Романова Е.С., Потёмкина О.Ф. Графические методы в психологической диагностике

Категория: Библиотека » Психодиагностика | Просмотров: 39158

Автор:   
Название:   
Формат:   HTML, DOC
Язык:   Русский

Скачать по прямой ссылке

ЧАСТЬ I
Очерк историко-психологического анализа графической деятельности
Глава 1 Краткая история письма и начало почерковедения
Рассматривая историю развития графических продуктов человека, целесообразно обратиться к филогенезу письма как особой формы графической деятельности. Здесь можно увидеть длительные и трудные этапы развития письма и рисунка от первоначальных пиктограмм до современной письменности, развитие изобразительной деятельности от первого абриса тени, отброшенной человеком, до современной живописи и графики, передающих сложнейшие авторские ощущения и видение происходящего.
Время, сохранившее наскальные рисунки древнего человека, отразило и особенности жизнедеятельности древних людей, и их изобразительные возможности. Изобразительная деятельность поначалу была необходима для передачи сообщений другим людям, фиксации опыта. Считается, что таким образом охотники предупреждали товарищей о передвижениях, количестве и породах зверей — с помощью различных примитивных знаков, основным назначением которых было сообщить об определенном факте. История письма отражена в фундаментальном труде ЧЛоукотки (71).
Предполагается, что первоначально все эти знаки были независимы от языка, так как они действительно являлись только сигналами, простыми знаками, часто заранее установленными, но всегда понятными. В первую очередь сюда можно отнести знаки, столь необходимые в тех случаях, когда охотник шел по следам стаи. Одним из таких сигналов (приемов их очень много, особенно в этнографии) служит ветвь; положенная концом в нужную сторону. В дальнейшем в подобных случаях стали размещать негодные для охоты стрелы остриями в нужном направлении. Этот обычай, коренящийся в далеком прошлом
8
Часть I
человечества, сохранился до сих пор, и мы вычерчиваем стрелки, указывающие направление. Но одних указаний направления было недостаточно. Вскоре сюда присоединилось стремление наглядно передать отсутствующему товарищу и некоторые подробности ситуации — так возникли рисунки. Люди разработали на основе рисунков целую систему сообщений, с помощью которой можно было передавать и более сложные комплексы значений, чем простое обозначение видов животных и направлений их передвижения. Но все же это еще не письмо, а только намек на него.
В действительности письмо также начинается с рисунков, которые своей традиционной формой подсказывают логическое содержание сообщений и всегда более конкретны, более однозначны, что снижает возможность ошибок при восприятии их содержания. Однако, не все рисунки, дошедшие до нас от минувших веков, являются письмом, сообщением. На современном этапе нам, людям цивилизованным и далеким от примитивного мышления, трудно точно установить, имеем ли мы в том или ином случае дело с "чистым" рисунком — воплощением индивидуальной эстетической эмоции, или с письмом, сообщением. Иногда имеет место смешение.
Изображения, содержащие сообщение, выполненное рисунками, называется пиктограммой. Различают пиктограммы и петроглифы. Их различие состоит в том, что пиктограммы — это исключительно рисунки, а петроглифы включают в себя также геометрические и другие элементы. К примеру, в рисуночных сообщениях, обнаруженных на севере американского континента, преобладают пиктограммы, а на юге — петроглифы.
У всех пиктограмм есть одна общая особенность: они знакомят нас лишь с одним определенным событием, по большей части бытового характера, иногда разбитым на отдельные моменты, но всегда с легко обнаруживаемой цело-, стностью. Таким образом, можно сказать, что каждый рисунок как бы соответствует одному предложению. Задача пиктограмм заключается в наиболее наглядной передаче целых комплексов значений; вероятно, поэтому разные индивидуумы облекали свое высказывание в различную форму. Можно выделить пять видов основных назначений, которые выполняли пиктограммы. Первый вид — простейшие
Глава I
пиктограммы, выполняющие назнания любовных посланий, которые находили у североамериканских индейцев и одулов (Северная Сибирь). Второй вид известен как охотничьи сообщения, существовавшие пг чти у всех народов мира даже в доисторический период, третий вид образуют магические и заклинательные формул л, в особенности распространенные у североамериканских . Открытый ствол, соединенный с листвой, — хороший [■интеллект,- нормальное развитие.
87. Ствол, входящий в листву — желание сохранить то, что меерь, но возможно и беспокойство по поводу сексуальности.
88. Ствол, висящий над почвой, — отсутствие контакта с иром.
88а. Листва, висящая над стволом, — повседневная и интеллектуальная жизнь плохо связаны.
89. Ствол, отделенный от почвы чертой, — чувствует себя изолированным, несчастным.
90. Ствол с наклоном влечо—отступает в страхе от нападок.
91. Ствол с наклоном вправо — ищет поддержки.
92. Ствол с разными наклонами — напряженное сомнение. Может внезапно перейти от одного состояния к противоположному.
93. Ствол, поднимающийся вверх, — дух предприимчивости.
94. Ствол, опускающийся вниз, — разочарование, грусть.
95. Ствол, расширенный внизу, — поиск прочной позиции в своей среде.
96. Ствол, суженный у основания, — чувство небезопасности в окружении, которое не приносит желаемой поддержки.
96а. Ствол, "приваренный" к основанию, — изолируется и хочет укрепить свое "Я" перед миром, который признается беспокойным.
X. Общая высота
(страница разделена на четыре части в направлении высоты)
97. Высота 1 — зависимость, уязвимость, недоверие к себе, но возможны мечты о компенсирующем могуществе.
98. Высота 2 — зависимость и робость, менее заметные, чем предыдущие.
99. Высота 3 — хорошая адаптация в среде.
100. Высота 4 — хочет быть замеченным, значимым для других, утвердиться.
100а. Контраст высоты (варианты разных по высоте деревьев у одного испытуемого) — амбивалентность в своих чувствах: утвердиться или пройти незамеченным.
ПО



Связаться с администратором



Похожие публикации:

  • Шарп Дарел - Типы личности. Юнговская типологическая модель
  • Тест «Автопортрет»
  • Тип; Туре
  • Принципы интерпретации рисунков.
  • Франц М.-Л., Хиллман Дж. - Лекции по юнговской типологии. Подчиненная функция. Чувствующая функция
  • Хорни К. Невротическаличность нашего времени.
  • Типология; Typology; Typologie
  • Хорни К. НЕВРОТИЧЕСКАЯ ЛИЧНОСТЬ НАШЕГО ВРЕМЕНИ
  • Редактор. Тест Детский Рисунок человека
  • Стенфорд Дроб. Каббалистическое видение – Юнг и каббалистический мистицизм
  • «Пойми меня»
  • Редактор. Детский рисунок семьи
  • Эрик Берн. Формы человеческих отношений.
  • Кирцер Ю.М. Рисунок и живопись
  • Павлинов П.Я. Каждый может научиться рисовать
  • Аналитическая психология К. Г. Юнга
  • Группа; Group; Gruppe
  • К чему снится работа
  • Франсиско Сервер Рисунок для начинающих
  • Лукичёв А.Ю. Карандашный рисунок по сетке. Мини-курс для начинающих
  • Лебедева Л. Д., Никонорова Ю. В., Тараканова Н. А. Энциклопедия признаков и интерпретаций в проективном рисовании и арт-терапии
  • Подчиненная функция; Inferior function; Minder-wertige Funktion
  • Персонификация; Personification; Personifikation
  • Вспомогательная функция; Auxiliary function
  • Анализ; Analysis; Analyse
  • Лечение; Cure; Kur
  • Чиварди Д. Рисунок. Художественный портрет
  • Привычки, ведущие к бедности
  • Ермошин А. Ф. Геометрия переживания: экспресс-тест «Конструктивный рисунок человека» в психотерапевтической практике.
  • Финальный; Final
  • Эрос; Eros
  • Егор Горд. Как найти самого себя или Что такое внутренний голос?
  • Психическая реальность; Psychic reality; Psychische Wirklichkeit
  • Первичная функция, [Ведущая, Дифференцированная, Высшая] Primary Function; Superior Funktion
  • Либидо; Libido
  • Важные вопросы, которые могут быть заданы, в тот или иной период работы психолога с клиентом.
  • Владимир Стукас. Психологическая типология, которая работает
  • Эмпиризм; Empiricism; Empiric
  • Константин Бурсаков. Социальный мазохизм
  • Проективный тест «Хозяин своей судьбы»:
  • Фантазия; Fantasy; Phantasie
  • Юнг Карл Густав. Работы по психиатрии. Психогенез умственных расстройств.
  • Психическое; Psyche; Психика; Псюхе
  • В. Стукас., Э. Унтилова. Темперамент индивидный или личностный?
  • Притча «Мушфики-художник»
  • Формы невербального поведения ног и стоп. «Счастливые стопы».
  • Андрей Торнов. Ослабление нервной системы: скрытые причины
  • Зачем нужен школьный психолог?
  • Формирование выражать чувства и мысли. ЗАНЯТИЕ 15
  • Суконникова Татьяна Анатольевна. Важность родительского внимания в воспитании ребёнка!



  • Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:      
    Код для вставки в форум (BBCode):      
    Прямая ссылка на эту публикацию:      


     (голосов: 0)

    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь