Рязанцев Сергей. Танатология - наука о смерти.

Категория: Психология, Психотерапия и консультирование | Просмотров: 17288

Автор:   
Название:   
Формат:   HTML, RTF
Язык:   Русский

Скачать по прямой ссылке

Столь же классической для кинематографа стала сцена в одном из первых американских фильмов ужасов "Франкенштейн", где молодой доктор Франкенштейн в сопровождении горбуна-подручного выкапывает ночью на кладбище покойника, чтобы сотворить из него монстра.
Как уже было сказано, гробокопательство существовало во все времена и практически у всех народов. Именно благодаря гробоворам удавалось неоднократно спасать заживо погребенных, о чем мы рассказывали в соответствующей главе. О распространении гробокопательства в Петербурге в эпоху Анны Иоановны свидетельствует историк М. И. Пыляев: "Бывали случаи грабительства... в Петербурге, которые названы "гробокопательством". Так в одной кирке оставлено было на ночь тело какого-то знатного иностранного человека. Воры пробрались в кирку, выкинули тело из гроба и ограбили. Воров отыскали и казнили смертию".
У знаменитого в XIX веке петербургского живописца М. А. Зичи (1827-1906), выходца из Венгрии, есть одна акварель, посвященная теме гробокопательства. Известный французский писатель Теофиль Готье, посетив в 1858 году Петербург, встречался с Зичи и оставил описание этого рисунка:
"Сцена происходит на кладбище. Ночь. Слабый лунный свет проникает сквозь
тяжелые дождевые тучи. Черные деревянные кресты, надгробные памятники, колонны, урны... На первом плане, среди раскиданной земли, стоят два заступа, воткнутые в глину... Кладбищенские воры роются в могилах, чтобы украсть у смерти ее последнее достояние: золотое кольцо у женщины, серебряную погремушку у ребенка, медальон возлюбленной или возлюбленного, образок у верующего. Они открыли богатый гроб, приоткрытая крышка которого обита черным бархатом с серебряными украшениями.
Под крышкой видна голова молодой женщины, лежащая на кружевной подушке.
Сдвинутый саван приоткрывает опущенный на грудь подбородок. Она в том самом положении глубокого раздумья, которое наполняет гробовую жизнь. Один из воров, со звериным выражением лица, с видом каторжника, в отвратительном картузе, держит огарок свечи, который он прикрывает рукой от порывов ночного ветра. Дрожащий, мертвенно-бледный, тусклый свет падает на бледное лицо умершей. Другой, полускрытый в яме бандит с дикими чертами лица поднимает своими лапами хрупкую, бледную, как воск, руку, которую труп отдает ему с безразличием призрака. Он срывает с безымянного пальца, который, может быть, ломается от его святотатства, драгоценное кольцо, конечно обручальное! Третий негодяй - на страже: на горке могильной земли, приложив к уху свой колпак, он прислушивается к отдаленному лаю собаки, почуявшей бандитов, или к еле различимым шагам сторожа, делающего свой ночной дозорный обход. Мерзкий страх искажает его черты, его черное в ночной тени лицо, а гнусные, намокшие от росы складки его штанов, измазанных в жирной кладбищенской земле, облепляют его обезьяньи ноги. Невозможно пойти дальше в изображении романтически-ужасающей сцены".
Но настоящая эпидемия гробокопательства началась на петербургских кладбищах
в советское время. Следует отметить, что захоронения богатых петербуржцев было принято производить не просто в землю, а в специально выстроенный склеп, что значительно облегчало действия грабителей. Стоило только пробить свод склепа, и вор оказывался подле гроба, где никто и ничто не мешало его деятельности. Еще в постановлении Святейшего Синода от 23 октября 1738 года об открытии кладбища при церкви Благовещения на Васильевском острове предписывалось: "Все могилы при оной церкви выкладывать кирпичом и сводить своды в целый кирпич, а потом утаптывать накрепко землю, чтобы духу не произошло, без чего при оной церкви погребать отнюдь никого не допускать". Позже эта традиция распространилась и на вновь открытые петербургские кладбища.
В 20-30-х годах нашего века на всех кладбищах старого Петербурга по вечерам и по ночам стучали молотки - граждане вскрывали склепы. Это мне рассказывали многочисленные свидетели, старые петербуржцы. Сам же я видел множество взломанных склепов на старинных кладбищах города - Смоленском, Волковом, кладбищах Александро-Невской лавры и петербургского Новодевичьего монастыря. Снаружи склепы были облицованы карельским гранитом, а внутри, на стенках, можно было видеть остатки великолепных керамических плиток. Остатки, потому что последователи и потомки гробокопателей эпохи первых пятилеток не гнушались подбирать жалкие остатки их деятельности и в эпоху застоя (и даже еще в годы перестройки), отдирали облицовку склепов, выковыривали чудом сохранившиеся мозаичные иконки и крестики.
Добыча тех, первых гробокопателей, была несравненно богаче: ордена, ювелирные украшения, офицерские кортики, шитые золотом эполеты, серебряные пуговицы, драгоценные камни.
Потрясают масштабы варварской деятельности гробоворов - в городе не
сохранилось практически ни одной мало-мальской богатой необобранной могилы. Хотя мне неоднократно и говорили, что ленинградские власти того периода сами поддерживали и направляли эту "деятельность", никак невозможно было в это поверить. Однако газетные публикации последнего времени, к сожалению, подтверждают это: "На кладбища Александро-Невской лавры явились бригады набранных в тюрьме уголовников, которые начали проводить акцию по изъятию ценностей. Они вскрывали склепы, ломали гробы. Жадные руки обыскивали тела усопших. В Казанском соборе не пощадили даже тела М. И. Кутузова. А во время очередного изъятия в 1933 году польстились на цилиндрический сосуд с его сердцем...
Не уничтоженные памятники перетаскивались и свозились в одно какое-нибудь место. Как следствие такого рода деятельности и появился на свет так называемый "Музей городской скульптуры" - название более чем странное... Если городу нужен был камень для облицовки тротуаров или строительства памятников вождям - шли на кладбище. Великолепные металлические украшения ломались, когда стране нужен был металл. Все церкви лавры, где находились погребения, давно осквернены, а в склепе грузинской царицы разместились экскурсоводы, рассказывающие о культуре. То же самое и в Казанском соборе".
Такая "деятельность" неминуемо должна была сказаться на психологии народа. Поэтому меня совсем не удивил поразивший многих факт осквернения и ограбления могилы недавно скончавшегося Маршала Советского Союза С. Ф. Ахромеева, похороненного на Троекуровском кладбище Москвы. В ночь с 31 августа на 1 сентября 1991 года захоронение было раскопано, с покойника сняли маршальский мундир. Такая же участь постигла и могилу генерал-полковника Средина, похороненного несколькими днями раньше. Могильщики рассказали, что оба гроба били лишь для вида присыпаны землей - преступники не слишком старались замести следы. Фуражки, которые обычно приколачиваются к крышке гроба, отодраны.
Первая мысль, когда пришла эта жуткая новость: постарался кто-то из наших политических параноиков, не важно - правых или левых.
Но выяснилось, что все гораздо проще и поэтому, пожалуй, еще страшнее. Как сообщил прокурор Гагаринского района столицы Владимир Ильин, маршальский и генеральский мундиры пользуются определенным спросом у эксцентричных отечественных и западных коллекционеров. Очень может быть, что вскоре форма с золотыми галунами "всплывет" в каком-нибудь тихом частном собрании. Решительно далеком от большой политики. А также - от всего человеческого.
На Троекуровском кладбище уже снято милицейское оцепление, улажены все неприятные, но необходимые в этой ситуации формальности. Тела Маршала Советского Союза Ахромеева и генерал-полковника Средина были вновь преданы земле. Теперь - в гражданской одежде.
Среди гробокопателей можно выделить группу, слишком необычную даже для
этого экзотического ремесла. Речь идет о некрофилах. Тема эта столь щекотливая, что во избежание кривотолков и недомолвок мы дословно процитируем сообщение журналиста Александра Тарасова:
...29 июля около 22 часов на Бурковском кладбище двое сотрудников милиции
остановили велосипедиста, разъезжавшего по тропинкам деревенского погоста. На
вопрос, что он делает на кладбище в столь неурочный час, пожилой мужчина ничего вразумительного не ответил. В отделе внутренних дел у задержанного изъяли фонарь, нож, стамеску и полиэтиленовый пакет, после чего кладбищенский велогонщик Дамаки признался, что он в очередной раз намеревался взломать гроб для совершения полового акта с трупом.
Волосы дыбом встают, когда читаешь запротоколированные откровения Дамаки:
"С 1972 года я проживаю в Московской области. Работаю в совхозе в должности скотника-пастуха. Проживал с женой. От брака имеем сына.
Последнее время с женой живем плохо, в связи с чем с марта 1986 г. проживаю отдельно. В марте-апреле 1985 г. у меня стали возникать сильные половые возбуждения. Решил удовлетворить половую страсть с трупом женщины. Пошел на Рогожское кладбище, взяв велосипед, стамеску для взлома гроба и фонарь. Приехал я на кладбище около 23 часов. Убедившись, что никого нет, нашел могилу недавнего захоронения по свежим венкам. Дорыв до гроба, я стамеской попытался открыть крышку, однако этого сделать не смог, после чего сломал верхнюю часть крышки гроба и через образовавшийся пролом за ноги вытащил из гроба труп...



Связаться с администратором



Похожие публикации:

  • Франк С.Л. УЧЕНИЕ О ПЕРЕСЕЛЕНИИ ДУШ (религиозно-исторический очерк)
  • Ананда Майтрейя Тера (Алан Беннет Макгрегор). Переселение душ
  • Притча «Что есть такое, что нельзя получить от меня?»
  • Рамиль Гарифуллин. Нанопсихология и психиатрия о феномене «Аватара»
  • Притча «Обитель Истины»
  • Притча «Величие президента Линкольна»
  • Притча «2 мудреца»
  • Сергей Воронков. Что такое «Душа»? (или «Психология, наука — о чем?»)
  • Маркс К., Энгельс Ф., Ленин В.И. О ДИАЛЕКТИЧЕСКОМ И ИСТОРИЧЕСКОМ МАТЕРИАЛИЗМЕ
  • Притча «Шелуха душ древних людей»
  • Павел Пономарев. Танатофобия — страх ложной жизни
  • Эрик Берн. Формы человеческих отношений.
  • Притча «Коллекционер душ»
  • Чеглова И. А. Еще две игры
  • Притча «Красота Линкольна»
  • Ньютон Майкл. Предназначение души.
  • Палама Г. О НАУКАХ
  • Притча «Слова»
  • Притча «Другой»
  • Притча «Песня»
  • Хаксли О. ВЕЧНАЯ ФИЛОСОФИЯ
  • Притча «Правда нежизнеспособна»
  • Притча «Сказка про микробов»
  • Притча «Злой человек не желает добра даже себе»
  • Притча «Слоненок»
  • Берн Эрик. Секс в человеческой жизни.
  • Притча «Плод»
  • Рамиль Гарифуллин. Суицид: психологические основы.
  • Редактор. Стихи ко дню рождения - Мы - паруса средь океана жизни
  • Притча «Несоответствие»
  • Иерархия Духа, Души и Тела
  • Притча «Человек, вышедший на поиски своей судьбы»
  • Притча «Желания»
  • Притча «Времена»
  • Закономерности психических систем
  • Владимир Макулов. Фундамент самооценки
  • Йегуда Ашлаг. Изгнание и oсвобождение
  • Бернарда Шоу о жизни.
  • Горнева О.А. Использование танцевально-двигательной терапии в работе с символом лабиринта
  • Притча «Кое что о загробном мире...»
  • Возрождение или перерождение; Rebirth; Erneuerung; Wiedergeburt
  • Личность; Person; Personlichkeit
  • Георгий Почепцов. Мягкая сила. Смысловые войны в современном мире.
  • Владимир Тарасов. Принципы жизни (книга для героев).
  • Эдмунд Гуссерль и его Картезианские размышления – Неизвестен
  • «Шамати», Статья 1. Нет никого кроме Него. Услышано в первый день недели Итро (6 Февраля 1944 г.)
  • Притча «Творец и душа»
  • Рамиль Гарифуллин. О депрессии, ценностях и смысле жизни
  • Кадиева Фарида Устархановна. ПРАЗДНИК СЕВЕРНЫХ НАРОДОВ
  • Лосский Н. ЦЕННОСТЬ И БЫТИЕ



  • Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:      
    Код для вставки в форум (BBCode):      
    Прямая ссылка на эту публикацию:      


     (голосов: 0)

    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь