Бачериков Н. Е., Михайлова К. В., Гавенко В. Л., Рак С. Л., Самардакова Г. А., Згонников П. Т., Бачериков А. Н., Воронков Г. Л. Клиническая психиатрия.

Категория: Библиотека » Психиатрия | Просмотров: 68273

Автор:   
Название:   
Формат:   HTML, DOC
Язык:   Русский

Скачать по прямой ссылке

внешних авторитетов) и закрытых (ограниченное число социальных связей у членов семьи; Л. И. Постовалова, 1981).
Образование. В риске совершения самоубийства определенную роль играет и уровень образования, хотя данные по этому вопросу противоречивы. По данным ряда авторов (Б. Д. Петраков, Н. А. Башлыков, 1973; К. А. Пойш, 1973) и нашим наблюдениям, среди суицидентов преобладают лица с невысоким уровнем образования; другие авторы, напротив, указывают на повышенную суицидоопасность лиц с высоким уровнем образования (Я. Лейбович, 1923; J. Humphrey, 1971).
Общественно-профессиональное положение. Среди суицидентов преобладают студенты вузов, учащиеся ПТУ, медицинские работники, водители транспорта (мужчины), работники системы бытового обслужи- вания (женщины) и неквалифицированные рабочие (А. Г. Амбрумова, В. А. Тихоненко, 1980). Авторы подчеркивают, что к дезадаптации и суициду ведет не столько профессиональное положение, сколько фактор «горизонтальной профессиональной мобильности», то есть частая смена места работы и профессии.
Социально-экономические факторы. В периоды войн и революций значительно уменьшается число самоубийств, а во время экономических кризисов увеличивается (Н. А. Башлыков, 1971; R. Fox, 1971; J. A. Humphrey, 1971; N. Pesnik, L. H. Dizmaug, 1971). Так, в Великобритании в годы экономической депрессии 1936—1938 гг. 30 % всех самоубийц составили безработные. По данным ВОЗ (1960), частота самоубийств прямо пропорциональна степени экономического развития страны. В условиях нашей страны ни причины, ни частота самоубийств не имеют прямых связей с такими факторами, как трудное материальное положение, плохие условия труда или социальные конфликты (Б. А. Целибеев, 1966; Т. А. Каганский, 1970; Б. Д. Петраков, Н. А. Башлыков, 1973; К. А. Пойш, 1973). Эти факторы оказываются значимыми в совокупности с другими, отягчающими положение человека.
Природные факторы
В большинстве исследований указывается на увеличение частоты самоубийств весной. По-видимому, данная закономерность не распространяется на лиц, находящихся в условиях изоляции, и больных с тяжелыми соматическими заболеваниями (В. Ф. Коржевская, 1970). Предпринимались попытки установить зависимость частоты самоубийств от дня недели (чаще в понедельник и постепенное снижение к концу недели) и от времени суток (чаще вечером, в начале ночи и ранним утром), но данные в этом отношении противоречивы. Авторы, изучавшие зависимость между географической широтой, фазой Луны, изменением интенсивности земного магнетизма, количеством пятен на Солнце и частотой суицидальных актов, пришли к отрицательным выводам.
462

Медицинские факторы суицидального риска
Соматическая патология. Острые и хронические соматические заболевания обнаруживают у многих суицидентов, причем на первом месте стоят заболевания органов дыхания, затем пищеварительного тракта, аппарата движения и опоры и травмы (А. Г. Амбрумова, В. А. Тихоненко, 1980). По нашим данным, около 20 % обследованных лиц с суицидальным поведением страдают разнообразными соматическими расстройствами, ограничивающими их социально-профессиональную активность. Незадолго до совершения суицидального акта суици-денты часто обращаются к врачам-интернистам (почти 50 % суицидентов) .
Церебрально-органическая патология. Под нашим наблюдением находились больные мужчины и женщины молодого возраста. На основании полученных данных можно сделать заключение, что чем острее протекает органическое поражение головного мозга, тем ниже суицидальный риск. По мере хронификации органического заболевания головного мозга возможно как понижение суицидального риска (при нарастании деменции), так и его повышение (при психопатиза-ции личности). Суицидальный риск сравнительно высок у лиц с остаточными симптомами органического поражения головного мозга, причем в обстоятельствах, которые личностно значимы и представляются непреодолимыми, то есть свидетельствуют об определенной степени несостоятельности личности.
Психическая патология. Душевнобольные совершают самоубийства в 26 (Р. Г. Липанов, 1980)—32—100 раз (А. Г. Амбрумова, В. А. Тихоненко, 1980) чаще, чем психически здоровые лица. Наиболее высокий суицидальный риск отмечается при реактивных депрессиях, неалкогольных токсикоманиях, психопатиях и аффективных психозах.
Индивидуальные факторы суицидального риска
Личностные и характерологические особенности часто играют ведущую роль в формировании суицидального поведения. Однако поиски коррелятивных связей между отдельными чертами личности и готовностью к суицидальному реагированию, как и попытки поиска однозначного «психологического портрета суицидента», не дали результатов. На наш взгляд, решающими в плане повышения суицидального риска являются не конкретные характеристики личности, а степень целостности структуры личности, «сбалансированности» ее отдельных черт, а также содержание морально-нравственных установок и представлений.
Повышенный риск самоубийства характерен для дисгармоничных личностей, при этом личностная дисгармония может быть вызвана как утрированным развитием отдельных интеллектуальных, эмоциональных и волевых характеристик, так и их недостаточной выраженностью.
463

Чем больше количественная характеристика тех или иных черт отклоняется от ее срединных значений в общей популяции, тем выше суицидальный риск. Если представить отдельные качества личности в форме континуума «качество едва выражено — качество выражено максимально», то можно сказать, что суицидогенность возрастает в направлении от середины континуума к его полюсам. Поэтому суици-догенной может оказаться практически любая черта личности, но лишь при условии ее общепопуляционной аномальности. По полученным нами данным, повышают суицидальный риск такие противоположные качества личности, как отсутствие целеустремленности и чрезмерная настойчивость в достижении поставленной цели, аффективная неустойчивость и эмоциональная застреваемость, чрезмерная общительность и недостаточная коммуникативность, повышенная и пониженная самооценка. В число личностных характеристик, облегчающих формирование суицидального поведения, следует отнести также аффективную логику, возбудимость, категоричность суждений и умозаключений. Особенности характера находят отражение и в серьезности суицидальных поступков. Так, черты замкнутости и сенситивности мы выявили у 37,9 % лиц молодого возраста, совершивших самоубийство, повышенную возбудимость и взрывчатость — у 35,9%, а среди лиц с суицидальными попытками— соответственно у 26,0 и 60,2 %.
К индивидуальным факторам суицидального риска следует отнести и содержание морально-этических норм, которыми личность руководствуется. Высокая частота суицидальных поступков наблюдается в тех социальных группах, где существующие моральные нормы допускают, оправдывают или поощряют самоубийство при определенных обстоятельствах (суицидальные поступки в молодежной субкультуре как доказательство преданности и мужества, среди определенной категории лиц по мотивам защиты чести, расширенное самоубийство престарелых лиц и больных с хроническими заболеваниями, эпидемии самоубийства среди религиозных сектантов и т. п.). Влияние социальных норм и правил, усвоенных личностью в процессе социализации, прослеживается в случаях психотически и непсихотически обусловленных суицидальных актов. По нашим наблюдениям, больные с депрессивно-бредовыми идеями видели в самоубийстве не только способ самонаказания или искупления вины, но и часто последнюю возможность продемонстрировать окружающим непримиримость своей личностной позиции в отношении совершенных якобы ими «преступлений» и «дурных», общественно осуждаемых черт характера. Напротив, при суицидальных попытках, совершаемых в состоянии аффекта лицами без психоза, в большинстве случаев звучат мотивы индивидуалистического плана, отражающие социальную незрелость и морально-этическую неустойчивость. Например, наиболее частым пусковым механизмом являлись обида, гнев, возмущение в ответ на недоверие, законную требовательность, ограничение эгоистических желаний, измену, а также неудовлетворенность притязаний, боязнь ответственности. В этом находит отражение неумение или нежелание считаться с обстоятельствами, необходимость учета интересов окружающих, неспособность к рациональному разрешению конфликтной ситуации и другие особенности личности.



Связаться с администратором



Похожие публикации:

  • Н.А. Сакович. Суицидальный риск у детей и подростков
  • Молтсбергер Дж. Опасность самоубийства: клиническая оценка и принятие решений
  • Риск самоубийства можно определить по работе мозга
  • Бек А. Методы работы с суицидальным пациентом
  • Григорий Чаусовский. Профилактика суицида. Технотронная психотехнология профилактической самокоррекции суицидальных побуждений
  • Частые ссоры ведут к преждевременной смерти
  • Частые ссоры ведут к преждевременной смерти
  • Л. Алавердова. Что делать после самоубийства. Советы тем, кто пережил смерть близких, и тем, кто их окружает
  • Старшенбаум Г.В. Суицидальный синдром в соматической клинике
  • Малейчук Г.И. Особенности психотерапевтической работы с клиентами с зависимой структурой личности
  • Расстройство личности: симптомы и диагностика. Типы личностных расстройств
  • Шнейдман Э. Душа самоубийцы.
  • Артем Павлов. Визуальная диагностика особенностей личности: 8 доминант
  • Вроно Е.М. Суицидология в России - немного истории
  • Манухина Н.М. Некоторые особенности психологической помощи пациентам с соматическими заболеваниями
  • В. Соснин, Т. Нестик. Феномен терроризма с использованием смертников: социально-психологическая интерпретация
  • Психология суицидного поведения - Автор неизвестен
  • Фукалова Ирина Александровна. Педагогическая статья «Развитие социальных качеств личности ребенка дошкольного возраста»
  • Манухина Н.М. Социальная дезадаптация пациентов с соматическими заболеваниями как объект психологической коррекции
  • Тест MMPI. Измерение результата.
  • Геннадий Иванов. Психотравма как способ адаптации личности
  • Ученые опровергли «число Дамбара» (гипотезу об ограниченном количестве социальных и дружеских связей)
  • Галин А. Л. Психологические особенности творческого поведения.
  • Тест MMPI. Основные шкалы теста
  • Фрейд З. Введение в психологию.
  • Психологические причины возникновения бесплодия
  • Память на лица. Сколько лиц мы знаем?
  • Светлана Гаджиева. Взаимодействие семьи и ДОУ при формировании личности ребенка
  • А.П. Кормушкин. Акцентуированные личности в политике (Жириновский, Путин, Ельцин, Гитлер)
  • Блаватская Е.П. Является ли самоубийство преступлением?
  • Теплякова Т.С. Суицидальный криз
  • Мужчина и женщина: запросы на психотерапию – различия и общее
  • Тест Роршаха на основе концепции проблемно-решающего поведения.
  • Блюм Г. ПСИХОАНАЛИТИЧЕСКИЕ ТЕОРИИ ЛИЧНОСТИ
  • Елена Садыкова. Особенности обучения левшей.
  • Березин Ф. Б., Мирошников М. П., Рожанец Р. Б. Методика многостороннего исследования личности в клинической медицине и психогигиене. Введение.
  • Абу Айда Ирина Геннадьевна. ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ДЕТЕЙ С ОВЗ КАК УСЛОВИЕ РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ РЕБЁНКА.
  • Шнейдман Э. Самоубийство как душевная боль
  • Кизюкевич Вера Анатольевна. Взаимодействие с игрушкой как фактор первичной социализации и инкультурации дошкольников
  • Кубарькова Надежда Николаевна. Консультация для родителей на тему: «Закладываем основы будущей личности».
  • Д. Крейсман, Х. Страус. Пограничное расстройство личности, его критерии и диагностика
  • Методика многостороннего исследования личности. Модификация и рестандартизация.
  • Тест MMPI. Стандартизация и валидизация
  • Суркова Елена Петровна. Особенности социально-психического развития дошкольников
  • Стандартизация методики многостороннего исследования личности. Результаты стандартизации
  • Как получить дополнительные сведения, о человеке обращая внимание на формы успокаивающего поведения. Практические рекомендации.
  • Мужчины лгут чаще женщин?
  • Андрей Торнов. Самопомощь при депрессии, хронической усталости, ВСД: пять важнейших правил
  • Связь сиблингов в системе. Якимова Т.В. Особенности общения сиблингов в условиях детского дома
  • Люлина Татьяна Васильевна. «Особенности межличностных отношений в старшей группе»



  • Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:      
    Код для вставки в форум (BBCode):      
    Прямая ссылка на эту публикацию:      


     (голосов: 0)

    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь