Олпорт Гордон. Становление личности. Избранные труды.

Категория: Библиотека » Общая психология | Просмотров: 44349

Автор:   
Название:   
Формат:   HTML, DOC
Язык:   Русский

Скачать по прямой ссылке

454 Структура и развитие личности
Верно, чта в процессе спановления мы часта пускаем в ход значительные усилия для сдерживания импульсов и сохранения главенства выбранной идеи К несча-спъю, дискуссии о свободе часта ограничивались тгмой «силы воли» Ломая пальцы и скрежеща зубами, мы рискуем изменит желаемый эффектна противоположный Иногда мы делаем как раз та, пропив чего боремся Концентрация внимания на импульсе часто несете собой непреодолимое желание выполнить эта дейстзие Этзт «закон обратного эффекта» знаком всем И в этай форме он делаетсвободу жеста-кой иллюзией Именно в представлении человека о своем собственном развитии, а не в отдельной способности воли, мы можем наиболее ярко увидеть свободу
Детгрминисты правы, говоря, чтз ткань мира структурирована и упорядочена Но они не правы, считая, чтз ткань данной жизни достигла своей окончательной законной формы Отиоситгльная свобода человека заключается в поиске и использовании им знаний, котзрые позволятему выявить окончатгльную форму своей жизни Она будетвключать все зависимости, но будетдвигаться по направлению к руководящему образу, нереализованной перспективе
Индуистская формулировка
Любопытство относительно природы человека проявляетне талько Запад Игнорирование мудрости Востзка — непростительный провинциализм со стзроны западных ученых Я не могу в этай книге усгтновить правильный баланс, но могу привлечь внимание к одной формулировке в индуистской психологии (проста в качестве уместного символа)
Теория гласит, чтз у большинстза людей есть четыре центральных желания До некотзрой степени, хогт и очень приблизительно, они соответствуют более ранним и более поздним периодам жизни Первое желание — удовольствие Оно преобладаете младенчестзе, но остжтся на протяжении более поздних возрастав Желание удовольствия вскоре дополняется потребностью в успехе Молодые и средние годы проходятв погоне за профессиональными и социальными достижениями Некотзрые люди никогда не выходятза эти две спадии желания Но когда приходит зрелость, обычно возникает сильная ориенпация на долг Человек должен обеспечивать своих детгй и престарелых родителей, и этика социальной жизни оказываетогромное влияние на ценности человека Наконец, особенно к концу жизни, приходит желание понимания философского и религиозного смысла, а с ним — страстное желание освобождения отжизненных стадий удовольствия, успеха, долга11
Интересно отметить, чт> ни одна большая западная школа психологии не вклю-чаетвею последовательность четырех спадий в свое видение человеческой природы Позитивистская психология щедро и полностью уделяетвнимание первым двум спа-диям удовольствию — в теориях снижения напряжения, подкрепления, либидо и потребностей, и успеху — в исследованиях власти, егтпуса, лидерспеа, достижения, маскулинности Но позитивистской психологии почти нечего сказать о могшее долга (за исключением тзго, что эта реакция на интгрнализованный родительский образ), и еще меньше она можетсказать о желании философского и религиозного осмысления (за исключением намека на та, чта такое желание еспь защитный механизм, средство ухода, внешне не отличающееся отсуицида, алкоголизма и невроза) Напротив, экзистенциализм в полной мере опдаетдолжное долгу (отзетстзенности) и воле к смыслу, но удивительно мало говоритобудовольстзии и успехе как мотивах
' См , например Smith H The religions of man N Y Harper, 1958
Личность в психологии 455
Следоважльно, оказывавши, чта в этзй индуисжкой формулировке сущностная природа человека предстгвлена обобщеннее и полнее, чем в любой западной школе мысли
Стили жизни
Многие идеи, котзрых мы касаемся в эпюй главе, можно рассмапривапъ в рамках концепции стиля жизни Индивид, говорит Адлер, вырабапываетопределенные способы подстройки себя к жизни В депсгте эта проста «стгртавый стлль», складывающийся из природных данных и тгмпераментгребенка и требований общестза к нему Используя эти разнообразные ингредиенты, ребенок формируети реформируетсвой стлль, чтзбы быть в состаянии по возможности успешно решать великие проблемы жизни, включая проблему самой жизни12
Не каждый стлль может быть назван зрелым Легко соскользнуть в самоза-щитиый стлль, посредством котарого растущий индивид проста отражает воздей-стзия, угрожающие его самооценке Чергтми ппкого стиля могутбыть предубеждения, невротические защиты, эгоцентрическая религиозность Напротив, зрелый стлль жизни позволяетчеловеку справляться со всей суровостью жизни полностью реалистичным образом (знать худшее в жизни и делать из этзго лучшее), используя интггратлвные, а не защитные механизмы
Взгляд на личность как на процесс стилизации имеет та достаинстзо, чта признаетбезграничность индивидуальности (хопя, конечно, в целях сравнения можно группировапь сходные стили в типы) Такой взгляд полезен и для соединения динамики стремления с формами действия (включая рассмотренные в главе 19 стили экспрессивного поведения) Он допускаетпозитлвистгкие принципы настзлько, насколько они релевантны, как и базовые положения экзистгнциализма Таким образом, понятие стиля обладаетценностью в качестве синтетического понятия Однако конкретное применение понятия жизненного стиля требуетзначитгльных заимстзо-ваний из других направлений мысли
Связи с философией
Критики скажут чта исключительно психологическая концепция человека — пусппя мечта Нужно знать также его метафизическую природу и его места в космическом устройстве Нужно обратиться к древней мудрости (и философской, и теологической) и привлечь ее, чтобы не оказалось, чта ты открыл общеизвестное Психология не пик давно вышла на сцену, и ее понимание в лучшем случае фрагментарно Любая наука, претендующая на подлинную новизну, никогда не будет полностью истинной
12 Адлеровская психология, сердцевиной которой является понятие стиля жизни, хорошо рассмотрена в книге The individual psychology of Alfred Adler / Ed by H L Ansbacher, R R Ansbacher N Y Basic Books, 1956 Также ценен обзор Gilbert A R The concept of life-style its background and its psychological significance // Jahrbuch fur Psychologie, Psychotherapie und Medizmische Anthropologie 1960 Vol 7 P 97-107 Я признаю здесь, как и в главе 19, что «стиль» — трудное для определения понятие Но оно высоко релевантно морфогенезу личности, и психологии придется иметь с ним дело в будущем
456 Структура и развитие личности
Суть этим хорошо ухвачена На самом деле, все рассмотренные нами точки зрения имеютскрыпые связи с основополагающими философскими представлениями П озипи ей спеки е и психоаналитические взгляды опираются на физикализм или на несколько более широкий натурализм Персоналистская позиция в разных своих формах связана с немецким идеализмом, с протестантской теологией или томистской школой мысли Экзистенциализм сам есть широкомасштабная система эпистемологии и теории ценностей И пак обстоитдело со всеми формулировками, которые были или могутбыть рассмотрены Наш обзор касался только психологической поверхности этих доктрин Чтобы познать человека как целое, мы должны поместить его в космический контексте соответствии с догматами философской теории Философия человека неотделима отпеихологии человека Исследователю полезно иметь в виду это важное предуведомление
Но психолог может внести и свой собственный вклад Он надеется, что его конкретное изучение фактов предупредитошибочное философегтование Ибо, в конечном счете, ни одна философия человека не можвтбыть верной, если она резко противоречит известным фактам относительно человеческой мотивации, научения, познания, стадий развития, патологии (при условии, конечно, что эти факты твердо установлены и достаточно полны) Но психология не может дать достаточно полного знания для обоснования окончательного выбора одной интерпретации природы человека и отвержения всех остальных Лучшее, что мы можем сделать в настоящее время, — это искать философскую формулировку, которая в целом кажется наиболее согласующейся с доступными психологическими данными
Личность как система
Пожалуй, самые большие надежды на обнаружение связности возлагаются нами на подход к личности как целостной функционирующей структуре — то есть, системе Конечно, это незавершенная система, демонстрирующая разные степени упорядоченности и беспорядка Наряду со структурой в ней есть и неструктурированность, есть функции, но есть и неправильное функционирование Как гово-ритМэрфи, «у всех нормальных людей есть много свободных концов»13 И однако личность обладает достаточной связностью, чтобы ее можно было квалифицировать как систему, которая определяется просто как комплекс элементов во взаимодействии
Далее, системы могутклассифицироваться как закрытые или открытые14 Закрытая система определяется как такая, в которую не поступает материя извне и которая, следовательно, «разряжается» (подвергается энтропии согласно второму закону термодинамики) Некоторая внешняя энергия (например, изменение температуры или ветра) может влиять на закрытую систему, но, ввиду того, что у нее нет восстановительных свойств и нет взаимодействия с окружением, она (подобно гниющему амбару) погружается в «термодинамическое равновесие» Ни одна теория личности не придерживается таких взглядов Закрытыми системами пусть занимает ся физика Все живые системы — открытые
13 Murphy G Personality a biosocial approach to origins and structure N Y Harper, 1947 P 661, см также Idem Human potentialities N Y Basic Books, 1958
14 Подробнее об этом см Allport G W The open system m personality theory // Allport G W Personality and social encounter selected essays Boston Beacon, 1960 Ch 3
Личность в психологии 457



Связаться с администратором



Похожие публикации:

  • Притча «Доверие»
  • Биркхойзер-Оэри С. Мать как судьба
  • Эрик Берн. Формы человеческих отношений.
  • Эрих Фром говорил…
  • Чеглова И. А. Еще две игры
  • Притча «Анализ жизни»
  • 27 цитат Ицхака Адизеса о том, кто и как добьется успеха в современном мире.
  • Рамиль Гарифуллин. Несет ли личность ответственность за свои мысли?
  • Победить страх. - Из цикла "Психологияуспеха"
  • Екатерина Наркевич. Воспитание любой ценой. Или зачем человеку любовь(антитезисы)
  • Своеобразные с точки зрения западного человека японские понятия, которые побуждают к личностному развитию
  • Мощное послание от 24-летнего умирающего парня. Он точно знает, в чем смысл жизни.
  • Симбиоз; Symbiosis
  • Бакеева Альфия Анваровна. Проект по формированию здорового образа жизни для детей среднего возраста 'Движение+Движение=Здоровье'
  • Берн Эрик. Секс в человеческой жизни.
  • Елена Бутивщенко. Счастливый человек — враг экономики
  • Притча «Я научу лошадь летать»
  • Султанофф С.М. Легкость против тяжести: использование юмора в кризисных ситуациях
  • Как избавиться от страха и тревоги
  • 15 вещей, которые нужно перестать делать. - Психология успеха
  • Как правильно относиться к деньгам ?
  • Вера Грачева. Управление мыслями и эмоциями через тело. Работа с дыханием
  • Николас Энкельманн. Что такое страх и как его перебороть?
  • Притча «Жизнь есть то, что мы думаем о ней»
  • Притча «Я не опозорю его»
  • Кризис тридцати лет, кризис середины жизни (40-45 лет), кризис позднего возраста (55-60 лет)
  • Рамиль Гарифуллин. Суицид: психологические основы.
  • Лосский Н. ЦЕННОСТЬ И БЫТИЕ
  • Психологические советы от Михаила Лобковского
  • Притча «Алчность упрямства»
  • Фром Э. Искусство любить.
  • Архимандрит Александр Милеант. СЕМИГЛАВЫЙ ДРАКОН. Индийско-оккультные учения в свете христианства
  • Павел Пономарев. Танатофобия — страх ложной жизни
  • Андраханова Наталья. Сценарии жизни, мешающие успеху
  • Рамиль Гарифуллин. О депрессии, ценностях и смысле жизни
  • Юнг К.Г. ПРОБЛЕМА ДУШИ СОВРЕМЕННОГО ЧЕЛОВЕКА
  • Шецов А.В. «Что-то со мной не так» или Родительские предписания
  • Завышенные ожидания мешают сексуальной жизни
  • Афоризмы психотерапевтов: Валерио Альбисетти
  • Притча «Инструкция к жизни»
  • Валентин Лохоня. Хлеб с Маслоу
  • Берн Эрик. Люди, которые играют в игры.
  • Филипова Елена Владимировна. Проект «В гостях у сказов дедушки Бажова»
  • Притча «Клеточка. Вид изнутри и снаружи»
  • Ньютон Майкл. Предназначение души.
  • Тень; Shadow; Schatten
  • Георгий Сергацкий. Что важнее — грудь или попа? (Из книги «Изнанка любви, или Опыт трепанации греха...»)
  • Егор Горд. Психология неудачника: когда все идет наперекосяк
  • Бернарда Шоу о жизни.
  • Аналитическая психология К. Г. Юнга



  • Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:      
    Код для вставки в форум (BBCode):      
    Прямая ссылка на эту публикацию:      


     (голосов: 0)

    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь