язычество древних славян. М., "Наука", 1981.
Стоккер Б. Граф Дракула. С.-Петербург, 1913.
Петрушевская Л. Песни восточных славян. "Новый мир", 1990, № 8.
ГЛАВА XIX
Голоса из загробного мира
Практика некромантии, т. е. общения с душами умерших, была очень широко распространена среди различных народов. Одно из древнейших и, пожалуй, наиболее широко известных сообщений о некромантии мы встречаем в Библии (I книга Царств 28:3-20).
Саул, первый царь израильтян (приблизительно 1095-1055 гг. до н. э.),
окруженный врагами, приглашает волшебницу из маленького городка Аэндоры и просит ее вызвать дух умершего пророка Самуила. Аэндорская колдунья применила свои чары и увидела "как бы бога, выходящего из земли". Саул попросил описать его, и колдунья ответила, что "видит мужа престарелого, одетого в длинную одежду". Тогда Саул поклонился и вновь услышал из уст призрака Самуила страшное предсказание: Израиль будет поражен филистимлянами, а сам Саул со своими сыновьями на следующий день погибнет.
Из этого библейского рассказа видно, что древнему Израилю были хорошо
знакомы практика вызывания духов умерших или некромантия и обращение к ним за советами. Никакие строгие постановления против некромантии не могли уничтожить ее, настолько глубоко она укоренилась в нравах и религии народа. Один из европейских законов карал смертью через побивание камнями всякого, кто брался вызывать духов умерших и обращаться к ним за прорицаниями. Это не смогло искоренить некромантию и среди языческих обычаев, возрожденных спустя долгое время после Саула царем Манассией, был и обычай вызывания мертвых. Отовсюду, куда страх перед суровым законом загнал служителей черной магии, суеверный царь вывел их на дневной свет и узаконил их ремесло. Однако спустя короткое время благочестивый царь Иосия снова причислил всех некромантов к разряду преступников.
Обычай вызывать умерших существовал и у предшествовавшей Израилю вавилонско-шумерской культуры. В двенадцатой песне поэмы о Гильгамеше герой оплакивает своего мертвого друга Эабани и просит бога мертвых Нерсалу вызвать ему из подземного мира дух погибшего товарища: "Взломай могильный склеп и открой землю, дабы дух Эабани мог, подобно ветру, подняться вверх". Бог внял его просьбе, и к Гильгашему явился дух Эабани и поведал ему о горестном положении мертвых в подземном мире, где "их пожирает червь и где все покрыто прахом".
Самый ранний пример некромантии в античной литературе мы встречаем в
знаменитом эпизоде из Одиссеи, где Улисс приплывает к печальным берегам на самом краю Океана и здесь вызывает духов из подземного мира. Чтобы заставить их говорить, он копает ров и закалывает над ним в жертву овец так, чтобы кровь их стекала на дно ямы. Истомленные жаждой духи собираются у рва и, выпив всю кровь, изрекают для героя свои прорицания.
У некромантов Древней Греции для вызова духов умерших существовали только строго определенные места, имевшие непосредственное сообщение с подземным царством через проходы и трещины в земле, сквозь которые духи, повинуясь приказанию, могли выходить на поверхность. Такие места назывались оракулами умерших.
В числе этих оракулов один находился близ Аорнума в Фесгротии; там, по преданию, легендарный музыкант Орфей вызывал душу любимой и потерянной им Эвридики. В позднейшее время коринфский тиран Периандр также посылал к этому оракулу, чтобы вызвать тень своей умершей жены Мелиссы. Явившаяся тень поведала, что она нагая и ей холодно, так как одежды, которые были похоронены вместе с ее телом, не дают ей тепла, ибо не были сожжены. Тогда Периандр велел всем женщинам Коринфа собраться в святилище Геры. Те послушно исполнили приказание, нарядившись в свои лучшие одежды, как для праздника; но как только они собрались, тиран велел своим телохранителям сорвать со всех женщин одежды, сложить их в кучу и сжечь на благо своей покойной супруги.
Другой оракул умерших находился близ Гераклеи в Вифинии. Спартанский царь
Павсаний, разбив персов в битве при Платее, посетил это место и здесь пытался вызвать и умилостивить дух случайно им убитой византийской девушки по имени Клеоника. Ее дух явился ему и двусмысленно заявил, что все его заботы исчезнут, когда он вернется в Спарту. Пророчество это сбылось со смертью царя, вскоре последовавшей.



Связаться с администратором



Похожие публикации:

  • Шустов Д.И. Аутоагрессивность и иллюзия бессмертия
  • Захария Ситчин Лестница в небо
  • Притча «Он и Она»
  • Притча «Счастье в нас самих»
  • Притча «Ты принят»
  • Хлебова Вероника. Стать Родителем самому себе
  • Притча «В стране дураков»
  • Притча «Плод»
  • Притча «Правда нежизнеспособна»
  • Притча «Дом любви (сказка)»
  • Притча «Сила Улыбки»
  • Притча «Алчность упрямства»
  • Притча «Вера в жизнь»
  • Притча «Доверие»
  • Суфийская притча об арбузе и Стране Дураков
  • Притча «Грех — нелюбовь»
  • Притча «Человек, вышедший на поиски своей судьбы»
  • Притча «Время утренней прогулки»
  • Притча «Мастер Притч»
  • Притча «Дерево с прекрасными плодами»
  • Притча «Человек и его цели»
  • Притча «Самое главное»
  • Притча «Самое большое безумие»
  • Притча «Чесотка»
  • Притча «Мы не знаем, кто стар и кто молод»
  • Притча «Один божественный час»
  • Притча «Мир и одиночество»
  • Притча «Торговцы и проводник»
  • Современная психотерапия о травматических событиях.
  • Притча «Каменотес»
  • Притча «Чёрная дверь»
  • Притча «Такой же, как все»
  • Притча «Вспыльчивый человек»
  • Притча «Краб и панцирь»
  • Притча «Мертвое дерево»
  • Притча «Люби правильно»
  • Притча «Истинный покой»
  • Притча «Дерево, которое очень любило свои листья»
  • Притча «В поисках идеала»
  • Притча «Виселица»
  • Притча «Спасение из Ада»
  • Притча «Своенравная принцесса»
  • Притча «Умей верить»
  • Притча «Несоответствие»
  • Притча «Надкушенные плоды»
  • Притча «Реализм ни к чему»
  • Притча «Шапка на голове»
  • Притча «Сила знания»
  • Притча «Сон дровосека»
  • Есть такая японская легенда о синтоистском божестве, зовут его Ниниги...



  • Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:      
    Код для вставки в форум (BBCode):      
    Прямая ссылка на эту публикацию:      


     (голосов: 0)

    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь