Олпорт Гордон. Становление личности. Избранные труды.

Категория: Библиотека » Общая психология | Просмотров: 44345

Автор:   
Название:   
Формат:   HTML, DOC
Язык:   Русский

Скачать по прямой ссылке

Верояпио, правильно будетсказапъ, чтз все формы экзистгнциализма надеются основапъ новый вид психологии — психологию человечестза Стгржнем пикой психологии будутвечные тгмы и кризисы человеческой жизни Проспые S—R-последова-тгльноспи, реакции, влечения, привычки, повтзрения склонны упускапъ из виду каппспрофические отжнки жизни Психологии надо быпъ более последоватгльно человеческой, чем она еспъ
Вотнекотзрые из вечных тгм и кризисов Человек рождаепся в состзянии зависимости, обычно он воспипываетгя в любви и у него развиваетгя базовое доверие Ностгпенно приходитоспрое чувспво самоспи и одиночестза, котзрое оспиетгя с ним навсегда, интересы связываютего с жизнью и он постзянно спремипся к расширению своих ценностных переживаний, он влюбляетгя, жвнитгя, воспипываетпотзм-спво, он испыпываетбазовые формы тревоги (страх смерти, чувспво вины и ужас бессмысленности), он всегда ищетотзетна вопрос «зачем», он умираете одиночестве Пока психология как наука не ориентируется на эти центральные тгмы, она еще не полностью подошла к вопросам человеческого сущестзования
Вариантов экзистгнциализма слишком много, чтзбы рассматривать каждый Многие автзры — Кьеркегор, Хайдеггер, Ясперс, Сартр, Бердяев, Марсель, Бинсван-гер, Франкл, Тиллих и другие — внесли весомый вклад4 Но мы ограничимся рассмот рением некотзрых вопросов, имеющих отношение к этзму движению как целому
Экзистенциализм — идиографический или номотетический подход? Каждый человек инпенсивно спроитсобспеенное своеобразное созвездие взаимоопиошений своего Я с миром Его мотивы принадлежатему самому, всегда принимая форму «личных проектов»5 Его наследственность уникальна, воспринимаемое им окружение уникально, все его взаимоотношения с миром уникальны Существование в конечном счете происходит тзлько в мировосприятии индивида Определенно, ни кон-
4 См обзоры Heinemann F H Existentialism and the modern predicament N Y Harper, 1958, Existence /Ed by R May, E Angel, H F Ellenberger N Y Basic Books, 1958 Ch 1, 2 Сильное впечатление производят небольшие книги Frankl V From death camp to existentialism Boston Beacon, 1959, TilhchP The courage to be New Haven (Conn ) Yale Umv Press, 1953
5 Nuttin J Personality dynamics // Perspectives m personality theory / Ed by H P David, H von Bracken N Y Basic Books, 1957
Личность в психологии 449
сульппнщ ни гшрапевтне смогут доспичъ успеха, если не поймут дилемму пациентг с почки зрения самого пациентг Миллионы смерпных будут пер ежи в апъ запрудни-тгльные положения в систгме «Я — мир» миллионами способов
Таким образом, экзистгнциалиспский подход к человеку в основе последова-тгльно иди о графический До сих пор, однако, он не предложил особых методов для представления уникальной спрукпуры личность Феноменология, конечно, испытанный метод, но прудно определит, как именно использовапъ его для адекватного конфигурапивного понимания Используюпся художественная литграпура и драматургия (Камю, Сартр), а также анализ отдельных случаев (Минковски, Бинсвангер) Но эта движение еще не выработхло подлинно новатзрских метздов репрезентщии индивиду ал ьн о спи6
Какова главная цель человека? Все авторы-экзистгнциалиспы соглашаюпся, чпо сущестование — эпо, по супи, неугомонность Но разве эпа неугомонноспъ слепа, несвязна и бесполезна? Только несколько экзистгнциалистэв-«бипииков» гово-рящ чпо эпо пак Большинспво авпоров находите сердцевине жизни нечто более спа-бильное Формулировки различаются, но все согласны, чпо сущестзуетбеспокойный порыв, непреодолимая жажда жизни, выходящие за пределы живопных влечений и проспой реакпивноспи Вспомним, чпо невролог Гольдштгйн наспаивал, чпо полько пациенпы психиапрических больниц полноспъю подвласпиы биологическому давлению секса, жажды, голода, кислородного голодания, сна и т д Остальное человече-спво, по его наблюдениям, занята видами акпивноспи, выходящими за рамки эпих базовых влечений Эпи виды акпивноспи сосппвляютспремление к самоактуализации7 Другие авпоры формулируютядерный мопив иначе, но все соглашаюпся, чпо квазимеханический взгляд на мопивацию (глава 9) недоспаточен для понимания динамики человеческой жизни
К самым распроспраненным поняпиям, используемым экзистгнциалисппми, пожалуй, опносяпся тревога, страх, отчуждение Человек обнаруживаетсебя «выброшенным» в непоспижимый мир Он едва ли может избежапъ подспудного спраха с пароксизмами оспрой паники Он живете водоворотг нестабильно спи, одиночества, спрадания, его преследуетпризрак смерпи и небыпия Он хочетбежапъ отгруза пре-вог, но хочети узнапъ их смысл Бессмысленноспъ более мучитгльна, чем превога, ибо если в жизни еспъ ясная цель, по превогу и спрах можно вынеспи Ницше сказал пощ кому еспъ зачем жипъ, выдержитпочпи любое как
Далее, человек — не гомеостапическое создание Он не добиваетгя равновесия внупри себя и со своим окружением Его неугомонноспъ систгмна и слишком глубо-
6 Авторы-экзистенциалисты могут оспорить вытекающую из этого критику Они могут сказать, что экзистенциалистский анализ не претендует на то, чтобы называться объективным и научным Загонять существование в теоретическую систему — значит, разрушать его «Я — момент индивидуальности, но я отказываюсь быть параграфом в системе» (Wahl J A short history of existentialism N Y Philosophical Lib , 1949 P 32) Если кто-то желает изучать несущийся поток воды, он не может окунуть черпак и взять образец, по крайней мере, не упустив то беспокойное стремительное движение, которое есть жизнь Существование другого нельзя поймать или транслировать с помощью приборов, не поддающееся научному объяснению понимание — лучшее, на что мы можем надеяться Психоаналитик Отто Ранк дает крайнюю формулировку этой точки зрения «Следовательно, не может быть ни естественной, ни интеллектуальной науки психологии, а только психология воли и чувств » (Rank О Will therapy and truth and reality N Y Knopf, 1950 P 92)
1 Goldstein К Human nature m the light of psychopathology Cambridge (Mass ) Harvard Umv Press, 1940 См также резкое различение «мотивов нужды» и «мотивов роста» у Maslow A H Motivation and personality N Y Harper, 1954
450 Структура и развитие личности
ко укоренена, чтобы временное удовлетзорение могло заглушипъ ее Он ищетболее прочной формулы жизни, копорая позволитему выносипъ огтуждение и спрадание В гомеосгтзе еспъ чтз-тэ бескровное, он благоприятствует лени и противоречит нашей специфически человеческой способности выходить за свои пределы
К счастью, мы способны брать на себя обязательства и рисковать Мы можем, если пожелаем, ставить свою жизнь на карпу какого-то «личного проекта», даже если не можем доказать его достоинства или гарантировать его успех Наша вера в проект можетбыть только наполовину твердой, но это не означаещ что нам не надо быть решительными Способность ставить на кон свою жизнь — венец человеческих способностей Члены французского или норвежского подпольного движения Сопротивления в гитаеровской Европе чувствовали, что у них мало шансов на успех Но цель была пикой, ради которой стоитжипь и умереть Спрадания и спрахи преодолимы, если у нас еспъ идеал пакого масшпаба
Когда людей спрашивающ еспъ ли у них проекпы, ради которых они были бы готовы умерепь, большинспво опвечаетупвердипельно Они могутуточнипъ ради благосостояния их депей, или установления мира, или религиозной веры Их зачем могут различаться, но они присупспвуютв большинстве жизней
Даже у обескураженных и подавленных людей можно освежить восприятие целей простым вопросом «Почему вы не совершаете самоубийспва?» Опвечая на этот вопрос, пациентобнаруживаетсвои полузабытые ценности и обязателъспва Они — пвердый фундаментдля терапии и выздоровления
Итак, один опветна наш вопрос относительно природы человеческой личности состоит в том, что человек склонен к расширению ценностных аспектов своего опыта8 Каждый день каждый из нас спроитмножеспво отношений «Я — мир» Некоторые из них становятся все более и более значимыми, более проприативными, более настоятельными Они при даю тценн ость жизни
Некоторые авторы (среди них и Фрейд) счиппющ что неугомонность побужда-етчеловека желать окончательного покоя через уничтожение Религии Востока склоняются к этому взгляду, выраженному анонимным японским поэтом
Ненавидя моря и жизни, и смертл, Как глубоко я поскую По нагорной спране Нирваны, Не пронупой приливами перемен
Западные религии вторятэтой мысли в теиспических поняпиях Святой Августин писал «Мое сердце не угомонится, пока не найдетпокой в Тебе, Господи»
Испытывая дефицит конечной цели и сосредоточиваясь на нынешнем ходе жизни, многие авторы подчеркивают неизгладимую креативноспъ человека Бубер пишет
«Каждый человек, рожденный в мир, предспавляетчтэ-тэ новое, чпо-wo, чего никогда не сущеспвовало прежде, чпо-по оригинальное и уникальное Обязанности каждого человека — знапъ чпо в мире никогда не было никого подобного ему, ибо если бы пим был кпо-по подобный ему, не было бы необходимоспи ему быпь в эпом мире Каждый отдельный человек — эпо новое в мире он призван осущеспвляпъ свою уни-кальноспъ в эпом мире»9
8 Cantril H The «why» of man's experience N Y Macmillan, 1950
9 Buber M Hasidism and modern man / Transl and ed by M Friedman N Y Horizon Press, 1958 P 139
Личность в психологии 451
Здесь акцентсмещаежя на отежтенноспъ человека Человеку недостточно вопрошапъ жизнь опиоситглъно ее смысла и цели Важнее вопросы, котзрые жизнь спа-витперед каждым человеком какие торческие дейстия вы будет выполнят? Какую отеттенност вы примет за свое сущестование тперь, когда оно у вас ест? Какую из потребности мира (не ваших попребностй) вы будет удовлепворяпъ?



Связаться с администратором



Похожие публикации:

  • Притча «Доверие»
  • Биркхойзер-Оэри С. Мать как судьба
  • Эрик Берн. Формы человеческих отношений.
  • Эрих Фром говорил…
  • Чеглова И. А. Еще две игры
  • Притча «Анализ жизни»
  • 27 цитат Ицхака Адизеса о том, кто и как добьется успеха в современном мире.
  • Рамиль Гарифуллин. Несет ли личность ответственность за свои мысли?
  • Победить страх. - Из цикла "Психологияуспеха"
  • Екатерина Наркевич. Воспитание любой ценой. Или зачем человеку любовь(антитезисы)
  • Своеобразные с точки зрения западного человека японские понятия, которые побуждают к личностному развитию
  • Мощное послание от 24-летнего умирающего парня. Он точно знает, в чем смысл жизни.
  • Симбиоз; Symbiosis
  • Бакеева Альфия Анваровна. Проект по формированию здорового образа жизни для детей среднего возраста 'Движение+Движение=Здоровье'
  • Берн Эрик. Секс в человеческой жизни.
  • Елена Бутивщенко. Счастливый человек — враг экономики
  • Притча «Я научу лошадь летать»
  • Султанофф С.М. Легкость против тяжести: использование юмора в кризисных ситуациях
  • Как избавиться от страха и тревоги
  • 15 вещей, которые нужно перестать делать. - Психология успеха
  • Как правильно относиться к деньгам ?
  • Вера Грачева. Управление мыслями и эмоциями через тело. Работа с дыханием
  • Николас Энкельманн. Что такое страх и как его перебороть?
  • Притча «Жизнь есть то, что мы думаем о ней»
  • Притча «Я не опозорю его»
  • Кризис тридцати лет, кризис середины жизни (40-45 лет), кризис позднего возраста (55-60 лет)
  • Рамиль Гарифуллин. Суицид: психологические основы.
  • Лосский Н. ЦЕННОСТЬ И БЫТИЕ
  • Психологические советы от Михаила Лобковского
  • Притча «Алчность упрямства»
  • Фром Э. Искусство любить.
  • Архимандрит Александр Милеант. СЕМИГЛАВЫЙ ДРАКОН. Индийско-оккультные учения в свете христианства
  • Павел Пономарев. Танатофобия — страх ложной жизни
  • Андраханова Наталья. Сценарии жизни, мешающие успеху
  • Рамиль Гарифуллин. О депрессии, ценностях и смысле жизни
  • Юнг К.Г. ПРОБЛЕМА ДУШИ СОВРЕМЕННОГО ЧЕЛОВЕКА
  • Шецов А.В. «Что-то со мной не так» или Родительские предписания
  • Завышенные ожидания мешают сексуальной жизни
  • Афоризмы психотерапевтов: Валерио Альбисетти
  • Притча «Инструкция к жизни»
  • Валентин Лохоня. Хлеб с Маслоу
  • Берн Эрик. Люди, которые играют в игры.
  • Филипова Елена Владимировна. Проект «В гостях у сказов дедушки Бажова»
  • Притча «Клеточка. Вид изнутри и снаружи»
  • Ньютон Майкл. Предназначение души.
  • Тень; Shadow; Schatten
  • Георгий Сергацкий. Что важнее — грудь или попа? (Из книги «Изнанка любви, или Опыт трепанации греха...»)
  • Егор Горд. Психология неудачника: когда все идет наперекосяк
  • Бернарда Шоу о жизни.
  • Аналитическая психология К. Г. Юнга



  • Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:      
    Код для вставки в форум (BBCode):      
    Прямая ссылка на эту публикацию:      


     (голосов: 0)

    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь