Секащсий Александр Куприянович. Онтология лжи.

Категория: Библиотека » Ложь и её выявление. | Просмотров: 12655

Автор:   
Название:   
Формат:   HTML, PDF
Язык:   Русский

Скачать по прямой ссылке

Таким образом, отклонение синусоиды на табло детектора, для наивного пользователя означающее «испытуемый лжет», для более искушенного наблюдателя получает другой смысл: испытуемый наконец-то приближается к истине. Именно ложь есть то, что пощчается «само собой» как чистая манифестация человеческой природы. Это она легка, а трудна истина.
3
Проследим дальнейший ход наивной рефлексии. Из первого тезиса о том, что «ложь есть умышленный поступок», вытекает второй тезис: «человек решается на ложь и потому несет за нее
3Гегель. Йенская реальная философия//Гегель. Работы разных лет: В 2 т. Т. 1. М., 1970. С. 308.
ответственность». Феноменологическое рассмотрение опровергает оба тезиса, ибо оказывается, что/производство лжи, предшествуя истине и своим собственным развитым модификациям, является простым «фоном работающего сознания», на котором возможны и более сложные узоры. Возможны—но не обязательны.
Серая суровая нить, из которой соткана канва «общения», не является исключительно нитью истины, но точно так же далека она от осмысленной стратегии обмана. Истина и ложь — все это уже вышивка по канве. Основным же наполнителем каналов общения (потока Weltlauf со всеми его разветвлениями) служит стихийная импровизация мысли, или безудержное производство версий. Продуцирование фоновой, непредумышленной лжи чаще всего неподконтрольно субъекту. Можно сказать, что контроль субъекта неизменно запаздывает — говорящий время от времени «спохватывается»: «Что же это я несу?». Но опять же в большинстве случаев ни собеседник, ни правила игры не призывают говорящего к ответу, дозволяя свободу дискурса, свободу говорить что вздумается/
Это действительно стихия, и для ее обозначения можно было бы модифицировать применимый к другим стихиям речевой оборот. Англичане говорят о моросящем дожде: «It is raining» («дождит», «моросит»), аналогично немецкому «es regnet». It is talking («говорится») — следовало бы обозначать стихийную фоновую импровизацию. Пристальная феноменология лжи легко извлекает из фоновой коммуникации разного рода оговорки на уровне целых фраз, даваемые всуе обещания, обрывки автобиографических фантазий и другую подобную продукцию, заполняющую пространство дискурса, при отсутствии специальных ограничений, призванных нормировать разговор в соответствии с требованиями истины. Всякий разговор «о чем-то» окаймляется «разговором ни о чем», стихией it is talking, впадает в случайную импровизацию или осаждается из нее в виде кристалликов.
Одна из миниатюр М. Жванецкого может служить сюжетиком подобного разговора ни о чем, или «вообще разговора». Двое участников беседы (обозначим их JI-1 и JI-2) договариваются, к какому сроку нужно сделать чертежи. Имитируются все признаки предметной беседы: момент несогласия, попытка убедить и даже некоторая горячность.
JI-1: Сделаю к пятому числу.
Л-2: Надо к четвертому. Л-1: К пятому! Л-2: К четвертому!
Л-1: Ну ладно, к четвертому.
Л-2: Ну ладно, к пятому.
Л-1 (про себя): Ни черта я ему не сделаю.
Л-2 (про себя): А мне это и не надо.4
Иллюстрация хороша тем, что в ней выдержана максимальная общность ситуации — симметричность взаимного невостребования. На тысячу данных всуе обещаний приходится минимум столько же полученных всуе обещаний. При этом обмен обманом не замедляет своего круговорота, поскольку срабатывает правило «А мне это и не надо». Когда же некоторые обещания выборочно востре- буются, то давший их «неожиданно», но неизменно (можно сказать, неожиданно-неизменно) оказывается захваченным врасплох. Он захвачен и пойман с помощью загадочного приема, представляющего собой высокоадаптивную стратегию в том мире, где доминирует коммуникация выдумками. Прием называется «ловлю на слове».
4
«Ловлю на слове» — это односторонний, разовый механизм повышения ранга беседы. Во время коммуникации выдумками, т.е. обычной пустой болтовни, когда собеседники мирно потчуют друг друга какими-либо химерами, имеющими форму факта, «вешают лапшу на уши» друг другу, один из собеседников вместо очередного «стряхивания с ушей» того или иного химерического продукта коммуникации, вдруг фиксирует его, произнося нередко и сам пароль: «Ловлю на слове», т.е. «Ловлю на лжи!». Торжествуя, что
4Б.Гройс пишет: «Хотя я, может быть, утверждаю то или иное с убежденным видом, но на самом деле знаю, что все это туфта, и готов в любой момент отказаться от своих слов — поэтому и стараться разоблачить меня нет никакого смысла» (Гройс Б. Дневник философа. Париж, 1989. С. 145).— Далее Гройс развивает мысль следующим образом: «Каждый, кто когда-либо вел спор, знает, что вначале ему вовсе нечего сказать, что он в общем согласен со своим оппонентом в том смысле, что ему все равно, но постепенно его точка зрения начинает для него выкристаллизовываться, и только потом он объявляет, что всегда придерживался этой точки зрения: это проблема стратегии» (там же. С. 145 -146).
удалось «схватить за язык» собеседника, он восклицает: «Так Вы творите, у Вас есть знакомые в регистратуре (в институте, в отделе, в казенном доме и т.п.)? Если бы Вы знали, как мне это кстати! Я давно ищу человека, который мог бы мне помочь, так что Вас мне сам Бог послал». Или: «Ты не знаешь, как избавиться от этой тяжелой обязанности? Слушай, уступи ее мне—мне как раз нечем заняться».
Мы видим, как неуютно чувствует себя пойманный на слове собеседник. Но одновременно мы понимаем, что торжество в связи с обманом обманщика, попытка заставить его выполнить сказанное неуместны. Поэтому мы не отдаем своих симпатий ловкому разоблачителю лжи.
Дело в том, что разоблачитель, осуществляя стратегию ловли на слове, нарушает некие неписаные правила игры, провокационно вменяя в вину сознанию основы его собственного устройства. Сознание так устроено, что фоновый уровень его работы представляет собой непрерывное порождение химер и фальсификатов. Манифестацию фонового уровня можно сдерживать, повинуясь репрессивной практике истины. Можно сдерживать ее, прилагая усилия, здесь и сейчас, но невозможно репрессировать естественность стихийной импровизации мысли вообще.5
Практика ловли на слове содержит в себе элемент незаконности. Существует ведь и иной, вполне джентльменский, способ повышения ранга беседы, при котором собеседники отказываются от априорного преимущества. Это оповещение: «Мне нужно с Вами серьезно поговорить». Можно и проще: «Давай поговорим!». Такого рода оповещение будет верно воспринято как ограничение, накладываемое на стихийную импровизацию мысли. Забавно, что соответствующее оповещение: «Я давно хотел с тобой поговорить»—
5В «Отрывках и афоризмах» Чаадаева есть любопытное рассуждение, где он полемизирует с Бюффоном, допускавшим самосознание у животных. Чаадаев пишет: «Мы сами очень многому подражаем машинально, без малейшего размышления, не думая, берем привычки людей, с которыми живем, присваивая себе их движения, их ухватки и даже иногда перенимаем голос. Вот наша чисто животная Натура. Нам очень важно знать, что человек не целый день бывает человеком. Бюффон, отнявши у них разум, дает животным какое- то самосознание, ощущение собственного бытия. Странная мысль! Я сам могу ли постоянно иметь это самосознание? Не нужно ли даже некоторое усилие, чтоб его себе напомнить? Неужели животное будет иметь качество, которое мне-то дано не во всякую минуту?» ( Чаадаев II. Я. Статьи и письма. М., 1989. С. 172-173.
вполне может прозвучать и в середине разговора и даже в самом его конце, косвенно указывая тем самым на истинную цену предшествующего общения. Более того, обещание, данное уже после «официального уведомления о прекращении болтовни», имеет ничуть не больше шансов быть исполненным, чем провокационно пойманное обещание, но зато оно соответствует правилам fair play, т.е. высоких модусов фальсификации, и поэтому не идет в ущерб хорошим отношениям собеседников, тогда как ловля на слове есть лучший способ возбудить к себе неприязнь.
Собеседник, абстрагирующий из стихийного потока нужное ему состояние и представляющий его «на выходе», осуществляет, в отличие от полиграфа, действительную детекцию лжи. Это — факт чрезвычайной важности, имеющий далеко идущие последствия. Здесь, по сути дела, совершается первый шаг к истине.



Связаться с администратором



Похожие публикации:

  • Регрессивное восстановление персоны; Regressive restoration of the persona
  • Притча «Быть может это судьба»
  • Симбиоз; Symbiosis
  • Х. Рудигер, С. Виттманн. Что значит «уверенность в себе»
  • 27 цитат Ицхака Адизеса о том, кто и как добьется успеха в современном мире.
  • Егор Горд. Психология неудачника: когда все идет наперекосяк
  • «Шамати», Статья 1. Нет никого кроме Него. Услышано в первый день недели Итро (6 Февраля 1944 г.)
  • Сергей Воронков. Что такое «Душа»? (или «Психология, наука — о чем?»)
  • Сергей Неллин. 7 популярных заблуждений о страхе
  • Елена Джеро. Как найти свою «половинку» или Happily ever after
  • Важные вопросы, которые могут быть заданы, в тот или иной период работы психолога с клиентом.
  • Притча «Понимание»
  • Удовольствия жизни - почему нам их не хватает
  • ЧТО ТАКОЕ ПРОСВЕТЛЕНИЕ? Исследование цели духовного пути. Под редакцией Джона Уайта
  • Восемь трюков для распознавания лжи на переговорах
  • Неприятные переживания, которые указывают на то, что Вы развиваетесь в правильном направлении
  • Роман Буряк. Чем руководствуются лидеры?
  • Рамиль Гарифуллин. Как избавиться от обиды
  • Коттлер Дж. Лучшие психотерапевты - что они за люди?
  • 10 признаков умных людей
  • Чеглова И. А. Еще две игры
  • К чему снится пожар?
  • Тень; Shadow; Schatten
  • Хлебова Вероника. Стать Родителем самому себе
  • Приворот на мужчину на расстоянии
  • Текст для тех кому одиноко или грустно. Поэма Desiderata, написанная Максом Эрманом.
  • Закономерности психических систем
  • Эрих Фром говорил…
  • Анатолий Гершов. Рожденные недовольными. Почему так трудно жить сегодняшним днем и радоваться тому, что имеешь
  • Притча «Мастер Притч»
  • Рамиль Гарифуллин. О депрессии, ценностях и смысле жизни
  • Притча «Притча о двух младенцах»
  • Вытеснение, или репрессия; Repression; Repression
  • Йегуда Ашлаг. Каббала в сравнении с науками
  • В чем секрет счастливого брака?
  • Редактор. Подарки на день рождения (как выбрать)
  • Психолог - «Родители, будьте примером ребёнку»
  • Юнг К.-Г. Психология и религия.
  • Роберт Энтони. Искусство принимать себя. Секреты уверенности в себе
  • Чувство; Feeling; Geffihl
  • Проекция; Projection; Projektion
  • Георгий Почепцов. Тоталитарность. Усреднение людей приводит общество в неживое состояние
  • Как правильно относиться к деньгам ?
  • Екатерина Сологубова. Эмоциональное выгорание или как остаться самим собой
  • Почему люди лгут или Быть честным — тяжелая работа. Психология лжи
  • Как помочь ребенку приобрести уверенность
  • Комплекс; Complex; Komplex
  • «Администратор гостиницы».
  • Персона; persona — лат. актерская маска
  • Девять привычек уверенных в себе людей



  • Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:      
    Код для вставки в форум (BBCode):      
    Прямая ссылка на эту публикацию:      


     (голосов: 0)

    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь