Грассер Фабьен. От боли существования к телесной боли в меланхолии.

Категория: Неофрейдизм, Психоанализ | Просмотров: 7897

Автор:   
Название:   
Формат:   HTML
Язык:   Русский


Отказ от отделения (сепарации)
Господин Ж., как мы увидели, не декомпенсируется в соответствии с феноменологией классического психоза. Тем не менее, он являет собой поступательное разрушение собственного воображаемого построения, воздвигнутого им же самим на базе идеала. Что остается, когда во время острых приступов меланхолии с него спадает нарциссическое облачение? Ни одно слово не может принести ему облегчения в подобные моменты: он не способен ни изречь его, ни воспринять от другого. «Боль существования», от которой он пытается защититься силой своего идеала, трансформируется тогда в реальную разрывающую его боль, никакая субъективация которой невозможна. Ему остается лишь то нарциссическое инвестирование, о котором писал З.Фрейд в работе «Торможение, симптом и тревога» (Freud, 1973, р.101), но инвестирование моно-литическое и гипертрофированное, полностью сконцентрированное на его страдающем теле и ведущее к опустошению его Я.
Он идентифицировался с реальным объектом, отделение от которого было слишком болезненным, и не остается ничего иного, кроме попытки воссоединиться с ним вновь, чтобы избавиться от этой боли. В 1963 году Лакан замечает, что «в суицидальном раптусе (прорыве - Ред.) меланхолик пронзает свой собственный образ, атакуя его затем, чтобы актом достичь того, что ускользает от его владения» (Lacan, 1963/2004, р.388)*. В попытке избавиться от этой невыразимой боли г-н Ж. в действительности не в состоянии прибегнуть ни к какому его метафорическому означиванию - ни в форме бредовой конструкции, ни в какой-либо другой форме защиты. Он знает, что первичный материнский Другой может бросить его в любой момент, поскольку не испытывает никакого недостатка, ни в чем не нуждаясь. Естественно, что в этом случае вопрос отделения от Другого - тот самый вопрос, из которого, собственно, и проистекает «боль существования», - даже не возникает, и, подвергнутая форклюзии, она производит опустошительное возвращение в реальное. Отсюда берет начало непоколебимая уверенность г-на Ж. относительного того, что составляет для него нравственную Вину. Он не представляет никакой ценности для наслаждения своего Другого, наслаждения, которое отныне возвращается в реальное.
В упомянутой выше работе «Торможение, симптом и тревога» Фрейд задается вопросом по поводу душевной боли, пытаясь понять, когда «разделение с объектом вызывает тревогу, когда сопровождается горем, а когда только болью?» {Freud, op.cit., р.99).; и боль, связанную с «ностальгическим инвестированием матери как объекта, произведенного повторяющимися опытами получения удовольствия» {там же, р. 100) он относит к области невроза. Далее следует существенное замечание, поясняющее, что «переход от телесной боли к душевной соответствует превращению нарциссического инвестирования в инвестирование объекта» {там же, р. 101). Может ли субъект отступить от этого перехода (превращения) либо вовсе от него отказаться? Но тогда он удерживает телесную боль (естественно, в рамках некоего контекста определяющих этот выбор детерминант). Другими словами, выбор в пользу этой боли соответствует попытке воспротивиться отделению, - сохраняя реальный след симптома и действительную боль, причиняемую все еще не удовлетворенной потребностью.

Lacan J., Séminaire sur l'angoisse, inédite, leçon du 3 juillet, 1963. В момент написания статьи Семинар, посвященный тревоге, еще не был издан и приводимая цитата соответствует его неофициальной версии; при переводе использовалось также официальное издание Семинара (Lacan, 2004, р.388) (Прим. пер).



Связаться с администратором



Похожие публикации:

  • Серговская В.Н. Страдать от боли или избегать боль: о способности к интеграции
  • Коростелева И.С. Психалгия и латентный суицид: способы обращения с телом
  • Что делать, чтобы не болела голова?
  • Главный Редактор. Как определить что болит у ребенка
  • Психология боли. Гипноз и борьба с болью
  • Притча «О халифе Али»
  • Притча «Зубная боль»
  • Щетинина Ольга. Детское зрение - его коррекция и компенсация
  • Притча «Духовная и физическая боль»
  • Без чувства сопереживания, мы были бы гораздо нравственнее.
  • Притча «Зрелая душа»
  • Притча «Слова Израэля из Бухары»
  • Как бороться с плохими воспоминаниями
  • Автономов Д.А. Проблема тревоги, аддикции и «новых» симптомов у современных пациентов с позиции психоанализа
  • Притча «Бездушие»
  • Садизм; sadism
  • Притча «Андаки»
  • Арутюнова Н.С. Влияние кесарева сечения на сепарационные процессы у близнецов
  • Мид Дж. От жеста к символу.
  • Притча «Обыкновенная вода»
  • «Шамати», Статья 1. Нет никого кроме Него. Услышано в первый день недели Итро (6 Февраля 1944 г.)
  • Зона истерогенная; hysterogenic zone
  • Заговор от боли при ударе у ребенка
  • Притча «Головная боль»
  • Изоляция; isolation
  • Страхов Михаил. Почти детективная история желания и требования.
  • Торможение; inhibition
  • Кирилл Стасевич. Почему люди убивают по приказу. Эсксперимент Милгрэма
  • Опорный; anaclitic
  • Чтобы зубы не болели и не мучили вас
  • Идентификации стыда и его обсуждения в процедуре психоанализа
  • Карагезян Нуне. Диалектика желания и запроса в клинике женщины с «дерьмом» (от симптома обсессивного - к симптому истерическому)
  • Притча «Самовнушение»
  • Психоаналитические афоризмы I. - Зигмунд Фрейд
  • Притча «Между болью и наслаждением - большая боль»
  • Заговоры на здоровье без отрицательных последствий
  • Вознаграждения от социальных игр и как их использовать.
  • Нарциссизм; narcissism
  • Притча «Сон короля»
  • Выбор объекта нарциссический; narcissistic object-choice
  • Психолог - «Родители, будьте примером ребёнку»
  • Притча «Любовный недуг»
  • Заговор чтобы разлюбить человека и отпустить
  • Эксперимент у Бернгейма
  • Скорбь; mourning
  • Доэдипов; preoedipal
  • Победить страх. - Из цикла "Психологияуспеха"
  • Притча «Слово может быть одним из трех ...»
  • Идентификация; identification
  • Кристева Ю. Психоанализ как контрдепрессант



  • Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:      
    Код для вставки в форум (BBCode):      
    Прямая ссылка на эту публикацию:      


     (голосов: 0)

    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь