Крюкова Т. Л., Сапоровская М. В., Куфтяк Е. В. Психология семьи: жизненные трудности и совладение с ними.

Категория: Библиотека » Семейная психотерапия | Просмотров: 55340

Автор:   
Название:   
Формат:   HTML, DOC
Язык:   Русский

Скачать по прямой ссылке

Классически выделяют две фундаментальные лидерские роли:
1. Роль инструментального лидера в решении задачи, включающая действия, направленные, преимущественно, на решение поставленной перед группой задачи.
2. Роль экспрессивного, или социально-эмоционального лидера, содержащая действия, относящиеся, в основном, к различным аспектам межличностного общения в группе.
Более поздние исследования структуры группового лидерства, выполненные, в частности, отечественными психологами и педагогами, позволили выявить некоторые новые аспекты. Речь идет об увеличении списка лидерских ролей в связи с учетом многообразия ситуаций жизни группы. Так, Л. И. Уманским и его сотрудниками в 1980-е гг. описаны следующие роли:
• лидер-организатор, осуществляющий функцию групповой интеграции;
• лидер-инициатор, задающий тон в решении групповых проблем;
• лидер — генератор эмоционального настроения (роль эмоционального лидера);
• лидер - эрудит (одна из ролей интеллектуального лидера);
• лидер эмоционального притяжения (соответствует «социометрической звезде»);
• лидер - мастер, умелец (то есть специалист в каком - либо виде деятельности).
Данная классификация лидерства успешно применена в психологии семьи М. С. Резниковой (1972): ею описаны лидеры и степень их эффективности в разных сферах семейной жизнедеятельности.
Тендерные исследования лидерства
Традиционно проблема лидерства изучалась почти без учета пола, поскольку лидерская роль считалась маскулинной. Область тендерных исследований лидерства активно формируется за рубежом (в США, Западной Европе, Австралии), начиная с середины 1970-х гг. под влиянием феминистической психологии, представители которой добились того, что тендерный подход стал неотъемлемой частью психологического исследования.
Большинство работ, посвященных тендерным проблемам лидерства, можно разделить на две категории; они проводятся в группах: а) с деловыми, б) с интимными отношениями.
Были получены три типа эмпирических данных (Д. Майерс, 1996):
1) лидеры-женщины не отличались от лидеров - мужчин ни по лидерскому стилю, ни по эффективности своей деятельности, ни по вербальному поведению;
2) различия лидеров разного пола были отражением общих тендерных различий, то есть лидеры имели больше сходства с рядовыми участниками своего пола, чем с лидерами противоположного пола;
3) лидеры-женщины отличались от мужчин, но в сторону, противоположную ожидаемым тендерным различиям; так, по мотивации достижения и стремлению к лидерству женщины не только не уступали мужчинам, но даже превосходили их.
Поиск причин тендерной диспропорции лидерства, различий (или доказательств их отсутствия) между лидерами-мужчинами и лидерами-женщинами ведется в разных направлениях.
1. Концепция гендерного потока, выдвинутая Барбарой Гу-тек, фактор пола считает доминирующим: он является более мощным, чем другие факторы, в том числе лидерство, как бы «заливая», подобно потоку, всё вокруг (возникает так называемый гендерный эффект, когда пол становится более значимым, чем все другие факторы). Согласно этой концепции, восприятие лидера зависит, прежде всего, от его пола. В самом деле, в некоторых исследованиях было установлено, что женщины воспринимались как менее компетент- ; ные лидеры, особенно если эксперты-подчиненные были сторонниками традиционных, не эгалитарных взглядов на лидерство.
59
2. Теория гендерного отбора лидеров (Дж. Боумэн с соавторами; С. Суттон с соавторами) исходит из допущения, что люди вообще предъявляют различные требования по отношению к лидерам разного пола. По отношению к женщинам эти требования выше; так, чтобы получить ту же менеджерскую должность, что и мужчина, женщина должна продемонстрировать гораздо более высокую по сравнению с ним компетентность, чтобы снять влияние предубеждений против нее. Эти предубеждения не позволяют части женщин занять лидерскую позицию, что порождает тендерную диспропорцию среди лидеров в организации. Были получены эмпирические данные о существовании предубеждений против лидерства женщин, в том числе и против их лидерства в семье — даже у профессиональных психотерапевтов. В то же время, несмотря на существование таких убеждений (более устойчивых у мужчин, чем у женщин), во многих семьях лидерство делится между мужем и женой, особенно в длительно существующих браках.
3. Концепция токенизма, предложенная Р. Кэнтер, постулирует, что на групповую динамику оказывает влияние пропорция представителей различных культурных категорий в группе. В асимметричной группе ее члены, составляющие большинство по какому-то из признаков (вчастности, по тендерной и расовой принадлежности), были названы доминан -тами, а те, кто количественно лишь символически был представлен в группе, получили название «токенов» (символов). Женщины в мужской группе и женщины-лидеры в мужском мире выступают в качестве токенов, играя одну из четырех неформальных ролей (обнаруженных эмпирически): а) «ма-
'тери» — от нее ждут эмоциональной поддержки, а не деловой активности; б) «соблазнительницы» — токен выступает лишь сексуальным объектом мужчины с высоким должностным статусом в организации, вызывая негодование у коллег -мужчин; в) «игрушки, талисмана» — милой, но не деловой женщины, приносящей удачу; г) «железной леди» — этим токенам приписывалась неженская жесткость, и они были особенно изолированы от группы. Все эти роли мешают женщинам занять положение равных доминантов в группе, снижают их возможности роста, и изменить эту ситуацию может лишь увеличение их числа среди лидеров.

В обществе маскулинность дает больше преимуществ индивиду, чем фемининность, поэтому некоторые женщины предпочитают демонстрировать маскулинное поведение: выгод от него может быть больше, чем потерь. Возможно, поэтому ряд женщин подражают маскулинному лидерскому стилю, особенно если они занимают должности в традиционно мужских областях деятельности. Обладание же и маскулинными, и фемининными чертами одновременно чревато для индивида провоцированием дисфункционального внутрен -него конфликта.
4. Сторонники фрейдизма традиционно негативно относились к женскому лидерству, связывая его сугубо с маскулинной тендерной ролью. Лидеры-женщины считались обладателями нездоровой тендерной идентичности, а их стремление к лидерству, называемое «фаллическим», рассматривалось как проявление неполноценности женщин, завидующих мужчинам.
5. Вероятностная модель лидерства, разрабатываемая Ф. Фид-лером и его последователями, хотя и редко обращается к половым различиям, постулирует, что женщины и мужчины будут различаться по лидерской эффективности лишь в том случае, если будут использовать различный лидерский стиль (см., например, обзор у Т. В. Бендас, 2000).
Семейные отношения с точки зрения
проблем социальной власти
и лидерства
Как уже говорилось, структура семьи — это состав семьи и число ее членов, а также совокупность их взаимоотношений. Анализ структуры семьи дает возможность ответить на вопрос о том, каким образом реализуется властная функция семьи: кто в семье осуществляет руководство, кто является исполнителем, какраспреде-
6i
лены между членами семьи права и обязанности (Ю. Е. Алешина, 1987; В. Н.Дружинин, 2000; Н. Н. Обозов, 1990; Р. Скиннер, Д. Клииз, 1995).



Связаться с администратором



Похожие публикации:

  • Брутман В.И. Влияние семейных факторов на формирование девиантного поведения матери
  • С.В. Уманский. Психологическая программа «Счастливые роды»
  • Светлана Исакова. Сценарий праздника 'День матери'
  • Хамитова И.Ю. Семейная история и её влияние на переживание беременности
  • Митина М. А. Влияние психологического здоровья матери на становление психики ребёнка
  • Фисун Е.В. Взаимное влияние переживаний беременности и утраты
  • Худоерко Оксана Петровна. Рекомендации родителям в период адаптации ребенка в детском саду
  • Ягнюк К.В. Влияние стилей привязанности на поведение в ситуации развода
  • Материнство как социокультурный феномен, типы материнства, причины кризиса традиционного материнства и пути его преодоления
  • Елькина Юлиана Юрьевна. Гендерное воспитание дошкольников
  • Юлия Костюк. Роль семьи в период предшкольной подготовки
  • Главный Редактор. Взаимодействие ребенка и матери
  • Притча «Две матери»
  • Притча «Любовь в сердце матери»
  • Повышение роли отца в семье
  • Андреева Г. М., Богомолова Н.Н., Петровская Л. А. Современная социальная психология на западе (теоретические направления)
  • Грицай Л.А. Кризис традиционного материнства в современной России: социально-психологический аспект
  • Составляющие коучинга (coaching)
  • Советы психолога при выборе ребенка для усыновления
  • Сексуальность женщин и мужчин, отношение к сексу у разных полов
  • Почему мужчины предпочитают женщин в красном
  • Ольга Юрьевна Бирюкова. Презентация 'День матери'
  • Скрягина Татьяна Данииловна. Конспект занятия по познавательной деятельности в подготовительной группе: «Образ Пресвятой богородицы – женщины матери».
  • Бруёк Анна Александровна. «Значимость семейного воспитания в жизни ребенка».
  • Истомина Наталия Анатольевна. Программа коррекционно – профилактических занятий с детьми раннего возраста в период адаптации к дошкольному учреждению «Здравствуй, детский сад!»
  • Патриархальная стадия развития индивида
  • Суркова Елена Петровна. Особенности социально-психического развития дошкольников
  • Багдасарян С.Б. Самоучитель супружества.
  • Самарина Н.П. Взаимодействие матери и ребенка в первые месяцы после рождения
  • Баутина Елена Александровна. Особенности построения организационно – мотивационного этапа НОД в соответствии с ФГОС в ДОУ
  • Балзам Р. Мать внутри матери
  • Филиппова Валентина Леонидовна Тарасова Юлия Александровна. Методическая разработка «Воспитание любви к природе»
  • Хамитова И.Ю. Практика в онкологическом центре как этап становления профессиональной идентичности
  • Расстройство личности: симптомы и диагностика. Типы личностных расстройств
  • Артем Павлов. Визуальная диагностика особенностей личности: 8 доминант
  • Определить сексуальную ориентацию можно по расширяющимся зрачкам
  • Исаева Ольга Сергеевна. Психология детей раннего возраста
  • Светлана Гаджиева. Взаимодействие семьи и ДОУ при формировании личности ребенка
  • Березина Татьяна Ивановна. Роль семьи в формировании личности ребенка.
  • Пучкова Любовь Александровна. Взаимодействие ДОУ и семьи в условиях адаптации
  • Павел Пономарев. Влияние личности руководителя на личностные трансформации подчиненных
  • Осипюк Татьяна Александровна. Роль отца в воспитании ребенка
  • Филиппова Т. В. Ребёнок-Родитель-Взрослый
  • Бражникова Линара Барыевна. Актуальность взаимодействия ДОУ и семьи
  • Филимонова Инга Алексеевна. «Коррекция тревожных состояний у детей раннего возраста в период адаптации к ДОУ посредством сказкотерапии»
  • Цаболова Татьяна Викторовна. Организация психолого-педагогического сопровождения детей в период адаптации к школе
  • Гарифуллина Миляуша Магдануровна и Кувшинова Альбина Альфредовна. Конспект НОД по развитию речи в средней группе №12 Тема: «Мамочка любимая моя» (посвящено Дню Матери)
  • Пономарева Елена Леонидовна. СЦЕНАРИЙ ЛИТЕРАТУРНОЙ ГОСТИНОЙ, посвященной Дню Матери.
  • Ермилова Оксана Анатольевна. Социализация дошкольников в условиях детского дома
  • Депривация; deprlvation



  • Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:      
    Код для вставки в форум (BBCode):      
    Прямая ссылка на эту публикацию:      


     (голосов: 0)

    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь