Айламазьян А.М. (ред.) Метод беседы в психологии.

Категория: Библиотека » Психодиагностика | Просмотров: 18966

Автор:   
Название:   
Формат:   HTML, DOC
Язык:   Русский

Скачать по прямой ссылке

Есть еще одна форма беседы во время эксперимента, тоже сложная. Скажем, с подростками мы проводим тест Розенц-вейга. Подросток кажется ангелом. А вы знаете, что он поступил в больницу, потому что избивал свою сестренку, бабушку. И вы можете очень осторожно спросить: «А скажи, пожалуйста, как бы ты в жизни поступил, если бы тебя обрызгали? » (по поводу картинок РозенцвеЙга). — «А я бы послал его*. — «А почему же сейчас...» — «Ну знаете, я же не дурак. Я знаю, как себя надо вести, ведь я же понимаю, что это эксперимент*. Но это не со всеми молено. Иногда человек на вас обидится- Как говорит Кандинский: «Душа, расстроившись, не перестает быть душой &3 то есть заболевший человек не перестает быть человеком. Если вы долго работали с человеком и могли вступить в контакт, вы можете предложить такой вопрос. Только надо уметь это сделать вовремя. Так же и с мальчиком: «Вот в жизни, всегда ты последнюю конфету отдашь своей сестре или нет?»- Вы должны после решения всех этих задач суметь на этой основе начать с ним беседу. Не в виде самонаблюдения, а в виде каких-то, если хотите, нестандартизированных опросников.
Чем опросник хорош или плох, это уже другое: есть последовательность, есть какие-то стандартные вопросы. А вы уже после эксперимента задаете вопросы, вытекающие из того* как он решил эти задачи, пиктограмму, ТАТ*
Я вам набросала такое «панно*► , потому что у меня есть, если говорить актерским языком, сверхпрограмма, сверхцель, сверхзадача. Мне важно, чтобы вы поняли, как это трудно и что вы должны обдумать. Хорошо прочитать историю болез-
86___________________^_^_________^___.______
ни, подумать над ней, поговорить с врачом по поводу больного. Потом вы его вызываете и начинаете с ним беседовать и экспериментировать, то есть вы сами должны подготовиться к своей беседе, к своему поведению во время эксперимента. Что делала Дембо? Одного — здорового — она дразнила. Она знала, как и с кем себя вести, кто к ней приходит. Вот так и с больным, вы должны его знать. Вы начинаете эксперимент с беседы, и вы эту же беседу продолжаете во время эксперимента. Я не говорю сейчас, как экспериментировать, это тема отдельной лекции.
Вы продолжаете беседу во время экспериментирования, вы не сидите «как мумия*, вы все время разговариваете. Это деятельностное общение, причем обязательно вербальное, с использованием мимики, жеста, А потом вы опять возвращаетесь к беседе, но вы «актерство* уже оставили, И вы* если удается ^ на основании того, что делал больной, вступаете с ним уже в индирективную беседу по Роджерсу.
Коротко подытожим — нет схемы в беседе с больным. Есть схема проведения эксперимента.
V. ИНДИРЕКТИВНАЯ БЕСЕДА. СТАДИИ ПСИХОТЕРАПЕВТИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА ПО К. РОДЖЕРСУ ОПИСАНИЕ ЗАДАНИЯ
Данное задание предназначено для проведения занятий в рамках Общего практикума по теме «Наблюдение и беседа*.
Целью данной работы является ознакомление студентов с теоретическими представлениями и практикой К, Роджерса. Необходимо отметить, что в ходе подготовки к работе студенты осваивают большой объем теоретического материала» который необходим для полноценной включенности в выполнение практической работы. Теория психотерапии К. Роджерса в ходе выполнения задания становится «живым знанием*, и такая ситуация создает сильную познавательную мотивацию студентов. Опыт участия, активного наблюдения и обсуждения психотерапевтической беседы дает возможность использовать полученные в ходе работы знания для профессионального и личностного развития.
Важно осознавать, что в рамках самого задания практически осуществляется роджерианский подход* Эти занятия создают условия для качественных изменений в сознании и студенты получают не только информацию о том, что такое личностно-центрированный под ход, но и сами работают {совместно с преподавателем) «роджерсами*.
Для того, чтобы практически осуществить эту очень непростую задачу, мы предлагаем использовать наблюдение за психотерапевтическим процессом, используя представления К.Роджерса о семи стадиях. Это позволяет студентам почувствовать сложность и ответственность работы психотерапевта, ощутить реальность процесса изменения клиента в ходе
88______________________________________________________
сессии и увидеть именно этот аспект психотерапии, Сам К, Роджерс подчеркивал, что важно видеть эту сторону действительности в рамках психотерапии. В своей книге «Взгляд на психотерапию. Становление человека» К, Роджерс пишет: «,,. я действительно старался дать себе возможность почувствовать, а затем и выразить явление, которое, как мне кажется, является центральным в психотерапии, центрированной на клиенте. Моя книга "Психотерапия, центрированная на клиенте"1 была только что опубликована, но я уже не был удовлетворен главой, описывающей процесс психотерапии, написанной около двух лет назад. Мне хотелось более динамично передать то, что происходит с человеком во время психотерапии»2. Очень важно понимать, что роджерианский подход ставит в центр внимания не решение проблемы, а то, что происходит с человеком в ходе психотерапевтического процесса. Эти изменения описаны К.Роджерсом как семь стадий , которые проходит человек на пути от жесткости, ригидности, омертвелости к мягкости, подвижности, оживленности (см» Приложение 1),
Психотерапевтический процесс обеспечивается «терапи-стом*. Описание того, что делает терапист для создания условий личностных изменений клиента, у Роджерса очень интересно, и в первую очередь тем, что речь идет не о технике, а о «бытии», Процесс психотерапии обеспечивается не внешне организованным поведением тераписта, а его полным присутствием в ситуации* Это очень важно понять, поскольку роджерианский подход практически не имеет техники, которой можно было бы обучить. Как иллюстрацию этого, можно сравнить описание работ самого К, Роджерса и работ его ученика Ф. Фаррелли3, Эти тераписты ведут себя с клиентами настолько по-разному, что с внешней
1 В русском переводе «Клиенто-центрированная терапия»,
2 Роджерс К. Взгляд на психотерапию. Становление человека* М*: Издательская группа « Прогресс*, «Универс*, 1994* С* 117,
3 См* Фаррелли Ф., Брандсма Дж, Провокационная терапия, Екатеринбург: Екатеринбург, 1996.
________________________________________________________89
точки зрения они могут показаться представителями диаметрально противоположных течений психотерапии. Однако по сути, по своему присутствию в психотерапевтическом процессе — это клиенте-центрированный подход.
По К* Роджерсу, терапист, работающий в идеологии кли-ент-центрированного подхода, должен быть эмпатичным, при* нимающим и конгруэнтным* С подробным описанием этих качеств можно ознакомиться в Приложении 2. Но у каждого человека эти качества проявляются уникальным, только ему присущим образом. В ходе наблюдения за работой конкретного тераписта студенты учатся видеть наличие или отсутствие этих качеств*
Отработка задания
Аппаратура: телевизор, видеомагнитофон, видеозаписи 2—3 клиенто-центрированных бесед. Методика наблюдения
Задание выполняется на 2-х занятиях. В первой части наблюдения студенты в основном наблюдают за клиентом. Их основная задача — научиться наблюдать за продвижением клиента с позиции клиенто-центрированной терапии. В ходе работы студент заполняет протокол наблюдения ? который прикладывается к отчету, Примерный вид протокола приведен в таблице 2* В колонке «Тема» фиксируется с максимально доступной степенью подробности вербальное содержание беседы. Идеалом содержания этой колонки является стенограмма, но это невозможно в силу отсутствия у студентов необходимых технических навыков. Кроме того, необходимо учитывать, что надо параллельно выполнять задачу наблюдения за стадиями психотерапевтического процесса. В протоколе можно использовать нумерацию тем. Номер меняется на следующий по порядку, когда содержание беседы, по мнению наблюдателя, меняется по смыслу. Таких тем в беседе может быть 5—10* Следует отмечать, по чьей инициативе происходит смена тем: клиента или терапевта.
90_____________________________
В колонке «Стадия» ставится цифра от I до VII, соответствующая стадии психотерапевтического процесса с точки зрения наблюдателя. Кроме того, рядом отмечается категория наблюдения, по которой делается вывод о том, что наблюдаемый эпизод соответствует данной стадии: II ч, — вторая стадия у чувства; IV п. — четвертая стадия, отношение к проблеме; V к. — пятая стадия, личностные конструкты. Протоколируются изменения стадий.
В колонку «Примечания» вносятся существенные, важные с точки зрения наблюдателя факты наблюдения за невербальным поведением терапевта и клиента*
Для облегчения наблюдения хорошо воспользоваться таблицей 1, в которой кратко описаны 7 стадий психотерапевтического процесса. Просмотр видеозаписи осуществляется в непрерывном режиме. Это напряженное занятие, позволяющее побыть в «башмаках психотерапевта*, ведь нормальная сессия длится около 1 часа без перерывов.
Сразу после наблюдения проводится групповое обсуждение результатов наблюдения. В ходе обсуждения необходимо обращать внимание на то, чтобы высказывания участников обязательно опирались на факты наблюдения, а не уходили в область догадок и фантазий* Особо следует обращать внимание на случаи, когда наблюдение не точно. Иногда необходимо повторное просматривание спорного эпизода. Вопросы, которые следует обсудить: на какой стадии психотерапевтического процесса преимущественно находится клиент, какие изменения были замечены в ходе данной сессии, удалось ли заметить условия этих изменений? Дома пишется индивидуальный отчет.



Связаться с администратором



Похожие публикации:

  • Важные вопросы, которые могут быть заданы, в тот или иной период работы психолога с клиентом.
  • Притча «От Меня это было»
  • Таро – искусство задавать вопросы
  • Х. Рудигер, С. Виттманн. Что значит «уверенность в себе»
  • Притча «Бремя»
  • Зидиханова Рида Рашитовна. Памятка для родителей и педагогов «Я –это я»
  • Притча «Получасовая лекция»
  • Притча «Мне просто важно чтобы ты знал...»
  • Притча «Быть может лишь кажется мне...»
  • Геворгизова Ж. Индивидуальное консультирование клиента с психосоматическими жалобами в рамках теории семейных систем Мюррея Боуэна с использованием одностороннего зеркала
  • Метод Сакити Тойода или метод пяти «ПОЧЕМУ»
  • Владимир Тарасов. Принципы жизни (книга для героев).
  • Редактор. Что делать с непослушными детьми?
  • Мощное послание от 24-летнего умирающего парня. Он точно знает, в чем смысл жизни.
  • Барбара Шер. Как начать делать то, что хочешь
  • И. Пинтосевич. Управление эмоциями в твоих руках
  • Щербатской Ф.И. ЦЕНТРАЛЬНАЯ КОНЦЕПЦИЯ БУДДИЗМА И ЗНАЧЕНИЕ ТЕРМИНА "ДХАРМА"
  • Дэвид Ди Анджело. Критические точки и мосты.
  • Хокинг С. КРАТКАЯ ИСТОРИЯ ВРЕМЕНИ
  • Эриксон М. Мой голос останется с вами.
  • Самый быстрый приворот
  • Притча «Живи здесь и сейчас»
  • Торо Г. ЖИЗНЬ БЕЗ ПРИНЦИПА
  • Притча «Взгляд мастера»
  • Как говорить с телом: алгоритм вопросов для работы с психосоматикой
  • Притча «Истинные изменения»
  • Притча «Язык любви»
  • Гамзина Е.Н. Этика и защита клиента в работе транзакционального психотерапевта
  • Микаэлян Л.Л. Опыт работы с двумя семьями, пострадавшими от теракта в Беслане. Ресурсная история.
  • Заговор на удачу сделан, какие могут быть последствия?
  • Притча «Понимание»
  • Ягнюк К.В. Как в психотерапии происходят изменения?
  • Притча «Упорство»
  • Притча «Ручка и Карандаш»
  • Если во взаимоотношении нет понимания: прием имаго-метода в семейном психологическом консультировании
  • Как читать приворот на любовь?
  • Бэйдер Э., Пирсон П. 7 стратегий установления позитивного контакта в терапии пар
  • «Чего хочу Я, чего хочет ОН»
  • Джек Парсонс. Книга Антихриста
  • Притча «Я такой же сильный, как и сорок лет назад»
  • Притча «Шахматная игра»
  • Семь психологических правил, которые помогают жить
  • Притча «Искать своё Я»
  • Белокопытова Светлана Васильевна. Викторина для старшей группы по рассказам Н,Н. Носова.
  • Притча «Об отказе»
  • Вопросы, которые может оказаться полезным задать если вы проходите собеседование при приеме на работу
  • Егор Горд. Как развить уверенность в себе и стать сильной личностью?
  • Инесса Гольдберг. Графология — наука или искусство? Как работает графологический метод
  • 15 актуальных психологических приемов как вести себя в конфликтной ситуации
  • Морено Дж.Л. Социометрия. Экспериментнальный метод и наука об обществе.



  • Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:      
    Код для вставки в форум (BBCode):      
    Прямая ссылка на эту публикацию:      


     (голосов: 0)

    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь