Арутюнова Н.С. Влияние кесарева сечения на сепарационные процессы у близнецов

Процесс родов, само рождение является первой и основной в жизни человека сепарацией от матери, той базовой сепарацией, после которой бывшее полное (истинное) единство заменяется заботой, кормлением, уходом за ребенком и взаимодополняемостью. Еще З.Фрейд писал о том, что "… вряд ли может быть случайным, что в типичной для детского страха ситуации повторяется условие первого состояния страха во время рождения, а именно отделение от матери". Значение отделения от матери подробно излагается в его работе Фрейда "Торможение, симптом и страх". О.Ранк во многих своих работах, в частности в книге "Травма рождения", особенно подчеркивал значение акта рождения и отделения от матери. Он считал, что переживание страха рождения является прообразом всех последующих ситуаций опасности. Б.Беттельхейм, исследовавший детский аутизм, также пришел к выводу, что страх сепарации является основным страхом человека.

Процесс отделения всегда очень труден, и чем сильнее зависимость, тем труднее и травматичнее проходит процесс сепарации. Естественно отделение при родах - это потенциально самый травматичный процесс. К счастью природа устроила так, что первая сепарация в жизни человека совмещена с фактом освобождения (4 БПМ по С.Грофу). После тяжелейшего периода сжатия, страха, удушья и прохождения родовых путей факт отделения неразрывно связан с фактом окончания страданий, что делает его вполовину менее травматичным для ребенка. Но это при обычных родах…

Из исследований процесса рождения человека С.Грофа вытекает, что внутриутробное развитие и собственно роды оказывают огромно влияние на развитие психики на протяжении всей его последующей жизни. Мне кажется интересным рассмотреть влияние неестественных родов (кесарева сечения) на развитие ребенка, а именно на процесс сепарации-индивидуации, а также задаться вопросом, не является ли базовая сепарация при родах своего рода матрицей всех сепарационных процессов, особенно в младенческом возрасте, а также основой преодоления зависимостей в течение жизни.

Прежде всего, представляется необходимым описать процесс обычных родов. Ребенок находится в состоянии покоя и полного единения с матерью, когда постепенно начинает изменяться гормональный фон. Это является первым и очень тонким сигналом, что что-то будет меняться. Далее происходит отход околоплодных вод. Затем начинается процесс схваток, само окружение плода становится как бы враждебным и подталкивает ребенка к совершению неких усилий, иногда колоссальных, для преодоления и выхода из этого враждебного окружения.

Что же происходит при кесаревом сечении? Во-первых, все происходит совершенно неожиданно и очень быстро, из-за того, что наркоз, который дали матери перед операцией не должен подействовать на ребенка. Во-вторых, кесарево сечение -это несомненно, насильственный процесс. Для дитя, который пробыл в состоянии нирваны огромный срок, сравнимый по насыщенности разве что со сроком существования жизни на земле.

Конечно, многие неонатологи говорят, что роды кесаревым сечением приближены к обычным родам тем, что, во-первых, разрез делается очень небольшой, что имитирует проход через родовые пути и, во-вторых, выдавливание плода имитирует схватки. "Насколько потенциально травматична такая имитация естественного процесса родов?" - вопрос, который пока не был подвергнут детальному рассмотрению и исследовании.

Еще более явно влияние родов кесаревым сечением в случае рождения близнецов. В данном случае базовая сепарация выглядит совершенно по-разному для первого и второго ребенка. Дело в том, что при рождении кесаревым сечением одного ребенка, конечно, есть некоторая спешка, чтобы анестезия не подействовала на плод, но это не та спешка, которая возникает при рождении близнецов. При родах двойни имеет место торопливость, преследующая цель, чтобы анестезия, которая так или иначе подействует на второго, не возымела необратимых последствий. Поэтому базовая сепарация первого из близнецов проходит особенно быстро, насильственно и травматично для него. Второй, напротив, рождается в состоянии сна или полусна, и для него сепарации как бы и не произошло. То есть, он был сначала в одном состоянии, а потом оказался в другом, из-за вмешательства какой-то непонятной чуждой силы. Часто второго приходится долго будить, чтобы он смог сделать свой первый вдох. Конечно, я рассматриваю роды, проходящие без осложнений.

Какая же картина наблюдается у таких детей в дальнейшем? К счастью у меня была редкая возможность наблюдать четыре пары близнецов, родившихся посредством кесарева сечения, от рождения и до младшего школьного возраста, а также выслушать рассказ двух взрослых женщин - близнецов, прошедших через кесарево.

В этих пяти случаях, на мой взгляд, наглядно прослеживается влияние первичной сепарации на последующую, то есть, на процесс сепарации-индивидуации (по Маргарет Малер). Результаты моего исследования свидетельствуют о том, что первый ребенок как бы "липнет" к значимому взрослому и это продолжается почти до окончания латентного периода. Второй же спокойно занимается сам и тактильный контакт ему менее важен. Это особенно хорошо видно на рисунках детей, изображающих всю семью. Рожденный первым всегда помещает себя в тесный контакт с родителями (рисунки 1 и 2), второй позиционирует себя, как равный среди равных (рисунки 3 и 4).



Рис. 1. Девочка, рожденная первой помещает себя между ног у мамы.

Рис. 2. Девочка, также рожденная первой помещает себя в тесной связке с родителями.

Рис. 3.

Рис. 4.
Девочки, родившиеся вторыми позиционируют себя как равные среди равных. Обе нарисовали себя справа (рисунки 3 и 4).

В то же время, первый легко идет на риск (например, погладить большое животное), если значимый взрослый держит его за ручку или обнимает. Второй на риск не идет ни при каких обстоятельствах.

Первый ребенок более креативен, чем второй. По оценке творческого потенциала первый опережает второго на 8-12 пунктов. Было проведено тестирование трех пар близнецов разного возраста. Однако у рожденных первыми очень хорошо видна затрудненность в раскрепощении перед публикой, даже самой знакомой, поэтому донести продукт своего творчества до обсуждения он не может, второй же менее креативен, но мнение окружающих ему не столь важно, поэтому результат своего труда он доносит в полном объеме. Первый сочиняет истории, второй их пересказывает, и все аплодисменты достаются ему и первый, не без основания, обижается. Очень хорошо все это видно в процессе обучения в начальной школе. Учителя могут проявлять недовольство именно первым, второй же вполне адекватен.

Рожденный вторым явно склонен к лидерству среди сверстников, первый же скорее выдумщик и фантазер. Это хорошо иллюстрирует тест "Я-концепция", проведенный с более старшими детьми. Первый ребенок много ответов посвящает родителям и значимым взрослым, у второго эта тема вообще отсутствует. Зато второй ребенок много внимания уделяет всевозможной двигательной активности и социальной жизни.

Первый готов совершать нелепые поступки и даже идти на очень большой риск, если это гарантирует ему встречу со значимым взрослым, второй же производит впечатление гораздо более равнодушного и спокойного человека.

Второго ребенка, как ни странно, совсем не травмирует то, что первый подолгу сидит у мамы на ручках, требуя уверений в любви и преданности и получая их. Более того, я часто наблюдала, как второй помогал маме успокоить и уверить первого во всеобщей любви, не проявляя при этом каких-либо признаков ревности и недовольства.

Как известно, сон представляет собой погружение в область бессознательного, своего рода возвращение в уютный мир материнской утробы. В связи с этим утверждением очень показательно расстройство сна у близнецов, родившихся первыми. Все они, без исключения, просыпаются посреди ночи от какого-то кошмара и бегут в родительскую кровать. Там они спокойно засыпают и их можно перенести обратно. Так продолжается вплоть до латентного периода. Вторые засыпают нормально и спят всю ночь, если они здоровы и все хорошо. Оральная зависимость больше проявлена у родившегося первым. Они очень любят целоваться и обниматься, едят больше вторых, больше любят сладости и к латентному периоду выглядят довольно пухлыми. Вторые не только не только не целуются сами, но и не дают себя поцеловать даже самым близким взрослым.

Интересны результаты, полученные при тестировании детей по тесту Роттера, где исследуется интернальная или эктернальная направленность локуса контроля. Все рожденные первыми показали в пяти ответах из шести интернальный локус контроля, а все вторые - экстернальный. Причину всего, что с ними происходит, они склонны приписывать каким-то внешним силам, неподвластным им самим. Не похоже ли это на то, как они рождались?

И, наконец, как позиционируют себя рожденные первыми относительно самой главной фигуры, фигуры матери. На представленных рисунках видно, что в этой паре главный - ребенок (рисунки 5 и 6).



Рис. 5.

Рис. 6.

Обе девочки поместили себя справа и обе больше мамы по размеру. Когда они рисовали маму и сестренку - с размерами все было в порядке. И какое удивительное лицо мамы на пятом рисунке - самый настоящий первичный объект! Причем девочка, когда ей было предложено посмотреть внимательно, и может быть дополнить рисунок, твердо сказала: "Здесь все в порядке и так должно быть!".

Среди взрослых близнецов старшая (родившаяся первой) всю жизнь прожила с мамой, родила ребенка, но так и не вышла замуж. Младшая (родившаяся второй) вышла замуж в девятнадцать лет и уехала с мужем в другую страну. У нее один ребенок и семейная жизнь сложилась очень удачно. Она считает старшую сестру значительно талантливее себя и сожалеет, что " ее удел - дом, бутылка пива, и три пачки сигарет в день". У всех детей, родившихся первыми, наблюдались психосоматические реакции во время разлуки со значимыми взрослыми. Чаще всего это кожные раздражения. У рожденных вторыми ничего подобного не наблюдалось.

Конечно есть и другие факторы, отягощающие сепарационную травму у детей, рожденных первыми. И важнейший из них это сама близнецовость. Близнецы всегда рядом, они все делают вместе и смотрят друг на друга как в зеркало, и когда первый испытывает огромную сепарационную тревогу, а второй испытывает равнодушие по этому поводу, у первого может возникнуть ощущение, что он отвергнут не только значимыми взрослыми, но и частью себя, своей второй половинкой. Не может ли это вести к диссоциации и к проблеме с саморепрезентацией? Любопытно, что тенденция в рекомендации американских психологов разделять близнецов для их лучшей адаптации, пришлась именно на то время, когда в США повсеместно было принято рождение кесаревым сечением. И, возможно, ярко выраженные проблемы, связанные с их непохожестью, и легли в основу этой тенденции.

Дети, прошедшие через кесарево, но не близнецы, тоже имеют сепарационные трудности, но не настолько выраженные. Впрочем, это предмет для отдельного исследования. Для сравнения были протестированы дети, родившиеся обычно. Один ребенок и тройня, и результаты по всем тестам были равные, а на рисунках они позиционируют себя как равные среди равных (рисунки 7 и 8).



Рис. 7.

Рис. 8.

Также были протестированы родители всех исследованных детей. Все семьи полные и по тесту "Я-концепция" показали разные, но вполне адекватные результаты.

Какие же выводы можно сделать из всего вышеизложенного?

Во-первых, дети из близнецовой пары, родившиеся посредством кесарева сечения, требуют разного подхода в воспитании. Первому необходимо облегчать процесс сепарации, а второму - развивать внутренний локус контроля, что соответствует в данном случае индивидуации.

Во-вторых, влияние перинатальной ситуации на последующее развитие можно отследить не только методом холотропного дыхания С.Грофа, но и более простым тестированием, приведенным выше, и, возможно, близнецы, рожденные кесаревым сечением - не единственная возможность для таких исследований.

И, в третьих, и это уже из области фантастики, может быть существует базовая перинатальная матрица для всех процессов сепарации, преодоления злокачественных зависимостей и просто разлук происходящих в течение всей нашей жизни.

Литература

  1. Беттельхейм Б. Пустая крепость и рождение Я. М. 2004.
  2. Гроф С. Психология будущего. М. 2002.
  3. Винникотт Д. Игра и реальность. М. 2002.
  4. Ранк О. Травма рождения М. 2004.
  5. Фрейд З. Введение в психоанализ. М. 1989.
  6. Фрейд З. Торможение, симптом и страх. М. 1986.




Просмотров: 321
Категория: Психоанализ, Психология




Другие новости по теме:

  • Манухина Н.М. "Нельзя" или "можно"? - заметки психолога о влиянии запретов
  • Венгер А.Л. "Симптоматические" рекомендации в психологическом консультировании детей и подростков
  • Зимин В.А. Функция трансгрессии. Проблема нарушения границ между полами и поколениями на материале фильма П. Альмодовера "Всё о моей матери"
  • Холлис Дж.. Семья во второй половине жизни
  • Березкина О.В. Исследование истории расширенной семьи на материале романа Л. Улицкой "Медея и ее дети"
  • Васильева Н.Л. Рецензия на книгу Бурлаковой Н.С., Олешкевич В.И. "Детский психоанализ: Школа Анны Фрейд"
  • Самарина Н.П. Взаимодействие матери и ребенка в первые месяцы после рождения
  • Митряшкина Н.В. "Эта нелегкая штука - жизнь…" или о психологической помощи детям
  • Поперечный И.Ю. Аналитическое толкование творчества С.Дали на примере картины "Апофеоз Гомера (Дневной сон Гала)"
  • Орел В.Е. Феномен "выгорания" в зарубежной психологии: эмпирические исследования
  • Барская В.О. "Невидимые миру" силы: о некоторых факторах консультативной работы
  • Стафкенс А. Психоаналитические концепции реальности и некоторые спорные идеи "нового подхода"
  • Круглый стол: Об опыте "живых" супервизий в обучении системной семейной терапии
  • Барлас Т.В. Достоверность вымысла. Возможности психологической интерпретации сна Татьяны из "Евгения Онегина"
  • Моросанова В.И. Опросник "Стиль саморегуляции поведения"
  • Зимин В.А. По ту сторону супружеской измены (на материале фильма Стенли Кубрика "Широко закрытые глаза")
  • Варданян А. Когда одной консультации может быть достаточно
  • Калмыкова Е.С. Все-таки во мне что-то происходит, или развитие ментализации в жизни и в психоанализе
  • Хамитова И.Ю. Межпоколенные связи. Влияние семейной истории на личную историю ребенка
  • Коростелева И.С. Психосоматическое измерение: процесс сна как нормативный психосоматический феномен и его изменение в ходе развития психики
  • Реутская Н.Г. Ребенок-инвалид в семейной системе как фактор, осложняющий сепарационные процессы
  • Психотерапия с детьми, пациентами стационара детской онкологии и гематологии - примеры из практики
  • Шарфф Д.Э. Процесс диагностической оценки в парной терапии объектных отношений
  • Краткосрочная психотерапия: психоанализ или внушение
  • Психотерапия в Онкоцентре – из опыта работы
  • Брутман В.И. Влияние семейных факторов на формирование девиантного поведения матери
  • Олифирович Н.И. Репарация и самовосстановление: от симбиоза к сепарации
  • Как когнитивный диссонанс вызывает дистресс. Грачев В.Н. Пути преодоления когнитивного диссонанса в душе человека: о целебном воздействии музыки А. Пярта, написанной на религиозные тексты
  • Марс Д. Случай инцеста между матерью и сыном: его влияние на развитие и лечение пациента
  • Пухова Т.И. «Когда муж не хочет работать» - размышляя о случае из практики



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь