Крюкова Т. Л., Сапоровская М. В., Куфтяк Е. В. Психология семьи: жизненные трудности и совладение с ними.

Категория: Библиотека » Семейная психотерапия | Просмотров: 55336

Автор:   
Название:   
Формат:   HTML, DOC
Язык:   Русский

Скачать по прямой ссылке

воспитания в неполной семье без отца, и к культуре российского воспитания.
Анализ особенностей совладающего поведения подростков в неполной семье показал, что у большинства подростков из неполных семей присутствует продуктивный стиль, у трети — непродуктивный.
Преобладающими копинг-стратегиями среди подростков из неполных семей являются: 1) решение проблемы; 2) работа, достижения; 3) социальная поддержка. Средние значения выраженности стратегий совладающего поведения подростков в неполных семьях ниже значений, полученных при адаптации методики. Стратегия Социальная поддержка используется значительно чаще, они чаще надеются на Чудо, Не совладают и обращаются за помощью к Богу. В целом, подростки из неполных семей предпочитают прямые действия, достижение успеха при совладении с трудностями; они стремятся поделиться своей проблемой с другими, заручиться их поддержкой, одобрением, советами, нередко беспокоятся. В период отрочества необыкновенно возрастает значение групп сверст -ников: подростки обычно ищут поддержки у других, чтобы справиться с физическими, эмоциональными и социальными переменами отрочества, а также трудностями собственной ежедневной жизни в семье без отца. Тесные симбиотические связи между матерями и их детьми позволяют нам говорить о том, что подростки стремятся к поиску поддержки не столько у сверстников, сколько у матерей. Данная тенденция является спецификой детско-родительских отношений в неполных семьях.
Уровень испытываемого гнева и уровень враждебности к школе у подростков, воспитывающихся без отца, находятся в пределах нормы; уровень позитивного копинга выше уровня деструктивного ко-пинга, что позволяет сделать вывод о предпочтении ими конструктивного совладания с негативным аффектом (гневом).
Мы установили, что установка матерей на симбиоз препятствует непродуктивному копингу подростков. С другой стороны, существует умеренная обратная связь между той же самой родительской установкой матерей и продуктивным копингом подростков. Понятно, что симбиоз является сложной, противоречивой установкой, которую нельзя интерпретировать однозначно.
Оказалось, что инфантилизация ребенка со стороны матери по -ложительно связана с эмоционально-ориентированным копин-
51
гом. Эмоциональное реагирование в трудной ситуации вместо ее ре -шения (выплеск эмоций), видимо, провоцирует у матери стремление увидеть ребенка младше, чем он есть на самом деле, неуспешным и неприспособленным, тем самым приписывая ему несостоятельность. Но парадокс заключается в том, что эмоционально-ориентированный стиль совладания положительно коррелирует и с принятием: возможность отреагировать, выразить как положительные, так и отрицательные эмоции, видимо, способствует принятию матерью своего ребенка-подростка. Мать, принимающая, жалеющая только маленькое дитя, — это проявление разных ликов матери, о которых много известно психоаналитической психологии и психотерапии, — предстает перед нами и в результатах количественного исследования.
Связь между совладающим поведением подростков и стилем совладающего поведения матери противоречива и неоднозначна. С одной стороны, прямая активность матерей, их лидирующая позиция в разрешении проблем не всегда являются положительным примером для формирования моделей копинг-поведения подростков. С другой стороны, если матери используют эмоционально -ориентированный копинг (застревают на переживании своей беспомощности и невозможности справиться с ситуацией, склонны обращаться за помощью и поддержкой к окружающей среде — семье, друзьям, значимым другим), то подросткам это «разрешает» подобное же поведение, без необходимости прикладывать усилия и стремиться к самостоятельному, действенному решению трудной ситуации.
Сравнение совладающего поведения в неполной и полной семьях
Основной гипотезой нашего исследования было утверждение о том, что совладающее с трудностями поведение членов неполной семьи не отличается от совладания членов полной семьи. Мы обнаружили, что определенные различия в предпочтении членами семей
52
некоторых стратегий совладения, в зависимости от структуры семьи, существуют. Значимые различия обнаружены в выраженности (средние значения) и рейтинге такого стиля совладеющего поведения у матерей, как эмоционально-ориентированный копинг.
Женщины-матери, воспитывающие ребенка вместе с мужем, реже используют при столкновении с трудностями субстиль отвлечение и стиль избегание. А матери, самостоятельно, без отцовской поддержки воспитывающие ребенка, реже используют эмоционалъ -но-ориентированный стиль и субстиль отвлечение. Предпочтение матерями обеих групп субстиля социальное отвлечение, содержательно включающее обращение за поддержкой к социуму, свойственно российскому менталитету, однако выраженность этого стиля выше у матерей из полных семей. Видимо, присутствие мужской поддержки в жизнедеятельности семьи дает женщине больше возможностей расслабиться, отдохнуть от забот повседневной жизни, пообщаться с друзьями и близкими. У матерей, самостоятельно воспитывающих ребенка, уровень эмоционального самоконтроля выше, чем в другой выборке.
Родительская роль на данном этапе семейного развития предполагает принятие ответственности за жизнь и благополучие подростка, необходимость своевременно и адекватно реагировать на возникающие потребности ребенка, требования общественной жиз -ни, необходимость быть в определенной степени эталоном для подростка, способность активно разрешать проблемные ситуации. Следовательно, предпочтение матерями подростков именно таких стратегий совладения с трудными ситуациями может характеризо -вать их как опытных и успешных родителей, а семью — как полную, так и неполную —как функциональную. Безусловно, это невозможно без активной субъектной позиции — проблемного совладающе-го поведения, принятия ответственности и самоконтроля.
Совладеющее поведение подростков из полных и неполных семей в целом харектеризуется как продуктивное. Однако зафикси-ровены некоторые различия. Мы обнаружили, что подростки из полных семей знечительно чаще используют текие стретегии совле -дания как Друзья и Принадлежность, что говорит о большей вы-реженности социального копинга у подростков, воспитываемых обоими родителями. Это может быть свидетельством начевшегося нормативного для денного возресте сеперационного процесса. Дети, воспитывающиеся без отце, сокрещеют поиск социальной поддер -
53
жки среди сверстников, вероятно, они нередко ищут ее у матери, с которой существуют симбиотические отношения.
Сревнивея выраженность негативных установок родителей по отношению к ребенку в двух группех метерей, участвовавших в исследовании, мы установили, что значимые различия материнского отношения существуют в двух аспектах: образ социальной желательности и инфангпилизация ребенка больше выражены у матерей в полных семьях.
Матери, не имеющей мужской (отцовской) поддержки в со-вледении с жизненными трудностями, приходится искать ее не только у родственников, но и у своих детей, особенно старших. Наверное, поэтому в неполных семьях меньше инфентилизируют ребенка, и даже, напротив, вероятнее всего, матери проявляют желание более быстрого приобретения ребенком статуса взрослости, поскольку это дает им опору и возможность почувствовать себя не такой одинокой в переживании и совладании с трудностями жизни. Кроме того, как уже было отмечено выше, у подростков и матерей из неполных семей существуют сильные симбиотические отношения, что говорит о стремлении матери и подростка в такой семье видеть друг в друге ресурс для совладания с переменами и жизненными невзгодами. Стремление метери к симбиозу с ребенком может быть свидетельством того, что в подростковом возрасте, когда ребенок стремится стать более автономным и самостоятельным, а родители должны несколько ослабить детс-ко-родительскую связь, матерям сделать это оказывается намного сложнее, нежели отцам. Матери продолжают, как и раньше, когда,ребенок был маленьким, оберегать его, узнаветь все о событиях его жизни и внутренних переживаниях. Вместе с этим появляется потребность гордиться своим ребенком, знать, что он не хуже, чем другие дети, возрастают критичность и требовательность к подростку.



Связаться с администратором



Похожие публикации:

  • Брутман В.И. Влияние семейных факторов на формирование девиантного поведения матери
  • С.В. Уманский. Психологическая программа «Счастливые роды»
  • Светлана Исакова. Сценарий праздника 'День матери'
  • Хамитова И.Ю. Семейная история и её влияние на переживание беременности
  • Митина М. А. Влияние психологического здоровья матери на становление психики ребёнка
  • Фисун Е.В. Взаимное влияние переживаний беременности и утраты
  • Худоерко Оксана Петровна. Рекомендации родителям в период адаптации ребенка в детском саду
  • Ягнюк К.В. Влияние стилей привязанности на поведение в ситуации развода
  • Материнство как социокультурный феномен, типы материнства, причины кризиса традиционного материнства и пути его преодоления
  • Елькина Юлиана Юрьевна. Гендерное воспитание дошкольников
  • Юлия Костюк. Роль семьи в период предшкольной подготовки
  • Главный Редактор. Взаимодействие ребенка и матери
  • Притча «Две матери»
  • Притча «Любовь в сердце матери»
  • Повышение роли отца в семье
  • Андреева Г. М., Богомолова Н.Н., Петровская Л. А. Современная социальная психология на западе (теоретические направления)
  • Грицай Л.А. Кризис традиционного материнства в современной России: социально-психологический аспект
  • Составляющие коучинга (coaching)
  • Советы психолога при выборе ребенка для усыновления
  • Сексуальность женщин и мужчин, отношение к сексу у разных полов
  • Почему мужчины предпочитают женщин в красном
  • Ольга Юрьевна Бирюкова. Презентация 'День матери'
  • Скрягина Татьяна Данииловна. Конспект занятия по познавательной деятельности в подготовительной группе: «Образ Пресвятой богородицы – женщины матери».
  • Бруёк Анна Александровна. «Значимость семейного воспитания в жизни ребенка».
  • Истомина Наталия Анатольевна. Программа коррекционно – профилактических занятий с детьми раннего возраста в период адаптации к дошкольному учреждению «Здравствуй, детский сад!»
  • Патриархальная стадия развития индивида
  • Суркова Елена Петровна. Особенности социально-психического развития дошкольников
  • Багдасарян С.Б. Самоучитель супружества.
  • Самарина Н.П. Взаимодействие матери и ребенка в первые месяцы после рождения
  • Баутина Елена Александровна. Особенности построения организационно – мотивационного этапа НОД в соответствии с ФГОС в ДОУ
  • Балзам Р. Мать внутри матери
  • Филиппова Валентина Леонидовна Тарасова Юлия Александровна. Методическая разработка «Воспитание любви к природе»
  • Хамитова И.Ю. Практика в онкологическом центре как этап становления профессиональной идентичности
  • Расстройство личности: симптомы и диагностика. Типы личностных расстройств
  • Артем Павлов. Визуальная диагностика особенностей личности: 8 доминант
  • Определить сексуальную ориентацию можно по расширяющимся зрачкам
  • Исаева Ольга Сергеевна. Психология детей раннего возраста
  • Светлана Гаджиева. Взаимодействие семьи и ДОУ при формировании личности ребенка
  • Березина Татьяна Ивановна. Роль семьи в формировании личности ребенка.
  • Пучкова Любовь Александровна. Взаимодействие ДОУ и семьи в условиях адаптации
  • Павел Пономарев. Влияние личности руководителя на личностные трансформации подчиненных
  • Осипюк Татьяна Александровна. Роль отца в воспитании ребенка
  • Филиппова Т. В. Ребёнок-Родитель-Взрослый
  • Бражникова Линара Барыевна. Актуальность взаимодействия ДОУ и семьи
  • Филимонова Инга Алексеевна. «Коррекция тревожных состояний у детей раннего возраста в период адаптации к ДОУ посредством сказкотерапии»
  • Цаболова Татьяна Викторовна. Организация психолого-педагогического сопровождения детей в период адаптации к школе
  • Гарифуллина Миляуша Магдануровна и Кувшинова Альбина Альфредовна. Конспект НОД по развитию речи в средней группе №12 Тема: «Мамочка любимая моя» (посвящено Дню Матери)
  • Пономарева Елена Леонидовна. СЦЕНАРИЙ ЛИТЕРАТУРНОЙ ГОСТИНОЙ, посвященной Дню Матери.
  • Ермилова Оксана Анатольевна. Социализация дошкольников в условиях детского дома
  • Депривация; deprlvation



  • Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:      
    Код для вставки в форум (BBCode):      
    Прямая ссылка на эту публикацию:      


     (голосов: 0)

    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь