Секащсий Александр Куприянович. Онтология лжи.

Категория: Библиотека » Ложь и её выявление. | Просмотров: 12588

Автор:   
Название:   
Формат:   HTML, PDF
Язык:   Русский

Скачать по прямой ссылке

ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение 3
Глава 1. Природная колыбель лжи 12
I1 л ав а 2. Космология лжи 33
Г л а в а 3. Человеческое сознание в спектре возможных миров разумности 50
Глава 4. Опыт распознавания обмана 60
Глава 5. Траектория обмана и ее исследование 73
Глава 6. Прогрессия фальсификации 108
Заключение 117

ВВЕДЕНИЕ
В европейской философской традиции вопрос об истине (об истинном познании, о жизненной истине и т.д.) всегда был одним из решающих; в то же время ложь достаточно редко становилась предметом специального интереса; ложь принято скорее обличать, чем исследовать. /U сущности, тотального исследования лжи во всем многообразии ее модусов еще не было предпринято: затрагивались, в основном, этические и логические аспекты лжи.
Целью данной работы является отслеживание форм присутствия лжи в мире, выявление места лжи в структуре сущего — ее онтологии, а также той меры, в которой ложь может быть устранена из теоретического и практического разума, из сферы человеческого вообще. Поэтому предметом работы является не ложное или лгущее сознание, а сознание, способное ко лжи, или JI- сознание, «это сознание»— «разумность человеческого типа».'
Первое, с чем мы сталкиваемся, обращаясь к философскому дискурсу истины, состоит в простом факте — истина не дана сразу. В неустранимой двойственности человеческого познания истинное познание требует некоторых усилий, выполнения специальной процедуры. Характер процедуры, которую требуется выполнить для получения истины, может быть различным: всматривание-воспо-минание (Платон), доказательство (Аристотель), приведение к ясности и отчетливости (Декарт). Условием получения истины может оказаться не только гносеологическая процедура, но и, например, аскетическая (преобразование себя, выход из обычного состояния). Однако в любом случае истину приходится искать, до нее нужно докапываться. По мнению Платона, истина имеет особую топику — она пребывает в сфере идей (эйдосов) и непосредственно
невидима; ее можно усмотреть лишь особым внутренним зрением, способным проникнуть в пределы сокрытого. Понимание истины как чего-то противоположного видимому является преобладающим и в дальнейшей философской традиции. Если «сущность» противополагается «видимости» (или «кажимости», «явлению»), то свойство «быть невидимым» оказывается моментом собственного определения сущности. Согласно Гегелю, сущность просвечивает через собственную видимость, но помимо этого сущность явлена и в иновидимости, и как раз иновидимость покрывает сущность неким покровом, многоцветьем наличного бытия, в котором собственное свечение сущности (истина) едва различимо.
Принципиальное разделение мира на «явленное» и «скрытое» приходится отнести к условиям возможности самого сознания; точнее— к видеологической раскладке «этого сознания». Именно так de facto поступает Кант, помещая мир вещей самих по себе (ноуменов) по ту сторону видимого; однако необходимость невидимого горизонта (в чем-то тождественного сфере эйдосов Платона) не вызывала у Канта сомнений. Основное возражение, выдвигаемое Гегелем, о том, что сфера сущностей, вещей в себе, становится излишней, коль скоро никак не сказывается в дальнейшем, разумеется, приходила в голову Канту, однако он не дал эксплицитного ответа на легко предвидимое возражение. Ответ, с известными вариациями, был дан Гегелем и Гуссерлем. Он вкратце сводится к следующему: для того чтобы нечто стало видимым, его требуется не только высвечивать, но и оттенять; речь может идти о негативном условии возможности сознания, о непрозрачном, скрытом горизонте (если оставаться в пределах паноптической метафоры).
Любопытно, что Хайдеггер, пытаясь избежать отождествления истины и невидимости, принципиально определяет истину как «не- сокрытость» («алетейя»). Но, во-первых, эта несокрытость погружена в забвение бытия, а, во-вторых, потаенность и спрятан- ность — вовсе не единственный способ сокрытия.
Стекло скрыто, невидимо, поскольку оно прозрачно, поскольку смотрят сквозь него. Самое прозрачное и ясное стекло лучше всего и укрыто. Еще более оно укрыто, если происходящее за ним открывает жизненно важный вид и сразу приковывает внимание. Отнесем стекло к «поверхностям-1» и отметим: сознание устроено так, что «поверхности-1», или «первые поверхности», для него невидимы, ибо прозрачны.
Есть и другой род невидимых поверхностей, которые мы назовем «поверхности-2», или «вторые поверхности». Они, напротив, отражают все лучи (зеркальный эффект), и благодаря их возвратному потоку (рефлексии) виден глядящий в них. Сознание устроено так, что «вторые поверхности» для него также невидимы, и лишь эта двойная невидимость задает онтологическое место субъекта (или, словами Канта, отвечает на вопрос, «как возможен субъект?»). Продолжая оптическую аналогию, выделим «поверхности-3», или «третьи поверхности», образуемые из разных степеней оплотненности-прозрачности, где можно «рассчитать процент» присутствия субъекта и присутствия объекта, а также топику такого присутствия. Это — существа, предметы, эталоны, замыслы, идеи, химеры.
Наконец (отнюдь не для исчерпания всех возможных случаев), выделим класс «поверхностей-4», или «четвертых поверхностей»,— «черных ящиков», ничего не пропускающих и ничего не отражающих. С точки зрения оптики они неотличимы от «поверхностей-1» (в обоих случаях световой луч не способен принести никакой информации), но тут аналогия с оптикой и кончается. Сознание устроено так, что «поверхности-4» для него видимы. В философии зафиксировано множество описаний «четвертых поверхностей», и спор шел главным образом об их статусе. Среди самых глубоких и аналитичных результатов можно отметить Кантову «вещь в себе». Она непознаваема (верно для «аналитической оптики»), но она ведь выявлена, и даже задано ее место во взаимодействии сознания и мира. «Поверхности-4», или «вещи в себе», должны иметь определенные различия между собой, хотя бы различия в локализации, неотождествленности координат в топике сознания.
Такое разграничение классов «поверхностей», или «зон явлен- ности», всякого возможного содержания назовем видеологическим устройством разума. Не может ли оказаться так, что невидимость некоторых вещей выступает в качестве конструктивной иллюзии, только более фундаментальной, чем та, что лежит в основе возможного восприятия? Так что нечто само по себе ложное (иллюзорное) служит необходимым условием работы сознания, без выполнения которого нет ни самого сознания, ни такого состояния сознания, как «истина»?
Чем является ложь до того, как обретает функцию «быть противоположностью истины»? Чтобы отыскать источник лжи, надо
зафиксировать его как точку сводимости всех вытекающих из него потоков.
В книге «Психология интеллекта» швейцарский психолог Пиаже, рассматривая процесс формирования восприятия, обращается
к перцептивным иллюзиям, составляющим довольно многочислен-

ную группу: кажущееся неравенство равных отрезков ^ неравенство равных интервалов времени в зависимости от их наполненности, иллюзия веса, когда большая бумажная коробка с металлическим шариком внутри кажется легче, чем такой же шарик без коробки, и др. Как бы между прочим, в ходе рассуждений "Пиаже констатирует: «Иллюзия веса, отсутствующая у дефективных, возникает к концу детства, в дальнейшем несколько уменьшается. Известно, однако, что именно эта иллюзия содержит в себе предвосхищение веса и объема, и ясно, что она... должна естественно усиливаться вместе с интеллектуальной эволюцией».1
В этой констатации содержится воистину поразительный факт, странным образом ускользнувший от внимания швейцарского психолога: иллюзия... отсутствует у дефективных... иллюзия, которая есть ошибка (в данном случае погрешность восприятия), выступает показателем нормы в развитии сеисомоторного интеллекта, тогда как отсутствие ошибки означает не что иное, как очевидную патологию, неспособность.
Современная дефектология, не вдаваясь в «метафизические обоснования», пришла к надежному эмпирическому критерию олигофрении: при отсутствии явных признаков самым валидным показателем дебильности оказывается отсутствие перцептивных иллюзий, четко фиксируемое в тестах/
Вот, стало быть, факт, над которым стоит подумать. Полагаясь на некую предварительную интуицию, можно даже сопоставить данный факт с каким-либо решающим экспериментом (типа опыта А. А. Майкельсона — Э. У. Морли, доказывающего несогласуемую с другими явлениями электродинамики движущихся сред независимость скорости света от движения Земли), который делает зримым до очевидности проблемное поле, где собрана критическая масса цепной реакции переосмысления.



Связаться с администратором



Похожие публикации:

  • Мамардашвили M., Пятигорский А. СИМВОЛ И СОЗНАНИЕ
  • Бабушкин В. ФЕНОМЕНОЛОГИЧЕСКАЯ ФИЛОСОФИЯ: КРИТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ
  • Чувство; Feeling; Geffihl
  • Йегуда Ашлаг. Материя и форма в Каббале
  • Прист С. Теории сознания.
  • Сознание; Consciousness; Bewusstheit
  • Почему люди лгут или Быть честным — тяжелая работа. Психология лжи
  • Притча «Обычное сознание - это путь»
  • Лосский Н. ЦЕННОСТЬ И БЫТИЕ
  • Символ; Symbol
  • Как наш мозг реагирует на факты?
  • Е. Николаева. Говорить правду или быть честным? Правда и ложь
  • Рамиль Гарифуллин. Как распознать наркомана или алкоголика? Как определить наркозависимую личность
  • Георгий Почепцов. Ложь как база социальных коммуникаций: от биологии до политики
  • Восемь трюков для распознавания лжи на переговорах
  • Вспомогательная функция; Auxiliary function
  • Имаго; Imago
  • Константин Бурсаков. Социальный мазохизм
  • Притча «О смысле жизни»
  • Смысл; Meaning; Sinn
  • Понижение ментального уровня; Abaissement du niveau mental
  • Вытеснение, или репрессия; Repression; Repression
  • Происхождение понятия «аутизм».
  • Персона; persona — лат. актерская маска
  • Самость; Self; Selbst
  • Рамиль Гарифуллин. Несет ли личность ответственность за свои мысли?
  • Хлебова Вероника. Стать Родителем самому себе
  • Психолог - «Родители, будьте примером ребёнку»
  • Причины человеческой лжи и обмана
  • Где в мозге находится центр сознания и бодрствования?
  • Притча «Тяжелая голова»
  • Притча «Внутри сознания»
  • Рамиль Гарифуллин. Этот недосягаемый феномен нашего «Я»
  • Рефлексия; Reflection; Reflexion
  • Мистическое соучастие; Participation mystique
  • Интуиция; Intuition
  • Дворянов С. В. Проблема Абсолюта и духовной индивидуальности в философском диалоге Лосского, Вышеславцева и Франка.
  • ЧТО ТАКОЕ ПРОСВЕТЛЕНИЕ? Исследование цели духовного пути. Под редакцией Джона Уайта
  • Важные вопросы, которые могут быть заданы, в тот или иной период работы психолога с клиентом.
  • Эго; Ego; Ich
  • Раппорт; Rapport; Rapport
  • Идентификация; Identification; Identifizierang
  • Феноменология; phenomenology
  • Ф. Зимбардо, Р. Сворд. Секреты и ложь: откуда они берутся
  • Ганс Нинцель. Алхимия
  • Инстинкт; влечение; Instinct; Instinkt
  • Х. Рудигер, С. Виттманн. Что значит «уверенность в себе»
  • Билл Хайдрик. Медитация на Младшие Арканы
  • Кем был Айвасс
  • Лосский В. ПО ОБРАЗУ И ПОДОБИЮ



  • Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:      
    Код для вставки в форум (BBCode):      
    Прямая ссылка на эту публикацию:      


     (голосов: 0)

    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь