Крюкова Т. Л., Сапоровская М. В., Куфтяк Е. В. Психология семьи: жизненные трудности и совладение с ними.

Категория: Библиотека » Семейная психотерапия | Просмотров: 55342

Автор:   
Название:   
Формат:   HTML, DOC
Язык:   Русский

Скачать по прямой ссылке

С точки зрения структуры, можно выделить семьи, где руководство сосредоточено в руках одного члена семьи, и семьи, где явно выражено равное участие всех членов в управлении. В первом случае говорят об авторитарной системе отношений, во втором — о демократической. Различной может быть структура семей в зависимости от того, как в ней распределены основные обязанности: равномерно или же большая их часть сосредоточена в руках одного члена семьи. В большинстве случаев семьи ориентированы на равномерное распределение обязанностей, а также равноправное участие в решении всех семейных проблем.
Вопросотом, что в семье является нормой, а что нарушением, — один из наиболее трудных вопросов современной науки о семье. Часть специалистов по семейным отношениям имеют определенное представление, какой должна быть семья, — например, какими могут и должны быть отношения между супругами (С. Мину-хин). Другие четче определяют требования, предъявляемые к семье, — например, необходимость создания условий для развития личностей членов семьи (К. Витакер). Третьи точнее знают, какой не должна быть семья, — учение о «семейных треугольниках» и о «двойной связи» (М. Боуэн). Наконец, четвертые верят человеку из семьи и помогают ему избавиться от того, что мешает (Д. Фонтана, 1995; Э. Г. Эйдемиллер, 2000; В. Юстицкис, 1999).
Нормально функционирующая семья обеспечивает требуемый минимум благосостояния, социальной защиты и продвижения ее членам и создает необходимые условия для социализации детей до достижения ими психологической и физической зрелости (В. Н. Дружинин, 2000). Это семья, которая ответственно и дифференцированно выполняет свои функции, вследствие чего удовлетворяется потребность в росте и изменениях как семьи в целом, так и каждого ее члена.
Ролевая структура семьи
Одной из важнейших характеристик семьи является ее ролевая структура, отражающая, какие обязанности в семье выполняет каждый из супругов, насколько жестко они связаны с полом, в какой степени они определяются волей и желанием супругов, а в какой — традициями и другими внешними факторами (Ю. Е. Алешина, 1987; Е. A. Blechman, E. M. Hetherington, 1996).
Существует ряд обстоятельств, делающих проблему ролевой внутрисемейной структуры особенно актуальной для современной семьи. Что такое традиционная и эгалитарная семья, в чем их основные различия? Это, прежде всего, две различные системы распределения внутрисемейных ролей. Так, традиционная семья — это семья, где за супругами в соответствии с их полом закреплены определенные роли: жена играет роль матери и хозяйки, муж в основном ответственен за материальное обеспечение семьи и сексуальные отношения (Ю. Е. Алешина, Л. Я. Гозман, Е. М. Дубов-ская, 1987). В эгалитарной семье фактически все роли распределяются между мужем и женой вне зависимости от их пола, преимущественно поровну. Между традиционной и эгалитарной формами семьи лежит ряд переходных форм, где также имеется своя специфическая структура семейных ролей. Таков, например, брак-содружество, где жена хотя и выполняет, прежде всего, роли матери и хозяйки, но огромное внимание уделяет и выполнению роли друга (психотерапевта) по отношению к мужу.
Каждый тип семейных отношений характерен для определенно -го общества, рассматриваемой социальной группы и т. д.
Структура семейных ролей непостоянна. В ходе развития семьи в ней происходят значительные изменения в плане традиционности — эгалитарности распределения ролей между супругами. Как показывают исследования, некоторый сдвиг в сторону традиционных отношений способствует повышению удовлетворенности браком на определенных этапах цикла развития семьи (например, в период после рождения в семье ребенка), но в другие периоды повышению удовлетворительности браком способствует, наоборот, увеличение эгалитарности супружеских отношений (В. А. Абабков, М. Перре, 2004; Ю. Е. Алешина, 1987). Естественные изменения в ролевой структуре семьи вызывает также любое другое событие в
63
жизни ее членов: переезд на новое место жительства, переход на другую работу одного из супругов и др., но эти изменения чаще всего незначительны и происходят постепенно (P. Boman, Gr. Yates, 2002).
Одна из наиболее серьезных проблем при исследовании ролевой структуры семьи — это само выделение ролей (Ю. Е. Алешина, 1987; Д. Майерс, 1996), так как они могут быть описаны по разным основаниям (например, инструментальные — экспрессивные), кроме того, они могут быть сформулированы как достаточно обобщенно (например, роль хозяйки — хозяина), так и на основании каких-либо частных семейных функций (например, приготовление пищи или закупка продуктов в магазине).
Каких-либо строгих правил или теоретического обоснования того, как необходимо выделять семейные роли, фактически не существует. Выделяют следующие семейные роли: ответственный за материальное обеспечение семьи (хозяин), осуществляющий уход за маленькими детьми, воспитывающий детей-подростков, сексуальный партнер, организатор развлечений, обеспечивающий психологический комфорт, отвечающий за организацию родственных связей, и др.
Ответственный за материальное обеспечение семьи. Эта роль включает в себя, прежде всего, различные дела и обязанности, связанные с зарабатыванием денег, обеспечением семье адекватного для нее материального уровня благосостояния. В исследованиях различных отечественных авторов часто используется обозначение «кормилец». Данные свидетельствуют, что эта роль воспринимается как мужская, ее реализация в большей степени лежит на плечах мужа.
Хозяин — хозяйка. Традиционно эта роль включает в себя покупку продуктов и приготовление пищи, уход за одеждой, обеспечение уюта, порядка и чистоты в доме. В большинстве культур эта роль закреплена за женой (матерью), хотя в современной семье в этом плане произошли значительные сдвиги. Так, по данным И. Ная, 70% мужчин заявили, что эти функции, закрепленные за этой ролью, должны быть поделены между женой и мужем поровну.
Роль ответственного за уход за маленьким ребенком заклю -чается в деятельности по обеспечению ребенку физического и психологического комфорта (чистоты, пищи, тепла и т. д.). Традиционные нормы предписывают выполнение этой роли матери, хотя
64
эгалитарные нормы, широко распространяющиеся в последние годы, несколько пошатнули это убеждение.
Роль воспитателя заключается в реализации обязанностей, связанных с развитием ребенка в компетентную, моральную и социальную личность. Реализация этой роли в целом определяется некоторыми специфическими факторами. Прежде всего, то, насколько родители вообще включены в эту роль, зависит от уровня их образования . На основании многочисленных данных можно говорить о том, что степень включенности мужа и жены в воспитание определяется и полом ребенка. Если ребенок мальчик, то эта функция чаще распределяется между родителями поровну, в случае же, если в семье растет девочка, ее воспитанием занимается, прежде всего, мать.
Роль сексуального партнера. Эта роль включает в себя проявление различного рода активности в плане поведения. Традиционно считается, что инициирует и определяет характер сексуальных отношений муж. При этом результаты опросов свидетельствуют о том, что мужчины заинтересованы в активности женщин как сексуальных партнеров.
В молодых семьях жены чаще выступают инициаторами интим -ных отношений, чем в более пожилых парах.
Роль организатора развлечений. Эта роль включает в себя выдвижение различного рода инициатив в сфере досуга, а также активность, связанную с организацией выходов семьи в гости, в кино, планированием и поведением отпуска и т. д.
В исследовании И. Ная показано: большая часть испытуемых считают, что эту роль должен выполнять тот, у кого значительные возможности в этом плане, то есть эта роль жестко не закреплена за определенным членом семьи. Анализ же реального поведения показывает, что муж в большей степени исполняет эту роль.



Связаться с администратором



Похожие публикации:

  • Брутман В.И. Влияние семейных факторов на формирование девиантного поведения матери
  • С.В. Уманский. Психологическая программа «Счастливые роды»
  • Светлана Исакова. Сценарий праздника 'День матери'
  • Хамитова И.Ю. Семейная история и её влияние на переживание беременности
  • Митина М. А. Влияние психологического здоровья матери на становление психики ребёнка
  • Фисун Е.В. Взаимное влияние переживаний беременности и утраты
  • Худоерко Оксана Петровна. Рекомендации родителям в период адаптации ребенка в детском саду
  • Ягнюк К.В. Влияние стилей привязанности на поведение в ситуации развода
  • Материнство как социокультурный феномен, типы материнства, причины кризиса традиционного материнства и пути его преодоления
  • Елькина Юлиана Юрьевна. Гендерное воспитание дошкольников
  • Юлия Костюк. Роль семьи в период предшкольной подготовки
  • Главный Редактор. Взаимодействие ребенка и матери
  • Притча «Две матери»
  • Притча «Любовь в сердце матери»
  • Повышение роли отца в семье
  • Андреева Г. М., Богомолова Н.Н., Петровская Л. А. Современная социальная психология на западе (теоретические направления)
  • Грицай Л.А. Кризис традиционного материнства в современной России: социально-психологический аспект
  • Составляющие коучинга (coaching)
  • Советы психолога при выборе ребенка для усыновления
  • Сексуальность женщин и мужчин, отношение к сексу у разных полов
  • Почему мужчины предпочитают женщин в красном
  • Ольга Юрьевна Бирюкова. Презентация 'День матери'
  • Скрягина Татьяна Данииловна. Конспект занятия по познавательной деятельности в подготовительной группе: «Образ Пресвятой богородицы – женщины матери».
  • Бруёк Анна Александровна. «Значимость семейного воспитания в жизни ребенка».
  • Истомина Наталия Анатольевна. Программа коррекционно – профилактических занятий с детьми раннего возраста в период адаптации к дошкольному учреждению «Здравствуй, детский сад!»
  • Патриархальная стадия развития индивида
  • Суркова Елена Петровна. Особенности социально-психического развития дошкольников
  • Багдасарян С.Б. Самоучитель супружества.
  • Самарина Н.П. Взаимодействие матери и ребенка в первые месяцы после рождения
  • Баутина Елена Александровна. Особенности построения организационно – мотивационного этапа НОД в соответствии с ФГОС в ДОУ
  • Балзам Р. Мать внутри матери
  • Филиппова Валентина Леонидовна Тарасова Юлия Александровна. Методическая разработка «Воспитание любви к природе»
  • Хамитова И.Ю. Практика в онкологическом центре как этап становления профессиональной идентичности
  • Расстройство личности: симптомы и диагностика. Типы личностных расстройств
  • Артем Павлов. Визуальная диагностика особенностей личности: 8 доминант
  • Определить сексуальную ориентацию можно по расширяющимся зрачкам
  • Исаева Ольга Сергеевна. Психология детей раннего возраста
  • Светлана Гаджиева. Взаимодействие семьи и ДОУ при формировании личности ребенка
  • Березина Татьяна Ивановна. Роль семьи в формировании личности ребенка.
  • Пучкова Любовь Александровна. Взаимодействие ДОУ и семьи в условиях адаптации
  • Павел Пономарев. Влияние личности руководителя на личностные трансформации подчиненных
  • Осипюк Татьяна Александровна. Роль отца в воспитании ребенка
  • Филиппова Т. В. Ребёнок-Родитель-Взрослый
  • Бражникова Линара Барыевна. Актуальность взаимодействия ДОУ и семьи
  • Филимонова Инга Алексеевна. «Коррекция тревожных состояний у детей раннего возраста в период адаптации к ДОУ посредством сказкотерапии»
  • Цаболова Татьяна Викторовна. Организация психолого-педагогического сопровождения детей в период адаптации к школе
  • Гарифуллина Миляуша Магдануровна и Кувшинова Альбина Альфредовна. Конспект НОД по развитию речи в средней группе №12 Тема: «Мамочка любимая моя» (посвящено Дню Матери)
  • Пономарева Елена Леонидовна. СЦЕНАРИЙ ЛИТЕРАТУРНОЙ ГОСТИНОЙ, посвященной Дню Матери.
  • Ермилова Оксана Анатольевна. Социализация дошкольников в условиях детского дома
  • Депривация; deprlvation



  • Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:      
    Код для вставки в форум (BBCode):      
    Прямая ссылка на эту публикацию:      


     (голосов: 0)

    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь