Бачериков Н. Е., Михайлова К. В., Гавенко В. Л., Рак С. Л., Самардакова Г. А., Згонников П. Т., Бачериков А. Н., Воронков Г. Л. Клиническая психиатрия.

Категория: Библиотека » Психиатрия | Просмотров: 68283

Автор:   
Название:   
Формат:   HTML, DOC
Язык:   Русский

Скачать по прямой ссылке

цидальные проявления как симптом психического заболевания (J. P. Falret, 1822; Ph. Pinel, 1829; J. E. D. Esquirol, 1838). J. E. D. Es-quirol, в частности, считал, что только в состоянии безумия человек способен покушаться на собственную жизнь и все самоубийцы — душевнобольные. Аналогичных взглядов придерживались и некоторые русские исследователи (И. Гвоздев, 1885; М. Я. Феноменов, 1914). Крайним выражением биологического направления в суицидологии, игнорировавшим роль ситуационных и личностных факторов в генезе самоубийств, являлась анатомо-антропологическая теория суицида. В соответствии с ней суицид есть следствие анатомической дегенерации, о чем свидетельствует якобы наличие у самоубийц таких признаков вырождения, как преждевременное зарастание черепных костей, вдавления и неровности черепа и образование выпуклостей на его основании (А. И. Крюков, 1925). Ортодоксальным психиатрическим взглядам противостояла социологическая теория самоубийств Дюркгейма (1912), считавшего, что суицидальные мысли появляются прежде всего в результате разрыва интерперсональных связей личности, отчуждения индивидуума от той социальной группы, к которой он принадлежит. Учитывая особенности этого разрыва, Э. Дюркгейм выделял следующие типы суицидов: эгоистический (у лиц, недостаточно интегрированных с социальной группой), альтруистический (полная интеграция с социальной группой) и аномический (реакция личности на тяжелые изменения в социальных порядках, приводящие к нарушению взаимных связей индивидуума и социальной группы). Влияние этой теории заметно прослеживается и в современной концепции, рассматривающей самоубийство как своеобразный «крик о помощи». В работах психоаналитического направления суицид трактуется как следствие нарушения психосексуального развития личности в результате отсутствия важных лиц в решающих стадиях развития, как метод восстановления утраченного объекта любви и воссоединения с ним (А. М. По-низовский, 1981).
Большинство советских авторов при объяснении механизмов, лежащих в основе суицидального поведения, исходят из классических представлений И. П. Павлова о суициде как следствии кратковременного или длительного торможения рефлекса цели. По И. П. Павлову (1916), рефлекс цели — это «стремление к обладанию раздражающим предметом, понимая и обладание, и предмет в широком смысле слова». Сила этого рефлекса представляет собой относительно стабильную величину, проявляющуюся независимо от смысла и ценности цели. Однако находясь под постоянным влиянием внешних условий, рефлекс цели подвергается широким изменениям: от усиления до почти полного исчезновения. В последнем случае и возникает суицид, так как с угасанием рефлекса цели исчезает и ценность жизни. Несмотря на то что данная концепция сохранила свою актуальность и в настоящее время (В. Н. Крюков и соавт., 1984), дальнейшего развития в научной литературе она не получила.
459

В соответствии с современными воззрениями, утвердившимися в советской суицидологии, самоубийство рассматривается как следствие социально-психологической дезадаптации личности в условиях переживаемых ею микроконфликтов. Согласно этой теории, суицид представляет собой один из вариантов поведения человека в экстремальной ситуации, причем суицидогенность ситуации не заключена в ней самой, а определяется личностными особенностями человека, его жизненным опытом, интеллектом, характером и стойкостью интерперсональных связей. В условиях предиспозиционной дезадаптации происходит социально-психологическая дезадаптация личности, что проявляется в нарушениях поведения и различных психоэмоциональных сдвигах. При переходе предиспозиционной фазы дезадаптации в суицидальную решающее значение имеет конфликт, который понимают как сосуществование двух или нескольких разнонаправленных тенденций, одна из которых составляет актуальную для личности потребность, другая — преграду на пути ее удовлетворения.
Суицидогенный конфликт может быть вызван реальными причинами (у здоровых лиц), заключаться в дисгармоничной структуре личности и иметь психотический генез. Независимо от характера причин, конфликт всегда имеет для субъекта черты реального и поэтому сопровождается тягостными переживаниями. Конфликтная ситуация, кроме того, подвергается личностной переработке, в процессе которой изыскивается способ разрешения конфликта. При неразрешимости конфликта обычными, приемлемыми, известными способами избирается
суицид.
Приведенный краткий обзор наиболее распространенных теорий самоубийства показывает, насколько сложна и далека от однозначной трактовки природа суицидального поведения, формирующегося в одних случаях преимущественно под влиянием психопатологических факторов, в других — средовых, в третьих — индивидуальных. Конкретизация факторов, повышающих вероятность развития суицидальных форм поведения, составляет одну из важнейших задач суицидологии.
Факторы суицидального риска. Диапазон факторов внутренней и внешней среды, повышающих вероятность суицидального поведения, достаточно широк. Так, на попытку самоубийства влияют индивидуальные психологические особенности человека и национальные обычаи, возраст и семейное положение, культурные ценности, уровень алкоголизации населения, время года и т. д. С определенной долей условности известные к настоящему времени факторы суицидального риска можно разделить на социально-демографические, природные, медицинские и индивидуальные.
Социально-демографические факторы
Пол. Установлено, что женщины чаще совершают попытки самоубийства, избирая при этом менее мучительные и болезненные способы, чем мужчины; однако у мужчин суицид чаще носит завершенный
460

характер. Так, соотношение суицидальных попыток у женщин и мужчин составляет приблизительно 2—3 : 1, но по количеству суицидальных попыток, самоубийств и актов самоповреждений, взятых вместе, мужчины преобладают над женщинами. В нашей стране существенных различий в уровнях покушений мужчин и женщин не выявлено; в отличие от результатов, полученных зарубежными авторами, напротив, отмечается некоторое увеличение числа суицидальных попыток у мужчин — 1,1:1.
Возраст. Суицидальные акты встречаются практически в любой возрастной период жизни. Так, имеются данные о суицидальных попытках у детей 3—6 лет (Г. Боровик, 1967; G. Haider, 1962). В США смертность от самоубийства в возрасте до 10 лет очень низкая, в 10—14 лет— несколько выше, а в 15—19 лет — выше, чем смертность от пневмонии, туберкулеза и полиомиелита. Возраст 20—30 лет является периодом жизни, в котором наблюдается наибольшее число суицидальных попыток, что связано, по мнению Ю. Каннабиха и М. Греблиов-ского (1934), с предъявлением именно в этом возрасте наиболее высоких требований к адаптационным механизмам личности. Пик завершенных суицидальных актов отмечается среди лиц 45—49 лет, затем число самоубийств несколько снижается, а среди лиц 65—70-летнего возраста повышается. У молодых людей суицидальные попытки имеют, как правило, менее серьезный характер, чем у лиц пожилого возраста, но встречаются чаще.
Место жительства. Количество самоубийств среди городских жителей заметно выше, чем в сельской местности. Выявлена прямо пропорциональная зависимость между плотностью населения и частотой самоубийств. Установлено, что даже в пределах одного города частота завершенных самоубийств выше в центральной его части, а незавершенных— на окраинах (И. 3. Коваленко, 1926). По современным данным, в нашей стране частота суицидальных случаев в городской и сельской местности примерно одинакова.
Семейное положение и особенно характер внутрисемейных отношений оказывают значительное влияние на суицидальный риск. Известно, что состоящие в браке реже совершают самоубийства, чем холостые, вдовы и разведенные. Выше суицидальный риск у бездетных, а также живущих отдельно от родственников. Среди суицидентов преобладают лица, воспитывавшиеся в детстве различными родителями, в интернате или же имевшие только одного из родителей. Существенное влияние оказывает также социально-психологический тип семьи. Суицидоопасные состояния, в частности, легче возникают в семьях дезинтегрированных (отсутствие эмоциональной и духовной сплоченности), дисгармоничных (рассогласование целей, потребностей и мотиваций членов семьи), корпоративных (возложенные обязанности член семьи выполняет лишь при условии такого же отношения к обязанностям других членов семьи), консервативных (неспособность членов семьи сохранить сложившуюся коммуникативную структуру под давлением
461



Связаться с администратором



Похожие публикации:

  • Н.А. Сакович. Суицидальный риск у детей и подростков
  • Молтсбергер Дж. Опасность самоубийства: клиническая оценка и принятие решений
  • Риск самоубийства можно определить по работе мозга
  • Бек А. Методы работы с суицидальным пациентом
  • Григорий Чаусовский. Профилактика суицида. Технотронная психотехнология профилактической самокоррекции суицидальных побуждений
  • Частые ссоры ведут к преждевременной смерти
  • Частые ссоры ведут к преждевременной смерти
  • Л. Алавердова. Что делать после самоубийства. Советы тем, кто пережил смерть близких, и тем, кто их окружает
  • Старшенбаум Г.В. Суицидальный синдром в соматической клинике
  • Малейчук Г.И. Особенности психотерапевтической работы с клиентами с зависимой структурой личности
  • Расстройство личности: симптомы и диагностика. Типы личностных расстройств
  • Шнейдман Э. Душа самоубийцы.
  • Артем Павлов. Визуальная диагностика особенностей личности: 8 доминант
  • Вроно Е.М. Суицидология в России - немного истории
  • Манухина Н.М. Некоторые особенности психологической помощи пациентам с соматическими заболеваниями
  • В. Соснин, Т. Нестик. Феномен терроризма с использованием смертников: социально-психологическая интерпретация
  • Психология суицидного поведения - Автор неизвестен
  • Фукалова Ирина Александровна. Педагогическая статья «Развитие социальных качеств личности ребенка дошкольного возраста»
  • Манухина Н.М. Социальная дезадаптация пациентов с соматическими заболеваниями как объект психологической коррекции
  • Тест MMPI. Измерение результата.
  • Геннадий Иванов. Психотравма как способ адаптации личности
  • Ученые опровергли «число Дамбара» (гипотезу об ограниченном количестве социальных и дружеских связей)
  • Галин А. Л. Психологические особенности творческого поведения.
  • Тест MMPI. Основные шкалы теста
  • Фрейд З. Введение в психологию.
  • Психологические причины возникновения бесплодия
  • Память на лица. Сколько лиц мы знаем?
  • Светлана Гаджиева. Взаимодействие семьи и ДОУ при формировании личности ребенка
  • А.П. Кормушкин. Акцентуированные личности в политике (Жириновский, Путин, Ельцин, Гитлер)
  • Блаватская Е.П. Является ли самоубийство преступлением?
  • Теплякова Т.С. Суицидальный криз
  • Мужчина и женщина: запросы на психотерапию – различия и общее
  • Тест Роршаха на основе концепции проблемно-решающего поведения.
  • Блюм Г. ПСИХОАНАЛИТИЧЕСКИЕ ТЕОРИИ ЛИЧНОСТИ
  • Елена Садыкова. Особенности обучения левшей.
  • Березин Ф. Б., Мирошников М. П., Рожанец Р. Б. Методика многостороннего исследования личности в клинической медицине и психогигиене. Введение.
  • Абу Айда Ирина Геннадьевна. ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ДЕТЕЙ С ОВЗ КАК УСЛОВИЕ РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ РЕБЁНКА.
  • Шнейдман Э. Самоубийство как душевная боль
  • Кизюкевич Вера Анатольевна. Взаимодействие с игрушкой как фактор первичной социализации и инкультурации дошкольников
  • Кубарькова Надежда Николаевна. Консультация для родителей на тему: «Закладываем основы будущей личности».
  • Д. Крейсман, Х. Страус. Пограничное расстройство личности, его критерии и диагностика
  • Методика многостороннего исследования личности. Модификация и рестандартизация.
  • Тест MMPI. Стандартизация и валидизация
  • Суркова Елена Петровна. Особенности социально-психического развития дошкольников
  • Стандартизация методики многостороннего исследования личности. Результаты стандартизации
  • Как получить дополнительные сведения, о человеке обращая внимание на формы успокаивающего поведения. Практические рекомендации.
  • Мужчины лгут чаще женщин?
  • Андрей Торнов. Самопомощь при депрессии, хронической усталости, ВСД: пять важнейших правил
  • Связь сиблингов в системе. Якимова Т.В. Особенности общения сиблингов в условиях детского дома
  • Люлина Татьяна Васильевна. «Особенности межличностных отношений в старшей группе»



  • Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:      
    Код для вставки в форум (BBCode):      
    Прямая ссылка на эту публикацию:      


     (голосов: 0)

    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь