Романова Е.С., Потёмкина О.Ф. Графические методы в психологической диагностике

Категория: Библиотека » Психодиагностика | Просмотров: 39153

Автор:   
Название:   
Формат:   HTML, DOC
Язык:   Русский

Скачать по прямой ссылке

114
асть И
тре страницы. Мы знаем, что эта позиция часто встречается у испытуемых, имеющих систематические привычки. Если это дерево имеет высоту, необходимо подумать, что сформированные привычки имеют цель освободить испытуемого от сомнений в собственной значимости, так как 1-я высота указывает на слабую веру испытуемого в себя, и он часто старается компенсировать ее с помощью успокаивающих.привычек.
Если на выполненном рисунке листва гораздо больше ствола, то вполне возможно, что в мечтах испытуемый ищет некой компенсации. Если, наоборот, ствол больше листвы, — вера в себя возмо*жна для него в систематически повторяющихся поступках.
Если линии заострены, то у испытуемого может существовать тенденция к агрессивной критике, более или менее скрытая. Если они расширены, мы можем предположить склонность к внезапному гневу. Направление заострений или расширений укажет, на что направлена агрессизносхь (включая самого испытуемого, если линии направлены вниз, т. е. на себя).
Комментарий к тесту
Как видно из текста и приведенных вариантов изображения, существуют разные уровни анализа теста "Дерево", и для исследователя остается некая свобода выбора — что именно использовать в своей работе. Разумеется, в любом случае выбор уровня интерпретации означает необходимость критического подхода и обеспечения проверки результатов интерпретаций на валидность и надежность каждого из полученных вариантов. Полное решение этой задачи — большая работа, которая потребует усилий многих и многих исследователей. Но одновременно это и увлекательная работа, хотя необходим огромный запас терпения.
Отметим здесь, что наличие потенциально гигантского числа признаков в анализе изображения дерева (так же, как и дру гих видов изображения) поначалу затрудняет работу практического психолога по использованию данного типа тестов' Понятно, что такое обилие признаков невозможно удержать в голове. Поэтому в практике зарубежных авторов весьма часто используются концепции психоанализа и психоаналитически
Глава 2
115
интерпретации. Но для такого рода заключений необходимы соответствующая подготовка и значительный опыт работы с диагностическими процедурами.
В ншем исследовании мы попытались выделить лишь наиболее общие признаки изображения. И сделали это сознательно — для того, чтобы дать возможность коллегам использовать опыт построения такой индивидуальной типологии, которая была получена нами в результате эмпирического исследования на большом и разнообразном контингенте испытуемых. Выделение отдельных признаков изображения и построение способов их интерпретации, по нашему мнению, является важным и нужным примером, однако недостаток научного обоснования при использовании такого рода признаков может сделать работу практического психолога недостаточно корректной.
Глава 3
Психодиагностический комплекс графических тестов: "Свободный рисунок", "Картина мира", "Авторпортрет"
Историческая справка. При рассмотрении человека в научном контексте представители самых разных областей знания (биологи, медики, философы, эстетики, искусствоведы, политики и т. д.) стремились построить ту или иную типологию людей, описать те или иные типы личностей, которые повторяются среди множества индивидуальностей. Критериями дифференциации на типы служили самые различные основания: расовые и культурные, антропометрические данные и психологические особенности нервной системы, темперамента, интеллекта, воли, характера, социальных установок и т.п.
Одной из наиболее подробно описанных и хорошо извест ных типологий личности является психологическая типологии К.Юнга, впервые опубликованная в 1921 г. Эта типология за воевала популярность и с пристальным вниманием изучаете! специалистами-психологами и по сей день. Немецкий писа тель-романист О.Шмиц писал, что система Юнга дает возмож ность психоанализу стать на служение высшему развитию че ловечества, а знаменитый профессор синологии Р.Вильгельм так писал о работах Юнга: "Оставляя открытым вопрос, нашел ли Юнг истину или нет, следует признать, что в настоящее время нет вообще ни одного психолога, который мог бы сравниться с ним как в практической проницательности, так и в теоретической глубине, смелости и беспредрассудочности. Его учение являет собой полнейший переворот в психологии, которому фрейдианство дало лишь крайне односторонний толчок" (116. C.VI).
Французский критик Э.Берль писал, что "среди многих никто не трудился с большим успехом, нежели Юнг, над тем, чтобы вывести психологию из грамматической темницы", в которую она, по мнению Канта, была заключена (Там же. С VII-VIII).
Типология К.Юнга опирается на обширное исследован) культуры, начиная с античных времен. Анализ типологич
Г.твак 117
ских концепций, существующих в искусстве, философии, психологии, позволил выдвинуть идею об экстра- и интровер-хии, представляющих собой сложное диалектическое единство осознаваемого и неосознаваемого в структуре личности. Типология Юнга основана на доминировании основных психических функций: мышления, интуиции, ощущения и чувства.
Таким образом, исходя из концепции о типах, К.Юнг предлагает рассматривать 8 типов:
1У экстравертированный мыслительный тип,
2) интровертированный мыслительный тип,
3) эктравертированный ощущающий тип,
4) интровертированный ощущающий тип,
5) экстравертированный чувствующий тип,
6) интровертированный чувствующий тип,
7) экстравертированный интуитивный тип,
8) интровертированный интуитивный тип.
В контексте нашей книги важно отметить, что, со своей стороны, английский искусствовед, художественный критик, а также теоретик эстетического воспитания Г.Рид (1893-1968), подвергший анализу несколько тысяч детских рисунков, пришел к весьма серьезному заключению, что все разнообразие форм художественного выражения детей также можно свести к восьми видам, которые он попытался привести в соответствие $ личностной типологией К.Юнга.
В своем анализе Г.Рид опирался на разнообразия форм художественного выражения детей. Для обнаруженных восьми Видов рисунков — эмфатический (импрессионистский), гапти-Ческий, ритмический, структурный, органический, перечисляющий, декоративный, имажинарный — он выделил некоторые характеристические признаки.
1. Эмфатический рисунок (импрессионистский, экспрессивный) характеризует стремление передать атмосферу непосредственного выражения ощущений, впечатлений.
2. Гаптический рисунок характеризует изображение каких-либо внутренних ощущений, часто болезненных, напри-Мер, "болит ухо", "голова болит" и т.д.
3. Ритмический рисунок — в нем главное значение приоб-
118
Часть II
ретает изображение1 движения: машина едет, человек бежит и т.д.
4. Структурный рисунок — главное внимание направленс на передачу структуры целого. Это может быть как абстрактна 5 фигура, так и сложное целое, например, площадь города.
5. Органический рисунок отличается тем, что художник от дает в нем предпочтение органически естественным формам стремясь изобразить, например, деревья, человека, животны и т. д.
6. Перечисляющий рисунок — в нем изображаются различные объекты, которые трудно объединить какой-либо связью, часто связь не прослеживается, это могут быть отдельные детали или предметы.
7. Декоративный рисунок обычно подчинен передаче цвета, представляет собой какие-либо узоры, орнаменты, украшения и т.д.
8. Имажинарный рисунок обычно содержит какой-либо сюжет, заимствованный из книги, отдельный персонаж,также из книги или собственной фантазии и т.д.



Связаться с администратором



Похожие публикации:

  • Шарп Дарел - Типы личности. Юнговская типологическая модель
  • Тест «Автопортрет»
  • Тип; Туре
  • Принципы интерпретации рисунков.
  • Франц М.-Л., Хиллман Дж. - Лекции по юнговской типологии. Подчиненная функция. Чувствующая функция
  • Хорни К. Невротическаличность нашего времени.
  • Типология; Typology; Typologie
  • Хорни К. НЕВРОТИЧЕСКАЯ ЛИЧНОСТЬ НАШЕГО ВРЕМЕНИ
  • Редактор. Тест Детский Рисунок человека
  • Стенфорд Дроб. Каббалистическое видение – Юнг и каббалистический мистицизм
  • «Пойми меня»
  • Редактор. Детский рисунок семьи
  • Эрик Берн. Формы человеческих отношений.
  • Кирцер Ю.М. Рисунок и живопись
  • Павлинов П.Я. Каждый может научиться рисовать
  • Аналитическая психология К. Г. Юнга
  • Группа; Group; Gruppe
  • К чему снится работа
  • Франсиско Сервер Рисунок для начинающих
  • Лукичёв А.Ю. Карандашный рисунок по сетке. Мини-курс для начинающих
  • Лебедева Л. Д., Никонорова Ю. В., Тараканова Н. А. Энциклопедия признаков и интерпретаций в проективном рисовании и арт-терапии
  • Подчиненная функция; Inferior function; Minder-wertige Funktion
  • Персонификация; Personification; Personifikation
  • Вспомогательная функция; Auxiliary function
  • Анализ; Analysis; Analyse
  • Лечение; Cure; Kur
  • Чиварди Д. Рисунок. Художественный портрет
  • Привычки, ведущие к бедности
  • Ермошин А. Ф. Геометрия переживания: экспресс-тест «Конструктивный рисунок человека» в психотерапевтической практике.
  • Финальный; Final
  • Эрос; Eros
  • Егор Горд. Как найти самого себя или Что такое внутренний голос?
  • Психическая реальность; Psychic reality; Psychische Wirklichkeit
  • Первичная функция, [Ведущая, Дифференцированная, Высшая] Primary Function; Superior Funktion
  • Либидо; Libido
  • Важные вопросы, которые могут быть заданы, в тот или иной период работы психолога с клиентом.
  • Владимир Стукас. Психологическая типология, которая работает
  • Эмпиризм; Empiricism; Empiric
  • Константин Бурсаков. Социальный мазохизм
  • Проективный тест «Хозяин своей судьбы»:
  • Фантазия; Fantasy; Phantasie
  • Юнг Карл Густав. Работы по психиатрии. Психогенез умственных расстройств.
  • Психическое; Psyche; Психика; Псюхе
  • В. Стукас., Э. Унтилова. Темперамент индивидный или личностный?
  • Притча «Мушфики-художник»
  • Формы невербального поведения ног и стоп. «Счастливые стопы».
  • Андрей Торнов. Ослабление нервной системы: скрытые причины
  • Зачем нужен школьный психолог?
  • Формирование выражать чувства и мысли. ЗАНЯТИЕ 15
  • Суконникова Татьяна Анатольевна. Важность родительского внимания в воспитании ребёнка!



  • Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:      
    Код для вставки в форум (BBCode):      
    Прямая ссылка на эту публикацию:      


     (голосов: 0)

    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь